Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Декабря 2010 в 10:32, курс лекций
9 лекций.
ВЫСТУПЛЕНИЕ
Как вас представляют
Внимательно слушайте, что говорят о вас в момент представления, чтобы должным образом ответить. Вы уже неоднократно все проверили и уверены, что принимающая сторона знает точное написание и произношение вашего имени, должности, звания, а также темы вашего доклада.
С благодарностью ответьте на представление и помните, что ваш ответ тоже должен быть подготовлен заранее. В своем ответе скажите что-то личное, произнесите имена хозяев, скажите пару слов о своих слушателях. Представление должно установить связь между вами и слушателями, которая протянется на все время вашего выступления.
Сделайте паузу перед началом речи
В предыдущем разделе мы говорили о паузах во время вступления. Здесь мы поговорим о другой важной паузе — о паузе перед началом выступления.
Прежде чем произнести первое слово, остановитесь на секунду и помолчите. Если вы сделаете такую паузу, вы можете быть уверены, что первое слово не будет произнесено «в нос» или визгливо.
Потренируйтесь в таких паузах, чтобы это стало естественным для вас. Начальная пауза заряжает публику ожиданием. Она дает вам возможность выглядеть уверенно и авторитетно, выглядеть человеком, который владеет ситуацией и знает, что делает.
Кроме того, эта пауза помогает вам овладеть вниманием людей, которые только что болтали с соседями или звенели кофейными чашками.
Если даже после этой паузы было сказано всего лишь: «Добрый вечер, дамы и господа», вы все равно можете считать, что взяли удачный старт, а это нередко бывает самым трудным при публичном выступлении. А теперь полностью сконцентрируйтесь на своем сообщении.
Ваша осанка
Вы должны все время контролировать свою осанку: при ходьбе, сидя или стоя. При хорошей осанке спина должна быть выпрямлена, голова поднята.
Когда выходите на сцену, вы должны идти уверенно, твердо ступая и выпрямившись во весь рост. Выпрямите шею, высоко держите голову, чтобы линия подбородка была/оризонтальной. Дышите глубоко, чтобы не испытывать недостатка кислорода. Не нужно ходить скованно, слишком развязно или искусственно. Сосредоточьтесь на том, чтобы выглядеть раскованно.
Настройте высоту микрофона по своему росту.
Если
вы небольшого роста, то вам лучше
стоять рядом с трибуной или кафедрой,
которая может оказаться
Положите свои документы на кафедру, но не трогайте ее, не кладите на нее руки, не прислоняйтесь к ней. Если вы прислоняетесь к кафедре, линия вашего тела искривляется, рукава пиджака морщатся. Это также затрудняет дыхание.
Если во время доклада вы сидите за столом, то можете положить свои документы на стол, но ни в коем случае не прислоняться к нему и не класть на него руки. Даже сидя, вы должны сохранять прямую осанку и твердо упираться ступнями в пол. Не держите руки на столе, чтобы они не были видны на фоне вашей фигуры и лица. Лицо намного важнее, чем рукР1.
Если вы сидите в кресле — за столом или без него не кладите ногу на ногу и не сцепляйте руки на коленях. Это слишком выставляет напоказ руки и не дает возможности спокойно и глубоко дышать. Сидите в кресле свободно, игнорируя спинку и подлокотники, задвинув ноги несколько назад и прижав пятки к полу.
Может случиться так, что вам придется сидеть в мягком кресле, которое грозит совершенно поглотить вас. В этом случае сядьте на край кресла и несколько наклонитесь вперед.
Если вы небольшого роста, вам поможет подушечка, которую вы можете носить с собой в портфеле — тогда, даже срщя, вы будете казаться несколько выше. При необходимости вы можете незаметно сесть прямо на портфель.
У многих
людей прочно укоренилась привычка
сидеть, закинув ногу на ногу. Но, хотя
некоторые преуспевающие
Ваше пространство
Когда вы находитесь на сцене или на трибуне, вы занимаете какое-то определенное пространство. Постарайтесь в уме измерить это пространство. Представьте себе его как платформу, на которой вы крепко стоите. Представьте его себе, как маленький оазис, как островок безопасности, где вы можете спокойно расположиться и откуда вы произнесете свои слова.
Все ваши
движения и жесты должны совершаться
в видимом пространстве, Воспринимайте
это пространство как надежное убежище
и чувствуйте себя как дома.
Язык тела
Движения тела открывают многое. Они говорят о вас то, что вы порой не можете выразить сознательно. Ваше тело имеет собственный молчаливый язык, совершенно независимый от того, что вы произносите вслух.
Когда вы спокойны и контролируете ситуацию, вы передаете это ощущение благополучия своим слушателям. Если вы испытываете очевидный стресс или неловкость, то слушатели невольно удивляются, что вы вообще делаете на сцене.
Язык вашего тела может показать вашу расположенность к аудитории или вашу враждебность. Если вы скрестили руки на груди, выставили челюсть вперед и сидите в напряженной позе, то это значит «не подходи ко мне». Если вы сидите прямо, но свободно, спокойно расположив руки и ноги и слегка подавшись вперед, то вы всем своим видом выражаете открытость.
