Основные подходы к понятию культуры

Автор: 111 111, 06 Декабря 2010 в 17:57, контрольная работа

Описание работы

Понятие культуры в различные эпохи у различных авторов. Современные школы, направления в культурологии: символические, натуралистические, психологические, аксиологические. Структура культуры. Материальная и духовная культура. Художественная культура - особый вид культуры. Основные элементы культуры: понятия, отношения, ценности, правила. Функции культуры.
Слово "культура" первоначально возникло в латинском языке и обозначало возделывание, обработку почвы. В последующем у Цицерона ("Туксуланские беседы") говорится об обработке ума, о философии как культуре ума. Под культурой стали иметь ввиду просвещенность, воспитанность, образованность человека, и в этом значении слово "культура" вошло почти во все европейские языки, в том числе и в русский "Культура как совокупность выражения души в жестах и трудах, как тело её, смертное, преходящее...; культура как совокупность великих символов жизни, чувствование и понимание: таков язык, которым только и может поведать душа, как она страждет".

Содержание

Вопрос 1. Основные подходы к понятию культуры.
Вопрос 3. Социокультурные идеи Дюркгейма.
Вопрос 3. Назовите различные виды творчества. В чем специфика научного творчества?

Работа содержит 1 файл

Социология культуры.docx

— 20.73 Кб (Скачать)

Тема 1. Культура как предмет  социологического анализа.

Вопрос 1. Основные подходы  к понятию культуры.

Понятие культуры в  различные эпохи у различных  авторов. Современные школы, направления  в культурологии: символические, натуралистические, психологические, аксиологические. Структура культуры. Материальная и духовная культура. Художественная культура - особый вид культуры. Основные элементы культуры: понятия, отношения, ценности, правила. Функции культуры.

Слово "культура" первоначально возникло в латинском  языке и обозначало возделывание, обработку почвы. В последующем  у Цицерона ("Туксуланские беседы") говорится об обработке ума, о философии как культуре ума. Под культурой стали иметь ввиду просвещенность, воспитанность, образованность человека, и в этом значении слово "культура" вошло почти во все европейские языки, в том числе и в русский "Культура как совокупность выражения души в жестах и трудах, как тело её, смертное, преходящее...; культура как совокупность великих символов жизни, чувствование и понимание: таков язык, которым только и может поведать душа, как она страждет".

Американские антропологи  А. Кребер и К. Клахон дают следующие определения культуры: "Культура основана на схематизированных и эталонных способах мышления, восприятия и реагирования, добытых и передаваемых главным образом с помощью символов, представляющих собой характерное достижение человеческих групп, включая в их воплощение в материальных произведениях; существенное ядро культуры составляют традиционные (то есть исторически отобранные, и переданные) идеи и прежде всего связанные с этими идеями ценности".

Чтобы получить представление  о многозначности понятия "культура", обратим внимание на ряд определений, предложенные некоторыми учеными Европы и США:

"комплекс, включающий  знания, верования, искусства, законы, мораль, обычаи и другие способности  и привычки, обретенные человеком  как членом общества" (Э. Тейлор);

"каждый шаг  вперед на пути культуры был  шагом к свободе" (Ф. Энгельс);

"социальное наследование" (Б. Малиновский);

"культурный аспект охватывающий представления, ценности, нормы, их взаимодействия и взаимоотношения" (П.. Сорокин);

"организация разнообразных  явлений - материальных объектов, телесных актов, идей и чувств, которые состоят из символов  или зависят от их употребления" (Л. Уайт);

"то, что отличает  человека от животного" (В. Оствалъд);

"процесс прогрессирующего  самоосвобождения человека, языка,  религия, наука - различные фазы  этого процесса" (Э, Кассирер);

"совокупность  интеллектуальные элементов, имеющихся  у данного человека или у  группы людей и обладающие  некоторой стабильностью, связанной  с тем, что можно назвать  "памятью мира" и общества - памятью, материализированной в библиотеках, памятниках и языках" (А. Моль).

