Культурология как наука

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Февраля 2012 в 15:21, курс лекций

Описание работы

Современная культурология. Методы и приемы культурологического анализа.
Термин «культура». Проблема определения понятия культуры.
Творческая деятельность человека. Взаимосвязь культуры и творчества.
Человек в мире культуры. Культура и свобода.
Язык и культура. Языки культуры.
Плюралистическая модель развития культуры.
Психоаналитическая концепция возникновения и развития культуры.
10) Первобытная культура: общая характеристика. Религия и искусство первобытности.

Работа содержит 1 файл

Введение.docx

— 18.87 Кб (Скачать)

Востоке слияние православной церкви с государством создало более мощную систему незыблемой  и освещенной  авторитетом церкви  традиции,   сломать которую оказалось много сложнее.  И это различие  в   немалой   степени обусловило неодинаковые пути, темпы и результаты эволюции  стран и народов

Европы.

22)Культура  Византии: общая характеристика.

История Византии как самостоят.гос-ва(395-1453)началась с раздела Рим.империи на Восточ. и Запад.Столица Восточ.Рим.империи – Константинополь,сами византийцы наз.св.импери Ромейским царствома Кон-ль – Новым Римом.

Особ-ти Византийской ку-ры в значит. степ. объясн. тем, что Византия не испыт.  коренного слома полит. сист-мы, который пережила  Зап. Европа.  Кул-ра склад. под влиянием рим., греч. и восточ. традиций. Оформилась она как христианская: в важнейших обл-х кул-ры все наиб. существ. предста-я о мире, облекались в образы христианской мифологии, в традиц. фразеологию, почерпнутую из Священного писания и сочинений отцов церкви. Смирение и благочестие, ощущение собственной греховности и аскетизм рассматривались как высшие христианские ценности; они же во многом определяли художественный идеал. Традиционализм свойственный христианскому мировоззрению,  оказался особенно сильным в Византии. Источ-м знаний провозглаш-сь традиция, а не опыт. Для византийской кул-ры харак-ны тяга к систематизации при отсутствии интереса к аналитич. рассмотрению явл-й и стрем-е к вскрытию «истинного» (мистического) смысла явлений. Византийцы, исходя из христианского мировоззрения, признавали наличие божест. истины, соответственно чётко разделяли явл-я на благие и дурные, отчего все существующее на земле получало у них этическую оценку.

От Зап. Европейской средневековой культуры византийская культура отличалась:

  1. более выс. (до 12в) ур. мат. произ-ва;
  2. устойч. сохр-м антич. традиций в просвещении, науке,

литературном творчестве, быте;

  1. индивидуализмом, который не сочетался со свободой (византиец

чувствовал себя в непосредственной зависимости от высших сил – бога и императора);

  1. культом императора как сакральной фигуры (земного божества),

требовавшей поклонения в  форме особых церемоний, одежды, обращений;

  1. унификацией научного и художественного творчества, чему способствовала

бюрократическая централизация  византийского государства.

К особенностям византийской культуры можно отнести:

1)  Синтез западных и восточных элементов при главенстве греко-римских традиций;

2)  Сохранение традиций античной цивилизации, послуживших впоследствии основой европейской культуры эпохи ренессанса;

3)  Крепкие государственные устои, способствующие сохранению светского художественного творчества;

4)формирование православия, повлиявшего на философско-богословские воззрения, на систему христианских этических и эстетических ценностей(монотеист.религи как единой основы для культур.сплава- религиоз.общность)

5)была язык.общность(основ.яз. –греческий)

6) устойч.гос-ть и централизов.управл-е(самодержав.власть,автократизмвасилевса, при этом воплощ-го идею христ.смирения)

7)идея «симфонии»(объедин-е)власти гос-ва и церкви(церковь – идея спасения души,василевс –обес-е жизни тела)

8)иконоботничество – Иоанн  Дамаский 

  • обосновал нуж-ть иконопочит-я
  • иконы рассказ.о религии для неграмот-х
  • поклон-сь иконе,поклон.первообразу
  • на иконах изоб.то, что было в дейст-ти
  • общ-е символамиикона – священ.образ
  • и. чудотворны,т.к. несут в себе часть божест.силы того,кто на них изображен

