Финансы культуры и искусства

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Апреля 2013 в 10:21, реферат

Описание работы

Выполняя комплекс задач по идеологическому и социальному обслуживанию населения, направленных на расширенное воспроизводство общества, культура выступает одним из основных претендентов на средства государственного бюджета. В то же время культура располагает значительным коммерческим потенциалом и при умелом его использовании может внести существенный вклад в развитие отечественной экономики. Примером может служить концертная деятельность. Сочетание бюджетного финансирования культуры с элементами самофинансирования вполне вписывается в структуру современного рыночного механизма.

Работа содержит 1 файл

Финансы культуры и искусства.docx

— 96.11 Кб (Скачать)

Введение

 

Выполняя комплекс задач  по идеологическому и социальному  обслуживанию населения, направленных на расширенное воспроизводство  общества, культура выступает одним  из основных претендентов на средства государственного бюджета. В то же время  культура располагает значительным коммерческим потенциалом и при  умелом его использовании может  внести существенный вклад в развитие отечественной экономики. Примером может служить концертная деятельность. Сочетание бюджетного финансирования культуры с элементами самофинансирования вполне вписывается в структуру  современного рыночного механизма.

Если же говорить о научной  сфере, то мировой опыт убедительно доказывает, что экономический рост сегодня базируется на использовании новых знаний и высоких технологий, при этом научно-исследовательская сфера должна получать значительную по масштабам государственную поддержку. Необходимость этого связана, прежде всего, с непредсказуемостью экономических результатов научных исследований, с проблемами быстрого получения прибыли даже от коммерчески эффективных проектов по существующим системам защиты авторских прав. Аргумент, что рынок в принципе не может гарантировать оптимальный или социально значимый уровень научных достижений на протяжении второй половины ХХ века был самым главным при обосновании необходимости государственного регулирования (особенно бюджетного финансирования) научно-технологической сферы. Но именно наукоемкие и информационные секторы экономики являются ведущими отраслями хозяйства, которые обеспечивают быстрый рост ВВП и именно они обеспечивают постоянный положительный инвестиционный климат, основу которого составляют частные инвестиции, а государству остается лишь поддержка социальной сферы.

    1. Финансы культуры и искусства.

 

Правовой базой сохранения и  развития отечественной культурой  является целая серия законов  РФ, среди которых ведущая роль отводится закону РФ «Основы законодательства РФ о культуре». Деятельность библиотек, музеев, театров, киноотраслей регулируется дополнительно принятыми специальными законами. Особенность финансирования культуры в том, что бюджетное финансирование должно органично сочетаться с финансированием, полученным за счет средств от коммерческой деятельности самих учреждений культуры. При этом значительная часть затрат за счет средств бюджета покрывается за счет доходов от реализации билетов на спектакли. Действующее законодательство в сфере культуры предусматривает, что государство берет на себя обязательство по обеспечению доступности для граждан культурной деятельности и культурных ценностей. Экономические методы регулирования отношений в сфере культуры во многом схожи с методами, применяемыми в системе образования. Но следует заметить, что в отличие от образования по учреждениям культуры Правительством РФ  не утверждались «Типовые положения», регламентирующие порядок их деятельности и финансирования. В тоже время бюджетное финансирование является основой государственных гарантий сохранения и развития культуры в РФ. В настоящее время существует несколько предложений по расчету суммы средств необходимых для этих целей из бюджета:

−         Исходя из нормы бюджетного финансирования на человека и численности населения;

−         На основе процента от суммы национального дохода, создаваемого в регионе;

−         На основе заданного процента от общей суммы расходов бюджета.

В федеральном законе «Об основах  законодательства РФ по культуре», указано, что ежегодно на эти цели должно направляться не менее 2% от расходов федерального бюджета и не менее 6% территориального бюджета.

Бюджетные средства выделяются тем  учреждениям, которые в первую очередь  не ориентированы на коммерческие формы  деятельности. В соответствии с бюджетной  классификацией, затраты на культуру отражаются в двух основных разделах:

1. Культура и искусство (включая  кинематографию);

2. СМИ (телевидение, радиовещание, периодическая печать, издательство).

Принципы расчетов расходов:

1. Целевой характер средств;

2. Определение конкретного получателя.

