Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Декабря 2010 в 10:32, курс лекций
9 лекций.
Определение понятия "общение".
Структура
и средства общения
Существование
множества различных
Общение — сложный многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми, порождаемый потребностями совместной деятельности и включающий в себя обмен информацией, выработку единой стратегии взаимодействия, восприятие и понимание другого человека.
На практике часто путают или отождествляют два понятия "общение" и "отношение". Эти понятия не совпадают. Общение есть процесс реализации тех или иных отношений.
Учитывая сложность понятия "общение", необходимо обозначить его структуру с тем, чтобы затем был возможен анализ каждого элемента. Характеризовать структуру общения мы будем путем выделения в нем трех взаимосвязанных сторон: коммуникативной, интерактивной и перцептивной.
Коммуникативная сторона общения состоит в обмене информацией между людьми. Интерактивная сторона общения заключается в организации взаимодействия между индивидами, т.е. в обмене не только знаниями и идеями, но и действиями. Перцептивная сторона общения означает процесс восприятия друг друга партнерами по общению и установление на этой почве взаимопонимания. Естественно, что все эти термины весьма условны. Но поскольку данные взаимосвязанные стороны общения играют огромную роль, мы рассмотрим их более подробно.
Здесь важен вопросу средствах и механизмах воздействия участников общения друг на друга в его процессе. Главным средством общения является язык.
Язык — это система знаков, служащая средством человеческого общения, мыслительной деятельности, способом выражения самосознания личности.
Большое значение в процессе общения имеют знаки.
Знак — это любой материальный объект (предмет, явление, событие), который выступает в качестве указания и обозначения и используется для приобретения, хранения, переработки и передачи информации.
Так, слово "стол" — это знак. Все знаки данного языка (например, русского) образуют систему знаков: слова "стол", "стул", "диван" и т.д. объединены общим представлением о мебели.
То общее содержание, которое вкладывается в данный знак, называется его значением. В значении знаков воплощены знания, приобретенные людьми, их практический и теоретический опыт. Включаясь в жизнь того или иного культурного сообщества, мы усваиваем значение знаков, учимся их использовать.
Усваивая значения знаков и способы их организации для передачи сообщения, люди учатся разговаривать на том или ином языке. Язык становится средством общения, средством установления взаимопонимания для тех, кто им владеет. В то же время он становится средством изоляции для тех, кто его не знает.
Помимо
общего для всех индивидов значения,
знак может иметь для каждого свой субъективно
окрашенный личностный смысл. Он порождается
личным опытом человека, его желаниями,
надеждами, страхом, иными чувствами.
В
послесловии к
работе Л.С. Выготского "Мышление
и речь" его
сподвижник А.Р. Лурия
говорит о смысле
слова как о "внутреннем
значении", которое "...имеет
слово для самого говорящего
и которое составляет
подтекст высказывания.
Слова "Карету мне,
карету!" вовсе не
означают только, что
Чацкий указывает на
карету и просит ее подать.
Внутренний смысл высказывания
заключается в том, что
Чацкий разрывает с
неприемлемым для него
обществом, а восклицание
героя вовсе не передача
конкретного события,
а "сгусток смысла ",
который за ним стоит ".
Когда общение формализовано", в словах и поступках людей наиболее важным является их общепринятое значение. Для того чтобы обеспечить точность в фиксации этих значений, в своей профессиональной деятельности юристы, дипломаты и ученые заботятся о строгости формулировок. В принципе это очень важно в любой профессиональной сфере деятельности. Если же в общении человек выступает как индивид и выражает собственные взгляды и чувства, то для собеседника, помимо общепринятого значения поведения, становится важным его личностный смысл.
Можно сказать, что понять человека как носителя определенной культуры мы можем, только уяснив значения его слов и поступков. Понять же его как индивида можно, лишь учитывая и значения, и личностные смыслы его речей, жестов и т.д.
Не все знаки, с помощью которых люди (вольно или невольно) сообщают о себе ту или иную информацию, являются продуктами культуры. Некоторые из них являются естественными проявлениями организма. К ним относятся: краска, заливающая лицо, или, напротив, внезапная бледность, выступившие на глазах слезы, дрожание рук, голоса и т.д. Эти знаки называют признаками или симптомами, они свидетельствуют о сильных эмоциональных реакциях человека.
Определенные
культуры, однако, накладывают ряд
требований при проявлении даже наиболее
сильных и значимых для человека
эмоций.
Так, слезы являются универсальным проявлением горя. Однако не все культуры поощряют столь явную демонстрацию эмоций даже в тех ситуациях, которые всеми однозначно оцениваются как горестные. Одной из таких ситуаций является смерть близкого человека. В традиционной русской* народной культуре было принято рыдать и вопить на похоронах. Вдова, не плачущая навзрыд, осуждалась односельчанами.
Вспомним теперь стихотворение О. Мандельштама "Лютеранин ", в котором он описывает похороны по протестантскому обряду:
Кто б ни был ты, покойный лютеранин, Тебя легко и просто хоронили, Был взор слезой приличной затуманен, И сдержанно колокола звонили.
Горе,
испытываемое вдовой
покойного лютеранина,
быть может, нисколько
не меньше, чем горе
русской крестьянки, но
религиозно-культурные
традиции заставляли
одну максимально сдерживать
проявление своих чувств,
другую — максимально
выражать их.