Византийцы видели в иск-ве в 1-ую очередь инструмент целенаправ.о позитив. возд-ия на духов.й мир чел-ка. Музыка, живопись, архитектура, словесные искусства выступают в понимании византийских мыслителей посредниками постижения истины, являются источниками нравств. совершенствования чел-ка, способствуют снятию негатив. эмоций и ведут в конечном счете к духов. преображению. Музыка для византийских мыслителей была призывом не допускать в жизни ничего немузыкального, нестройного, несозвучного. Музыка представлялась нек. камертоном, по которому должен быть “настроен” образ чел. жизни. В византийской художественной кул-ре были слиты 2 начала - пышная зрелищность и утонченный спиритуализм. Особенно ярко это проявилось в архитектуре церквей и соборов Византии. Назнач-е христ. церкви иное: она мыслится не как обиталище бога, но как место, где собирается община верующих. Организация внутр. Прост-ва станов. глав. задачей зодчих, а внешний вид здания решается как производное, как оболочка. В церк. зодчестве возобладали 2 архитект. формы: базиликальная и крестово-купольная. Базилика в древнем риме использовалась для создания массивных зданий чисто светского назначения. В византии - это исключительно храмовые постройки, прямоугольные в плане и вытянутые в длину, разделенные на три, пять и более продольных нефов; средний неф обычно шире и выше боковых. В восточной части базилики, заканчивающейся полукруглым выступом (апсидой), помещался алтарь, в западной - вход. Другой тип конструкции храма - крестово-купольный, по-видимому, имеет восточные корни. Эти здания чаще всего квадратные в плане, а четыре массивных внутренних столба делят пространство на девять ячеек, обрамленных арками, и поддерживают купол, находящийся в центре. Купол символизирует Небесный свод. Примыкающие к куполу своды, пересекаясь, образуют равноконечный крест.Примером редкого и блестяще решенного объединения обоих конструктивных принципов представляет собой константинопольский собор святой Софии. Этот храм снаружи не кажется слишком большим, но внутри поражает объёмом, невесомостью гигантского (30 метров в диаметре), как бы парящего, купола. Беломраморное кружево капителей, инкрустация из цветного мрамора изысканных нежных оттенков, мерцание многоцветных мозаик, превосходная акустика, лучи солнца, озаряющие подкупольное пространство, оставляя в полумраке боковые пределы, - всё это свидетельство удивительного мастерства византийских зодчих и художников. Собор святой софии остался высшим достижением византийской архитектуры.

Главные формы византийской живописи - монументальная храмовая живопись (мозаика и фреска), иконы; книжные миниатюры, которые также весьма почитаемы.

1054г – раздел-е церкви на 2 версии:

- православ.( на 1-ый план выдвиг. радостно-просветленные моменты жизни христа, его преображение и воскрешение; души верующих устрем. к божеств. свету, к победе добра над злом).

- каталоч. (Запад. Религ-ти была свойст-венна глуб. религ. экзальтация- восторж-ть. Для верований греков была харак-на отвлеч. Философ. рассудочность, приверженность к трансцендентным(не основано на опыте) идеям. Взволн-е воображение латинян пост. устрем-ь к крестным страданиям Христа, страшным мукам грешников в аду.)

23)Византия  и Западная Европа в Средние  века: два пути культурного развития. Католицизм и православие.

Уже в 5 в. византийские императоры добились существенного подчинения церкви своей  власти, включения ее в политическую систему. Несмотря на то, что высшим органом греко-католической церкви являлись соборы, решение об их созыве принимал византийский император. На Западе Европы положение церкви было иным. Она не только не подчинялась верховной  политической власти, но и сохранила  практически полную самостоятельность  в решении внутренних и целого ряда политических вопросов, начиная  с 4 в., с момента оформления института папства. В значительной степени росту влияния католической церкви, а вместе с этим и утверждению западноевропейского типа культуры способствовал окончательный разрыв между западной и восточной христианскими церквами. Разногласия между блюстителями веры приобрели форму теологического спора о филиокве, то есть о том, исходит ли Дух Святой только от Бога-Отца (как утверждали византийские теологи) или от Бога-Отца и Бога-Сына (на чем настаивал Рим). Религиозное миропонимание основано на требовании подавления плоти и освобождения духа. Для поддержания беспрекословного авторитета церкви, сохранения чистоты ее догматов делается упор на развитие не рационального, а главным образом эмоционального восприятия действительности и основ вероучения. Проявления плотских страстей, признанные за греховные, заменялись страстной, подчас фанатической любовью к Христу, Деве Марии, с одной стороны, и фанатической ненавистью к врагам христианства. Постепенно вместе с распространением и укреплением позиций христианства и католической церкви религия становилась в центре всего социокультурного процесса, подчиняя и регламентируя основные его сферы. Римско-католическая церковь с момента своего оформления активно боролась с распространением ересей. В период Классического Средневековья наибольшее распространение получила инквизиция (от лат. Inqusitio – розыск).

