Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Декабря 2010 в 14:43, шпаргалка
Ответы на 21 билет по культурологии.
Наиболее общее определение культуры сводится к тому, что она представляет собой особый мир создаваемый человеком. Культура есть «возделанная» среда обитания людей, насыщенная продуктами человеческой деятельности, а так же мир «возделанных» личностей, чье сознание и поведение мотивируется и регулируется социальными интересами, общепринятыми нормами и правилами их удовлетворения. Культура составляет область «собственно человеческого», поскольку способность к созиданию культуры, как среды обитания и способа существования - отличительный признак человека. Человек не только создает культуру, но и сам ею формируется - вне контакта с другими людьми, как с носителями культуры ребенок не способен выявить в себе человеческие качества. В культуре человек обнаруживает и проявляет свою специфическую духовную сущность. Прежде всего, она выражается в умение ставить проблемы связанные со смыслом и целью существования и находить пути их решения.
Культуру традиционно принято разделять на духовную и материальную. Такое деление, в значительной мере, является условным, поскольку согласно данному нами определению всякое проявление культуры имеет духовную основу.
Если мы обратимся к сферам внутренней культурной жизни человека как мораль и нравственность, то мы можем заметить, что они имеют самое прямое отношение к жизни человеческого духа. Однако, нравственность при этом как бы не имеет отчетливых внешних проявлений - она объективируется либо в индивидуальных каждодневных поступках, которые составляют неуловимую ткань бытия, либо в религиозных текстах или философских сочинениях, то есть в те областях культуры, которые не являются «моралью и нравственностью» в чистом виде. Нравственная, этическая составляющая культуры как бы не имеет отчетливых внешних очертаний, что затрудняет изучение.
В итоге, рассматривая культуру, как проявление человеческого духа, мы можем заметить, основой ее и «первоначальной ячейкой» является сознание отдельного человека. Важным эстетическим параметром культуры является стиль. Он представляет собой способ организации художественной формы, обусловленный ее внутренним содержанием.
Определив искусство как единое явление, следует иметь в виду, что такое искусство вообще является абстракцией, отвлеченностью. В первую очередь искусства традиционно делят по способу их «бытования» и восприятия на временные и пространственные. Временные искусства отличаются тем, что представляющие их произведения разворачиваются и воспринимаются во времени. Произведение искусства в этом случае часто оказывается не отделимым от человека: автора или исполнителя. К временным искусствам относятся искусство слова или поэзия, танец, музыка, кино. К пространственным - живопись, графика, скульптура, архитектура, прикладное искусство, дизайн. Театр занимает промежуточное место - представление располагается в определенном пространстве и, но действие разворачивается во времени. Чаще всего, театр называют синтетическим искусством, так как он (так же как и кино) объединяет, синтезирует достижения различных искусств - поэзии, музыки, живописи.
Вопрос
№3. Выразительные средства искусства
Выразительный средства скульптуры: линия, пятно, тон, цвет
Форма и техника: монументальная, станковая; круглая, рельеф
Материалы и способы работы: пластика - форма создается методом постепенного наращивания массы (изнутри наружу). Материалы-глина, в том числе каменная масса, фарфор, воск, пластилин, стук, различные виды пластических масс. Ваяние - создается методом отсекания (снаружи внутрь). Различные породы камня: мрамор, гранит, известняк, базальт, полудрагоценные камни, и дерево (липа, тополь, бук, дуб), слоновая кость. Литье - наиболее технический сложный вид скульптуры. Главный материал бронза. Для изготовления статуи требуются спец.условия и заранее выполненные глиняные заготовки, по которым ведется отливка.
Применение и использование - монументальная:1. организация пространства: монумент, памятник, парковая скульптура. 2. украшение внешней и внутренней части зданий: архитектурный декор. 3. мемориальное значение: мемориальный комплекс, памятник, монумент. 4. культовое изображение: статуя, идол. Станковая: 1. украшение интерьера: мелкая пластика, статуэтка, кабинетная скульптура. 2. самостоятельные произведения: статуя, музейная скульптура, камея. 3. учебная практика и подготовительный этап работы: студия, эскиз. 4. памятное изделие: монета, медаль. 5. копия: гипсовые слепки.6.печать: гемма.
