Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Декабря 2010 в 10:32, курс лекций
9 лекций.
(1) Судить
следует не по отдельным жестам
(они, как и некоторые слова,
могут иметь несколько
(2) Жесты нельзя трактовать в отрыве от контекста их проявления. Один и тот же жест (к примеру, скрещенные на груди руки) на переговорах может означать скованность, нежелание участвовать в обсуждении проблемы, возможно, недоверие, а человек, стоящий со
скрещенными руками зимой на автобусной остановке, наверняка попросту замерз.
(3) Следует учитывать национальные и региональные особенности невербальной коммуникации! Один и тот же жест у разных народов может иметь совершенно разные значения.
(4) Трактуя
жесты, старайтесь не
(5) Помните о "второй натуре", т.е. о той роли, которую в данный момент и в течение длительного отрезка времени (иногда в течение всей жизни) играет человек. Эта роль может быть избрана для маскировки, компенсации негативных качеств. Человек, играющий роль высокомерного, отважного, использует и соответствующие роли жесты, скрывая свою неуверенность или трусость. Важно отличать эту "вторую натуру" от истинной, чтобы невербальные сигналы не ввели вас в заблуждение.
(6) Другие факторы, оказывающие влияние на интерпретацию жестов. Это может быть состояние здоровья. К примеру, у близоруких зрачки всегда расширены, а у дальнозорких сужены. Больной полиартритом предпочитает избежать рукопожатия, опасаясь боли в суставах. На ширину зрачка также влияет яркость света, на стремление избежать рукопожатия — профессия. Последнее касается художников, музыкантов, хирургов и людей других профессий, где требуются чуткие пальцы.
Организация пространства. Эффективность общения руководителя с аудиторией или несколькими собеседниками непосредственно зависит от размещения участников диалога друг относительно друга. Выделяется несколько зон общения.
(1) Интимная
зона (до 50 см), В нее допускаются
только очень близкие люди, и
всякая непрошенная попытка
(2) Личная зона (от 50 см до 1,2 м). Это зона общения хорошо знакомых людей и заинтересованных друг в друге партнеров.
(3) Социальная
зона (от 1,2 м до 3,5 м). Зона общения
с большинством людей. Сила
индивидуального
(4) Общественная зона (более 3,5 м). Это зона общения в аудитории. На расстоянии более 8 м эффективность общения резко снижается.
Для руководителя важно правильно выбрать расстояние не только между ним и собеседником, но также учесть компактность и конфигурацию размещения слушателей в зависимости от цели и формы общения. Рассредоточенная в большом зале, аудитория значительно меньше поддается влиянию говорящего, легче "выключается" из общения.
Если преимущественно монологические формы общения (лекция, доклад) допускают традиционное расположение — оратор лицом к аудитории, сидящей рядами, то диалогические формы общения при таком расположении непродуктивны. Вот некоторые, наиболее эффективные варианты размещения аудитории при диалогических формах общения:
(1) Единая
команда. В центре —
(2) Блочный
метод. Такое расположение
(3) Расположение
участников друг напротив
(4) "Треугольник.
Участников немного, и они
(5) "Круглый
стол". Роль организатора общения
минимальна. Все участники находятся
в равном положении. Если
Выше
речь шла о коммуникативной стороне
общения. Другая составляющая общения
— интерактивная, характеризующая общение
как взаимодействие.
4. Структура управленческого взаимодействия.
В
истории социальной психологии известно
несколько попыток описать
В
качестве примера рассмотрим реализацию
этой идеи в теории Парсонса. По его
мнению, в основе деятельности лежат
межличностные взаимодействия и
на них строится человеческая деятельность
как результат единичных
Другая попытка построить структуру взаимодействия связана с описанием ступеней его развития. При этом взаимодействие расчленяется не на элементарные акты, а на стадии, которые оно проходит. Такой подход предложен, в частности, польским исследователем Я. Щепаньским. У Щепаньского центральным понятием описания социального поведения оказывается понятие социальная связь. Она может быть представлена как последовательное осуществление: (а) пространственного контакта, (б) психического контакта, (в) социального контакта (совместная деятельность), (г) взаимодействия, (д) социального отношения (взаимно сопряженных систем действия).
