Мировая культура и искусство

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Декабря 2010 в 14:43, шпаргалка

Описание работы

Ответы на 21 билет по культурологии.

Работа содержит 1 файл

мировая культура и искусство.rtf

— 432.48 Кб (Скачать)

     Вопрос №1 Культура и искусство

     Наиболее общее определение культуры сводится к тому, что она представляет собой особый мир создаваемый человеком.  Культура есть «возделанная» среда обитания людей, насыщенная продуктами человеческой  деятельности, а так же мир «возделанных» личностей, чье сознание и поведение мотивируется и регулируется социальными интересами, общепринятыми нормами и правилами их удовлетворения. Культура составляет область «собственно человеческого», поскольку способность к созиданию культуры, как среды обитания и способа существования - отличительный признак человека. Человек не только создает культуру, но и сам ею формируется - вне контакта с другими людьми, как с носителями культуры ребенок не способен выявить в себе человеческие качества. В культуре человек обнаруживает и проявляет свою специфическую духовную сущность. Прежде всего, она выражается в умение ставить проблемы связанные со смыслом  и целью существования и находить пути их решения. 

     Культуру традиционно принято разделять на духовную и материальную. Такое деление, в значительной мере, является условным, поскольку согласно данному нами определению всякое проявление культуры имеет духовную основу.

     Если мы обратимся к сферам внутренней культурной жизни человека как мораль и нравственность, то мы можем заметить, что они имеют самое прямое отношение к жизни человеческого духа. Однако, нравственность при этом как бы не имеет отчетливых внешних проявлений - она объективируется либо в индивидуальных каждодневных поступках, которые составляют неуловимую ткань бытия, либо в религиозных текстах или философских сочинениях, то есть в те областях культуры, которые не являются «моралью и нравственностью» в чистом виде.  Нравственная, этическая составляющая культуры как бы не имеет отчетливых внешних очертаний, что затрудняет изучение.

     В итоге, рассматривая культуру, как проявление человеческого духа, мы можем заметить, основой ее и «первоначальной ячейкой» является сознание отдельного человека. Важным эстетическим параметром культуры является стиль. Он представляет собой способ организации художественной формы, обусловленный ее внутренним содержанием.

     Вопрос №2 Виды искусства, их классификация

     Определив искусство как единое явление, следует иметь в виду, что такое искусство вообще является абстракцией, отвлеченностью. В первую очередь искусства традиционно делят по способу их «бытования» и восприятия на временные и пространственные. Временные искусства отличаются тем, что представляющие их произведения разворачиваются и воспринимаются во времени. Произведение искусства в этом случае часто оказывается не отделимым от человека: автора или исполнителя. К временным искусствам относятся искусство слова или поэзия, танец, музыка, кино. К пространственным - живопись, графика, скульптура, архитектура, прикладное искусство, дизайн. Театр занимает промежуточное место - представление располагается в определенном пространстве и, но действие разворачивается во времени. Чаще всего, театр называют синтетическим искусством, так как он (так же как и кино) объединяет, синтезирует достижения различных искусств - поэзии, музыки, живописи.

     К изобразительным искусствам безоговорочно относят живопись, графику, скульптуру. Одним из ключевых принципов создания образов служит здесь принцип подражания - мимесис. Образы строятся как подобия реальных предметов или явлений, они узнаваемы и рассчитаны на зрительное восприятие. Созданный художником образ как бы отсылает зрителя к своему источнику - прообразу или прототипу. Для современного изобразительного искусства (начиная с конца ХIХ века) характерен уклон в сторону выразительности. Крайним проявлением этой тенденции является беспредметное искусство, расцвет которого приходится на двадцатые годы прошлого века. Выразительными искусствами считаются музыка, танец, архитектура. Образы, создаваемые этими искусствами не имеют прямых прообразов среди  окружающих предметов или явлений, они могут вызывать лишь некоторые ассоциации. Произведения музыки, архитектуры создаются не на основе наблюдения конкретных явлений, а на основе «суммарных» впечатлений от действительности, которое художник черпает из своего внутреннего мира. Поэзия, театр, кино занимают промежуточное положение - выразительность и изобразительность присущи им в равной степени. Такому соединению способствует соединение на сцене или на экране достижений других искусств. Несколько сложнее обстоит с поэзией или словесным искусством. Главная особенность поэзии заключена в ее особом материале - слове. Слово обладает многоплановостью воздействия: несет в себе идейное содержание - мысль, создает зримые картины - образы, обладает выразительной «телесностью» - фонемой.

 

     Вопрос №3. Выразительные средства искусства  

     Выразительный средства скульптуры: линия, пятно, тон, цвет

     Форма и техника: монументальная, станковая; круглая, рельеф

     Материалы и способы работы: пластика - форма создается методом постепенного наращивания массы (изнутри наружу). Материалы-глина, в том числе каменная масса, фарфор, воск, пластилин, стук, различные виды пластических масс. Ваяние - создается методом отсекания (снаружи внутрь). Различные породы камня: мрамор, гранит, известняк, базальт, полудрагоценные камни, и дерево (липа, тополь, бук, дуб), слоновая кость. Литье - наиболее технический сложный вид скульптуры. Главный материал бронза. Для изготовления статуи требуются спец.условия и заранее выполненные глиняные заготовки, по которым ведется отливка.

