История мировой культуры

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Февраля 2013 в 14:01, контрольная работа

Описание работы

Прежде чем заглянуть в истоки человеческой цивилизации, нам нужно вспомнить основные принципы хронологических классификаций. Материал, из которого древние люди изготавливали орудия труда, определил условную периодизацию первобытной истории: каменный век (40 - 4 тыс. до н.э.), век бронзы (3 – 2 тыс. до н.э.), век железа (1 тыс. до н.э.).

Содержание

1. Введение
2. Возникновение культуры.
3. Переходные обряды, инициализация.
4. Обряды плодородия
5. Захоронения
6. Список литературы

Работа содержит 1 файл

История мировой культуры.doc

— 61.00 Кб (Скачать)

 

Оглавление

1. Введение

2. Возникновение культуры.

3. Переходные обряды, инициализация.

    4. Обряды плодородия

 

    5. Захоронения

 

    6. Список литературы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Прежде чем заглянуть  в истоки человеческой цивилизации, нам нужно вспомнить основные принципы хронологических классификаций. Материал, из которого древние люди изготавливали орудия труда, определил условную периодизацию первобытной истории: каменный век (40 - 4 тыс. до н.э.), век бронзы (3 – 2 тыс. до н.э.), век железа (1 тыс. до н.э.). Каменный век принято делить на древний (палеолит) и новый (неолит), отличающийся тем, что появляются земледелие, животноводство и гончарное производство. Между древним каменным веком (палеолитом) и новым каменным веком (неолитом) была еще одна культурная эпоха - средний каменный век, или мезолит. Человек эпохи мезолита был прежде всего рыболовом и изобрел челн, он первый приручил собаку.

 

Возникновение культуры.

 

Примерно около двух с половиной миллионов лет  назад на Земле появились первые люди, весьма примитивные, внешне мало чем отличавшиеся от человекообразных обезьян, но прямохождение и наличие сформировавшейся кисти руки с противостоящим большим пальцем, а также относительно развитый головной мозг позволили первобытным людям заниматься трудовой деятельностью. Ими стали создаваться орудия труда и оружие, одежда и жилище. Таким образом с первых же шагов развития человеческого общества возникает и материальная культура.

В процессе существования  человека шло непрерывное совершенствование навыков трудовой деятельности, приемов охоты и добывания пищи, накопление знаний о полезных и вредных свойствах плодов и растений, ритмах природы. Так Так вместе с возникновением и становлением первобытного человека шло становление и развитие рационального знания.

 

 

 

 

 Полученная и закрепленная  информация передавалась из поколения  в поколение. Вместе с этим  шло совершенствование языка  и мышления, при помощи которых создавалась сложная система фиксации рациональных знаний.

Важным достижением  духовной культуры стало появление примерно в конце нижнего палеолита (100—40 тыс. л.н.) навыков счета и выработка ритма, как это показывают группы насечек на твердых предметах (кость, камень). Именно восприятие и фиксация ритмов природы привели к формированию представлений о времени через создание календаря, следы которого прослеживаются уже в эпоху родового строя в верхнем палеолите (40 – 12 тыс. л.н.), когда на историческую арену вышел homo sapiens или человек современного вида. На заключительных этапах эпохи палеолита параллельно с формированием рациональных знаний шло становление религиозных верований, отражавших иррациональные формы постижения окружающего мира.

Древнейшие следы заупокойного культа, которые относятся примерно к 200 тыс.л.т.н., впервые отмечены у  неандертальцев. Археологи открыли захоронения, в которых костяки ориентированы по направлению восток – запад. Они посыпаны охрой, символизирующей цвет жизни, а на надгробных холмиках была обнаружена пыльца хвойных растений и цветов, которыми покрывали могилу, во время прощания с умершим. Все это свидетельствует о зачатках религиозных верований, появившихся у первобытного человека. Дальнейшее развитие религиозных верований привело к утверждению в эпоху верхнего палеолита у человека современного вида развитых форм первобытной религии: тотемизму, магии, фетешизму и анимизму.

Отношения между полами, связанные с продолжением рода, а  также добывание пищи всеми членами первобытного коллектива были двумя неразрывными  сторонами деятельности общества,

 

 

 

 

позволявшими человечеству выживать и развиваться. В ходе брачных связей, какими бы они ни были — промискуитет (первая форма брачных отношений в первобытном человеческом стаде) или различные формы парного или группового брака, — складывались особые, регулируемые коллективом правила и нормы поведения представителей противоположных полов и различных возрастных групп, формировавшие морально-этическую сферу жизни человека и входившие составной частью в духовную культуру общества.

Так одновременно с человеком  возникают, пусть и в зачаточном виде, элементы материальной и духовной культуры. Но только с появлением примерно 40—35 тыс. лет назад homo sapiens sapies, человека современного вида, и вместе с ним родовой общины культура первобытного общества достигает своего наивысшего развития. Наконец появляется художественное творчество, и духовная культура приобретает завершенные формы.

 

 

Переходные  обряды, инициализация.

