Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Декабря 2010 в 14:43, шпаргалка
Ответы на 21 билет по культурологии.
14.Художественная
культура Древнего Рима: архитектура,
скульптура
Римская культура сложилась под влиянием культур многих народов, прежде всего этрусков и греков. Используя иноземные достижения, римляне во многих областях превзошли своих учителей, подняв общий уровень собственного развития до небывалых высот. В свою очередь, римская культура в пору своего расцвета оказала огромное влияние на соседние народы и последующее развитие Европы. Различие между римской и греческой культурами, развитие которых происходило синхронно и во многом аналогично, изначально проявилось в различи мифологий. Римские боги не имели человеческого облика, не вступали в сложные взаимоотношения, обозначались лишь именами и отвечали за различные конкретные явления и функции. Такая же жесткая и расписана регламентация лежит в основе организации государства. В искусстве ведущую роль играла жилая архитектура. Главенствующий принцип целесообразности, четкость и смелость инженерного мышления давали возможность удовлетворять и бытовые потребности многочисленного населения, и изощренный эстетический вкус аристократов (их виллы с парками и дворцы имели баснословную стоимость). Этрусские традиции в архитектуре и изобретение бетона позволили римлянам перейти от простых балочных перекрытий к аркам, сводам и куполам. Римляне вошли в историю как выдающиеся строители. Они возводили монументальные сооружения, даже развалины которых до сих пор поражают воображение. К ним относятся амфитеатры, цирки, стадионы, термы (общественные бани), дворцы императоров и знати. В Риме строили многоквартирные дома - инсулы. Количество этажей в них доходило до восьми, пока в середине первого века н. э. не был издан специальный закон, в целях пожарной безопасности запрещавший строить в Риме дома выше 18 м.
Римские строители широко использовали бетон. Почти целиком из бетона построен храм Пантеон (11 в.), купол которого диаметром 43 м сохранялся неповрежденным до середины ХIХ века. Из бетона был сооружен фундамент знаменитого амфитеатра Флавиев - Колизея. Из бетона строили крепости, мосты, акведуки, портовые молы, дороги и т. д. многие их этих сооружений и сейчас находятся в прекрасном состоянии и продолжают приносить пользу. Бетон обладал замечательной прочностью, но низкими художественными достоинствами, поэтому здания в Риме принято было облицовывать - покрывать сверху другим материалом. В республиканском Риме для облицовки чаще всего использовался кирпич, начиная с эпохи Августа строители переходят на мрамор и другие породы камня, обладающие декоративными свойствами. В начале нашей эры римляне изобрели водяные мельницы с колесом, которое в течение многих веков, вплоть до нового времени, оставалось основой энергетики. Поскольку в римских постройках несущим элементом является стена, колонны и их украшения выполняют лишь декоративную функцию. Чаще всего использовался пышный коринфский ордер, а также тосканский - гладкие колонны, которые, так же как ионические, имели базу. В императорский период возникают комбинации различных типов капителей. Древнейший тип римского храма - круглый.
Достижением римской скульптуры является портрет. Начало этому жанру в Европе положили этруски, у которых изображение головы покойного
прикрывало
урну с прахом; в этой традиции - не только
стремление сохранить память об облике
человека, но и отношение к личности как
социально значимому идеалу. Резкая индивидуализация
черт исключала возможность сглаживания,
идеализации формы, поэтому в жанре скульптурного
портрета на первый план вышла идея красоты
внутренней - духовной. Скульптурным образам
республиканской эпохи свойственны лаконичные
формы, резкость линий. Императорский
Рим Августа вернулся к художественным
идеалам Греции, привнеся в них постепенно
свою рассудочность, парадность и помпезность.
16.
Искусство Византии: архитектура, монументальная
живопись
Уже
с первых лет своего существования Византия,
стараясь превзойти Рим в отношении изящества
и роскоши, начала украшаться величественными
сооружениями и всяческими произведениями
искусства, для исполнения которых в этот
город отовсюду стекались лучшие художники.