От Зап. Европейской средневековой культуры византийская культура отличалась:

  1. более высоким (до 12в) уровнем материального производства;
  2. устойчивым сохранением античных традиций в просвещении, науке,

литературном творчестве, быте;

  1. индивидуализмом, который не сочетался со свободой (византиец

чувствовал себя в непосредственной зависимости от высших сил – бога и императора);

  1. культом императора как сакральной фигуры (земного божества),

требовавшей поклонения в  форме особых церемоний, одежды, обращений;

  1. унификацией научного и художественного творчества, чему способствовала

бюрократическая централизация  византийского государства.

  1. Дохристианская культура восточных славян. Принятие Русью христианства. Язычество и христианство на Руси.

На роль хозяев Великой  русской степи претендовали многие народы, но только древним русам, отразившим многочисленные набеги превосходящих  по силе врагов, удалось не только закрепиться, но со временем создать одно из самых  могучих из когда-либо существовавших государств. На его основе сформировался  особый цивилизационный тип —  евразийский.

    О культуре славян  того периода нам известно  очень мало. Сохранившиеся памятники  характеризуют уклад жизни наших  предков следующим образом. До  образования государства жизнь  славян была организована по  законам патриархального или  родового быта. Всеми вопросами  в общине управлял совет старейшин.  Типичной формой славянских поселений  являлись небольшие деревни —  в один, два, три двора. Несколько  поселков объединилясь в союзы.  Религиозные верования древних  славян представляли собой, с  одной стороны, поклонение явлениям  природы, с другой — культ  предков. У них не было ни  храмов, ни особого сословия жрецов, хотя были волхвы, кудесники, которые  почитались служителями богов  и толкователями их воли.

     Главные языческие  боги славянского Олимпа были  следующие: Даждь-бог (у других  племен — Хоре) был богом солнца; Перун — бог грома и молнии; Стрибог был богом ветра; Волос или Белее был покровителем скотоводства; небо иногда называлось Сварогом (и потому Даждь-бог был «Сварожичем», т. е. сыном неба); мать-земля тоже почиталась как некое божество. Природа представлялась одушевленной или населенной множеством мелких духов: в лесах жили лешие, в реках — водяные. Души умерших представлялись в виде опасных для неосторожного человека русалок.

    Местами языческого  культа на Руси были святилища  (капища), где происходили моления  и жертвоприношения. Они представляли  собой округлые или сложные  по очертаниям, как розетки, земляные  и деревянные сооружения на  возвышенных местах или насыпях,  окруженные валами или рвами.  В центре капища находилось  каменное или деревянное изображение  бога, вокруг него жгли жертвенные  костры. В жертву богам приносили  плоды, животных и птиц; были  известны и человеческие жертвоприношения.

    Вера в загробный  мир заставляла вместе с покойником  класть в могилу все, что  могло ему пригодиться, в том  числе и жертвенную пищу. При  похоронах людей, принадлежащих  к социальной верхушке, сжигали  их наложниц.

     У славян  существовала оригинальная система  письма — так называемая узелковая  письменность. Знаки ее не записывались, а передавались с помощью узелков,  завязанных на нитях, которые  заматывались в книги — клубки. В древности узелковая письменность  была распространена у многих  народов. Узелковым письмом пользовались  древние инки и ирокезы, древние  китайцы. Оно существовало у  финнов, угров и карелов. На  многих предметах, поднятых из  захоронений языческого времени,  просматриваются несимметричные  изображения узлов сложной конфигурации, напоминающие иероглифическую письменность  восточных народов. 

     Определяющую  роль в жизни славян играли  три фактора — лес, река  и степь. Лес шел на строительство  и служил топливом, обеспечивал  славян материалом для хозяйства,  создания домашней обстановки, посуды, плетения лаптей. В лесу сосредотачивались основные отрасли народного хозяйства — старинные промыслы: наши предки курили смолу, гнали деготь, занимались звероловством и лесным пчеловодством. Лес служил самым надежным убежищем от врагов, он заменял руcскому человеку горы и замки. Само государство славян укреплялось не в степях, где его постоянно громили степняки, а на далеком Севере, под прикрытием дремучих лесов. Лесными мотивами пропитаны фольклор, религия и мораль русского народа. Лешие, водяные, бабы-яги так же, как святые и отшельники обитали именно в лесах: «В тяжелые времена татарского ига, в эпоху политического гнета извне и морального упадка внутри общества благочестивые люди, стремившиеся уйти от мирских соблазнов, суеты и грехов, уходили в лесную «пустыню», строили себе там кельи и скиты и жили долгие годы в уединении и безмолвии; впоследствии к ним присоединялись другие ревнители «пустынножительства» и устраивали обители, которые потом становились центрами и опорными пунктами русской колонизации.

Информация о работе Культурология как наука