Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Января 2012 в 22:37, дипломная работа
Мировая практика доказала, что наиболее эффективной формой организации общественного хозяйства является рыночная форма, поскольку она позволяет при наименьших издержках решить поставленные перед обществом проблемы.
Что же такое рынок и каков механизм его действия?
В обывательском смысле слова под рынком понимают примитивные отношения «купи-продай». С научной точки зрения РЫНОК – это система экономических отношений между продавцами (производителями) и покупателями (потребителями) товаров, опосредуемых через спрос и предложение [1.94].
Тема
1. Сущность туризма,
основные понятия. (2
часа)
Вопросы:
Вопрос
1. Сущность определения
понятия туризм.
Туризм и его развитие являлось одним из наибольших экономических и социальных феноменов двадцатого столетия.
Различные источники дают существенно различающиеся определения понятия Туризм.
Во многих языках с давних времен используется слово «туризм» (tourism, tourisme, turismo), которое произошло от выражения «великий тур» (Grand Tour). «Великий тур» означал первоначально ознакомительную поездку. Ее совершали в XVII—XVIII ст. молодые представители дворянства, а в XIX ст. такие поездки стали популярны и среди других слоев населения.
Целью путешествий было знакомство с чужими культурами. Как в прошлые столетия — во времена «великих туров», так и сегодня основное назначение туризма — знакомство с другими странами, народами, средство налаживания контактов и взаимопонимания между ними.
В истории цивилизации первоосновы определения туризма были положены греками: tour (тур) означает «путешествие». В настоящее время исследователи имеют разные подходы к определению и трактовке понятий туризм и путешествие.
Дать краткое и при этом полное определение понятию «туризм», из-за многообразия выполняемых им функций и большого числа форм проявления, довольно сложно. В процессе развития давались различные толкования этому термину и каждое из них отражает те или иные стороны туризма.
Изучим некоторые определения понятия туризм:
Туризм - временные выезды (путешествия) граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства (далее - лица) с постоянного места жительства в лечебно-оздоровительных, рекреационных, познавательных, физкультурно-спортивных, профессионально-деловых, религиозных и иных целях без занятия деятельностью, связанной с получением дохода от источников в стране (месте) временного пребывания [Федеральный закон Российской Федерации от 24 ноября 1996 года N 132-ФЗ "Об основах туристской деятельности в Российской Федерации" (с изменениями)].
Тури́зм — временные выезды (путешествия) людей в другую страну или местность, отличную от места постоянного жительства на срок от 24 часов до 6 месяцев в течение одного календарного года или с совершением не менее одной ночевки в развлекательных, оздоровительных, спортивных, гостевых, познавательных, религиозных и иных целях без занятия деятельностью, оплачиваемой из местного источника [Википедия: ru.wikipedia.org/wiki/Туризм].
Туризм - это "временное передвижение людей по какой-либо территории за пределы постоянного местопребывания с целью отдыха и бизнеса" [Всемирная туристская организация (ВТО)].
Проблема
определения термина «туризм» существует
и по сей день.
Вопрос
2. Критерии определения
понятия туризм.
Базовыми критериями для определения «туризма» являются следующие:
Современный
туризм невозможен без деятельности
по производству туристического продукта:
специальной одежды, снаряжения, отелей,
мест питания, экскурсионных бюро, транспорта
и т.д. и т.п. Однако в предлагаемых ныне
определениях эта деятельность не отражается.
Вопрос
3. Сущность определения
понятий турист и
экскурсант. Различие
понятий турист и
экскурсант.
Турист, по определению Всемирной туристской организации (ВТО) - это "человек, находящийся более 24 часов в стране пребывания с целью бизнеса и отдыха".
Турист – это человек, в различных целях совершающий поездки (туры) за пределы территории своего постоянного проживания.
Экскурсант - лицо, посещающее страну (место) временного пребывания в познавательных целях на период менее 24 часов без ночевки в стране (месте) временного пребывания и использующее услуги экскурсовода (гида), гида-переводчика [Федеральный закон Российской Федерации от 5 февраля 2007 г. N 12-ФЗ О внесении изменений в Федеральный закон "Об основах туристской деятельности в Российской Федерации"].
Таким образом, отличительными особенностями в определении понятий «турист» и «экскурсант» являются:
- период (время) пребывания,
- наличие/отсутствие ночевки,
-
использование/не
Вопрос
4. Основные понятия,
используемые в Федеральном
законе Российской Федерации
от 5 февраля 2007 г. N 12-ФЗ
О внесении изменений
в Федеральный закон "Об
основах туристской
деятельности в Российской
Федерации".
Федеральный закон Российской Федерации от 5 февраля 2007 г. N 12-ФЗ О внесении изменений в Федеральный закон "Об основах туристской деятельности в Российской Федерации" дает следующие определения понятий:
- туристские ресурсы - природные, исторические, социально-культурные объекты, включающие объекты туристского показа, а также иные объекты, способные удовлетворить духовные и иные потребности туристов, содействовать поддержанию их жизнедеятельности, восстановлению и развитию их физических сил;
- туристская индустрия - совокупность гостиниц и иных средств размещения, средств транспорта, объектов санаторно-курортного лечения и отдыха, объектов общественного питания, объектов и средств развлечения, объектов познавательного, делового, лечебно-оздоровительного, физкультурно-спортивного и иного назначения, организаций, осуществляющих туроператорскую и турагентскую деятельность, операторов туристских информационных систем, а также организаций, предоставляющих услуги экскурсоводов (гидов), гидов-переводчиков и инструкторов-проводников;
- туристский продукт - комплекс услуг по перевозке и размещению, оказываемых за общую цену (независимо от включения в общую цену стоимости экскурсионного обслуживания и (или) других услуг) по договору о реализации туристского продукта;
- туроператорская деятельность - деятельность по формированию, продвижению и реализации туристского продукта, осуществляемая юридическим лицом (далее - туроператор);
- турагентская деятельность - деятельность по продвижению и реализации туристского продукта, осуществляемая юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем (далее - турагент);
- заказчик туристского продукта - турист или иное лицо, заказывающее туристский продукт от имени туриста, в том числе законный представитель несовершеннолетнего туриста;
- формирование туристского продукта - деятельность туроператора по заключению и исполнению договоров с третьими лицами, оказывающими отдельные услуги, входящие в туристский продукт (гостиницы, перевозчики, экскурсоводы (гиды) и другие);
- продвижение туристского продукта - комплекс мер, направленных на реализацию туристского продукта (реклама, участие в специализированных выставках, ярмарках, организация туристских информационных центров, издание каталогов, буклетов и другое);
- реализация туристского продукта - деятельность туроператора или турагента по заключению договора о реализации туристского продукта с туристом или иным заказчиком туристского продукта, а также деятельность туроператора и (или) третьих лиц по оказанию туристу услуг в соответствии с данным договором;
- экскурсовод (гид) - профессионально подготовленное лицо, осуществляющее деятельность по ознакомлению экскурсантов (туристов) с объектами показа в стране (месте) временного пребывания;
- гид-переводчик - профессионально подготовленное лицо, свободно владеющее иностранным языком, знание которого необходимо для перевода и осуществления деятельности по ознакомлению экскурсантов (туристов) с объектами показа в стране (месте) временного пребывания;
- инструктор-проводник - профессионально подготовленное лицо, сопровождающее туристов и обеспечивающее их безопасность при прохождении туристских маршрутов;
-
туристская путевка
- документ, содержащий условия путешествия,
подтверждающий факт оплаты туристского
продукта и являющийся бланком строгой
отчетности.