Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Февраля 2012 в 15:21, курс лекций
Современная культурология. Методы и приемы культурологического анализа.
Термин «культура». Проблема определения понятия культуры.
Творческая деятельность человека. Взаимосвязь культуры и творчества.
Человек в мире культуры. Культура и свобода.
Язык и культура. Языки культуры.
Плюралистическая модель развития культуры.
Психоаналитическая концепция возникновения и развития культуры.
10) Первобытная культура: общая характеристика. Религия и искусство первобытности.
34)Западноевропейская культура XVII века. Барокко и классицизм.
Характеристика
культуры XVII века
XVII век - век Декарта и Пор-Рояля, Паскаля
и Спинозы, Рембрандта и Мильтона, век
отважных мореплавателей, переселений
в заморские страны, смелой торговли, расцвета
естествоиспытания, морализирующей литературы
– и…век парика, достигающего наибольшей
пышности в 60-е годы, парика, который носил
каждый – от короля, адмирала до купца.XVII
век не случайно открывает период Нового
времени: это действительно был век нового
человека, новой науки, нового искусства.В
Европе Новое время обнаруживает себя
в становлении и усилении капиталистических
тенденций, а в Англии капитализм наиболее
явственно утверждается в реальности.
Это же время — период первой буржуазной
революции, обнаружившей трагизм и бесчеловечность
насильственных перемен в обществе, и
жестокость ее организаторов.Выделился
и укрепился рационалистический подход
к действительности, главную роль в мире
начинает играть разум. Это выразилось,
прежде всего, в становлении новой науки,
как экспериментальной, так и теоретической.
Научные достижения XVII века создают предпосылки
для дальнейшего развития фундаментальных
наук вплоть до современности и формируют
основы нового философского взгляда на
мир.XVII век – начальный период в становлении
буржуазного способа производства. Это
крайне сложная и противоречивая эпоха
в жизни европейских государств. Эпоха
ранних буржуазных революций и расцвета
абсолютистских монархий; время научной
революции и завершающий этап Контрреформации;
эпоха грандиозного, экспрессивного барокко
и сухого, рассудочного классицизма.
Барокко как художественное течение XVII века
черты барокко
Барокко (ит. Bаrоссо - странный, причудливый)
— одно из главных стилевых направлений
в искусстве Европы конца XVI — середины
XVIII вв. Оно возникло в Италии и распространилось
в большинстве европейских стран. Воплощая
новые представления о вечной изменчивости
мира, барокко тяготеет к эффектным зрелищам,
сильным контрастам, совмещению иллюзорного
и реального, к слиянию искусств (городские
и дворцово-парковые ансамбли, опера, культовая
музыка, оратория); одновременно — тенденция
к автономии отдельных жанров (кончерто
гроссо, соната, сюита в инструментальной
музыке).Стиль барокко получил преимущественное
распространение в католических странах,
затронутых процессами Контрреформации.
Возникшая в Реформацию протестантская
церковь была весьма нетребовательна
к внешней зрелищной стороне культа. Зрелищность
и была превращена в главную приманку
католицизма, ей приносилось в жертву
само религиозное благочестие. Как нельзя
лучше целям возврата паствы в лоно католической
церкви отвечал стиль барокко с его грациозностью,
порой утрированной экспрессивностью,
патетикой, вниманием к чувственному,
телесному началу, проступающим весьма
отчетливо даже при изображении чудес,
видений, религиозных экстазов.Но сущность
барокко шире вкусов католической церкви
и феодальной аристократии, которая стремилась
использовать эффекты грандиозного и
ослепляющего, свойственные барокко, для
восславления могущества, пышности и блеска
государства и мест обитания лиц, приближенных
к трону. Стиль барокко с особой остротой
выражает кризис гуманизма, ощущение дисгармоничности
жизни, бесцельных порывов к неведомому.
По сути он открывает мир в состоянии становления,
а становящимся миром был тогда мир буржуазии.
И в этом открываемом для себя мире буржуа
ищет стабильности и порядка. Синонимом
устойчивости занимаемого места в мире
выступают для него роскошь, богатство.
Получается, что стиль барокко соединяет
в себе несоединимое: монументальность
– с динамизмом, театральный блеск – с
солидностью, мистику, фантастичность,
иррациональность – с трезвостью и рассудочностью,
истинно бюргерской деловитостью. Центром
развития искусства барокко на рубеже
XVI-XVII вв. был Рим. Парковые и дворцовые
ансамбли, культовая архитектура, декоративная
живопись и скульптура, парадный портрет,
а позже натюрморт и пейзаж, - становятся
основными видами и жанрами искусства
барокко.