В отечественной  культурологии основными являются следующие определения:

культура охватывает четыре "общих разряда: деятельность религиозную культурную, в тесном значении этого слова", т.е. научную, художественную и техническую, деятельность политическую и деятельность общественное экономическую" (Н. Данилевский);

культура "ядром  своим и корнем имеет культ. Культурные ценности - это производные культа, как бы отслояющаяся шелуха культа" (Г1. Флоренский), О "совокупность материальных и духовных ценностей";

"способ человеческой  деятельности" (Э. Маркарян);

"знаковая система" (Ю. Лотман, Б. Успенский);

"воплощенные ценности" (И. Чавчавадзе);

"состояние духовной  жизни общества" (М. Ким);

"культура в  современном понимании есть совокупности  материальных и духовных предметов  человеческой деятельности" (Э.  Соколов);

"система регуляторов  человеческой деятельности, несущая  в себе аккумулированный опыт, накопленный человеком разумом" (В. Давидович и Ю. Жданов);

"культура как  система духовного производства  охватывает сознание, хранение, распространение  и потребление духовных ценностей,  взглядов, знаний и ориентацией  - все то, что составляет духовный  мир общества и человека" (Б.  Ерасов).

В обыденной жизни  мы часто говорим о культуре строительства, о культуре быта, о культуре торговли, о культуре общения, о культуре отдыха, о физической культуре, о культуре риса и т.п. Ясно, что говоря о культуре риса, мы имеем ввиду не сам по себе рис, а об отобранных и систематизированных способах его возделывания, выращивания.

Обобщая сказанное, можно сказать, что культура - это  надбиологический механизм аккумуляции и совершенствования опыта народов, родовой опыт человечеств, закодированный в знаковых системах, орудиях и передаваемых из поколения в поколение. 

Тема 2. Становление и развитие социологии культуры за рубежом и в России.

Вопрос 3. Социокультурные идеи Дюркгейма.

Э. Дюркгейм отмечает, что человеку как общественному существу присущи такие социальные потребности, как потребности в идеалах, ценностях, в объектах поклонения. Именно потому тенденция к деструкции особенно усиливается в условиях ценностно-нормативного кризиса в обществе, названного Э. Дюркгеймом аномией (букв. “разрегулированность”). Э. Дюркгейм указывает, что социальные и культурные нормы играют важную роль в регуляции жизни людей. Когда вся сеть социальных отношений хорошо интегрирована, тогда существует высокая степень социального сцепления; люди ощущают себя жизненными частями общества, к которому они принадлежат; они свободны от чувств психосоциальной изоляции, одиночества или забытости. Такой тип социальной организации сдерживает деструктивные тенденции, присущие природе человека. Культура такого общества действует в том же направлении. Поскольку общество интегрировано, и поскольку это единство ощущается его членами, его культура также является единой. Его ценности принимаются и разделяются всеми его членами, рассматриваются как надындивидуальные, бесспорные и священные. Такая культура не поощряет совершение деструктивных действий, вообще, и самоубийств, в частности. Напротив, общество с низкой степенью сцепления, члены которого слабо связаны между собой и с референтной группой, общество с запутанной сетью социальных норм, с “атомизированными”, “релятивизированными” культурными ценностями, не пользующимися всеобщим признанием и являющимися делом простого личного предпочтения, является мощным генератором деструкции. Однако, как показывает Э. Дюркгейм, и слишком жесткое интегрирование индивида в общественные отношения, доходящее до подавления его личности и индивидуальности, резко ограничивающее его свободу, потребности, также весьма негативно сказывается на человеке и приводит к чувству обесценивания жизни. Итак, человеку, как общественному существу, важно ощущать принадлежность к определенной группе, чувствовать себя частью целого, ему необходимы четкие ценностно-нормативные ориентиры. Если общество не может дать индивиду регулирующих норм, или наоборот, система норм является слишком жесткой и ограничивает свободу индивида, то у человека усиливаются деструктивные устремления.

«Социальным фактом», по определению Дюркгейма, является всякий образ действия, четко определенный или нет, но способный оказывать  на индивида внешнее давление и имеющий  в то же время свое собственное существование, независимое от него. При рождении индивид находит готовыми законы и обычаи, правила поведения, религиозные верования и обряды, язык, денежную систему, функционирующие независимо от него. Эти образы мыслей, действий и чувствований существуют самостоятельно, объективно.

Следствием объективности  социальных фактов является другая их характеристика — оказываемое на индивидов давление, принуждение  последних к определенному действию. Каждый человек испытывает на себе социальное принуждение. Юридические  и моральные правила, например, не могут быть нарушены без того, чтобы  индивид не почувствовал всей тяжести  всеобщего неодобрения. Точно так  же обстоит дело с другими видами социальных фактов.

Социальные факты  — образы действий, способы мышления и чувствования существующие вне индивида (то есть объективно) и обладающие по отношению к нему нормативно-принудительной силой.

