Культурология как наука

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Февраля 2012 в 15:21, курс лекций

Описание работы

Современная культурология. Методы и приемы культурологического анализа.
Термин «культура». Проблема определения понятия культуры.
Творческая деятельность человека. Взаимосвязь культуры и творчества.
Человек в мире культуры. Культура и свобода.
Язык и культура. Языки культуры.
Плюралистическая модель развития культуры.
Психоаналитическая концепция возникновения и развития культуры.
10) Первобытная культура: общая характеристика. Религия и искусство первобытности.

Работа содержит 1 файл

Введение.docx

— 18.87 Кб (Скачать)

5 в. До н.э. – вр.расцвета древнегреч.арх-ры. Перв.половина – созд. Произвед.лорич.стиля(храм Зевса в Олимпии). Ко втор.полов.5в. – храм Аполлона в Бассах(сразу 3 ордера – дорич.,ионич,коринф.). Сам значит. – созд.афин.Акрополя – архитектур.ансамбль,утвержд.идею воен.,полит и культ. гегмонии Афин в греч.мире. На акрополе – строгий Парфенон – храм Афины Девы, миниатюр. Храм Ники Аптерос(«Бескрыл.Победы»),прихотлив.Эрехтейон, где почит.Афину,Пойседона и мифич царя Эрехтея,Пинакотека – картин.галерея. – символ единства греч.полисов.

4 в. До н.э –центр  строит-ва Мал.Азия – появл.типа круг.храма,исп.декоратив.эффекты. Исключ. – замечат.ансамбль Эпидавр в Арголиде в честь поп.культа Асклепия – бога врачевания,котор.вкл.в себя храм,стадион,гамнасий,дом для приезжающих,театр и концерт.зал.

Огром.знач-е имел театр. Три глав. части – орхестра – пл.,на котр.выступ.; театрон – места для зрителей, располож.полукругом; скена – помещ-е для переодев-я актеров,также для хран-я декораций и реквизита. Театр Диониса в Афинах – первый монумент театр Гр.(17 тыс зрителей).

Рим. Театр не имел перовнач. Пост.здания – он воздвиг.на форуме вр.дерв.помосте высотой в пол.чел.роста.Зрители либо стояли,либо сидели. Специфич. Рим.зрелищами были амфитеатр (эллипсоид.типа) и цирк. Сам.б.амфитеатр – Колизей(для боев гладиаторов),вмещ. До 50 тыс. Он имел 4 яруса,на котор.зрители располог. по соц. полож-ю.(в Гр. Не было). Значит место заним.посещ-е терм(бань),здесь также предусматр. Гимнастич.залы,библиотеки,помещ-я для занятий музыкой,парки. Рим.удел.больш.внимание строит.жилых домов.Новшеством стало строит многоэтаж.доход.домов(6). Строились маяки – Адександрийский маяк.(120м)

Изобразитис-во.  Антич.изо ассоциир. со скулптурой. Статуи и детали реальефов экспонир.в музеях. Сущ. Пинакотеки,но бол-во произвед.ис-ва вели немузейн. Образ жизни(зрам или открыт.воздух).  Прелюдия иск-ва – худож.твор-во. Росписи Кносского дворца на Крите – тревож. И напряж.картины(«игры с быком»). Движ-я живот-х и людей,среди росписей преоблад.образы живот.,птиц,раст.,обит-й моря. Много сцен из свет жизни – изящ.наряды женщин,галант.мужчины.Черты сход-ва с ис-м Египта – голова в прифиль,тело и глаза в анфас. Но мироощущ-е критян более радостное и непосред. Керамика с геометрич.орнаментом. Высш.точка раз-я геометрич.стиля счит. дипилонские вазы из Афин,на котор.представ. геометризиров.изображ-я людей и живот-х.Наиб.гармонич.формы ваз появл. в конце 7 в. до н.э. Их рисунок сначала чернофигурный, а с конца 6 в. и краснофигур. – подчерк.форму сосуда. Ведется поиск математич.выверен.пропорций во всем,прежде всего в отношении чел.тела.(единство его телес. и духов.красоты). В архаич.скульп-ре есть 2 типа изображ-я чел-ка – кУрос – обнажен.юноша и кОра – задрапир девушка. Фидий(статуя Зевса в Олимпии – 14 м, Мирон(1-ый показал динамику чел.тела – статуя «Дискобол»),Поликлет(идеал совреш.пропорций чел.тела – скульптура «Дорифор» высота головы 1/8длины тела,затем Лисипп – 1/9,теоретич.трактат – «Канон»). Постеп.кульпторы уходят от героич. Тем в легкий  и грациоз.,шаловлив,задумч. Мир Афродиты и Эрота.

