Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Декабря 2010 в 14:43, шпаргалка
Ответы на 21 билет по культурологии.
В
11 --12 столетиях одновременно с архитектурой
и в тесной связи с ней развивалась монументальная
живопись и возродилась монументальная
скульптура после нескольких веков почти
полного его забвения. Изобразительное
искусство романского периода было почти
целиком подчинено религиозному мировоззрению.
Фигуры типично романской композиции
находятся в пространстве, лишенном глубины;
нет ощущения расстояния между ними. В
основном в искусстве романского периода
господствует любовь ко всему фантастическому,
часто сумрачному, чудовищному. Основным
материалом скульптуры был камень. В романский
период исключительную роль играло орнаментальное
искусство с чрезвычайным богатством
мотивов. Его источники весьма разнообразны:
наследие «варваров», античность, Византия,
Иран и даже Дальний Восток. Романская
монументальная скульптура, фресковая
живопись и в особенности архитектура
сыграли важную прогрессивную роль в развитии
западноевропейского искусства, подготовили
переход к более высокой ступени средневековой
художественной культуры -- к искусству
готики. Вместе с тем суровая экспрессия
и простая, монументальная выразительность
романской архитектуры, своеобразие монументально-декоративного
синтеза определяют и неповторимость
вклада романского искусства в художественную
культуру человечества.
Вопрос
№21. Готика
Готическое искусство - искусство цветущих торговых и ремесленных городов коммун, добившихся известности и самостоятельности внутри феодального мира. между романским и готическим стилем трудно провести хронологическую границу. 12 век - расцвет романского стиля, вместе с тем с 1130 года появляются новые формы. Готический стиль в Западной Европе достиг вершин (высокая готика ) в 13 веке. Угасание приходится на 14-15 века (пламенеющая готика). Строительство осуществляется не только церковью, но и общиной. Грандиозные готические соборы резко отличались от монастырских церквей романского стиля. Они были вместительны, высоки, нарядны, зрелищно декорированы. Динамичность, легкость и живописность соборов определяет характер городского пейзажа. Вслед за собором устремлялись вверх и городские постройки. В замысле городского, -Динамическая устремленность ввысь всех форм храма была порождена идеалистическим устремлением души к небу. Готический собор по ставнению с романским новая ступень в развитии базиликального типа постройки, в которой все элементы стали подчиняться единообразной системе. Главное отличие готического собора - устойчивая каркасная система , в которой конструктивную роль выполняют крестово-реберные стрельчатые своды , провезенные сетью выступающих ребер, выложенных из камня , арки стрельчатой формы определяющие во многом внутренний и внешний облик соборы. Классическое выражение готический стиль получил во Франции. Величайшее сооружение - собор Парижской богоматери (заложен 1163 г, достраивался до середины 13 века). Зрелая готика отмечена дальнейшим нарастанием ветрикализма линий, динамической устремленностью ввысь. Рейнский собор - место коронования французских королей одно из самых цельных произведений готики, замечательный синтез архитектуры и скульптуры. Главные черты, характеризующие готическую скульптуру, могут быть сведены к следующему: во первых на смену господству в художественных концепциях абстрактного начала приходит интерес к явлениям реального мира, религиозная тематика сохраняет свое доминирующее положение, но ее образы меняются, наделяются чертами глубокой человечности. Одновременно усиливается роль светских сюжетов, и важное место, хотя не сразу, начинает занимать сюжет, во-вторых - появляется и играет доминирующую роль круглая пластика, хотя рельеф существует также. Одним из самых распространенных сюжетов в готике остался "Страшный суд", однако иконографическая программа расширяется. Интерес к человеку и влечение к анекдотичности рассказа нашли выражение в изображении сцен из жизни святых. Включение реальных мотивов характерно и для множества небольших рельефов. Как и в романских храмах, большое место занимают в готических соборах изображения чудовищ и фантастических существ, так называемых химер.