Делая свой доклад, следите за жестами и мимикой слушателей. Может быть, они отключились и просто ждут, когда вы, наконец, закончите, или же слушают вас с неугасающим вниманием? Проявите себя как человек, внимательный к другим. Пусть все ваше поведение говорит, что вы заботитесь о своих слушателях и понимаете их чувства. Как уже было неоднократно сказано ранее, смотрите людям в глаза — это поможет вам донести до них свои слова. Научитесь стоять спокойно. Это очень трудная наука. Если вы постоянно озабочены своими движениями, беспокоясь о том, куда девать руки или ноги, — то вы излучаете ощущение неудобства и потери самоконтроля. Сведите свои движения к минимуму.
Вверх или вниз? Весь ваш язык жестов и мимика должны выражать стремление вверх, а не вниз.
Выступающим
на телевидении постоянно
Отрепетируйте свой бодрый вид перед зеркалом в ванной комнате. Слегка поднимите брови, раздвиньте губы, поднимите подбородок — в общем, настройте себя на подъем.
Итак. Чтобы произвести хорошее впечатление, вам необходимо помнить следующее:
• Постарайтесь выглядеть победителем, с поднятой головой, легкой улыбкой, открытым взглядом.
• Распрямите свое тело полностью.
• Руки должны висеть спокойно и свободно.
• Когда с вами говорят, слегка наклоняйтесь вперед.
• Выражение лица должно быть ясным.
• Тянитесь вверх.
• Будьте всегда наготове.
• Поддерживайте высокий энергетический уровень.
• «Обнимайте» весь зал.
Чтобы не произвести плохого впечатления, не следует:
• Выглядеть побежденным, сгорбленным, нахмуренным, с опущенной головой и взглядом исподлобья.
• Сидя, откидываться назад со скрещенными ногами.
• Нервно потирать руки.
• Игнорировать окружающих.
• Выглядеть безразличным и угрюмым.
• Смотреть в пол.
• Теребить платок, ручку или очки.
• Ритмически постукивать или качать ногой.
• Глядеть в пространство, скучать, ерзать.
• Теребить волосы, зачесывать их рукой назад или постоянно убирать их с глаз.
• Зевать, жевать резинку или собственную нижнюю губу.
• Чесаться.
•
Отстраняться от слушателей.
Жесты
. Жесты должны усилить значение слов, которые вы хотите донести до зала. Жесты должны быть естественными и эффективными. Они должны усилить ваше сообщение, прояснить смысл, выделить важный момент. Вы можете с помощью жестов выразить чувство или настроение — гнев, нетерпение, безразличие. Жест, сделанный во время паузы, может быть красноречивее слов.
В отношении жестов вы должны доверять своему чутью. Для того, чтобы усовершенствовать использование жестов, изучите спонтанные движения собственных рук. Затем вы можете отточить их и сделать более утонченными и профессиональными. Тем не менее, жесты всегда должны быть простыми и сдержанными.
Сжатый кулак выражает враждебность, тогда как открытая ладонь выражает приветствие и открытость. Скрещенные на груди руки отталкивают смотрящего на вас человека, тогда как протянутые вперед руки призывают его.
Избавьтесь от ненужных и раздражающих жестов, помня, что эти привычки могут только усилиться при публичном выступлении. (Например, обыкновение щелкать ногтями, барабанить пальцами, расчесывать бороду пятерней, играть волосами, тереть лоб, щелкать костяшками пальцев.) Маленькая, почти незаметная привычка может стать раздражающим недостатком.
Жесты на уровне груди — самые лучшие. Они создают ощущение силы, спокойной властности и уверенности. Прикосновения к волосам, лицу или телу создают впечатление озабоченности и неуверенности.
Старайтесь
держать локти близко к телу. Если
вы ничего не делаете руками, не держите
их на виду — либо пусть они будут сложены,
либо спокойно опустите их вдоль туловища.
Не надо беспокоить себя мыслью о том,
что делать с руками. Пусть ваши жесты
будут естественным и логичным продолжением
того, что вы говорите.
Контакт глаз
Когда вы глядите в глаза своему слушателю, вы устанавливаете связь между вами. Можно установить эту связь различными способами и при разнообразных обстоятельствах. Если вас знакомят с новым человеком, не смотрите на его галстук — смотрите ему прямо в глаза. Можно установить контакт глаз даже в наполненной народом комнате, когда люди толпятся вокруг вас. Вы можете оглядеть комнату, решить, что все эти люди — ваши друзья и что вы будете смотреть в глаза персонально каждому.
При долгом разговоре можно менять тактику, попеременно глядя то в левый, то в правый глаз. По наличию или отсутствию контакта глаз вы можете сказать, есть ли связь между вами и вашим собеседником, или он уже отключился и не слушает вас. Если человек избегает смотреть вам в глаза, то ему есть что скрывать.
Когда вы выступаете перед большой аудиторией, медленно переводите взгляд с одного лица на другое. Начните с левого края помещения, перехода направо, потом оглядите зал с передних рядов до задних.