Возникшее здесь искусство вследствие
религиозных, политических и бытовых условий
приняло особый склад, в котором к греко-римским
элементам примешивались в сильной степени
восточные веяния. Достигнув полного своего
расцвета в первой половине VI века, при
Юстиниане, Византийское искусство испытывало
подъём до начала XIII в. и только по занятии
Константинополя латинянами стало приходить
в упадок. В этот долгий период времени
оно создало много замечательных памятников,
как в столице, так и в областях Восточной
империи, оказало существенное влияние
на развитие искусства Армении, России,
самой Италии и далёкой Франции. Важнейшим
вкладом Византии в историю мирового зодчества
является развитие купольных композиций
храмов, выразившееся в появлении новых
типов структур -- купольной базилики,
центрической церкви с куполом на восьми
опорах и крестово-купольной системы.
Крестово-купольная система храмов получила
широкое распространение в период средне-византийской
архитектуры. К византийской эпохе относится
и сложение монастырей как особого типа
архитектурных комплексов. Наиболее своеобразны
загородные монастыри, обычно представляющие
собой обнесенные стенами укрепленные
пункты, внутри которых помимо жилых и
хозяйственных построек монахов сооружалась
обширная трапезная и доминирующее
здание -- церковь. Здания и крепостные
сооружения, располагаясь чаще всего на
возвышенном месте асимметрично, представляли
собой гармонически согласованные
пространственные композиции -- ансамбли.
Архитектура Византии наследовала
от Рима его достижения в области арочно-сводчатых
конструкций. Однако бетонная техника
не была воспринята в Византии; стены обычно
складывались из кирпича или тесаного
камня Наиболее существенным конструктивным
достижением византийской архитектуры
является разработка системы опирания
купола на отдельно стоящие четыре опоры
с помощью парусного свода. Эта конструктивная
система позволила освободить интерьер
зданий от громоздких стен и еще более
расширить внутреннее пространство.
Взаимное уравновешивание сводов -- одно
из выдающихся достижений византийской
архитектуры. Основными строительными
материалами был плоский кирпич -- плинфа
толщиной около 5 см, укладываемый на растворе.
Для облегчения веса в кладку сводов вводились
пористые каменные породы, в частности
пемза. Купола и своды покрывались черепицей
или свинцовыми листами. Византийские
архитекторы отказались от классических
ордеров, а взамен им выработали колонные
опоры, капители, карнизы, фризы и архитектурные
профили. Значительное внимание уделялось
живописи, одной из первоочередных задач
которой должно было явиться восстановление
старых и в особенности создание новых
памятников иконописи взамен уничтоженных
иконоборцами. Mонументальная живопись,
как уже было отмечено, являлась неотъемлемой
частью новых церковных сооружений, строившихся
по всей империи. После победы иконопочитания
в византийских храмах установилась строгая
система расположения сюжетов внутри
церковного здания. Темы церковной росписи
были неразрывно связаны с архитектурным
членением здания. Со временем число сцен
было увеличено (за счет использования
апокрифических евангелий), появились
картины детства богоматери и детства
Христа, дававшие возможность художникам
создавать жанровые сцены, ранее не встречавшиеся
в церковной росписи. Подобные картины,
иллюстрировавшие трогательные моменты
из детства священных персонажей, смягчали
впечатление от суровости верхней зоны
храма. Нижняя часть стен отводилась «столпам»
церкви -- отдельным фигурам святых, мучеников,
патриархов, распределявшимся по иерархическому
принципу тем ближе к центру и выше, чем
более значительное место они занимали.
Мозаика и фреска, широко применявшиеся
в храмовой архитектуре Византии, оказали определяющее
влияние на развитие древнерусского монументального
искусства. Античные мозаики составлялись
из кубиков мрамора и цветного камня и
применялись в декоре вода. Византийская
мозаика делалась из смальт (окрашенных
эмалями кусочков стекла) и служила для
украшения стен и сводов (В Софии Константинопольской
мозаики). Дворцовые мозаичные композиций
(Константинополь, Палермо) представляют
охотничьи или пасторальные сцены. Но
по преимуществу византийские мозаики
находятся в церквах. Самые выдающиеся
мозаичные ансамбли сохранились в Равенне,
в мавзолее Галлы Плацидии (V в.) -- величественный
крест на фоне синего неба; в церкви Сан-Витале
-- знаменитые изображения Юстиниана и
императрицы Теодоры со свитой, в которых
великолепно сочетаются идея императорского
величия с индивидуальной портретностью
и пышностью одежд. Среди немногочисленных
сохранившихся фресок периода византийского
господства выделяются своим высоким
качеством фрагменты росписи, церкви Софии
в Охриде (первая половина 11 столетия).
