Сущность туризма, основные понятия

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Января 2012 в 22:37, дипломная работа

Описание работы

Мировая практика доказала, что наиболее эффективной формой организации общественного хозяйства является рыночная форма, поскольку она позволяет при наименьших издержках решить поставленные перед обществом проблемы.
Что же такое рынок и каков механизм его действия?
В обывательском смысле слова под рынком понимают примитивные отношения «купи-продай». С научной точки зрения РЫНОК – это система экономических отношений между продавцами (производителями) и покупателями (потребителями) товаров, опосредуемых через спрос и предложение [1.94].

Работа содержит 1 файл

tema_1_suwnost_ponyatiya_turizma_2_chasa.doc

— 48.00 Кб (Скачать)

       Тема 1. Сущность туризма, основные понятия. (2 часа) 

     Вопросы:

  1. Сущность определения понятия туризм.
  2. Критерии определения понятия туризм.
  3. Сущность определения понятий турист и экскурсант. Различие понятий турист и экскурсант.
  4. Основные понятия, используемые в Федеральном законе Российской Федерации от 24 ноября 1996 года N 132-ФЗ "Об основах туристской деятельности в Российской Федерации" (с изменениями).
 
 
 

     Вопрос 1. Сущность определения понятия туризм.  
 

       Туризм  и его развитие являлось одним  из наибольших экономических и социальных феноменов двадцатого столетия.

       Различные источники дают существенно различающиеся  определения понятия Туризм.

     Во  многих языках с давних времен используется слово «туризм» (tourism, tourisme, turismo), которое произошло от выражения «великий тур» (Grand Tour). «Великий тур» означал первоначально ознакомительную поездку. Ее совершали в XVII—XVIII ст. молодые представители дворянства, а в XIX ст. такие поездки стали популярны и среди других слоев населения.

     Целью путешествий было знакомство с чужими культурами. Как в прошлые столетия — во времена «великих туров», так и сегодня основное назначение туризма — знакомство с другими странами, народами, средство налаживания контактов и взаимопонимания между ними.

    В истории цивилизации первоосновы определения туризма были положены греками: tour (тур) означает «путешествие». В настоящее время исследователи имеют разные подходы к определению и трактовке понятий туризм и путешествие.

       Дать  краткое и при этом полное определение  понятию «туризм», из-за многообразия выполняемых им функций и большого числа форм проявления, довольно сложно. В процессе развития давались различные толкования этому термину и каждое из них отражает те или иные стороны туризма.

       Изучим  некоторые определения понятия  туризм:

       Туризм - временные выезды (путешествия) граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства (далее - лица) с постоянного места жительства в лечебно-оздоровительных, рекреационных, познавательных, физкультурно-спортивных, профессионально-деловых, религиозных и иных целях без занятия деятельностью, связанной с получением дохода от источников в стране (месте) временного пребывания [Федеральный закон Российской Федерации от 24 ноября 1996 года N 132-ФЗ "Об основах туристской деятельности в Российской Федерации" (с изменениями)].

       Тури́зм — временные выезды (путешествия) людей в другую страну или местность, отличную от места постоянного жительства на срок от 24 часов до 6 месяцев в течение одного календарного года или с совершением не менее одной ночевки в развлекательных, оздоровительных, спортивных, гостевых, познавательных, религиозных и иных целях без занятия деятельностью, оплачиваемой из местного источника [Википедия:   ru.wikipedia.org/wiki/Туризм].

       Туризм - это "временное передвижение людей по какой-либо территории за пределы постоянного местопребывания с целью отдыха и бизнеса" [Всемирная туристская организация (ВТО)].

       Проблема  определения термина «туризм» существует и по сей день. 

     Вопрос 2. Критерии определения  понятия туризм.  

       Базовыми  критериями для определения  «туризма» являются следующие:

    1. Изменение места: перемещение в место, находящееся за пределами ежедневной среды обитания.
    2. Пребывание в другом месте: место пребывания не должно быть местом постоянного или длительного проживания ( не более 6 месяцев).
    3. Оплата деятельности в посещаемом месте: целью поездки не должно быть осуществление деятельности, оплачиваемой из источника в посещаемом месте или трудовой деятельностью (оплатой труда).
    4. Остановка на ночлег не в основном месте своего пребывания.

       Современный туризм невозможен без деятельности по производству туристического продукта: специальной одежды, снаряжения, отелей, мест питания, экскурсионных бюро, транспорта и т.д. и т.п. Однако в предлагаемых ныне определениях эта деятельность не отражается. 

     Вопрос 3. Сущность определения  понятий турист и  экскурсант. Различие понятий турист и  экскурсант.  

       Турист, по определению Всемирной туристской организации (ВТО) - это "человек, находящийся более 24 часов в стране пребывания с целью бизнеса и отдыха".