Социальные факты  подразделяются в свою очередь на факты коллективного сознания (идеи, чувства, легенды, верования, традиции) и морфологические факты, обеспечивающие порядок и связь между индивидами: численность и плотность населения, форма жилища, географическое положение  и т. д.

Факты коллективного  сознания включают в себя следующие  классы явлений: общие идеи и чувства, моральные максимы и верования, моральные нормы и юридические  кодексы поведения, экономические  мотивы людей и интересы людей.

По степени консолидации людей различаются структурные (аномические) факты, институциональные факты и социальные течения, проявляющиеся в формировании и реализации общественного мнения.

Различные типы фактов лежат в основе образования социальных форм: простое (или сложное) общество, которым соответствуют механическая и органическая солидарность людей. 

     Тема 3. Культурна деятельность и культурное творчество

     Вопрос 3. Назовите различные  виды творчества. В  чем специфика  научного творчества?

     Виды  творчества: социокультурное, профессиональное, художественное, научное, техническое.

     Научное творчество

     Научное творчество есть «деятельность, направленная на производство нового знания, которое  получает социальную апробацию и  входит в систему науки», «совокупность  высших познавательных процессов, расширяющих  границы научного знания». Творчество в науке требует прежде всего приобретения принципиально нового общественно значимого знания, в этом всегда состояла важнейшая социальная функция науки.

     Новыми  считаются такие результаты научного исследования, которые существенно  расширяют и углубляют имеющиеся  знания об объективной реальности и  ее свойствах. Новое, таким образом, проявляется в различных формах: в виде открытия неизвестного ранее  объективного факта, установления нового закона, создания новой теории, формирования специфического стиля мышления и  возникновения новых парадигм исследования и т. д. К творческому процессу следует отнести и использование  научных открытий, решение практических задач с помощью науки.

     В эпоху научно-технической революции  наблюдается резкое возрастание  объема нового знания. Удвоение заявок на научные открытия и изобретения  происходит в среднем каждые 2,5—3 года. Примерно такими же высокими темпами  растет количество выданных патентов и авторских свидетельств, внедренных изобретений.

     Этапы научного творчества: выбор темы исследования; выбор методов исследования; обмен  мнениями, дискуссии, семинары; непрерывная  работа, вдохновение, интуиция, наблюдательность.

     Научное творчество всегда в той или иной мере связано с эстетическими  переживаниями. Эстетика в науке  имеет и прагматическое значение – эстетические критерии с особенной  ясностью отсекают псевдонауку от науки и служат реальной основой при оценке значимости исследования. Как и почему? Проблемы эстетики в науке представляют большой интерес и далеки еще от своего решения.

     Такая связь эстетики и науки непосредственно  подтверждается мыслями творцов  науки, свидетельствующими о важном значении их эстетических переживаний. Например, сильное и вполне осознанное эстетическое чувство свойственно творчеству Эйнштейна. Одно из главных побуждений к занятию наукой, по словам Эйнштейна, состоит в том, чтобы «каким-то адекватным способом создать в себе простую и ясную картину мира... Этим занимается художник, поэт, теоретизирующий философ и естествоиспытатель, каждый по-своему». Наука сближается с искусством, то есть с эстетикой, и высшее эстетическое значение имеет «простая и ясная картина мира».

     Научное творчество неосуществимо на основе одного лишь дискурсивного метода, на основе чистой логики. Наука требует  интуиции. Эйнштейн писал: «...высшим долгом физиков является поиск тех общих  элементарных законов, из которых путем  чистой дедукции можно получить картину  мира. К этим законам ведет не логический путь, а только основанная на проникновении в суть опыта  интуиция». Наука – это сочетание  логического и интуитивного, Вагнера  и Фауста или Сальери и Моцарта. Логика без интуиции не создает новой  информации, но лишь выявляет информацию, уже содержащуюся в исходных положениях. Можно «поверить алгеброй гармонию», но нельзя эту гармонию создать, то есть извлечь из окружающего мира. Без интуиции нет творчества.

     Однако  научная интуиция без логики может  обманывать или оказываться бесплодной. «Алгебра» необходима постоянно. Интуитивное  нахождение, угадывание минимальной  программы само всегда означает интуитивное  понимание ее дальнейшего развития. Творец науки провидит научную логику, раскрывающую содержание и следствия  программы. В конечном счете предметом эстетического восприятия является комплекс интуитивного и дискурсивного. Мы восхищаемся озарением ученого, зная к чему это озарение привело. В то же время логическое построение прекрасно, если оно исходит из вдохновенного усмотрения истины.

Информация о работе Основные подходы к понятию культуры