 

Накопленные знания были для первобытных людей ценностью, бережно сохраняемой в родовой  общине. Доступ к знаниям, так же как и к брачно-половым отношениям, был открыт только для взрослых членов коллектива. При наступлении половой зрелости подростки (юноши и девушки) должны были пройти сложные и часто мучительные обряды инициации — посвящение в члены коллектива. В ходе инициации совершался ряд таинств, как правило, в уединенном месте: в лесу, шалаше или избушке. Там новичок подвергался различным испытаниям, которые должен был стойко перенести. Неофита морили голодом, не давали пить, спать, наносили увечья и раны, в которые втирали соль, перец,

 

 

 

 

подвергали другим мучениям. Из помещения, где проходила инициация, часто доносились душераздирающие  вопли. Испытания для девушек  были менее жестокими.

 В этот же период  испытуемому сообщались мифы  племени, знания о мире, а также нормы и правила поведения во взрослом коллективе, в том числе и в брачно-половых связях. Если неофит успешно выдерживал испытания, то считалось, что переходный обряд завершен, и подросток становился полноправным членом кровно-родственной общины. Теперь он не только обладал всеми правами, но и беспрекословно выполнял все возложенные на него обязанности. Сам обряд посвящения подростка в статус взрослого мужчины воспринимался сородичами как второе рождение.

Инициация была важным культурным явлением. Через нее испытуемый получал социальный опыт, так необходимый любому взрослому человеку для ориентации в жизни, уяснения своего места и своей роли в обществе, во время таинств воспитывалась ответственность за нарушение общепринятых норм и правил.

      Пещера Базуа, в Северной Италии, донесла до нас следы, возможно, древнейшего синкретического обряда, совмещающего продуцирующую обрядность, связанную с культом медведя, и инициации подростков. Пещера долгое время служила пещерному медведю естественной берлогой. Среди многочисленных отпечатков ног на полу ее преобладают юношеские, а на стене пещеры обнаружены следы глиняных шаров, концентрирующиеся там, где у основания стены находится монументальный сталагмит зооморфной формы, покрытый слоем глины. Охотники, скорее всего подростки, метали глиняные шары в сталагмит, напоминающий зверя, а шары символизировали их метательное оружие. Такая интерпретация напрашивается как бы сама собой. Не совсем ясно, правда, зачем нужно было вместо охотничьего копья пользоваться глиняными шарами; быть может, чтобы не повредить "мишень"? Несомненно одно: пещера Базуа с ее

 

 

 

 

естественно-зооморфным рельефом использовалась в ритуально-магических целях, а преобладание юношеских  следов указывает, вероятно, на посвятительный характер ритуала.

    Но ритуал по своему содержанию выходил за пределы только инициации, связанной с охотничьей магией. Если зооморфный сталагмит,  действительно, "обстреливался" глиняными шарами, символически замещающими настоящее оружие, в этом усматривается символическое умерщвление зверя как условие его последующего возрождения – ход мысли типичный для первобытной продуцирующей деятельности. В медвежьих праздниках народов Севера и Дальнего Востока ритуальное умерщвление медведя "предшествует" его последующему возрождению. Структура медвежьего праздника как единого ритуального комплекса состоит из трех частей – ритуального умерщвления зверя, коллективного потребления добычи и ритуального воскрешения зверя. Наличие этой схемы прослеживается и в палеолитических "медвежьих" пещерах

По заключению антрополога  А.Валлуа, отпечатки ног в пещерах  Тюк д'Одубер, Монтеспан, Пеш Мерль  в основном принадлежат подросткам в возрасте от 10 до 13 лет. Это –  тот возраст возмужания, в котором  подростки в первобытных охотничьих обществах проходят обряды инициации, приобщения к социально-производственной деятельности взрослых, к тайнам их религиозно-обрядовой жизни.

 

Обряды плодородия

 

Другие обряды первобытной магии были направлены на обеспечение плодородия. С глубочайшей  древности для этих и других целей  использовались разнообразные изображения  духов и божеств из камня, кости, рога, янтаря, дерева. Прежде всего это

 

 

 

 

 были статуэтки Великой Матери- воплощения плодородия земли и живых существ. Обеспечению плодородия служили и широко распространённые у многих народов мира магические обряды вызывания дождя. У

некоторых народов  они сохранились до сих пор, например у австралийских племён.

 

 

Захоронения

 

 Общим для всех  культур каменного века на  большей части Западной Европы  является то, что древние люди  воздвигали на местах захоронений  огромные каменные глыбы. Захоронения  представлены в форме менгиров, дольменов или

круглых образований (кромлеков), которые служат храмами или местами отправления культа для племени. Все племя участвовало в сооружении этих величественных надгробий. Такие памятники свидетельствуют о том, что в племени уже существовала некоторая социальная и религиозная основа, которая отличала его от другого племени.

     Почти все  дольмены составлены из четырех  или более каменных глыб, поставленных  вертикально, на которых покоятся  один или несколько плоских  камней, порой весом свыше 20 тонн.

