Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Февраля 2012 в 15:21, курс лекций
Современная культурология. Методы и приемы культурологического анализа.
Термин «культура». Проблема определения понятия культуры.
Творческая деятельность человека. Взаимосвязь культуры и творчества.
Человек в мире культуры. Культура и свобода.
Язык и культура. Языки культуры.
Плюралистическая модель развития культуры.
Психоаналитическая концепция возникновения и развития культуры.
10) Первобытная культура: общая характеристика. Религия и искусство первобытности.
Историческое значение
русских рек не ограничивалось
их ролью транспортных
Третья стихия
русской природы — степь,
Христианство: Церковь не допускала писания икон с живых людей. Иконописный канон: подчеркнуть в облике изображенных на иконе лиц, их неземную сущность – духовность. Для этого фигуры плоские и неподвижные. Исп. особая система изображения пространства (обратная перспектива) и временных отношение (вневременное изображение). Золотой фон иконы символ. божественный свет. Фигуры не отбрасывают теней, т.к. в царстве божьем нет теней. Иконы исп. как образцы древние иконы или словесное описание иконописного сюжета.
25)Древнерусское искусство.
Важнейшим событием IX в. является принятие Русью христианства. До принятия христианства, во второй половине IX в. была создана братьями Кириллом и Мефодием — Славянская письменность на основе греческого алфавита. После крещения Руси она была положена в основу древнерусской письменности. Они перевели на русский язык Священное писание.Русская литература родилась в первой половине XI в. Ведущую роль играла церковь. Литература светская и церковная. Существовала в рамках рукописной традиции. Материалом пергамент — телячья кожа. Писали чернилами и киноварью, используя гусиные перья. В XI в. на Руси появляются роскошные книги с киноварными буквами и художественными миниатюрами. Переплет их оковывался золотом или серебром, украшался драгоценными камнями (Евангелие (XI в.) и Евангелие (XII в.). Кириллом и Мефодием были переведены на старославянский. книги Священного Писания. Вся древнерусская литр делится на переводную и оригинальную. Первые оригинальные сочинения относятся к концу XI — началу XII вв. («Повесть временных лет», «Сказание о Борисе и Глебе»). Жанровое разнообразие — летописание, житие и слово. Центральное место — летопись, ее занимались монахи, специально обученные. Древнейшая «повесть временных лет». Другой жанр житие — жизнеописания знаменитых епископов, , патриархов, монахов — «агиография», Нестор «2 жития первых христианских мучеников Бориса и Глеба», «житие игумена Феодосия». Еще один жанр Поучение — «Поучение Владимира мономаха». Торжественное красноречие — «слово о законе и благодати» Илариона.
Архитектура. С приходом христианства начинается строительство церквей и монастырей (монастырь Киево-Печерский сер. XI в. Антоний и Федосий Печерские, Ильинский подземный монастырь в толще Болдинской горы). Подземные монастыри были очагами исихии (молчальничество)на Руси.
В конце X в. на Руси началось каменное строительство (989 г. в Киеве Десятинная церковь Успения богородицы). В 30-е годы XI в. были построены каменные Золотые ворота с надвратной церковью Благовещения. Выдающимся произведением зодчества Киевской Руси стал Софийский собор в Новгороде (1045 — 1050 гг.).
В Киевской Руси были высоко развиты ремесла: гончарное, металлоо6раоотка, ювелирное и др. В 10в появляется гончарный круг. К середине XI в. относится первый меч. Ювелирная техника была сложной, изделия Руси пользовались большим спросом на мировом рынке. Живопись — Иконами, фресками и мозаикой. Музыкальное искусство — церковное пение, светская музык. Появились первые древнерусские актеры-скоморохи. Существовали былинные сказители, они рассказывали былины под звучание гуслей.
26)Русская культура: характерные черты. Особенности русского национального менталитета.
Русская культура в условиях образования единого российского гос-ва (15-16)
Со 2-й половины 14 в. начинается подъем русской культуры, обусловленный успехами хозяйственного развития и победой в Куликовской битве (1380). Возрастает влияние Москвы как одного из культурных центров. Литература — темы — борьба с иноземными захватчиками «Слово о гибели Русской земли», «Житие Александра Невского» — воспеваются его подвиги.
