Мировая культура и искусство

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Декабря 2010 в 14:43, шпаргалка

Описание работы

Ответы на 21 билет по культурологии.

Работа содержит 1 файл

мировая культура и искусство.rtf

— 432.48 Кб (Скачать)

      Изобразительное искусство Крита достигло, небывалых высот и было исключительно динамичным и красочным. Движение волн, порывы ветра, надувающиеся паруса кораблей, вечная стихия, окружающая критских художников, обусловливали в их искусстве динамичные композиции. В пейзажных композициях основными темами росписей являлись море с рыбами, заросли кустарников с яркоперыми фазанами, могучими быками, грациозными козочками, вертлявыми обезьянами.

     Минойские художники середины II тысячелетия искусно воспроизводили детали туалета участников пышных шествий, женские и мужские одеяния: одежда мужчин была проста и состояла из набедренной повязки, пояса и головного убора; каждая из женщин была олицетворением богини-матери.

     От Эгейского мира сохранилось также множество предметов мелкой пластики: статуэтки со змеями в руках, божества, заботящиеся о благосостоянии дома. Всевозможные сосуды.

     Торжество физической силы пронизывало микенскую культуру, находя отражение в мощности крепостных стен, в сюжетах и сценах охоты во фресковой живописи и в изображении батальных сцен. Но динамичная, присущая настроению мастера линия исчезла, уступив место застывшим формам и сухому орнаменту. В изобразительном искусстве ахейцев преобладали жесткость и статичность композиции.

     Ювелирное дело Микен известно нам благодаря целому ряду различных предметов, найденных в могилах акрополя. Эти сосуды можно разделить на 2 категории: сосуды для хранения жидкости и для разливания и сосуды для питья. Уже среди первой категории имеются экземпляры, не лишенные изящества; но наибольшая изобретательность ювелирного искусства сказывается главным образом в сосудах для питья Пиро Поль. 

 

      Вопрос №11. Античность: периодизация и основные отличительные признаки цивилизации

     Полисный период

     (XI--IV вв. до н. э.) Этническая консолидация греческого мира. Становление, расцвет и кризис полисных структур с демократической и олигархической формами государственности. Высшие культурные и научные достижения древнегреческой цивилизации. Гомеровский (предполисный) период, «тёмные века» (XI--IX вв. до н. э.)

     Окончательное разрушение остатков микенской (ахейской) цивилизации, возрождение и господство родоплеменных отношений, их трансформация в раннеклассовые, формирование уникальных предполисных общественных структур.

     Архаическая Греция (VIII--VI вв. до н. э.)

     Первый период Античности. Начинается параллельно с закатом Бронзового века. Хотя 8-7 веке до н.э все еще в значительной степени протоисторические, с самыми ранними греческими алфавитными надписями, появляющимися в более поздней 8-ого столетия. Началом периода Античности принято считать дату учреждения Древних Олимпийских Игр в 776 до н. э.

     Формирование полисных структур. Великая греческая колонизация. Раннегреческие тирании. Этническая консолидация эллинского общества. Внедрение железа во все сферы производства, экономический подъём. Создание основ товарного производства, распространение элементов частной собственности.

     Классическая Греция (V--IV вв. до н. э.)

     V--IV вв. до н. э. -- период высшего расцвета полисного устройства. В результате победы греков в греко-персидских войнах (500--449 до н. э.) происходит возвышение Афин, создаётся Делосский союз (во главе с Афинами). Время высшего могущества Афин, наибольшей демократизации политической жизни и расцвета культуры приходится на время правления Перикла (443--429 до н. э.). Борьба между Афинами и Спартой за гегемонию в Греции и противоречия между Афинами и Коринфом, связанные с борьбой за торговые пути, привели к Пелопоннесской войне (431--404 до н. э.), которая завершилась поражением Афин.

     Характеризуется. Расцвет экономики и культуры греческих полисов. Отражение агрессии персидской мировой державы, подъём национального самосознания. Нарастание конфликта между торгово-ремесленными типами полисов с демократическими формами государственного устройства и отсталыми аграрными полисами с аристократическим устройством, Пелопонесская война, подорвавшая экономический и политический потенциал Эллады. Начало кризиса полисной системы и потеря независимости в результате македонской агрессии.