Согласно положению статьи 161 Бюджетного кодекса РФ, значительная часть государственных  организаций культуры получило статус бюджетных учреждений, так как  их деятельность финансируется на основе сметы доходов и расходов. В  культуре, как и в других отраслях социальной сферы, действует не нормативный, а постатейный принцип выделения  бюджетных средств. По каждой статье применятся своя специфическая методика. Наибольшую трудность при оценке предстоящих расходов и определении  необходимого объема бюджетного финансирования представляют музеи из-за чрезвычайно  большого разнообразия условий их деятельности и непредсказуемости доходов. Несмотря на то, что состав расходов вполне конкретен, они не поддаются формализации и  нормированию. Их фонд оплаты труда  нельзя привести к общему знаменателю. Численность хранителей музеев крайне неравномерна. Заработная плата и число хранителей музейного фонда зависят от его структуры, состава предметов, их ценности, состояния. Подобная ситуация складывается и с комплектованием библиотечных фондов библиотек. Не предусмотрен фонд материального поощрения работников.

При расчете объемов бюджетного финансирования по театрам и концертным организациям определяются объемы предполагаемого  поступления доходов, которые зависят  от количества обслуживаемых зрителей и средней цены билета. Чтобы рассчитать количество зрителей, необходимо вместимость  зрительного зала умножить на количество планируемых спектаклей и их среднюю  посещаемость. Кроме доходов от спектаклей театры могут получать доходы от оказания других услуг населению.

Методика расчета расходов по основным статьям не имеет каких-либо особенностей. Фонд оплаты труда артистического и  художественного персонала подразделяется на фонд оплаты труда штатных работников и приглашенных. Затраты на новые  спектакли, реализацию билетов, рекламу, другие расходы регулируются объемом  доходов, которые получит от коммерческой деятельности театр и бюджетных  поступлений. Особенность финансирования в театрах в том,  что бюджетные средства, как правило, выдаются в виде субсидий. Смета театра представляет собой финансовый план, состоящий из 2 разделов: доходы и поступления, расходы и отчисления.

В отличии от театров концертная деятельность включает различные жанры (эстрадный, филармония). В данном случае государственная финансовая поддержка оказывается филармония. Так как из-за своей специфики они наиболее убыточны.

Расчеты и обоснования по финансированию концертных организаций аналогичны театральным. Содержание зданий, оплата коммунальных услуг – по нормам.

В настоящее время Министерство культуры РФ финансирует федеральные  учреждения и организации. Их перечень определяется Правительством РФ. В  этот перечень входят библиотеки, музеи, театры, учебные заведения (ВГИК), имеющие особую культурную значимость для России, а их деятельность является эталоном в сфере культуры и искусства. В каждом субъекте РФ также имеются организации культуры, имеющие общероссийское значение.

Финансирование объектов культуры может быть как сводным, так и  индивидуальным. По-разному строится механизм распределения общего объема бюджетных средств на финансирование культуры. Все ассигнования по бюджету  крупной территориальной единицы (уровень Республики, Края, Области) делятся на 2 части: первая предназначается  для финансирования государственных  учреждений, вторая – для финансирования программ и мероприятий, а также  обеспечение деятельности негосударственных  организаций и частных лиц, вносящих вклад в развитие культуры и искусства. Вторая часть ассигнований представляет собой целевую статью расходов, при  формировании которой применяется  методология «от достигнутого уровня»  или выделение средств осуществляется в определенной пропорции от расходов на содержание культуры и искусства. В данном случае применяется программно-целевой  метод обоснования и выделения  средств из бюджета. В качестве приоритетных направлений деятельности, подлежащих финансированию, рассматриваются:

1.      сохранение и восстановление памятников истории, культуры и архитектуры;

2.      сохранение народных традиций, а именно: поддержка фольклорных ансамблей, центров декоративно-прикладного искусства;

3.      развитие национальных культур малочисленных народов: создание центров народных культур, развитие творчества детей и молодых дарований;

4.      организация семейного отдыха им создание условий для здорового образа жизни.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Финансирование науки

 

Несмотря на все недостатки, существующая в стране система финансирования фундаментальной науки во многом способствовала сохранению исследований по широкому кругу областей. Эта  система отражает не только сложившиеся  традиции ассигнований на науку, но и  специфику самих фундаментальных  исследований, которые не нацелены на создание конкретного, тем более  коммерческого, продукта. Поэтому основным источником финансирования здесь является государственный бюджет. В последнее  время крупные компании начинают вкладывать средства в фундаментальные  исследования, которые необходимы им для получения определенных конкурентных преимуществ. Однако объемы этих ассигнований пока очень незначительны.