Зодчество. В первую очередь в Пскове и Новгороде (крупнейший центр культурной жизни). Традиции русского зодчества опирались на традиции архитектуры домонгольского периода. Одновременно с храмовым в Новгороде велось крупное гражданское строительство, совместно с немцами построили Грановитую палату в 1433 г. для торжественных приемов и заседаний совета господ. В 1302 г. в Новгороде заложен каменный кремль. Другим крупным центром был Псков, вся архитектура носила облик крепости. Строители создали особую систему перекрытия зданий с взаимно перекрещивающимися арками, псковские мастера завоевали известность. В Москве каменное строительство началось во 2-й четверти 14 в. — сооружение белокаменной крепости Московского Кремля, затем на территории были сооружены храмы и здания. Велось строительство в Коломне (Успенский собор), Серпухове, Звенигороде (успенский собор).
Живопись. Особое распространение получила иконопись, они служили заменой стенной живописи храмов, т. к. храмы были деревянные. Новгородская иконопись — изображение одного святого, если несколько, то в фас, с конца 14 в. икона — главный вид изобразительного искусства. Псковская иконопись отличалась типами лиц и смелостью композиции. Широкое распространение получила фреска — живопись по сырой штукатурке красками, разведенными на воде. Андрей Рублев — канонизирован русской православной церковью. Его творчество знаменовало подъем русской культуры, постигает расцвета московская школа живописи.
Объединение местных культур положило начало общественной культуре. Усиливаются светские и демократические элементы. «Сказание о Владимире Мономахе»- обосновалась наследственная связь Руси с Византией, Москва — третий Рим. Заметно повышается уровень грамотности. В истории России сыграло огромную роль книгопечатание (1564).
В конце царствования Ивана III началось строительство нового Московского Кремля. Помимо храмов в кремле возводятся также и светские постройки. Продолжалось храмовое строительство и в других городах. Производилось строительство небольших посадских храмов. Изобрели крестчатый свод, Опирающийся не на внутренние столбы, а на наружные стены. Выдающимся памятником стало строительство Покровского собора 1555―1561 в честь взятия русскими Казани. Были построены кремли в Нижнем Новгороде, Коломне, Зарайске. Построен Китай-город, белый город. Основываются монастыри-сторожа — Новодевичий, Симонов, Троице-Сергиев.
менталитет
Неповторимость «русской души» Бердяев связывал с огромными российскими просторами, утверждая, что пейзаж русской души соответствует «пейзажу» русской земли с ее широтой, безграничностью и устремленностью в бесконечность. В России духи природы еще не окончательно скованы цивилизацией, как это имеет место на Западе. Западная душа более рационализирована, упорядочена, чем русская, в которой всегда остается иррациональный момент. Сравнивая русского с немцем, который «чувствует себя со всех сторон сдавленным как в мышеловке» и ищет спасения в организованности и напряженной активности. Бердяев дает объяснение многим нашим бедам: «Ширь русской земли и ширь русской души давили русскую энергию, открывая возможность движения в сторону экстенсивности. Эта ширь не требовала интенсивной энергии и интенсивной культуры». Уже в наше время подтверждением этих мыслей Бердяева, помимо нынешних успехов Германии, является Япония, где крайняя ограниченность территории и природных богатств, стала мощным стимулом научно-технического прогресса».
«Душа России — не буржуазная душа, — душа не склоняющаяся перед золотым тельцом, и уже за одно это можно любить ее бесконечно».
«Русский никогда не чувствует себя организатором. Он привык быть организуемым».
«Россия погибает от централистского
бюрократизма, с одной стороны, и
темного провинциализма, с другой.
Децентрализация русской
В мозаике высказываний Бердяева о самых общих особенностях русского социума обращает на себя внимание тезис о преобладании в нем коллективности в ущерб развитию индивидуального начала. «Россия, — писал философ, — все еще остается страной безличного коллектива», которому свойственен «государственный дар» покорности и смирения перед лицом авторитета общины.
Бердяев много писал
еще об одной черте русского
народа, пагубное влияние которой
в нашей жизни ощущается до
сих пор. Это - национальная
склонность к «шараханию» от
одной крайности к другой, «контрастность»
поведения, отсутствие у
27)Культура средневекового Запада: общая характеристика.