Вопрос
№17. Древнерусское искусство (XI-XIII вв.)
Расцвет Владимиро-Суздальского зодчества приходится на XII в - XIII в. Блистательному расцвету, искусства был прерван вторжением татар. Возвышение Владимирских земель связано с деятельностью Андрея Боголюбского. До признания Владимира великокняжеским городом намечаются основные черты местной архитектуры они определяются во многом природными факторами - наличием во Владимирских землях «белого камня» (известняка). Этот материал отличает Владимирские храмы и постройки.
Первые памятники Владимирского зодчества - церковь Бориса и Глеба в Спасско-Преображенском соборе в Переславле Зареченском. Можно видеть характерный тип одноглавого, четырехстопного храма с тремя апсидами. Главы соборов в этот период увенчиваются шлемовидными куполами.
Внутренняя конструкция храма ярко выражена во внешних формах. Внутренним столпам соответствуют пилиастры на внешних стенах. Хорам соответствует аркатурно-колончатый пояс.
Наружные стены имеют 3 полукруглых завершения по числу нефов, они называются закомары.
В период правления А. Боголюбского во Владимире разворачивается масштабное строительство, целью которого превратить Владимир столицу.
Центральный собор Владимира посвящается успению Богоматери. Он был расширен и перестроен в конце XII века. Главный собор имеет 5глав на высоких барабанах.
Самый знаменитый памятник Владимирского зодчества - церковь покрова на Нерне. Сооружение хорошо вписано в природный ландшафт, небольшой по размерам, имеет изысканные и строгие черты. В украшении храма используется народный декор, что не характерно для Русского зодчества - это резьба по белому камню. В стилистике чувствуется влияние народного искусства, а также можно отметить переплетение с западно-романскими направлениями. Это объясняется тем, что Боголюбский приглашал мастеров из Галицкой земели.
Тенденция к внешнему скульптурному украшению ярче проявилась в Дмитриевском соборе.
Последний
памятник, относящийся к этому периоду-
Георгиевский собор в Юрьеве-Польском.
Стены этого сооружения покрывает резной
орнамент.
Вопрос
№18. Московская Русь: архитектура
Период татаро-монгольского завоевания вызвал упадок каменного зодчества практически во всех регионах Руси. Кроме Новгородской и Псковской земель, но там велось строительство небольших однокупольных храмов. Поэтому Иван III, задумав масштабную перестройку соборов московского Кремля, столкнулся с некоторыми трудностями. Иван III нанимает мастеров из Пскова. Главным собором Кремля должен был являться Успенский собор, но Псковские мастера не справились с этим заказом - на кануне освящения перекрытия обвалились. После этого Иван III приглашает мастеров из Италии, которая переживала расцвет своего искусства - эпоха Возрождения. Строительство поручено Аристотелю Феорованти, он строит церковь в традициях Русской архитектуры, опираясь на владимирское зодчество.
Кроме Успенского собора, истинным мастером Олевецом Новом был построен Архангельский собор - служит усыпальницей Русских князей, там проявляется влияние Итальянских традиций и идей( раковины в закомарах, преобладание горизонтальных членений).
Менее масштабные произведения строятся русскими мастерами. Богоявленский собор - оригинален по форме - он 9-купольный, помимо пяти центральных есть ещё 4 купола. Собор первоначально имел 5 куполов, но после пожара её расширяют и достраивают. В композиции и декоре можно увидеть черты, характерные для Московской архитектуры - высокий барабан и кокошники, заострённые закомары. Богоявленский собор известен иконостасом, авторство Феофана Грека.
К более позднему периоду относится колокольня Ивана Великого.
Замечательным сооружением, относящимся к периоду правления Ивана Грозного, является Собор Василия Блаженного. Он построен в честь взятия Казани. Собор в красно-белой гамме с серыми куполами, заметны новые тенденции - использование шатровой формы в центральном объёме. Шатровые церкви не имели столпов, внутреннее пространство было тесным и ограниченным. Складывалась следующая схема: восьмерик на четверике - воздвигался восьмигранный барабан. Предполагалось, что подобная форма перешла из крепостного зодчества в церковное.
Собор Василия Блаженного представляет собой собрание независимых церквей, объединённых фундаментом и соединённых узкими проходами.