 

Первые в истории  человечества захоронения - это погребения неандертальцев. В 1908 году швейцарец Отто Гаузер сделал около поселка Мустье в долине реки Везеры (Южная Франция) интересное, удивительное открытие: он нашел могилу неандертальского юноши, жившего несколько десятков тысяч лет назад. В неглубокой могиле лежал его скелет в той позе, в которой

 

 

 

 

был похоронен этот юноша: на правом боку, правая рука под головой, ноги согнуты. Около скелета лежали кремниевые орудия и несколько обожженных звериных костей: они были даны мертвому на дорогу в вечность.

После этой находки, которая  убедила многих в том, что человеческое сочувствие и уважение в мертвому восходят в истории человечества к самым древним временам, был  сделан целый ряд других подобных открытий. Наиболее известным из них  является открытие советским археологом Алексеем Павловичем Окладниковым в 1938 голу погребения неандертальского мальчика в гроте Тешик-Таш (Узбекистан). Его кости лежали в мелком углублении. Вокруг черепа были воткнуты в землю рога сибирского козла, причем они образовывали вокруг черепа мальчика что-то подобие ограды. Недалеко от могилы были следы небольшого костра, который горел очень короткое время. Возможно, это был ритуальный огонь, имевший отношение к погребению

В 1960 году известный американский антрополог и археолог Р. Солецки в пещере Шанидар (в Ираке) обнаружил окаменелости девяти неандертальцев. Через несколько лет французский палеоботаник Арнет Леруа-Гуран, исследуя в парижской лаборатории почву, взятую из раскопа вместе с четвертым шанидарским скелетом, обнаружила такое количество пыльцы растений, "которое превосходило всякое вероятие", причем кое-где эта пыльца была в комочках, а рядом с некоторыми из них сохранились даже остатки частей цветка. Из этого был сделан поразительный вывод, что могилу забросали охапками цветов, собранных на склоне горы, представители той группы, к которой принадлежал умерший охотник.

Многие древние народы клали в могилы своих соплеменников  цветы, чьи целебные свойства были им хорошо известны. Вначале этот ритуал преследовал вполне утилитарную цель: умершему предоставлялась возможность подлечиться и

 

 

 

 

вернуться в лоно родной семьи, а значит - в племя. К тому же сильный аромат перебивал запах  тления, нейтрализуя неприятное ощущение от мертвого тела. Но однажды кто-то заметил, что цветы - это красиво, и они сделались предметом дарения. Утилитарно-религиозная функция уступила место эстетической. И мы по сей день приносим цветы на могилы как дань любви и уважения.

Для древних цветы  на могиле должны были символизировать  сам процесс жизни и смерти: свежими, они радуют глаз, вызывают сложную гамму эстетических чувств; потом их краски постепенно блекнут, лепестки начинают увядать и опадают; наконец соки, питающие жизнь цветка, улетучиваются, цветы умирают. Весь этот процесс - словно модель человеческого бытия, и трудно сказать, что именно породило культ растений - лекарственные функции или их символика..

С этого периода начинаются уже бесспорные погребальные обряды. В общем о них можно сказать, что мертвых хоронили часто там  же, где они до того жили, а сами люди покидали это место. Иногда клали труп прямо на очаг, если в нем еще был огонь, тело обгорало или превращалось в пепел и золу. В других местах мертвых хоронили в специально выкопанных могилах, причем иногда обкладывали голову и ноги камнями. Кое-где на голову, грудь и ноги покойника накладывали камни, как будто хотели предупредить возможность для мертвого встать. Это, вероятно, вызывалось страхом перед мертвыми, возвращению которых нужно было всеми возможными способами воспрепятствовать. Поэтому мертвых подчас связывали и хоронили в сильно скорченном виде. Мертвецов иногда оставляли в пещере, а вход в нее заваливали большим камнем. Нередко труп или только голову посыпали красной краской. С мертвыми в могилу клали много различных даров - украшения, каменные орудия, пищу.

Погребение охотников  на мамонтов, открытое в 1894 году в

 

 

 

 

 Пршедмости около  Пршерова (современная Чехия), где  найдено 20 скелетов, погребенных  в скорченном положении и обращенных  головой к северу. Могила была  овальной формы, имела 4 метра в длину и 2,5 метра в ширину. Одна ее сторона была обложена лопатками мамонтов, другая - их челюстями. Сверху погребение было покрыто слоем известковых камней толщиной 30-50 сантиметров, которые должны были служить защитой от разрушения могилы хищными зверями. Предполагается, что в могилу время от времени клали умерших членов племени.

В 1891 году в самом центре города Брно во время канализационных  работ рабочие обнаружили на глубине 4,5 метра могилу охотника на мамонтов. В неглубокую яму, которая, наверное, была выстлана мягкими шкурами, положили мертвого охотника, очень тщательно одетого в одежду из шкур, украшенную костяными кружочками. Около рук находились каменные орудия и оружие. Мертвого посыпали красной охрой по тогдашнему очень распространенному обычаю, закрыли лопаткой мамонта, подпертой мамонтовым бивнем, и засыпали глиной.

Информация о работе История мировой культуры