     Эллинистический период

     Эллинистический (IV--I вв. до н. э.). Кратковременное утверждение мировой державы Александра Македонского. Зарождение, расцвет и распад эллинистической греко-восточной государственности.

     Первый эллинистический период (334--281 до н. э.)

     Походы греко-македонского войска Александра Македонского, краткий период существование его мировой державы и её распад на ряд эллинистических государств.

     Второй эллинистический период (281--150 до н. э.)

     Расцвет греко-восточной государственности, экономики и культуры.

      Третий эллинистический период (150--27 до н. э.)

     Кризис и распад эллинистической государственности.

      Римская империя

     Римская империя (27 до н.э.-476 н.э.)

     Принципат (27 до н.э.-284 н.э.)

     Тетрархия и доминат (285--324 гг. н.э.)

     Упадок Римской империи (395--486 гг. н.э.)

 

     Вопрос №12. Искусство Древней Греции: архитектура, скульптура, театр 

     Древняя Греция и ее культура занимают особое место в мировой истории.

     Одним из видимых результатов развития греческой цивилизации стала античная СКУЛЬПТУРА. До эпохи эллинизма царских дворцов не строили по причине отсутствия царской власти. Главными зданиями городов вначале были храмы. По мере роста благосостояния и развития демократии другой важнейший центр полиса - агора, площадь, где собирался народ для решения как политических, так и экономических, начала обстраиваться зданиями, предназначенными для различных общественных нужд - разного рода правительственных учреждений, собраний и т.п. Это здание городского совета - булевтерий, театр, гимнасий, палестра, стадион. Греческая архитектура сделала ряд оригинальных разработок, в частности, как формы храмов, так и их отдельных деталей. Частные здания вместе с ростом благосостояния общей массы населения демократических полисов также благоустраивались. Города снабжались водопроводом и канализацией. Вновь построенные города (например, Пирей) создавались уже согласно греческой философии архитектуры, наиболее выдающимся представителем которой был Гипподам из Милета (гипподамова планировка).

     Ведущими архитектурными сооружениями в Греции классического периода были храмы, театры, булевтерии. В V в. до н.э. возникает планировка городов. Основным архитектурным сооружением оставался храм. Он был прямоугольной формы. Крышу на определенном расстоянии друг от друга поддерживали колонны. Самыми знаменитыми образцами греческой архитектуры являются Фенон и Эрехтейон.

     ТЕАТР ДРЕВНЕЙ ГРЕЦИИ.

     Однако новые общественные условия делали лирическую поэзию несовременным жанром, она уходила с авансцены вместе с породившей ее аристократией. На смену ей приходит театр - трагедия и комедия. Театр занимал особое место в жизни греков и во многом не был похож на современный. В Афинах театральные представления происходили первоначально раз в год (затем - дважды), во время праздника бога Диониса когда в течение трех дней с утра до вечера шли спектакли, о которых затем говорили в течение всего года.Наивысшего расцвета театр в V в. достиг в Афинах, наиболее демократическом из полисов Эллады. Театр стал подлинным воспитателем народа, он формировал взгляды и убеждения свободных граждан Эллады. Театр был общественным институтом, включенным в систему полисных праздников. Театральное зрелище было массовым, зрителями являлась большая часть граждан, организация представлений - одна из самых важных и почетных литургий; со времени Перикла государство давало беднейшим гражданам деньги для оплаты билетов. Театральные представления носили состязательный характер, ставились пьесы нескольких авторов, и жюри, избранное из граждан, определяло победителя. 