       Турист  – это человек, в различных  целях совершающий поездки (туры) за пределы территории своего постоянного проживания.

     В Федеральном законе Российской Федерации от 5 февраля 2007 г. N 12-ФЗ О внесении изменений в Федеральный закон "Об основах туристской деятельности в Российской Федерации" дается следующее определение понятия «турист»: Турист - лицо, посещающее страну (место) временного пребывания в лечебно-оздоровительных, рекреационных, познавательных, физкультурно-спортивных, профессионально-деловых, религиозных и иных целях без занятия деятельностью, связанной с получением дохода от источников в стране (месте) временного пребывания, на период от 24 часов до 6 месяцев подряд или осуществляющее не менее одной ночевки в стране (месте) временного пребывания.

     Экскурсант - лицо, посещающее страну (место) временного пребывания в познавательных целях на период менее 24 часов без ночевки в стране (месте) временного пребывания и использующее услуги экскурсовода (гида), гида-переводчика [Федеральный закон Российской Федерации от 5 февраля 2007 г. N 12-ФЗ О внесении изменений в Федеральный закон "Об основах туристской деятельности в Российской Федерации"].

     Таким образом, отличительными особенностями в определении понятий «турист» и «экскурсант» являются:

     - период (время) пребывания,

     - наличие/отсутствие ночевки,

     - использование/не использование  услуг экскурсовода или гида. 

     Вопрос 4. Основные понятия, используемые в Федеральном законе Российской Федерации от 5 февраля 2007 г. N 12-ФЗ О внесении изменений в Федеральный закон "Об основах туристской деятельности в Российской Федерации". 

      Федеральный закон Российской Федерации от 5 февраля 2007 г. N 12-ФЗ О внесении изменений в Федеральный закон "Об основах туристской деятельности в Российской Федерации" дает следующие определения понятий: 

- туристские ресурсы - природные, исторические, социально-культурные объекты, включающие объекты туристского показа, а также иные объекты, способные удовлетворить духовные и иные потребности туристов, содействовать поддержанию их жизнедеятельности, восстановлению и развитию их физических сил;

- туристская индустрия - совокупность гостиниц и иных средств размещения, средств транспорта, объектов санаторно-курортного лечения и отдыха, объектов общественного питания, объектов и средств развлечения, объектов познавательного, делового, лечебно-оздоровительного, физкультурно-спортивного и иного назначения, организаций, осуществляющих туроператорскую и турагентскую деятельность, операторов туристских информационных систем, а также организаций, предоставляющих услуги экскурсоводов (гидов), гидов-переводчиков и инструкторов-проводников;

- туристский продукт - комплекс услуг по перевозке и размещению, оказываемых за общую цену (независимо от включения в общую цену стоимости экскурсионного обслуживания и (или) других услуг) по договору о реализации туристского продукта;

- туроператорская деятельность - деятельность по формированию, продвижению и реализации туристского продукта, осуществляемая юридическим лицом (далее - туроператор);

- турагентская деятельность - деятельность по продвижению и реализации туристского продукта, осуществляемая юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем (далее - турагент);

- заказчик туристского продукта - турист или иное лицо, заказывающее туристский продукт от имени туриста, в том числе законный представитель несовершеннолетнего туриста;

- формирование туристского продукта - деятельность туроператора по заключению и исполнению договоров с третьими лицами, оказывающими отдельные услуги, входящие в туристский продукт (гостиницы, перевозчики, экскурсоводы (гиды) и другие);

- продвижение туристского продукта - комплекс мер, направленных на реализацию туристского продукта (реклама, участие в специализированных выставках, ярмарках, организация туристских информационных центров, издание каталогов, буклетов и другое);

- реализация туристского продукта - деятельность туроператора или турагента по заключению договора о реализации туристского продукта с туристом или иным заказчиком туристского продукта, а также деятельность туроператора и (или) третьих лиц по оказанию туристу услуг в соответствии с данным договором;

- экскурсовод (гид) - профессионально подготовленное лицо, осуществляющее деятельность по ознакомлению экскурсантов (туристов) с объектами показа в стране (месте) временного пребывания;

- гид-переводчик - профессионально подготовленное лицо, свободно владеющее иностранным языком, знание которого необходимо для перевода и осуществления деятельности по ознакомлению экскурсантов (туристов) с объектами показа в стране (месте) временного пребывания;

- инструктор-проводник - профессионально подготовленное лицо, сопровождающее туристов и обеспечивающее их безопасность при прохождении туристских маршрутов;

- туристская путевка - документ, содержащий условия путешествия, подтверждающий факт оплаты туристского продукта и являющийся бланком строгой отчетности. 

Информация о работе Сущность туризма, основные понятия