Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Апреля 2013 в 10:21, реферат
Выполняя комплекс задач по идеологическому и социальному обслуживанию населения, направленных на расширенное воспроизводство общества, культура выступает одним из основных претендентов на средства государственного бюджета. В то же время культура располагает значительным коммерческим потенциалом и при умелом его использовании может внести существенный вклад в развитие отечественной экономики. Примером может служить концертная деятельность. Сочетание бюджетного финансирования культуры с элементами самофинансирования вполне вписывается в структуру современного рыночного механизма.
Введение
Выполняя комплекс задач по идеологическому и социальному обслуживанию населения, направленных на расширенное воспроизводство общества, культура выступает одним из основных претендентов на средства государственного бюджета. В то же время культура располагает значительным коммерческим потенциалом и при умелом его использовании может внести существенный вклад в развитие отечественной экономики. Примером может служить концертная деятельность. Сочетание бюджетного финансирования культуры с элементами самофинансирования вполне вписывается в структуру современного рыночного механизма.
Если же говорить о научной сфере, то мировой опыт убедительно доказывает, что экономический рост сегодня базируется на использовании новых знаний и высоких технологий, при этом научно-исследовательская сфера должна получать значительную по масштабам государственную поддержку. Необходимость этого связана, прежде всего, с непредсказуемостью экономических результатов научных исследований, с проблемами быстрого получения прибыли даже от коммерчески эффективных проектов по существующим системам защиты авторских прав. Аргумент, что рынок в принципе не может гарантировать оптимальный или социально значимый уровень научных достижений на протяжении второй половины ХХ века был самым главным при обосновании необходимости государственного регулирования (особенно бюджетного финансирования) научно-технологической сферы. Но именно наукоемкие и информационные секторы экономики являются ведущими отраслями хозяйства, которые обеспечивают быстрый рост ВВП и именно они обеспечивают постоянный положительный инвестиционный климат, основу которого составляют частные инвестиции, а государству остается лишь поддержка социальной сферы.
Правовой базой сохранения и развития отечественной культурой является целая серия законов РФ, среди которых ведущая роль отводится закону РФ «Основы законодательства РФ о культуре». Деятельность библиотек, музеев, театров, киноотраслей регулируется дополнительно принятыми специальными законами. Особенность финансирования культуры в том, что бюджетное финансирование должно органично сочетаться с финансированием, полученным за счет средств от коммерческой деятельности самих учреждений культуры. При этом значительная часть затрат за счет средств бюджета покрывается за счет доходов от реализации билетов на спектакли. Действующее законодательство в сфере культуры предусматривает, что государство берет на себя обязательство по обеспечению доступности для граждан культурной деятельности и культурных ценностей. Экономические методы регулирования отношений в сфере культуры во многом схожи с методами, применяемыми в системе образования. Но следует заметить, что в отличие от образования по учреждениям культуры Правительством РФ не утверждались «Типовые положения», регламентирующие порядок их деятельности и финансирования. В тоже время бюджетное финансирование является основой государственных гарантий сохранения и развития культуры в РФ. В настоящее время существует несколько предложений по расчету суммы средств необходимых для этих целей из бюджета:
− Исходя из нормы бюджетного финансирования на человека и численности населения;
− На основе процента от суммы национального дохода, создаваемого в регионе;
− На основе заданного процента от общей суммы расходов бюджета.
В федеральном законе «Об основах законодательства РФ по культуре», указано, что ежегодно на эти цели должно направляться не менее 2% от расходов федерального бюджета и не менее 6% территориального бюджета.