Еще один важный момент состоит в том, что лишь часть сведений передается одним человеком другому сознательно, с целью сообщить что-либо партнеру по общению.
С этой точки зрения знаки подразделяются следующим образом:
интенциональные — специально производимые для передачи информации;
неинтенциональные — непреднамеренно выдающие эту информацию.
В
качестве неинтенциональных знаков
могут выступать признаки эмоций, которые
человек хотел бы подчас скрыть (так, волнение
студента перед аудиторией способны выдать
дрожащие руки, даже если он хорошо владеет
своим голосом и лицом). Неинтенциональные
знаки может содержать и речь (например,
оговорки, в которых прорывается эмоциональное
состояние говорящего). Неинтенциональные
знаки могут содержать в себе информацию
не только об эмоциональном состоянии
партнера.
Так,
акцент и едва заметные
особенности произношения
могут стать показателем
места происхождения
и жизни человека, а
также социальной среды,
в которой он воспитывался.
Частые ссылки в речи
на мнение какого-либо
лица могут показать,
на кого ориентируется
в своих суждениях говорящий.
Поскольку
неинтенциональные знаки прежде
всего говорят о самом человеке,
его непосредственных, спонтанных реакциях,
очень важно научиться замечать их и верно
расшифровывать.
Характеристика и содержание общения.
Механизмы
воздействия в
процессе общения
Различают два вида общения: вербальное и невербальное. Общение, осуществляемое с помощью слов, называется вербальным (от лат. verbalis — словесный). При невербальном общении средством передачи информации являются невербальные (несловесные) знаки (позы, жесты, мимика, интонация, взгляды и т.д.).
Речь способна точно и беспристрастно фиксировать интеллектуальные соображения человека, служить средством передачи однозначно трактуемых сообщений. Именно поэтому речь успешно используется для закрепления и передачи разного рода научных идей, а также координации совместной деятельности, для осмысления душевных переживаний человека, его взаимоотношений с людьми. Живая речь содержит в себе множество сведений, заключенных в так называемых невербальных элементах общения, среди которых можно назвать следующие.
1. Позы, жесты, мимика. В целом они воспринимаются как общая моторика различных частей тела (рук - жестикуляция, лица -мимика, позы — пантомима). Эта общая моторика отображает эмоциональные реакции человека. Именно эти особенности и называются кинетикой.
2. Паралингвистика или просодика — особенности произношения, тембр голоса, его высота и громкость, темп речи, паузы между словами, фразами, смех, плач, вздохи, речевые ошибки, особенности организации контакта.
Паралингвистическая
и экстралингвистическая
Паралингвистика — это качество голоса, его диапазон, тональность. Экстралингвистика — это включение в речь пауз, покашливания, смеха, а также темп речи.
3. Проксемика (от англ, proximity — близость). Основатель про-ксемики Э. Холл называл ее пространственной психологией.
4. Визуальное общение — контакт глаз.
Невербальные средства общения чаще всего используются для установления эмоционального контакта с собеседником и поддержания его в процессе беседы, для фиксации того, насколько хорошо человек владеет собой, а также для получения информации о том, что люди в действительности думают о других. Американский психолог Дж. Трейгер назвал неречевые средства общения эмоциональным языком, так как чаще всего они "говорят" нам именно о чувствах собеседника.
О чем могут сообщить невербальные средства общения?
Во-первых,
они способны указать собеседнику
на особенно важные моменты сообщения.
Например,
мы медленно, с паузами
произносим номер
телефона, который
записывает собеседник.
Рассказывая, как добраться
до нужного места, особо
выделяем (с помощью
слов) указания — "направо", "два
квартала" и т.д.
Во-вторых,
невербальные средства общения дополняют
содержание высказывания.
Вот
что писал по этому
поводу известный исследователь
сценической речи С.
Волконский: "Не прилепляйтесь
к слову, не думайте,
что в слове смысл; слово
имеет бесконечное число
смыслов, и только интонацией
определяется настоящий
смысл каждого данного
случая".
В-третьих,
невербальные средства общения свидетельствуют
об отношении к собеседнику, поскольку
в них выражаются чувства говорящего.
Мы
ясно ощущаем высокомерное
пренебрежение того,
кто "цедит слова
сквозь зубы ", и
чувствуем глубокое
почтение к собеседнику,
у которого хорошая
речь с паузами внимания
в ожидании ответной
реплики. Желая показать
свое негативное отношение,
мы можем придать с помощью
соответствующей интонации
обидный смысл обычной
формуле вежливости
типа "благодарю вас", "будьте
любезны" и самые
нейтральные слова наполнить
нежными чувствами.
В-четвертых,
невербальные средства общения дают
возможность судить о самом человеке,
о его состоянии в данный момент,
о его психологических
Основными механизмами познания другого человека в процессе общения являются идентификация, эмпатия и рефлексия.
Идентификация (от лат. identifico — отождествление, уподобление) выражает простой эмпирический факт, что одним из самых простых способов понимания другого человека является уподобление себя ему. Это, разумеется, не единственный способ, но в реальных ситуациях взаимодействия люди пользуются таким приемом, когда предположение о внутреннем состоянии партнера по общению строится на основе попытки поставить себя на его место.
Существует
тесная взаимосвязь между