Ис-во Рима.  Усилив.влияние греч.иску-ва на Рим. Агустов.классицизм – идеалом стан. Нов.тип чел-ка – сторой классич.красоты.(выразить единство и мощь державы). Рельефы,мозайки,фрески.Первый конный памятник Марку Аврелию негероич.императору. Христианские каноны – символизм.

21)Возникновение  христианства. Основы христианского  вероучения и культа. Христианство  и культура.

Христианство зародилось в 1 веке нашей эры, которую мы отсчитываем  от Рождества Христова, и вначале  формировалось в лоне иудаизма, как  одна из его сект. Но проповедь Иисуса из Назарета по своему содержанию выходила далеко за пределы национальной религии древних евреев. Именно это универсальное значение христианства и сделало Иисуса Христом (Спасителем, Мессией) в глазах миллионов людей, находящих в христианской вере смысловую основу своей жизни.

    1. Коренное отличие христианства, от языческих верований

Для того, чтобы поставить вопрос об исторических предпосылках христианства, необходимо обратить внимание на черты христианского Бога, резко отличающие его от богов языческой Эллады. Во-первых, в христианстве мы видим единого Бога, в отличие от множества богов-олимпийцев. Во-вторых, христианский Бог — это надмирный Дух, свободно творящий не только природу, но и человека. При этом человек лишь отчасти принадлежит природе, он, прежде всего, выступает как личность, т. е. сверхприродное «я» с его свободой, уникальностью, способностью к творчеству. Личность есть образ Божий в человеке. Иными словами, в человеке есть что-то божественное, но это «что-то» — не природная сила, а способность быть личностью. Таким образом, христианская культура открывает и обосновывает абсолютную значимость человеческой личности, творчества и свободы. Правда, способ осмысления и практической реализации этого духовного открытия был различен на различных стадиях развития христианской культуры.

    2. Исторические предпосылки христианства

  Вера во всемогущего Бога берет свое начало в иудаизме — религии древних евреев. Эта вера выражает трагическую историю народа, описанную в Ветхом Завете, — собрании книг, священных как для иудаизма, так и для христианства. Ветхозаветная история исполнена скитаний и надежды, горечи вавилонского и египетского плена. И, конечно же, такая история породила религию, в корне отличную от эллинской. Боги Эллады выражали доверие эллинов к сложившемуся порядку мироздания, их надежду на достойную жизнь в одной из ниш божественного космоса. Но для древних евреев наличный космос был миром изгнания и плена. Боги, олицетворяющие силы этого космоса, были подчинены его судьбе, которая для евреев была злосчастной судьбой. Люди нуждались в надежде, и дать ее мог лишь Бог, который сам был творцом мира и властелином космической судьбы. Так сформировался первоначальный вариант иудаизма— самой древней монотеистической религии.

  Бог древних евреев, Бог Ветхого Завета был прообразом христианского Бога. Собственно говоря, для христианства это один и тот же Бог, меняются лишь его отношения с человеком. Так ветхозаветная вера рассматривается как подготовка к Новому Завету, т. е. новому союзу человека с Богом. И действительно, несмотря на существенные различия представлений Ветхого и Нового Завета, именно у ветхозаветных мудрецов впервые появляются те духовные запросы, на которые смогло ответить христианство. Но вначале остановимся на различиях.

  Если Бог Ветхого Завета обращен ко всему народу в целом, то Бог Нового Завета обращен к каждой личности. Ветхозаветный Бог большое внимание уделяет исполнению сложного религиозного закона и правилам повседневной жизни, многочисленным ритуалам, сопровождающим каждое событие. Бог Нового Завета обращен, прежде всего, к внутренней жизни и внутренней вере каждого человека.

  Однако уже в Ветхом Завете мы видим жажду человека подлинной встрече с Богом и стремление духовно освободиться от подчинения внешней стороне жизни. Это стремление к духовному преодолению внешней стороны бытия особенно проявляется на рубеже нашей эры, ибо народ вновь попадает под власть чужеземцев, которыми на этот раз стали римляне. В ветхозаветной истории Бог исполнил свое обещание, дал народу место для самостоятельной жизни. Теперь же оставалось только ждать Спасителя, который по верованиям древних иудеев должен был спасти весь народ и стать во главе царства. Но Спаситель (по гречески — Христос) не приходил и оставалось только задуматься: а может быть, ожидаемое спасение будет иметь вовсе не национально-государственный, а духовный характер? Именно с такой проповедью и выступил Иисус.

