Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Февраля 2012 в 15:21, курс лекций
Современная культурология. Методы и приемы культурологического анализа.
Термин «культура». Проблема определения понятия культуры.
Творческая деятельность человека. Взаимосвязь культуры и творчества.
Человек в мире культуры. Культура и свобода.
Язык и культура. Языки культуры.
Плюралистическая модель развития культуры.
Психоаналитическая концепция возникновения и развития культуры.
10) Первобытная культура: общая характеристика. Религия и искусство первобытности.
Основ.черты первобыт.куль-ры:
11)Специфика
культуры ранних цивилизаций.
Древность и первобытность:
1) «Неолитич.рев-ция» способ-ла
постеп. устойч-ти в обеспеч.продуктами
пит-я,что способ.росту населения,появл.прибавоч.
2) новая деят-ть заставляла
вести оседлый образ жизни,
на первый план выходили произвож-имущ.отнош-я,
3) государ-ть: на
берегах велик. рек (Тигр,Евфрат,Нил,Хуанхэ), ирригац.земледелие(экономич.
4)централизов.,администр.-
5)деспотич.,сакрал.(освящение) характер власти
6) основа соц-эконом устр-ва – рабовладение
7) мифологич. характер духов.кул-ры(ритуал)
8) поглощ-е чел-ка коллективом(группов.чел-к,
9)политеизм(универсал роль жизни – многобожие)
10) формиров-е пантеона богов
11) профес.армия
12) традицион-ть,канонич-ть кул-ры и иск-ва
13)практич-ть,улитар-ть кул-ры
14) появл-е ремесел(обработка железа, изготов-е фаянса,фарфора,бумаги)
15)раздел-е иск-ва на
виды,появл-е эпоса, рацион.знаний(математ,астр,
16) пис-ть(пиктография,иероглифы,
12) Культура Древнего Египта: культурологическая характеристика.
Егип.кул-ра счит.одной из древнейш. кул-р,возник. в долине р.Нил. Здесь впервые возник.централиз.гос-во. Территорию древнеегип.гос-ва отчетливо очерчена географ.- юг- нильс.пороги,восток – каменист.горн.отроги,запад – песчан.уступы Ливийс.плоскогорья. Вер.Е. – протяжен.узк.долина ниже нил.порогов; нил.дельта – обл.Ниж.Е.
Уник.режим разливов Нила оказ.определ.влияние на все стороны жизни. Лег.для обработки егип.земля – основ. богатство страны,источник ее стабил. Высок.урожаев.
6-4 тыс до н.э. – осед.образ жизни,земледелие и скотовод-во,наряду с охотой и собир-м.
С 4 тыс до н.э. – иригац. сис-ма
4 тыс. до н.э. – возник. городо-гос-в,преобразов. В обл-ти(номы)
Сер. 4 тыс до н.э.(додинастич. период) – важнейш.основы древнеегип.к-ры: религ.представ-я, иероглиф.письмо,худож.стиль.
Объедин-е городов-гос-в в 2 круп. царства – Северное(Верх.Е.) – крас.корона, и южное(Ниж.Е.) – бел.к. – царь Менос(Миной). На границе Верх. И Ниж. Е. им был заложен город «Белые стены»(Мемфис), также его еще наз. Хи-ку-пта(х) или Хет-ка-Птах – «крепость духа Пта(ха)/обит-ль духа» - Айгюптос. Сами египтяне наз. св. страну «Кемет» или «Та-Кемет» - «Черная земля»(по цв.почвы).
Манефон сост. «Историю Египта» на греч.яз. Всю ист-ю он разделил на 3 эпохи – Древнее,Сред,Нов. царства. Из них выдел-т 2 династии – Раннее царство(Древ. и Сред) и Позднее (Нов.).
13)Культура
Древней Месопотамии:
Месопатмия или Междуречье – равнин.обл-ть между реками Тигр и Евфрат. Эти терр-ии,отдел.от всей передАзии почти непроход пустынями, начали засел-ся в 6 тыс. до н.э. его население вело довльно суров.образ жизни. Основ.занятием было земледелие:культивир.ячмень, воздел.поля на узк.полосе земли между болотами и выжженной пустыней. 4 тыс. до н.э. созданы ирригац.сис-мы. В связи с этим стало возможно накопл-е излишков,услож.структура об-ва, что привело к его стратификации(расслоению) и возник.гос-ва.
Пер.гос.обр-я появ. На рубеже
4-3тыс. до н.э. в юж.части междуречья Тигра
и Евфрата. Это были неб. Города-гос-ва,
располож.на естест.холмах и окруж.стенами.
Населяли их шумеры. Основ.отрасль
эк-ки – ирригац.земледелие. Нач.3тыс. до
н.э. – пис. памятник «Земледельч.альманах».