     Применение и использование - монументальная:1. организация пространства: монумент, памятник, парковая скульптура. 2. украшение внешней и внутренней части зданий: архитектурный декор. 3. мемориальное значение: мемориальный комплекс, памятник, монумент. 4. культовое изображение: статуя, идол. Станковая: 1. украшение интерьера: мелкая пластика, статуэтка, кабинетная скульптура. 2. самостоятельные произведения: статуя, музейная скульптура, камея. 3. учебная практика и подготовительный этап работы: студия, эскиз. 4. памятное изделие: монета, медаль. 5. копия: гипсовые слепки.6.печать: гемма.

     Тематика: изображение человека. Большое тематическое разнообразие допускает рельеф: портрет, символико-аллегорическая композиция, исторический, бытовой, батальный жанр. Специфическим считают анималистический жанр - изображение животных реальных и фантастических.

     Выразительный средства живописи: тон, цвет, пятно, линия.

     Форма и техника: монументальная. 1. стенная роспись, фреска - водяные краски, темпера (фреска), масляные, акриловые краски. Основа: штукатурка сырая (фреска) или сухая (фреска а секко), приклеенная или иным способом приготовленная поверхность стены. 2. мозаика - набирается из небольших камешков или кусочков стекла (смальта), крепится к стене цементным раствором. 3. витраж - набирается из цветных стекол, скрепленных оловянными перегородками. Вставляется в оконную раму. 4. панно - как правило выполняется масляными красками или темперой на холсте, а затем крепится к специально отведенной стене. Панно допускает разнообразие декоративных приемов, техник и материалов. 5. станковая - масляные краски, темпера, акварель, гуашь, акриловые краски, восковые краски (энкаустика). Основа: холст, дерево, картон, бумага, шелк, оргалит, клеенка, глиняные таблички. Используется как самостоятельное произведение: картина. 6. икона - восковые краски (энкаустика), темпера, масло. Основа -  деревянная доска, покрытая левкасом. А также вышивка: шелковые и золотые нити, бисер, жемчуг. Возможно использование ювелирной техники и материалов. занимает промежуточное положение между станковой живописью, монументальным и декоративно-прикладным искусством. Применение- сакральное изображение, предназначенное для молитвы. Имеет ряд специфических жанров: образ- изображение святого; Деисус - центральный горизонтальный ряд иконостаса, объединенный темой, ритмом, композицией; праздничная икона- иллюстрирует священную историю. Образ святого в житии - образ окруженный клеймами, небольшими композициями иллюстрирующими жизни святого. Символико-аллегорическая композиция - иллюстрация богословских идей.

     Применение и использование:  оформление и украшение интерьеров, а также наружных частей зданий, неразрывно связано с архитектурой.

     Жанры и тематика: исторические и символико-аллегорические композиции. В отдельные периоды наблюдается расцвет пейзажа и интерьерных обманок. В искусстве 20 века встречаются абстрактные композиции.

     Выразительный средства графики: Линия ,пятно, тон, цвет.

     Форма и техника: Уникальная (рисунок) - Карандаш, мелки ( сангина, сепия, соус, пастель, прессованный уголь), перо и тушь, кисть и краска. Основа- бумага, картон, шелк, пергамент. Выполняется от руки свободно. Применение - 1. учебная практика (студия, зарисовка, набросок)2.подготовительный этап работы (эскиз, набросок, зарисовка)3. иллюстрация текста: книжная миниатюра 4.самостоятельное произведение: станковая композиция. Тема не ограничена.законченное самостоятельное произведение преимущественно является портретом или пейзажем. Специф.жанр- карикатура.  Печатная (гравюра)1 вид- выпуклая (ксилография, линогравюра). 2 вид.-углубленная(офорт, резцовая гравюра). 3 вид.- плоская (литография). К 1 виду - негатив изображения вырезается на деревянной доске или линолеуме, поверхность покрывается типографской краской и делается оттиск. Иногда печать выполнятся последовательно с нескольких досок (цветная гравюра). Ко 2 виду - основа - медная доска: работа резцом по меди, процарапывание по лаку и травление кислотой (офорт), дополнительная обработка поверхности (акватинта), процарапывание (сухая игла). Применение: самостоятельное произведение: станковая гравюра (эстамп, лубок), иллюстрация текста: книжная графика, журнальная и газетная, реклама, агитация, плакат, дизайн: 

     Вопрос № 4. Первобытная культура 

     Наиболее ранней формой культуры является первобытная культура. Ее историю можно разделить на два значительных этапа: период ее тотального распространения (с возникновения человеческого общества до возникновения цивилизаций) и период ее сосуществования с цивилизованным миром, который в отдельных районах  продолжается вплоть  до настоящего момента. 