Тематика: изображение человека. Большое тематическое разнообразие допускает рельеф: портрет, символико-аллегорическая композиция, исторический, бытовой, батальный жанр. Специфическим считают анималистический жанр - изображение животных реальных и фантастических.
Выразительный средства живописи: тон, цвет, пятно, линия.
Форма и техника: монументальная. 1. стенная роспись, фреска - водяные краски, темпера (фреска), масляные, акриловые краски. Основа: штукатурка сырая (фреска) или сухая (фреска а секко), приклеенная или иным способом приготовленная поверхность стены. 2. мозаика - набирается из небольших камешков или кусочков стекла (смальта), крепится к стене цементным раствором. 3. витраж - набирается из цветных стекол, скрепленных оловянными перегородками. Вставляется в оконную раму. 4. панно - как правило выполняется масляными красками или темперой на холсте, а затем крепится к специально отведенной стене. Панно допускает разнообразие декоративных приемов, техник и материалов. 5. станковая - масляные краски, темпера, акварель, гуашь, акриловые краски, восковые краски (энкаустика). Основа: холст, дерево, картон, бумага, шелк, оргалит, клеенка, глиняные таблички. Используется как самостоятельное произведение: картина. 6. икона - восковые краски (энкаустика), темпера, масло. Основа - деревянная доска, покрытая левкасом. А также вышивка: шелковые и золотые нити, бисер, жемчуг. Возможно использование ювелирной техники и материалов. занимает промежуточное положение между станковой живописью, монументальным и декоративно-прикладным искусством. Применение- сакральное изображение, предназначенное для молитвы. Имеет ряд специфических жанров: образ- изображение святого; Деисус - центральный горизонтальный ряд иконостаса, объединенный темой, ритмом, композицией; праздничная икона- иллюстрирует священную историю. Образ святого в житии - образ окруженный клеймами, небольшими композициями иллюстрирующими жизни святого. Символико-аллегорическая композиция - иллюстрация богословских идей.
Применение и использование: оформление и украшение интерьеров, а также наружных частей зданий, неразрывно связано с архитектурой.
Жанры и тематика: исторические и символико-аллегорические композиции. В отдельные периоды наблюдается расцвет пейзажа и интерьерных обманок. В искусстве 20 века встречаются абстрактные композиции.
Выразительный средства графики: Линия ,пятно, тон, цвет.
Форма
и техника: Уникальная (рисунок) - Карандаш,
мелки ( сангина, сепия, соус, пастель, прессованный
уголь), перо и тушь, кисть и краска. Основа-
бумага, картон, шелк, пергамент. Выполняется
от руки свободно. Применение - 1. учебная
практика (студия, зарисовка, набросок)2.подготовительный
этап работы (эскиз, набросок, зарисовка)3.
иллюстрация текста: книжная миниатюра
4.самостоятельное произведение: станковая
композиция. Тема не ограничена.законченное
самостоятельное произведение преимущественно
является портретом или пейзажем. Специф.жанр-
карикатура. Печатная (гравюра)1 вид-
выпуклая (ксилография, линогравюра). 2
вид.-углубленная(офорт, резцовая гравюра).
3 вид.- плоская (литография). К 1 виду - негатив
изображения вырезается на деревянной
доске или линолеуме, поверхность покрывается
типографской краской и делается оттиск.
Иногда печать выполнятся последовательно
с нескольких досок (цветная гравюра).
Ко 2 виду - основа - медная доска: работа
резцом по меди, процарапывание по лаку
и травление кислотой (офорт), дополнительная
обработка поверхности (акватинта), процарапывание
(сухая игла). Применение: самостоятельное
произведение: станковая гравюра (эстамп,
лубок), иллюстрация текста: книжная графика,
журнальная и газетная, реклама, агитация,
плакат, дизайн:
Вопрос
№ 4. Первобытная культура
Наиболее ранней формой культуры является первобытная культура. Ее историю можно разделить на два значительных этапа: период ее тотального распространения (с возникновения человеческого общества до возникновения цивилизаций) и период ее сосуществования с цивилизованным миром, который в отдельных районах продолжается вплоть до настоящего момента.