Внимание архитекторов переходит с интерьера в экстерьер, эта тенденция внешнего украшения церквей характерна для 17 века.
В
17 веке в церковном строительстве принимают
активное участие частные лица. В этот
период наружное украшение имеет очень
большое значение, активно используются
изразцы и керамические элементы.
Вопрос
№19. Монументальная живопись и иконопись
Начало периода XIV-XVII веков отмечено расцветом русской иконописи. Значение иконы в храмовом комплексе усиливается с распространением в период татаро-монгольского ига деревянного зодчества. В деревянных храмах не было возможности украшать стены фресками. Главным образом иконы размещаются на алтарной перегородке, которая в этот период постепенно превращается в стену, выстроенную рядами икон, эта стена называется иконостас. При этом иконы размещаются в строгом порядке - рядами. Особое значение имеет центральный ряд, композиция которого восходит к Византийским традициям. Весь ряд носит название денсис (в переводе с греческого - молитва). В центре ряда помещалось изображение Христа. До 15 века это изображение было подгрудным и по сторонам шли изображения Богоматери, Иоанна Крестителя, Архангелов, Апостолов, Святых, Петра, Павла. Их лица развёрнуты в сторону центра и обращены к Христу.
В XV веке центральный ряд становится более высоким, появляются поясные изображения и изображения в рост. Постепенно распространяется тип высокого иконостаса - изображение фигуры в рост. Центральный образ, как правило, представлялся иконами «Спас на престоле» или «Спас в силах». В этой композиции фигура сидящего на престоле спасителя внесена в геометрическую композицию, главным элементом которой является чёрный или тёмно-синий овал. Поле овала расписано лёгкими, прозрачными силуэтами ангелов. Овал помещается между двумя ромбами. Верхний и нижний ряды иконостаса посвящены теме праздников.
Большое влияние на Русскую иконопись XV века оказало творчество Феофана Грека (XIV-XV века). Он начал свою творческую деятельность в России в новгородских землях, но он находил применение как фрескист и мастер монументальных росписей. Сохранилось большое количество его произведений: в Новгороде - собор Спаса на Ильине, но до наших дней фрески сохранились в повреждённом виде. Феофану Греку также присваивается авторство иконостаса Благовещенского Собора.
Несколько
лучше сохранилось творчество Андрея
Рублева. Атрибуция произведений средневековой
живописи отличается тем, что мастера
работали совместно. Выделить участие
отдельного мастера практически невозможно.
Рублёв работал со своим другом Даниилом
Чёрным. Они оба были монахами. Знаменитое
произведение Рублёва, написанное им лично
«Троица». Икона была написана на смерть
и похвалу Сергия Радонежского. Икона
посвящается тебе особо близкой Сергию
Радонежскому и составляла весь смысл
его деятельности. Тема единства, тема
любви и согласия. В этой иконе Рублёв
отходит от традиций и изображает явление
трёх ангелов.
Вопрос
№20. Дороманское и романское искусство
западной Европы
Термин «романский стиль», применяемый к искусству 11--12 вв., отражает объективно существовавший этап в истории средневекового искусства Западной и Центральной Европы. 11 в. рассматривается обычно как время «раннего», а 12 в.-- как время «зрелого» романского искусства. Сооружения романского стиля весьма многообразны по типам, по конструктивным особенностям и декору. Наибольшее значение имели храмы, монастыри и замки. Городская архитектура, за редкими исключениями, не получила столь широкого развития, как архитектура монастырская. В большинстве государств главными заказчиками были монастырские ордена, в частности такие мощные, как бенедиктинский, а строителями и рабочими -- монахи. Материалом для романских построек служил местный камень, так как доставка его издалека была почти невозможна по причине бездорожья и из-за большого числа внутренних границ, которые надо было пересечь, платя каждый раз высокие пошлины. Принципы архитектуры романского периода получили наиболее последовательное и чистое выражение в культовых комплексах. Главным монастырским зданием была церковь; рядом с ней помещался внутренний дворик, окруженный открытыми колоннадами. Храмы, типичные для романского стиля, чаще всего развивают старую базиликальную форму. Романская базилика -- трехнефное (реже пятинефное) продольное помещение, пересекаемое одним, а иногда и двумя трансептами. Для внешнего вида романских церквей характерны массивность и геометричность архитектурных форм (параллелепипед, цилиндр, полуцилиндр, конус, пирамида).