Бюджетные средства выделяются тем учреждениям, которые в первую очередь не ориентированы на коммерческие формы деятельности. В соответствии с бюджетной классификацией, затраты на культуру отражаются в двух основных разделах:
1. Культура и искусство (включая кинематографию);
2. СМИ (телевидение,
Принципы расчетов расходов:
1. Целевой характер средств;
2. Определение конкретного
Согласно положению статьи 161 Бюджетного
кодекса РФ, значительная часть государственных
организаций культуры получило статус
бюджетных учреждений, так как
их деятельность финансируется на основе
сметы доходов и расходов. В
культуре, как и в других отраслях
социальной сферы, действует не нормативный,
а постатейный принцип
При расчете объемов бюджетного финансирования по театрам и концертным организациям определяются объемы предполагаемого поступления доходов, которые зависят от количества обслуживаемых зрителей и средней цены билета. Чтобы рассчитать количество зрителей, необходимо вместимость зрительного зала умножить на количество планируемых спектаклей и их среднюю посещаемость. Кроме доходов от спектаклей театры могут получать доходы от оказания других услуг населению.
Методика расчета расходов по основным
статьям не имеет каких-либо особенностей.
Фонд оплаты труда артистического и
художественного персонала
В отличии от театров концертная деятельность включает различные жанры (эстрадный, филармония). В данном случае государственная финансовая поддержка оказывается филармония. Так как из-за своей специфики они наиболее убыточны.
Расчеты и обоснования по финансированию концертных организаций аналогичны театральным. Содержание зданий, оплата коммунальных услуг – по нормам.
В настоящее время Министерство культуры РФ финансирует федеральные учреждения и организации. Их перечень определяется Правительством РФ. В этот перечень входят библиотеки, музеи, театры, учебные заведения (ВГИК), имеющие особую культурную значимость для России, а их деятельность является эталоном в сфере культуры и искусства. В каждом субъекте РФ также имеются организации культуры, имеющие общероссийское значение.
Финансирование объектов культуры
может быть как сводным, так и
индивидуальным. По-разному строится
механизм распределения общего объема
бюджетных средств на финансирование
культуры. Все ассигнования по бюджету
крупной территориальной
1. сохранение и восстановление памятников истории, культуры и архитектуры;
2. сохранение народных традиций, а именно: поддержка фольклорных ансамблей, центров декоративно-прикладного искусства;
3. развитие национальных культур малочисленных народов: создание центров народных культур, развитие творчества детей и молодых дарований;
4. организация семейного отдыха им создание условий для здорового образа жизни.
2. Финансирование науки
Несмотря на все недостатки, существующая
в стране система финансирования
фундаментальной науки во многом
способствовала сохранению исследований
по широкому кругу областей. Эта
система отражает не только сложившиеся
традиции ассигнований на науку, но и
специфику самих
Результаты фундаментальной
Сметное бюджетное финансирование
достаточно часто называют базовым
финансированием. Это в какой-то
степени правомерно, поскольку речь
идет о поддержке материальной базы
научных организаций и вузов,
обеспечении базового уровня зарплаты
в организациях государственного сектора
науки. Вместе с тем, данное название
не совсем корректно в финансово-
Механизм сметного бюджетного финансирования
в системе государственных
Ассигнования из федерального бюджета на реализацию Программы фундаментальных научных исследований государственных академий наук на 2008—2012 гг. выделяются государственным академиям наук в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Программа, таким образом, была призвана обеспечить не только стабильность финансирования фундаментальных исследований, но и максимальную широту выбора перспективных и приоритетных направлений, определенных научным сообществом, расширение конкурентной среды в академическом секторе науки. Утвержденные Программой объемы финансирования позволяли ожидать роста ассигнований на фундаментальные исследования, достаточного для перелома негативных тенденций в развитие науки. Однако кризис внес свои коррективы, и секвестра избежать не удалось.
Программа фундаментальных научных
исследований государственных академий
наук разработана в соответствии
со ст.6 Федерального закона «О науке
и государственной научно-
Содержательная часть
Управление Программой осуществляет
Координационный совет, возглавляемый
президентом РАН. В состав совета,
кроме руководителей
Вместе с тем следует отметить,
что Программа не исключает дублирования
научных исследований, финансируемых
за счет бюджетных средств. Существует
даже мнение, что реализация Программы
ведет к усилению разрыва и
нарастанию противоречий между учреждениями
государственных академий наук и
другими организациями, выполняющими
фундаментальные исследования и
разработки. Это обусловлено тем,
что в настоящее время еще
не сформирована единая система приоритетов
фундаментальных научных