Первый период называется доисторическим - отсутствие письменных источников - его конец совпадает с изобретением письменности. Доисторический этап отличается значительной временной протяженностью. Его периодизацию принято связывать с «системой трех веков», разделяющую древнюю историю на каменный, бронзовый и железный века. К доисторическому периоду целиком относится только каменный век, который, в свою очередь делится на три периода: Палеолит (древнекаменный) - начинается приблизительно 1,5 млн. лет назад и проходит три фаза развития: нижний палеолит, средний палеолит (мустье) и верхний палеолит. С точки зрения истории культуры наибольший интерес представляет верхний палеолит, начало которого относят к 38-35 вв. до н. э. Мезолит (среднекаменный) - начинается около 10 тыс. лет назад, заканчивается в различных регионах в разное время - сосуществует и соседствует с неолитическими формами культуры вплоть до 5 тысячелетия до н. э. Представляет собой переходную фазу от присваивающего способа ведения хозяйства к производящему. Неолит (новокаменный) - приблизительно 6 - 3 тысячелетия до н. э. Использование каменных орудий в этот период сочетается с новыми принципами хозяйства: земледелием и скотоводством. Первобытная культура и верования.
К наиболее распространенным первобытным верованиям и культам относятся:
4. Магия основывается на представлении о том, что изображением сходного можно вызвать желаемое явление (магия имитативная) либо прикосновением одного предмета к другому можно передать от одного другому их свойства (магия прикосновения).
Искусство палеолита: периодизация, общая характеристика. Значительная часть памятников, относящихся к истории верхнего палеолита, сосредоточена на территории Пиренеев, они принадлежат Франции и Испании. Здесь археологами были обнаружены комплексы наскальных изображений - так называемое пещерное искусство.
Едва ли не самыми древними памятниками первобытного искусства являются, так называемые, «палеолитические Венеры» - небольшие статуэтки, изображающие женскую фигуру. В исполнении обращает на себя внимание соединение черт схематизма и натурализма, а так же подчеркнутая гиперболизация форм. Памятник на территории Австрии «Венера из Виллиндорфа». Отличается конкретностью, карикатурность форм, но ее нельзя отнести к жанру портрета - ее автор явно проигнорировал задачу индивидуального сходства.
Для периода Солютре характерно использование техники рельефа. И в рельефах и в живописных изображениях умело используются выпуклости и неровности сводов и стен пещер, напоминающие своими очертаниями фигуру или части тела животного. Живопись эпохи Мадлен - окончательно складывается своеобразный стиль пещерного искусства - ранее найденный прием «дорабатывания» естественного рельефа, обогащается здесь умелым использованием цвета, рельефные изображения становятся более объемными, иногда почти отделяясь от стены. Известнейший памятник, как Альтамирская пещера в Испании. Культура первобытного общества была до такой степени проникнута магизмом. Сами материалы, использовавшиеся художниками практически исключали возможность исправлений.
Искусство мезолита и неолита. В эпоху мезолита происходит смена климатических условий, а вместе с ними меняется образ жизни и характер деятельности первобытного человека. В этот промежуточный период старые культурные традиции уходят в прошлое, а новые находятся в стадии формирования. Вероятно, в связи с этим наследие мезолитической эпохи оказывается менее богатым и разнообразным.
Мезолитическая
наскальная живопись, сохранившаяся на
юго-востоке Иберийского полуострова,
представляет собою едва ли не единственный
памятник такого рода. Главная тема иберийских
фресок - сцены охоты. Развернутые композиции
изобилуют человеческими фигурами; люди
и животные связаны единым динамичным
действием. Близким по стилистике к испанским
фрескам является искусство Северной
Африки. Оригинальным сюжетным направлением,
характерным для искусства Африки, является
изображение ритуальных сцен и действий,
что говорит о процессе постепенного размежевания
живописи и магизма. К эпохе неолита относятся
памятники мегалитической архитектуры
- древнейшие из каменных сооружений.
По своему назначению относятся к культовому
зодчеству. Простейшим мегалитическим
сооружением является менгир - вертикально
поставленная неотесанная глыба, каменный
столб неправильной формы. Более сложную
конструкцию представляет собой дольмен
- образец простейшей стоечно-балочной
конструкции: два каменных столба, соединенные
перекладиной. Вершиной первобытного
зодчества являются кромлехи - круги или,
скорее, кольца, составленные из стоечно-балочных
элементов. Наиболее известным сооружением
этого типа является Стоунхендж.