    3. Основы христианской веры. Открытие личности и свободы

  Человек создан Богом по «образу и подобию Божию», т. е. является личностью, обладающей свободой и творческой способностью. Свобода личности связана с тем, что она воплощает в себе надмирный дух, происходящий от Божественного Духа. Первородный грех Адама и Евы нарушил богоподобие человека и отдалил его от Бога, однако образ Божий остался неповрежденным в человеке. Вся дальнейшая история рассматривается христианством как история воссоединения человека с Богом.

  Ветхий Завет выражает внешнюю связь между человеком и Богом, осуществляемую через закон (закон регулирует внешние отношения, внешнее бытие человека). Собственно христианство начинается с Иисуса, дающего Новый Завет и восстанавливающего внутреннюю связь человека с Богом.

  Высшей религиозной целью христианства является спасение. Специфика христианского понимания спасения выражается в догматах триединства и Боговоплощения. Бог извечно имеет три равноценных лица (личности) — Отец, Сын, Святой Дух — объединенные единой божественной сущностью и имеющие единую волю. При этом христианское богословие требует «не смешивать лиц и не разделять сущности». Спасителем (Христом) выступает одно из лиц единого Бога (Бог-Сын). Бог-Сын воплощается в человеческую природу и становится Иисусом из Назарета, чтобы искупить первородный грех и создать условия для восстановления богоподобия человека. «Бог стал человеком, чтобы человек мог стать Богом», говорили Отцы Церкви (правда, человек призван стать не Богом «по природе», а «богом по благодати»). Спасение требует от человека духовных усилий, и, прежде всего веры, но самостоятельно спастись невозможно, для этого требуется обращение к Иисусу Христу и действенное вмешательство самого Спасителя. Путь Спасения это путь уподобления Иисусу: духовное слияние с личностью Христа и (с Его помощью) очищение и преображение своей (греховной) природы, что ведет человека к окончательному избавлению от власти греха и смерти. Однако (в силу последствий первородного греха) человек не может избегнуть телесной смерти. Но душа человека и его личность (духовное «я») бессмертны.

  Спасение возможно лишь в лоне Церкви, которая есть «тело Христово»: она объединяет верующих в одно мистическое тело, лишенной греха человеческой природой Христа. Христос есть глава этого единого, но многоликого церковного тела, подобно тому, как муж есть глава брачного союза.

  Христианская нравственность исходит из самоценности личности (личность есть «образ Божий» в человеке) и неразрывной связи добра, истины и свободы. При этом добро и истина выражаются не в безличных формальных правилах, а в самой личности Иисуса Христа; отсюда - принципиальная неформализуемость христианской нравственности, которая по самой своей сути есть нравственность свободы. Выражая свободу человека, подлинно христианская вера держится не на страхе и внешнем долге, а на любви, направленной к Христу и к каждому человеку как носителю образа Божия.

  Иное применение свободной воли оборачивается ее самоотрицанием и духовной деградацией человека. Таким образом, в человеческой свободе содержится не только возможность добра, но и риск зла. Зло есть ложное применение свободы; истиной свободы является добро. Поэтому зло не имеет самостоятельной сущности и сводится лишь к отрицанию добра: все якобы самостоятельные определения зла на поверку оказываются лишь определениями добра, взятыми с обратным знаком.

  Зло родилось как неправильное решение свободного духа, но через первоначальное грехопадение укоренилось в человеческой природе, «заразило» ее. Отсюда специфика христианского аскетизма: он борется не с самой по себе природой человека, но с живущим в ней греховным началом. Сама по себе человеческая природа богоподобна и достойна одухотворения и бессмертия. Человека ждет телесное воскресение; после Страшного Суда праведникам уготовано телесное бессмертие в новых, преображенных телах. Поскольку человеку трудно совладать с укоренившимися в его природе греховными желаниями, он должен смирить гордыню и вручить свою волю Богу; в таком добровольном отказе от своеволия и обретается подлинная, а не мнимая свобода.