Для архитектуры барокко (Л. Бернини, Ф. Борромини в Италии, Б.Ф.Растрелли в России) характерны пространственный размах, слитность, текучесть сложных, обычно криволинейных форм. Часто встречаются развернутые масштабные колоннады, изобилие скульптуры на фасадах и в интерьерах, волюты, большое число раскреповок, лучковые фасады с раскреповкой в середине, рустованные колонны и пилястры. Купола приобретают сложные формы, часто они многоярусны, как у собора Св. Петра в Риме. Основной фигурой в развитие барочной скульптуры был Лоренцо Бернини архитектор ему принадлежит оформление площади собора Св. Петра в Риме и интерьеры, а также другие строения. Стиль барокко получает распространение в Испании, Германии, Бельгии (тогда Фландрии), Нидерландах, России, Франции. Во Франции стиль барокко выражен скромнее, чем в других странах. Сейчас к французскому барокко причисляют Версальский дворец вместе с регулярным парком, Люксембургский дворец, здание Французской Академии в Париже и др. произведения.. Писатели и поэты в эпоху барокко воспринимали реальный мир как иллюзию и сон. Реалистические описания часто сочетались с их аллегорическим изображением. Широко используются символы, метафоры, театральные приёмы, графические изображения (строки стихов образуют рисунок), насыщенность риторическими фигурами, антитезами, параллелизмами, градациями, оксюморонами. Бытует бурлескно-сатирическое отношение к действительности. Для литературы барокко характерны стремление к разнообразию, к суммированию знаний о мире, всеохватность, энциклопедизм, который иногда оборачивается хаотичностью и коллекционированием курьёзов, стремление к исследованию бытия в его контрастах (дух и плоть, мрак и свет, время и вечность). Этика барокко отмечена тягой к символике ночи, теме бренности и непостоянства, жизни-сновидения (Ф. де Кеведо, П. Кальдерон). Известна пьеса Кальдерона «Жизнь есть сон». Развиваются и такие жанры, как галантно-героический роман (Ж. де Скюдери, М. де Скюдери), реально-бытовой и сатирический роман (Фюретьер, Ш. Сорель, П. Скаррон). В живописи (П. Рубенс, А. Ван Дейк) и скульптуре (Л. Бернини) преобладают декоративные многоплановые композиции религиозного, мифологического или аллегорического характера, парадные портреты.
Классицизм (от лат. classicus - образцовый) - творческое направление, сформировавшее художественное мировоззрение, сложившееся в эпоху становления и укрепления европейских монархий и опиравшееся на нормы и образцы античного искусства.
В противовес барокко классицизм выражал стремление к разумному гармоничному строю жизни, а эти стремления были присущи не только монархам, но и народному сознанию, с его идеалами мира, покоя, сплочения страны. Установление строгих правил творчества - одна из характерных черт эстетики классицизма. в архитектуре: дворцы, церкви, новые парижские площади, созданные Мансаром и другими зодчими, отмечены строгой симметрией, величественной простотой. Классицизму свойственны стройная упорядоченность формы, идея подчинения личности общественному долгу. Ясность и гармония линий в классицизме как бы подчеркивали разумную закономерность существующего мира и в своеобразной художественной форме отражали идеи Просвещения. В живописи (Н. Пуссен, К. Лоррен) - ведущим стало логическое развертывание сюжета, ясная, уравновешенная композиция, линейно-объемное построение деталей, подчиненная роль света. В произведениях Пуссена используются исторические, мифологические, религиозные темы, разработка которых отличается гармоничностью и строгостью построения. Скульптура эпохи классицизма отличается строгостью и сдержанностью, слаженностью форм, спокойностью поз, когда даже движение не нарушает формальной замкнутости (Э.Фальконе, Ж.Гудон).
36)Европейская кул-ра эпохи Просвещения.
Культура эпохи европейского
Просвещения имеет ряд
45)Культура Китая
Культура Китая пришла из далёких времен и имеет очень глубокие корни. Считается, что именно китайская культура человечеству передана Богами. Подтверждением этому служит пятитысячелетняя история Китая, которая является неисчерпаемым источником духовной силы китайской нации и, возможно, всего человечества. Если культура является душой нации, то можно представить, как давно формировалась и крепла душа каждого китайца.