значит. Место заним. Скотоводство и ремесла.(важ.роль
– строит-во и обработка
мет.). Юж.Месопатамия не была богата
ресурсами. Обменивали шерсть,зерно и финики
на золото,ляпис-лазурь,серебро. Важнейш.мест.сырьевой
ресурс – глина. Духов.
и худож.кул-ра обуслов.религ.мировоззрением
и нуждами религ.культа. С мифологией была
тесно связана и лит-ра. Известно бол.150
памят.шумер.лит-ры. В их числе – гимны,
посвящ.богам,царям и храмам, стихотвор.записи
мифов,эпич.сказа-я,плачи,песни в честь
царей; широко представ-ны дидактич.жанры(поуч-я,назид-я,
Архитектура – храм.зодчество.
Храм всегда наход. На одном и том же месте.
Храм.здание ставится на высок.искств.платформу,
с двух сторон котор. к храму ведут лестницы(3,5,7
одна над другой – зиккурат). Нач.
этам раз-я скульптуры связан с печатями.
Позднее появл.круг.скульптура(небольш.
3 тыс.до н.э. – аккад.куль-ра. Пис-ть – клинопись. Первонач.пис-ть возник. в пиктограф.форме. Древнейш.письмена представ.собой своеобраз.ребусы,однозначно понятные только состав-ям и лицам,присут.при записи. Они служ.веществ.подтверж-м условий сделок,чем и объяс.их содерж-е. Наиб. кол-во измен-й происходит в скульптуре. На 1-ый план выдвиг. образ сил. индивид-ти. В одних произвед-ях обожеств. Царь во главе св.войска. В др. царь в олике могуч.героя сражается со львом и побежд.его.
Постеп. происход возвыш.Вавилона(2тыс. до н.э.). В центре города помещ. Храмов.комплекс,обнесю стеной,с зиккуратами,храмами мест.бога-покровит-ля и важн.богов. Рядом царский дворец и основ. госуд.строения хоз.назнач-я.На берегу реки или круп.канала наход. гавань,где стояли торг. суда. На площ. примык. к гавани проход. торговля.
Для гос. ДрМес. харктер. актив.правов.деят-ть. В нач.20 в. До н.э. – юриднормы(аакад.яз.),содерж. Ценовые тарифы,нормы оплаты труда,статьи семйн.брач,уголов.права. Сам.выдающ.памятник прав.мысли- «Законы Хаммурапи»(ок.1760 до н.э.),высечен.на чер.базальт.столбе. В нем осущ. Принцип вины и злой воли,преимущ.отдавалось принципу талиона, где наказание равн.соверш.преступ-ю.
Ассир.архит-ра – влияние сосед.стран и регионов. Строит. дворцов,грандиоз. По размерам и обильно украш. глав украш. – одна из ярчайш.стр.в ист.миров.ис-ва – многофигур.композиции с изобр. мифолог,жанров. и бал.сцен,выполнен. в рельефе на плитах из известняка и частично раскраш. минералкрасками. Основ.тема – царь и его деят-ть.
Два лит.жанра – 1)лит-ист.жанр,повест. о подвигах царя,преувелич.его мудрость,доблесть и победы и умалч.о неудачах;2) «письма к богу Ашшуру» - своебр. отчеты царя верхов.божеству и жителям страны о воен.походах,их причинах,теч-х и результатах.
Нововавилон период(626-539) – вр.возрож-я,эконом.и культур.подъема. Реанимир.с/х,привод.в порядок орисит сис-м.Город Вавилон – круп.центр международ торогвли. Ожив.строит-во,реставрир.стар и возвод.нов. храмы.
14)Религия в древнем мире и ее влияние на культуру древности.
Духовная культура представ.
собой ментальную сис-му,основ. на мифологии,котор.уходит
корнями в первобыт. Мифолог. сознание
и сохран.мн.св-ва первобыт мировосприят-я.
Мифология – форма идеологии.Дух.кул-ра
не опир. На идеи о ценности личности и
значим-ти индивид.начала, она принимала
на себя фун-ции утвержд-я
и возвелич-я надличностного, бежест.,всеобщего.
Взаимоотнош-я профанного(земного и сакрального(священного)
притерпев. Важ. Измен-я по срав-ю с первобыт-ю.
повседнев. Практика землевлад-ца носит
более однообраз.харктер и в основ. более
предсказ. По св.рез-ам,чем деят-ть охот-ков
и собир-ей.Поэтому чел-к перестает ощущ.пост.
завис-ть от сверхест.сил,расчит.на божеств.
Поддержку и благосклон-ть лишь в какие-то
ключев.,поворот.моменнты св.жизни. Земной и божеств.
миры,прежде бывшие в созн-и един.целым,
по сущ-ву, разделились,
хотя и продолжали восприним-ся
тесно связан-ми. Мифолог.представ-я
приобрели совершенно ин.хар-р. Многочисл.сверхъест.силы,