Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Декабря 2010 в 10:32, курс лекций
9 лекций.
8. Не накапливайте свои обиды или промахи оппонента, чтобы затем "выплеснуть" все разом. Не поминайте прошлых грехов. Критикуйте лишь по данному конкретному поводу.
9. Постарайтесь изъять или минимизировать обвинение и сделать акцент на конструктивные предложения.
10. Не уповайте на логику, если ваш оппонент находится в состоянии эмоционального возбуждения: он вас не слышит. Делайте психологические паузы, чтобы снизить "температуру общения".
11. Помните, что у вас есть только минута, чтобы быть услышанным, поскольку затем оппонент переключается на поиск аргументов, опровергающих ваши критические замечания. Старайтесь в эту первую минуту сказать самое главное.
12. Не требуйте немедленного признания ошибок, согласия с вашей позицией. Нужно время, чтобы человек стал психологически готовым это сделать.
13. По возможности не критикуйте публично, чтобы не задеть самолюбия вашего оппонента.
14. Старайтесь предотвратить критику: создавайте человеку хорошую репутацию, отмечайте похвалой всякий, пусть даже незначительный успех в той сфере, где он может быть подвергнут критике; прежде чем критиковать, спросите себя, чего вы этим добьетесь; прежде чем критиковать, подумайте о двух-трех положительных качествах критикуемого; овладейте искусством заменять критику положительными мотивировками.
Старайтесь использовать разные формы критики в соответствии с; индивидуальностью критикуемого и обстоятельствами. Критика может быть выражена как упрек, сопереживание, озабоченность, удивление, ирония, намек, требование, замечание, вызов, опасение, надежда, аналогия, похвала, подбадривающая критика, безличная и т.д.
Тем, кого критикуют, стоит помнить следующее:
(1) Критикуют только того, в чьи способности выправить положение верят.
(2) Если вас критикуют, значит верят в вашу порядочность, в то, что вы не станете преследовать за критику.
(3) Если
я сдержанно, по-деловому
— сильная личность. Первый шаг правильного восприятия критики — ее фиксация, второй — осмысление с целью извлечения пользы, третий— исправление недостатков, четвертый — создание условий, исключающих ее повторение. Признавая критику, я беру на себя ответственность за исправление отмеченных недостатков. Наиболее благоприятное впечатление производит такой ответ на критику, который содержит конкретные обязательства относительно того, что будет сделано для улучшения дела с конкретным указанием сроков и реальных возможностей.
(4) Всякая критика полезна: это резерв моего совершенствования (критика помогает увидеть те проблемы, сферы деятельности, которые оказались вне моего поля зрения, помогает своевременно принять необходимые решения, предупреждающие сбои в работе; любая критика требует размышления минимум о том, чем она вызвана, максимум — о том, как исправить положение; она выявляет отношение критикуемого к вам; большое число несправедливых критических замечаний — показатель плохого психологического климата в коллективе, что само по себе требует критического осмысления; отказ от критики "загоняет болезнь внутрь" и тем самым затрудняет преодоление недостатков. Поэтому не нужно спешить давать отпор критикующему, пусть в обсуждение проблемы вовлекутся другие. Если вас не критикуют, то критику стоит спровоцировать.
(5) Деловое
восприятие критики не должно
зависеть от того, кто и с
какими целями высказывает