     Вопрос №13 Греческая Классика и эллинизм 

     Классический период, несмотря на его непродолжительность, занимает особое место в истории античной культуры. Именно в пятом веке до нашей эры, первоначально в искусстве Аттики окончательно складывается особая стилистическая система, которая определит собой впоследствии облик всей античной культуры. Живопись этого периода не сохранилась, однако уже дошедшие до нас описания современников позволяют понять некоторые принципы ее изобразительного языка. Возможно, одно из главных нововведений, отличающих живопись Греции, от живописи Востока заключается в том, что здесь впервые появляется станковая картина. Основное отличие станковой картины от монументальной живописи - самостоятельность. Это изменение говорит о том, что в оценке изобразительного искусстве большую роль начинает играть эстетическая составляющая - картина ценится сама по себе как вещь, созерцание которой доставляет радость. Описания живописных произведений рисуют нам греческое искусство как натуралистическое, однако, сохранившиеся памятники скульптуры показывают, что натуралистические устремления уравновешивались стремлением к идеализации образа. Начало пятого века было ознаменовано созданием известного памятника тираноубийцам - Гармонию и Аристогитону. Показательно, что сюжет этой композиции связан с падением в Афинах тирании и установлением демократии - событием совпадающим с началом классического периода. В период высокой классики греческая скульптура так же имела своей важнейшей темой передачу бурного движения, подчеркивавшего в облике человека мужество, героику, доблесть. Эта тенденция прослеживается в ряде произведений, представлявших искусство Аттики и Пелопоннеса. Чрезвычайно сложную задачу ставил себе скульптор Мирон в статуе «Дискобол» - движение метателя диска «остановлено» в кульминационный момент, за долю секунды до того как диск оторвется от руки атлета. Мироним же была создана скульптурная группа «Афина и Марсий», в которой величавость богини контрастировала со стремительностью раскованного движения Сатира. Оба эти произведения были первоначально отлиты в бронзе, однако сохранились только в мраморных римских копиях. Наиболее значительным памятником высокой классики является афинский Акрополь, заново отстроенный при Перикле, после разрушительного вторжения персов.  Акрополь был не только крепостью, но и средоточием всех святынь города, культурным и религиозным центром. Другая статуя - Афина Промахос (воительница) помещалась перед храмом и изображала богиню в полном боевом вооружении, как защитницу города. Она была отлита из бронзы и так же не сохранилась.

     В конце 4 в. до н.э. рабовладельческие государства восточного Средиземноморья и Ближнего Востока вступили в новый период своего исторического и культурного развития, получивший в науке название эллинизма. В качестве главнейших из этих государств должны быть названы эллинистический Египет, царство Селевкидов, Македонское царство (включавшее значительную часть Греции), Пергам и Родос. Эпоха эллинизма в основном делится на два периода. Ранний период - с конца 4 в. до начала 2 в. до н.э. - был ознаменован экономическим и культурным подъемом большинства эллинистических государств, главным образом Египта, Сирии, Пергама и Родоса. Собственно же Греция утратила ведущую роль в экономическом и политическом развитии античного мира, хотя и сохранила громадное культурное значение.

     Для культуры эллинизма характерны два важнейших момента: во-первых, широчайшее распространение греческой культуры по всем областям эллинистического мира, Второй важнейший момент - объединение элементов греческой культуры с местными, главным образом восточными культурными традициями. Большую роль в распространении греческой образованности сыграло сложение общегреческого языка (койне). Наиболее значительными в эпоху эллинизма были успехи естественных наук и математики. Один из величайших ученых древности, Архимед. Эллинистическая архитектура переживала бурный подъем в конце 4 и в 3 в. до н.э., в период возникновения целого ряда новых столиц, торговых, административных и военно-стратегических центров. В последующие века, с приближением кризиса, охватившего государства эллинистического мира, размах строительной деятельности стал падать. Для эллинистического градостроительства характерно выделение административного и торгового центра города. Храм, который в классическую эпоху был главным городским сооружением, в рассматриваемый период стал только частью общего центрального ансамбля, включавшего также административные сооружения, базилику, библиотеку, гимнасиЙ и другие постройки. В эллинистическую эпоху были разработаны принципы парковой архитектуры. Великолепными, богато украшенными скульптурой парками славились Александрия и Антиохия. Воздвигались огромные инженерные сооружения, например знаменитый Фаросский маяк в Александрии. Среди отдельных жанров скульптуры наибольшее развитие в эллинистическом искусстве получила монументальная пластика, бывшая необходимым элементом архитектурных ансамблей и ярко воплотившая важнейшие черты эпохи. Кроме колоссальных статуй для монументальной скульптуры эллинизма характерны многофигурные группы и огромные рельефные композиции (оба эти вида скульптуры наиболее широко были применены в ансамбле пергамского акрополя). Второе по значению место среди скульптурных жанров в эпоху эллинизма занимал портрет. Эллинистические мастера открыли новые возможности более конкретной передачи натуры, нашли приемы для показа различных эмоций, для передачи движения в его сложных и разнообразных формах, разработали новые композиционные принципы в построении многофигурных групп и рельефов. 

Информация о работе Мировая культура и искусство