Культура и искусство

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2012 в 00:43, реферат

Описание работы

Искусство — удивительная, достаточно самостоятельная и чрезвычайно важная сфера культуры. Известный немецкий философ Г. В. Гегель подчеркивал, что «всеобщая потребность в искусстве проистекает из разумного стремления человека духовно осознать внутренний и внешний мир, представив его как предмет, в котором он узнает собственное «Я». При помощи искусства человек осознает мир, самого себя, творя свое отражение, одухотворяя то, что он создает. Искусство — душа культуры, форма ее самосознания.
В своих образах искусство запечатлевает мир, создавая целостный слепок культуры, отлитый в литературных текстах, в скульптурных и архитектурных произведениях, в живописных полотнах, в звучащей музыке.
Способность творить, создавая прекрасные, уникальные художественные ценности, присуща на земле только человеку. Именно со способностью к художественному творчеству многие исследователи связывают переход человека из мира природы в мир культуры.

Работа содержит 1 файл

рефират культора и искусство.docx

— 57.38 Кб (Скачать)

ВВЕДЕНИЕ

Искусство — удивительная, достаточно самостоятельная и чрезвычайно важная сфера культуры. Известный немецкий философ Г. В. Гегель подчеркивал, что «всеобщая потребность в искусстве проистекает из разумного стремления человека духовно осознать внутренний и внешний мир, представив его как предмет, в котором он узнает собственное «Я». При помощи искусства человек осознает мир, самого себя, творя свое отражение, одухотворяя то, что он создает. Искусство — душа культуры, форма ее самосознания.

В своих  образах искусство запечатлевает  мир, создавая целостный слепок культуры, отлитый в литературных текстах, в скульптурных и архитектурных произведениях, в живописных полотнах, в звучащей музыке.

Способность творить, создавая прекрасные, уникальные художественные ценности, присуща на земле только человеку. Именно со способностью к художественному творчеству многие исследователи связывают переход человека из мира природы в мир культуры.

Искусство так же древне, как и сама культура: его корни уходят в первобытную  эпоху. С самого начала своего существования оно было призвано облагораживать, совершенствовать, гуманизировать общество, человека, природу. Но искусство делает это не методом изучения и познания истины, как наука, не преобразованием природы, на что нацелена технико-технологическая сфера культуры, а при помощи их очеловечивания, соотнесения с напряженной внутренней жизнью души и сердца творящего субъекта. Искусство преднамеренно эмоционально, чувственно, аффективно. Оно всегда активно, созидательно. Это сфера истинной свободы творящего человеческого духа, в которой ценности и идеалы не навязываются, а предлагаются всем, кто хочет их усвоить.

Искусство — очень сложное, многомерное  и полифункциональное явление. Поэтому изучают его многие науки: философия, эстетика, история, культурология, искусствознание. Сложность искусства как культурного явления привела к тому, что только к XVIII веку оно выделилось в самостоятельный объект научного анализа, и с этого времени постоянно подвергается разностороннему исследованию. Ученых интересуют его происхождение, механизмы становления, развития и функционирования в обществе, особенности художественного творчества, восприятия и ретрансляция его продуктов, исторические формы искусства, его виды, стили, течения, направления и многое другое. Каждая эпоха рождала свое понимание искусства, выдвигая на первое место ту или иную его функцию.

Искусство, как и культура, находится в  постоянном движении, развитии, обновлении. Сохраняя свое стилевое единство, оно отражает мир и человека такими, какими они виделись в тот или иной период, ту или иную эпоху. Поэтому через восприятие продуктов художественной деятельности мы можем восстановить не только картину быта, свойственного той или иной культуре, но и ту духовную атмосферу, которая царила в данное время. Искусство, художественная культура аккумулируют «опыт переживания, опыт чувств» человечества, они отражают, прежде всего, результаты чувственно-эмоционального постижения мира. Меняя свой облик, форму, искусство изменяется вместе с теми культурными ценностями, которые оно отражает.

Неизменным  остается лишь главный предмет интереса искусства — человек и все, что он создал. Поэтому в искусстве  мир существует не сам по себе, а  посредством «очеловечивания»: творя, человек пропускает через свое сердце все, что потом запечатлевается в художественных образах. Мир искусства — это мир, где все «человечно, слишком человечно». Поэтому искусство так сильно привлекает людей, завораживает их, заставляет переживать то, что уже давно минуло.

  1. ВИДЫ  ИСКУССТВА

Искусство является сложным образованием и может быть представлено различными видами, каждый из которых обладает своими художественно-выразительными средствами (художественным языком).

Вид искусства — это конкретный способ художественного освоения мира, воплощающий свои образы в определенном материале (в слове, звуке, камне, металле, телодвижениях и т.п.). Виды искусства дополняют друг друга, и ни один из них не обладает преимуществом перед другим. К основным видам искусства относят литературу, живопись, графику, скульптуру, архитектуру, декоративно-прикладное искусство, музыку, театр, балет, танец, кино, цирк, фотоискусство.