  Высшей нравственной инстанцией является не долг, стыд и честь, а совесть. Совесть есть голос свободного духа, делающего личность независимой от природы и общества и подчиняющей ее только собственной высшей правде. Можно сказать, что христианский Бог — это высшая правда человеческой совести, олицетворенная и обожествленная как благодатный смысл всего бытия.

  Вера в бессмертие души и в Страшный Суд играет огромную роль в христианской религиозности. Возвышая человека как свободное и богоподобное надмирное существо, христианство не может освободить человека от необходимости жить и умирать в мире, где нет справедливого воздаяния за добро и зло. Вера в бессмертие души, и загробное воздаяние призвана дать человеку не только знание, но и непосредственное ощущение абсолютной силы нравственных норм христианства.

  Важнейшей составной частью христианства является эсхатология — учение о конце света, втором пришествии Христа, телесном воскресении мертвых и Страшном Суде, после которого на новой земле под новым небом должно утвердиться царство праведников.

  На протяжении 2-х тысячелетий в христианстве возникали различные направления. Из них наиболее известны три: католицизм, православие, протестантизм.

    4. Почему христианство стало мировой религией

Дальнейшие события показали, что содержание новой духовности имеет значение, выходящее далеко за пределы маленькой Иудеи. В это время Римскую империю охватывает постепенно нарастающий духовный кризис: на гигантских просторах империи люди чувствуют себя духовно потерянными, они становятся лишь винтиками огромной бюрократической машины, без которой невозможно управлять империей. Старые боги потеряли свой смысл для человека. Человек остался наедине с собой и жаждал новой смысловой опоры, связанной уже лично с ним, искал Бога, обращенного к каждому, а не ко всем вместе. Христианство сумело дать эту смысловую опору. Более того, оно сделало возможным духовную общность людей, принадлежащих самым разным расам и национальностям, ибо христианский Бог стоит над внешними различиями и распрями этого мира. Духовный универсализм позволил христианству стать мировой религией, заложив основы понимания ценности каждого человека безотносительно к его расе, национальности, сословию, классовой принадлежности.

  Речь идет о заботе как поглощенности души внешним миром, о зацикленности на вопросах повседневной практической жизни. Ведь заботы бесконечны, они никогда не отойдут в сторону, а надо и находить время и для обращения к Духу. Забота всегда остается с человеком, но она не должна захватывать человека целиком.

  Точно также есть глубокий смысл в шокирующих практичный рассудок призывах не противиться злому, любить своих врагов и подставлять левую щеку, если ударили по правой. Если жизнь мира отрицает истину духа, то применяя в борьбе со злом власть и насилие — человек сам становится их пленником.

   5. Значение христианства для развития европейской культуры

  Христианство сформировало новые смыслы природы и человеческого бытия. В основе этих смыслов лежало оправдание творчества и свободы человека, что не могло не сказаться на всей европейской истории. Конечно, вначале христианская свобода реализовывалась главным образом в духовно-нравственной сфере. Но затем она нашла себе практическое поле для своего воплощения и стала выражаться в преобразовании природы и общества, в построении основ правового государства, уважающего права и свободы человека. Сама идея о неотъемлемых правах и свободах человека могла появиться только в христианской культуре. Христианство сформировало новые смыслы природы и человеческого бытия, которые стимулировали развитие нового искусства, стали основой естественнонаучного и гуманитарного познания. Мы не имели бы знакомого нам европейского искусства без характерного для христианства внимания к человеческой душе, ее самым сокровенным внутренним переживаниям. Без этого обостренного внимания человека к своей личности не было бы и знакомых нам гуманитарных наук. Сама идея о том, что существование мира и человека есть восходящий исторический процесс (а не просто чередование космических циклов) пришла к нам от христианства. Библия, библейские образы и сюжеты на протяжении веков доминировали в живописи и скульптуре,  внося  тем  самым  немалый  вклад  в  формирование культа освобожденного Христа. Лучшее, что создало  европейское  зодчество  - церковная архитектура, - было призвано прославлять величие  бога  и  церкви.Музыка в католическом храме, равно как и церковный  хор в православных богослужениях,  не  могла  не  оказывать  своего  влияния  на музыкальную культуру народов.Влияние церкви на традиции, культуру  и  быт  народов  Европы  было различным    в    западной    (католическо-протестантской)    и    восточной (православной)  ее  частях.  На  западе  протест  против  всесилия   церкви, приведший  к  Реформации,  дал  сильнейший  толчок  светскому  развитию,  на

Информация о работе Культурология как наука