Термин «средние века» ввели в науку итальянские гуманисты эпохи Возрождения. Он означает тысячелетие, хронологическими рамками которого являются V-XV вв., т. е. начало связано с временем» исторического завершения античной культуры, а конец - с ее возрождением в новое время. Культурологи подразделяют данную эпоху на три периода:
За этот небольшой исторический промежуток времени образовались все языки, народы и государства Европы, сложилась ее неповторимая христианская культура. В ее основу легли два истока:
- традиции угасающей греко-римской античной культуры, с ее достижениями в области государственного устройства, политики, права, религии, искусства, философии и пр.
В столкновении с умирающей античной
цивилизацией и первобытной культурой,
греко-римским многобожием и
Рыцарство (благородное дворянство) - это особое социальное сословие, особый социальный институт средневековья. Оно сформировало свою уникальную культуру, состоящую из особого этикета, поединков, турниров, экстравагантных рыцарских обетов, умения играть на музыкальных инструментах и, наконец, соблюдения всех правил куртуазии (т. е. светскости). Вершиной культуры данного сословия стали рыцарский роман и рыцарская поэзия, которые с XII по XIV вв. являлись популярными жанрами европейской литературы. Повествуя о становлении рыцаря в борьбе с препятствиями и искушениями, данные литературные тексты вызывали у читателя интерес к индивидуальной судьбе, к человеческим чувствам и переживаниям. Героический рыцарский эпос представлен в мировой культуре такими литературными памятниками, как «Песнь о Роланде», «Повесть о короле Артуре», «Песнь о нибелунгах». Рыцарскую поэзию олицетворяло творчество французских трубадуров и труверов, немецких миннезингеров, итальянских поэтов «нового сладостного стиля». Главной темой их куртуазной поэзии являлся «культ дамы». На протяжении всего средневековья в культуре простого народа (крестьян и жителей западноевропейских городов) сохраняются элементы архаической языческой культуры: идолопоклонство, жертвоприношения, ритуальные праздники, связанные с проводами зимы, встречей весны. Особое значение принадлежит карнавалу - народному празднику под открытым небом, который сопровождался уличными шествиями, маскарадами, театрализованными играми и пр. Карнавал был характерен именно для городской культуры, так как в нем были задействованы большие группы людей. Средневековая эпоха изобилует праздниками и зрелищами. Традиционные городские шествия, религиозные и цеховые процессии объединяют социально-противоположные слои. Низшие, через праздничное зрелище приобщаются к политике, богатству, которые они создают своими руками, но от которых отстранены. Представители высшего сословия демонстрируют идею общественного служения, одновременно являясь воплощением государственного могущества.
В то же время культура проявляла
себя и в виде профессионального артельно-
Средневековье - это время организации системы западноевропейского образования, включавшего в себя школу и университет. Школы, в основном существовавшие при монастырях и готовившие священнослужителей, предлагали две ступени обучения:
С XII века в Европе появляются униве
Средневековая культура оказала влияние на формирование двух европейских художественных стилей того времени: романского и готического. Следует заметить, что «стиль искусства» - представляет собой фундаментальное определение организующих принципов и форм художественного мышления и творчества, характерных для определенного исторического периода развития культуры.
28)Средневековая наука и образование в Западной Европе.
Схемы образования в средневековой Европе осн. на принципах античной школьной традиции и учебные дисциплины. 2 этапа: начальный уровень вкл. грамматику, диалектику и рито-рику; 2й уровень –- изучение арифметики, геометрии, астрономии и музыки. Нач. 9в. Карл Великий распорядился открыть школы каждой епархии и монастыре. Стали создавать учебни-ки, в школы открыли доступ мирянам. В 11в. появ. приходские и кафедральные школы. Из-за роста городов внецерковное образование стало важным фактором культуры. Оно не контроли-ровалось церковью и давало больше возможностей. В 12-13в. появ. университеты. Он состоял из ряда факультетов: аристократического, юридического, медицинского, богословского. Христ-во опр. специфику знания. Средневек. знание- не систематизировано. Теология или богословие было центральным и универсальным. Зрелое средневековье внесло вклад в развитие естественно-науч. знания. Появ. интрес к медицине, получены хим. соединения, приборы и установки. Бэкон – англ. философ и естествоиспытатель., считал возможным создание летающих и двигающихся аппаратов. В поздний период появ. географ. труды, уточненные карты и атласы.