Обычно виды искусства подразделяют на простые и сложные (синтетические). В основе простого вида искусств лежит одно средство художественного выражения (живопись, поэзия, скульптура и т.п.). Для сложного вида характерно использование нескольких художественно-выразительных средств (театр, кино, балет и т.п.).

Различают изобразительные и выразительные виды искусства. К изобразительным искусствам относятся те виды искусства, которые стремятся к художественному отражению действительности, образной фиксации в созданном произведении. Они воспроизводят действительность в формах самой действительности, используя в этих целях изобразительный язык (реалистическая живопись, графика, скульптура). В выразительных видах искусства художественный образ не аналогичен действительности, можно сказать, что это продукт человеческого воображения (например, орнамент, музыкальное произведение, танец, архитектурное сооружение).

Образный язык искусства доступен каждому человеку, к какой бы возрастной, социальной, культурной категории он ни относился, поэтому искусство играет важную роль в процессе формирования личности, ее приобщения к общечеловеческим ценностям; с другой стороны, потребность в образцах художественного творчества возрастает пропорционально уровню развития личности, повышая его. Таким образом, искусство - это явление культуры, без которого не может существовать человечество.

 

В большинстве  видов искусства существует внутреннее разграничение на жанры. Жанры специфичны для каждого вида искусства и могут выделяться по разным основаниям: тематическим, структурным, функциональным. Например, в изобразительном искусстве жанры определяются по предмету изображения: портрет, пейзаж, анималистика, натюрморт, батальный, бытовой, исторический жанры. В литературе жанрами являются: роман, повесть, поэма, трагедия, комедия, мелодрама.

2 ИСКУССТВА ИЗОБРАЗИТЕЛЬНЫЕ

            Изобразительное искусство объединяет  близкие друг другу живопись, графику, скульптуру, художественную  фотографию.

            Изобразительное искусство обладает  особенностью запечатлевать жизнь  в наглядной форме. При всех  различиях, существующих между  живописью, графикой, скульптурой,  художественной фотографией, всем  им свойственны и некоторые  общие черты: в отличие от  литературы и музыки, театра и  кино, способных развернуть воспроизводимые  события во времени, изобразительные  искусства, лишенные этой возможности,  придают, однако, изображаемым ими  явлениям жизни непосредственную  зримость.           

 Но сила  и значение изобразительных искусств  состоят отнюдь не в том,  что они зримо изображают жизнь.  Зримость и непосредственность  изображения присущи и некоторым  другим видам искусства, как,  например, кинематографии, которую,  однако, мы не относим к искусствам  изобразительным. Важнейшая особенность  изобразительного искусства состоит в свойственной ему удивительной способности передавать все многообразие и сложность жизни, всю ее динамичность через изображение одного события или момента. Изобразительные искусства принято называть пространственными совсем не потому, что они не передают чувства времени, прошлого и будущего, а имеют дело с одним только застывшим «настоящим». Лишенные возможности непосредственно включать время в свою структуру, они выработали определенные способы выражения временных характеристик через пространственный ряд, колорит, сюжет и т. д. «Бурлаки» Репина, например, как и всякое произведение изобразительного искусства, как бы «остановили» жизнь на одно мгновение, но в этом мгновении художник сумел выразить в этих людях их прошлое, настоящее и ожидание будущего.             

Знаменитое  пожелание гетевского Фауста: «Остановись, мгновение, ты прекрасно!» – оказалось  как бы подвластным выдающимся произведением  живописи, графики, скульптуры и такой  молодой ветви изобразительного искусства, как фотография. Через  изображение «остановившихся мгновений» живопись, графика и скульптура выражают глубоко и всесторонне типичные, характерные черты действительности. Подлинно прекрасные произведения изобразительного искусства оказывают огромное идейно - эмоциональное воздействие на зрителя. Специфические особенности изобразительного искусства своеобразно раскрываются в каждом отдельном его виде.

2.1 ЖИВОПИСЬ

Живопись, по меткому замечанию художника  К. Юона, – «живое письмо или письмо о живом». На первый взгляд это может  показаться парадоксальным: ведь живое  письмо и письмо о живом не одно и тоже. Но в данном случае парадоксальность этого утверждения только кажущаяся. Словами «письмо о живом» художник раскрывает предмет живописи, а «живое письмо» – ее средства. В живописи передается форма предмета, его цвет, освещающий его свет, фактура материала, пространство, в котором находится изображаемый предмет. Поэтому живопись пользуется такими конкретными изобразительными средствами, как линия, цвет, светотень, воздушная и линейная перспектива и т. д. Эти изобразительные средства позволяют создать на плоскости иллюзию трехмерности, верно передать ощущение объемности предметов окружающего нас мира, сохранить и умножить многокрасочность природы и т. д.  Живописец воссоздает реальный мир, используя для этой цели краски, накладываемые на специально подготовленную поверхность. Объемная, трехмерная, полная дыхания жизнь как бы застывает на двухмерной плоскости. Многокрасочная, переливающаяся множеством оттенков, насыщенная игрой светотени полотно подлинного мастера рельефно передает в разнообразной цветовой палитре все богатство жизни. Не ведет к объединению действительности и плоскостная живопись.            