В отечественной психологии используется такой подход: вначале дается анализ структуры человеческой деятельности, а затем внутри нее в качестве ее компонентов выделяются действия (и далее операции). Структура отдельного действия при таком подходе задается структурой общей деятельности.
Во взаимодействии прежде всего выделяют два противоположных его вида: кооперацию и конкуренцию. Разные авторы обозначают эти два вида различными терминами: согласие и конфликт, приспособление и оппозиция, ассоциация и диссоциация и т.д. В одном случае анализируются такие проявления взаимодействия, которые способствуют организации совместной деятельности, в другом "расшатывающие" совместную деятельность, представляющие собой препятствия для нее.
Третья составляющая общения — это восприятие одним партнером по общению другого.
Механизмы процесса восприятия таковы:
1) идентификация
(уподобление себя другому,
2) стереотипизация (восприятие на основе "социального стереотипа" — схематического, стандартного образа человека как представителя определенной социальной группы. В соответствии со стереотипом профессор, например, рассеян, близорук и не приспособлен к повседневной жизни, а все англичане худощавы, надменны и хладнокровны);
3) рефлексия
(в социальной психологии
В социальной
психологии под рефлексией понимается
осознание действующим
4) обратная
связь (основывается на
5) эмпатия
(это не рациональное
Восприятие зависит от личностных особенностей воспринимающего, от его жизненного опыта, от установки, обстоятельств и т.д.
Изучая процесс восприятия, социальные психологи отметили некоторые типичные искажения представлений о другом человеке.
"Эффект
ореола" означает влияние общего
впечатления о другом человеке
на восприятие и оценку
"Эффект упреждения" состоит в том, что на суждение о человеке: наибольшее влияние оказывают (при противоречивой информации) те; сведения, которые предъявлены в первую очередь, а если дело касается знакомого человека — самые последние сведения о нем ("эффект новизны").
"Проекция"
— неосознаваемая тенденция
Качество
управленческого общения в
Самоотверженная работа руководителя в интересах коллектива, его профессиональная компетентность, организаторские качества, человечность в отношении с подчиненными — вот из чего складывается авторитет руководителя. Стремление завоевать уважение сотрудников — это не проявление самолюбивых притязаний, а непременное условие эффективности управленческого общения. Люди легче принимают позицию того человека, к которому испытывают эмоционально положительное отношение. Существует целый арсенал средств, способствующих формированию аттракции, т.е. расположенности подчиненных к своему руководителю. И здесь нет мелочей. Важно, обращается ли и как часто руководитель к подчиненному по имени-отчеству, здоровается ли первым, улыбается ли, умеет ли говорит комплименты, интересуется ли личными проблемами сослуживцев, способен ли терпеливо их выслушивать. Исследования показывают, что только три человека из ста могут эффективно трудиться в условиях психологически напряженной атмосферы в коллективе.
В силу своих служебных обязанностей руководитель должен уметь убеждать, увлекать коллектив на решение стоящих перед ним задач, поэтому очень важно научиться находить нужный тон в деловом общении, овладеть умением отдавать распоряжения. Распоряжение руководителя будет эффективно выполнено, если оно не только понято подчиненным, но и принято им. Необходимо вызвать интерес работника к заданию, показать ему ту пользу, которую получат лично он и коллектив в результате его выполнения. Распоряжения даются в двух основных формах — приказа и просьбы.
Одно из основных коммуникационных умений руководителя — умение конструктивно критиковать своих коллег и подчиненных, не; наживая врагов, формируя благоприятную психологическую атмосферу в коллективе.
Основные правила критики таковы.
1. Начинайте
с похвалы, с истинного
2. Не отвергайте "с порога" мнения, с которым не согласны. Не говорите, что человек не прав. Каждый видит окружающий мир по-своему и имеет право на собственное мнение.
3. Готовясь
критиковать другого,
4. Критикуйте не личность, а проступок.. Дайте возможность критикуемому спасти свой престиж.
5. Создавайте впечатление, что ошибка, которую вы хотите видеть исправленной, легко исправима.
6. Добивайтесь, чтобы люди были рады сделать то, что вы предлагаете.
7. Делайте акцент на главном, не придирайтесь к мелочам.