Мифы и легенды древнего Китая, которые дошли до сегодняшних дней, содержат в себе истории о том, как Паньгу, создатель всего живого, сотворил Небо и Землю, а богиня Нюйва создала человечество, божественный земледелец Шень Нун открыл сотни лекарственных растений, легендарный мифологический персонаж древнего Китая Цян Цзэ изобрёл письменность. Всё это содержит неисчерпаемая история Китая.
«Человек следует Земле, Земля следует Небу, Небо следует Дао, а Дао следует естественности» - этот принцип о единстве Неба и Человека был впервые изложен в «Даодэцзине», в «Книге пути и его силы», написанной учителем Даосизма – Лао Цзы. Поскольку культура Китая формировалась по принципам, изложенных в главном каноне Даосизма
«Даодэцзине», следует упомянуть об авторе этого великого учения.
Почтенный учитель даосизма Лао Цзы (как о нём упоминалось в трактатах древнего Китая) жил в шестом веке до нашей эры, в государстве Чу, династии Чжоу. Настоящим именем Лао Цзы было Лао Тань или Ли Эр. Он был придворным архивариусом и консультировал Конфуция по вопросам ритуалов и придворной этики. История Китая донесла до нас предание, которое гласит, что в старости Лао Цзы покинул государство Чу и направился в западные горы. На границе Китая его остановил стражник, выяснив, что это учитель даосизма, попросил его изложить учение. Тогда-то Лао Ццы и написал свой труд, состоящий из пяти тысяч иероглифов, известный как «Даодэцзин», этот трактат по праву считается памятником китайской мысли, который оставил отпечаток на культуре Китая и всего мира. После того, как учение было изложено, Лао Цзы продолжил свой путь на Запад, и больше о нём в истории Китая не упоминается.
Принцип о единстве
Неба, Земли и Человека, изложенный
в литературном сборнике
Конфуций и Лао Цзи. культура Китая, китайская культура, история Китая
Буддизм, который пришёл в Китай в первом веке, дополнил колорит китайской культуры идеями сострадания и спасения всех живых существ. В буддизме большое значение предавалось принципу «за добро воздастся добром, а за зло последует наказание». Таким образом, китайская культура, включив в себя конфуцианство, даосизм и буддизм, которые являясь основными вероучениями древнего Китая, привели династию Тан к вершине славы и процветания. Такова история Китая.
Зная принцип «за
добро воздастся добром, а за
зло последует наказание», люди
остерегались делать плохие
Этика семейных ценностей
самым естественным образом
Буддизм и даосизм являлись частью культуры Китая и базировались на идее "отречение от обыденной жизни". Влияние буддизма и даосизма можно увидеть по тому, как глубоко они пропитали все сферы жизни людей. Из истории Китая - китайская медицина, цигун, фэн-шуй и предсказания берут свои глубокие истоки в даосизме. Эти практики, а также буддийские концепции о небесном царстве и аде, о кармическом воздаянии за добро и возмездии за зло сформировали совместно с конфуцианством целостную сущность традиционной культуры Китая.
Как мы уже
говорили выше, идеи конфуцианства,
буддизма и даосизма дали
Такими источникам,
содержащими в себе притчи, легенды,
сказания и мифы, содержащие в
себе традиционное китайское
воспевание преданности и
Авторы романов для отражения основной философии китайских мыслителей в отношении природы и человека использовали мифы, легенды и предсказания, которые оказывали такое глубокое влияние на сознание китайцев, что имена героев использовались при описании определенных нравственных качеств в китайской культуре. Например, при разговоре о «праведности», люди вспоминают легендарных представителей, без которых невозможно представить всю культуру Китая, это Гуань Юй (160-219) из «Троецарствия»; о том, как его честность превышала облака и достигала Неба, как его непоколебимая преданность своему императору Лю Бэю завоевала уважение даже у врагов; как его храбрость в бою побеждала в самых тяжелых ситуациях, вспоминалось даже его поражение у города Май, и, особенно, его разговор, как святого, со своим сыном. Когда говорят о «преданности», люди обычно вспоминают о Юэ Фэе (1103-1141), военачальнике династии Сун, который единство страны ставил превыше собственной жизни. Чжугэ Лян (181-234), полководец царства Шу периода Троецарствия, олицетворял собой полную преданность своей стране.
Таким образом, абстрактные
нравственные ценности