     Первый период  называется доисторическим - отсутствие письменных источников - его конец совпадает с изобретением письменности. Доисторический этап  отличается значительной временной протяженностью. Его периодизацию принято связывать с «системой трех веков», разделяющую древнюю историю на каменный, бронзовый и железный века.  К доисторическому периоду целиком относится только каменный век, который, в свою очередь делится на три периода: Палеолит (древнекаменный) - начинается приблизительно 1,5 млн. лет назад и проходит три фаза развития: нижний палеолит, средний палеолит (мустье) и верхний палеолит. С точки зрения истории культуры наибольший  интерес представляет верхний палеолит, начало которого относят к 38-35 вв. до н. э.  Мезолит (среднекаменный)  - начинается около 10 тыс. лет назад,  заканчивается в различных регионах в разное время - сосуществует и соседствует с неолитическими формами  культуры вплоть до 5 тысячелетия до н. э. Представляет собой переходную фазу от присваивающего способа ведения хозяйства к производящему. Неолит (новокаменный) - приблизительно 6 - 3 тысячелетия до н. э.  Использование каменных орудий в этот период сочетается с новыми принципами хозяйства: земледелием и скотоводством. Первобытная культура и верования.

     К наиболее распространенным первобытным  верованиям и культам относятся:

  1. Тотемизм - верование, основанное на представлении о всеобщей связи явлений и существ окружающего мира. Выражается в почитании того или иного вида животных (или растений). 
  2. Фетишизм -  базируется на анимистических представлениях, выражается в почитании конкретного неодушевленного предмета, как одушевленного. Фетишем может служить как природный объект, так и рукотворный (артефакт), он может быть личным предметом поклонения (оберег, амулет) или коллективным (идол).
  3. Почитание рода - система представлений, включающая два основных направления: почитание  порождающего материнского начала, как источника всякой жизни и культ умерших предков непосредственно связанный с анимизмом (представлении об «автономном» существовании души и о единстве рода)

     4. Магия основывается на представлении о том, что изображением сходного можно вызвать желаемое явление (магия имитативная) либо прикосновением одного предмета к другому можно передать от одного другому их свойства (магия прикосновения).

     Искусство палеолита: периодизация, общая характеристика. Значительная часть памятников, относящихся к истории верхнего палеолита, сосредоточена на территории Пиренеев, они принадлежат Франции и Испании. Здесь археологами были обнаружены комплексы наскальных изображений - так называемое пещерное искусство.

     Едва ли не самыми древними памятниками первобытного искусства являются, так называемые, «палеолитические Венеры» - небольшие статуэтки, изображающие женскую фигуру. В исполнении обращает на себя внимание соединение черт схематизма и натурализма, а так же подчеркнутая гиперболизация форм. Памятник на территории Австрии «Венера из Виллиндорфа». Отличается конкретностью, карикатурность форм, но ее нельзя отнести к жанру портрета - ее автор явно проигнорировал задачу индивидуального сходства.

     Для периода Солютре характерно использование техники рельефа. И в рельефах и в живописных изображениях умело используются выпуклости и неровности сводов и стен пещер, напоминающие своими очертаниями фигуру или части тела животного. Живопись эпохи Мадлен - окончательно складывается своеобразный стиль пещерного искусства - ранее найденный прием «дорабатывания» естественного рельефа, обогащается здесь умелым использованием цвета, рельефные изображения становятся более объемными, иногда почти отделяясь от стены. Известнейший памятник, как Альтамирская пещера в Испании. Культура первобытного общества была до такой степени проникнута магизмом. Сами материалы, использовавшиеся художниками практически исключали возможность исправлений.

     Искусство мезолита и неолита.  В эпоху мезолита происходит смена климатических условий, а вместе с ними меняется образ жизни и характер деятельности первобытного человека. В этот промежуточный период старые культурные традиции уходят в прошлое, а новые находятся в стадии формирования. Вероятно, в связи с этим наследие мезолитической эпохи оказывается менее богатым и разнообразным.

     Мезолитическая наскальная живопись, сохранившаяся на юго-востоке Иберийского полуострова, представляет собою едва ли не единственный памятник такого рода. Главная тема иберийских фресок - сцены охоты. Развернутые композиции изобилуют человеческими фигурами; люди и животные связаны единым динамичным действием. Близким по стилистике к испанским фрескам является искусство Северной Африки. Оригинальным сюжетным направлением, характерным для искусства Африки, является изображение ритуальных сцен и действий, что говорит о процессе постепенного размежевания живописи и магизма. К эпохе неолита относятся памятники мегалитической архитектуры - древнейшие из  каменных сооружений. По своему назначению относятся к культовому зодчеству. Простейшим мегалитическим сооружением является менгир - вертикально поставленная неотесанная глыба, каменный столб неправильной формы. Более сложную конструкцию представляет собой дольмен - образец простейшей стоечно-балочной конструкции: два каменных столба, соединенные перекладиной. Вершиной первобытного зодчества являются кромлехи - круги или, скорее, кольца, составленные из стоечно-балочных элементов. Наиболее известным сооружением этого типа является Стоунхендж. 

Информация о работе Мировая культура и искусство