Результаты фундаментальной науки  нельзя предугадать заранее, невозможно предвидеть, какие направления исследований станут прорывными и обеспечат наибольший экономический эффект. Отсюда вытекает необходимость поддержания общей  научной среды, а следовательно, и возможностей для исследований. Данное положение обусловливает осуществление сметного бюджетного финансирования институтов, которое дает ученым возможность проведения исследований в соответствии с их видением перспектив развития науки.

Сметное бюджетное финансирование достаточно часто называют базовым  финансированием. Это в какой-то степени правомерно, поскольку речь идет о поддержке материальной базы научных организаций и вузов, обеспечении базового уровня зарплаты в организациях государственного сектора  науки. Вместе с тем, данное название не совсем корректно в финансово-экономическом  плане, так как не отражает суть процесса.

Механизм сметного бюджетного финансирования в системе государственных академий наук в настоящее время трансформируется в программно-целевое бюджетное  финансирование: распоряжением Правительства  РФ от 27 февраля 2008 г. утверждена Программа  фундаментальных научных исследований государственных академий наук на 2008–2012 гг. Данную Программу можно считать шагом в направлении бюджетирования, ориентированным на результаты фундаментальных исследований.

Ассигнования из федерального бюджета  на реализацию Программы фундаментальных  научных исследований государственных  академий наук на 2008—2012 гг. выделяются государственным академиям наук в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Программа, таким образом, была призвана обеспечить не только стабильность финансирования фундаментальных исследований, но и максимальную широту выбора перспективных и приоритетных направлений, определенных научным сообществом, расширение конкурентной среды в академическом секторе науки. Утвержденные Программой объемы финансирования позволяли ожидать роста ассигнований на фундаментальные исследования, достаточного для перелома негативных тенденций в развитие науки. Однако кризис внес свои коррективы, и секвестра избежать не удалось.

Программа фундаментальных научных  исследований государственных академий наук разработана в соответствии со ст.6 Федерального закона «О науке  и государственной научно-технической  политике» и утверждена распоряжением  Правительства Российской Федерации  от 27.02.2008 г. №233-р. Программа – это  новый инструмент организации междисциплинарных  фундаментальных исследований. По сути, она является государственным заказом  государственным академиям наук на фундаментальные исследования.

Содержательная часть Программы  разрабатывалась государственными академиями наук. Система приоритетов  фундаментальных научных исследований базируется на Плане фундаментальных  исследований Российской академии наук на период до 2025 г., разработанном в  соответствии с поручением Правительства  Российской Федерации. В ходе реализации указанного поручения в Академии была создана комиссия из числа ведущих  учёных, сформировавшая приоритеты фундаментальных  исследований. На их основе подготовлен  перспективный план фундаментальных  исследований до 2025 г., который по сути представляет собой долгосрочный прогноз. Нормативно-организационная часть Программы, включая индикаторы эффективности, разрабатывалась Минобрнауки России.

Управление Программой осуществляет Координационный совет, возглавляемый  президентом РАН. В состав совета, кроме руководителей государственных  академий наук, входят представители  Минпромторга, Минобрнауки, Минэнерго, Роскосмоса, государственных корпораций Росатом и Роснанотех, Российского Союза ректоров.

Вместе с тем следует отметить, что Программа не исключает дублирования научных исследований, финансируемых  за счет бюджетных средств. Существует даже мнение, что реализация Программы  ведет к усилению разрыва и  нарастанию противоречий между учреждениями государственных академий наук и  другими организациями, выполняющими фундаментальные исследования и  разработки. Это обусловлено тем, что в настоящее время еще  не сформирована единая система приоритетов  фундаментальных научных исследований в высшей школе и прикладном секторе  науки. В связи с этим необходимо проведение мероприятий по координации  Программы с исследованиями, проводимыми  в вузовском и отраслевом секторе  науки. Соответствующее решение  принято на заседании Координационного совета по Программе 19 марта 2009 г.

Информация о работе Финансы культуры и искусства