 Накладывая  краски на холст или любую  другую поверхность, живописец  превращает их в цвет, создающий  представление и о материальных  качествах (фактуре) изображаемого  предмета, и об его окраске,  и т. д. Введу того, что явление  жизни неоднокрасочны и неодноцветны, живопись изображает не только  цвет каждого отдельного предмета, но и то сложное сочетание,  которое образует предметы, обладающие  различным цветом, когда они расположены  в определенном виде и даны  в совокупности. Сочетание цветов, цветовая гармония и образуют  в живописи колорит.           

 Изображая  реальную действительность на  двухмерной плоскости, живопись  создает иллюзию трехмерности  и объемности: люди и предметы  кажутся находящимися на разных  расстояниях от зрителя – одни  ближе, другие дальше, а природа изображается так, что небо кажется простирающимся до самого горизонта           

 Впечатление  глубины достигается использованием  закона перспективы. Линейная  перспектива дает возможность  построить кажущиеся очертания предметов, а воздушное – изменение в цвете и очертаниях. Благодаря светотени создается иллюзия объема, выпуклости. Светотень образуется тонким и точным сочетанием освещенной и неосвещенной стороны изображаемых в картине предметов. Леонардо да Винчи писал: «Если ты, поэт, сумеешь рассказать и описать явления форм, то живописец сделает это так, что они покажутся оживленными благодаря светотени». Светотеневой принцип, по мнению Леонардо, определяется тем, что «тени тел не должны быть причастными иному цвету, кроме цвета тела, на котором они лежат».           

 Но, конечно,  изобразительная правда живописи  не сводится к достижению возможно  более точного, всестороннего  и подробного сходства изображения  с реальной действительностью.  Подлинно реалистическое художественное  изображение всегда в той или  иной мере условно, и это  не только не умаляет, а увеличивает  убедительность образа. Условность  живописи возрастает в одноцветной  графике, линейном рисунке.           

 Для того  чтобы в статичных произведениях  живописи как бы раздвинулись  рамки картины, художник изображает  интересующие его явления жизни  под таким углом зрения, который  позволяет обнаружить важные  и существенные стороны характера  изображаемых людей, ищет острый  сюжет, создает глубоко осмысленную  композицию.           

 Живопись  делится на: монументальную и станковую. Монументальная живопись связана с архитектурой – это роспись фасадов зданий, стен, потолков и т. д. Это, как правило, крупные по своим размерам произведения, связанные с назначением архитектурных сооружений. Станковая складывается из тех произведений, которые имеют самостоятельное значение, безотносительно к тому, где они будут выставлены, – музеях, Домах культуры или частных квартирах. Станковая живопись с архитектурой не связана.           

 Понятие  – «монументальная» применяется  исключительно для обозначения  вида искусства, а не для  выражения монументальности, т. е. значительности выраженных ею идей и в этом отношении станковая живопись не менее монументальна. Высокими идеями и значительными художественными качествами должны в равной мере отличаться как монументальная, так и станковая живопись.            

 Основными  жанрами живописи являются тематическая  картина (историческая, батальная,  бытовая или, иначе, жанровая), портрет, пейзаж, натюрморт и т.  д. Тематическая, или сюжетная, картина  занимает ведущее место в советской  живописи. Портрет – жанр, в котором  не только (и даже не столько)  передается внешнее сходство, но  раскрывается внутренняя сущность  портретируемого человека.  В  пейзаже через изображение природы  выражается определенное человеческое  состояние. Это можно применить и к эпическому и к лирическому пейзажу. Каждый из них духовно обогащает, воспитывает в человеке чувство красоты. Широко охватывая явления жизни, живопись выступает в виде совокупности всех своих жанров, в том числе натюрмортного, анималистического и т. д.

2.2 ГРАФИКА 

Графика – искусство рисунка. Графическое  изображение, как правило, состоит  из линий, штрихов, точек и т. д. По своей природе графическое изображение  условнее живописного, хотя изобразительно-выразительные  средства графики во многом те же, что  и у живописи. В отличие от живописи цвет в графике преимущественно  один (обычно черный), но существует графика, прибегающая и к помощи другого  цвета. В графике используется также  рисунок пятнами – изобразительное  средство, широко примененное, например, в графических листах Мезерееля  и Пророкова.

Информация о работе Культура и искусство