Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Февраля 2012 в 15:21, курс лекций
Современная культурология. Методы и приемы культурологического анализа.
Термин «культура». Проблема определения понятия культуры.
Творческая деятельность человека. Взаимосвязь культуры и творчества.
Человек в мире культуры. Культура и свобода.
Язык и культура. Языки культуры.
Плюралистическая модель развития культуры.
Психоаналитическая концепция возникновения и развития культуры.
10) Первобытная культура: общая характеристика. Религия и искусство первобытности.
Ответ: Культурология — наука о куль-ре, изуч. наиболее общие закон-ти ее развития. Термин «культурология» образован от лат. cultura – «возделывание, обработка» и греч. logos – «учение». Сл. «культурология» появ-сь недавно, в конце 19 – начале 20 в. Конечно, кул-ра изуч. и раньше. Примерно до сер. XIX века этим заним. главным образом философия и история, затем другие науки - этнография, филология, антропология и т. д. Лишь во второй половине ХХ века кул-гия выделилась как самостоят. дисциплина. Одной из первых работ, прямо посвященных кул-ре, стала кН. англ. историка Э. Тайлора "Первобытная культура" (1871 г.) – теория об анимизме(вере в души и духов)как зародыш,из котор. разви-сь все религии.
Значит. вклад в ее станов-е внес америк. ученый Л. Уайт (1900 - 1975 ) своей книгой "Наука о культуре" (1949). Его заслуга состоит прежде всего в том, что он четко поставил вопрос о необходимости строгого определения предмета культ-гии, тех явлений, котор. должны входить в ее компетенцию. Обобщая сделанное до него, Уайт предложил выделить в культуре три подсистемы: технологическую, социальную и идеологическую. 1-ая содержит орудия произ-ва и опосредует отношения между чел-ком и природой. 2-ая охватывает межчеловеческие - экономические, нравственные, политические отношения. Содержание 3-ей подсистемы составляют идеи, верования, мифы и знания. Из трех подсистем технологическая выступает в качестве определяющей.
В задачи культурологии входит осмысление кул-ры как целостного явл-я, определение наиб. общих законов ее функц-ия, а также анализ феномена кул-ры как сис-мы.
Культурология познает ценности, смыслы, нормы с помощью котор. обеспеч-ся различ. формы жизнедеят-ти людей и вне котор. упорядоченная жизнь в сообществе практически невозможна. Важным моментом культурологических исследований являются проблемы духовной жизни общества, во многом иррациональные (т. е. опирающиеся не на разум, а на инстинкт, интуицию, чувство) состояния человеческого духа.
Объектом изучения культурологии выступают:
Культурология - это самостоятельная область социально-гуманитарного познания, предметом исслед-ия котор.явл. кул-ра, понимаемая как:
Ответ: В совр. мире кул-гия претендует на статус общетеоретической дисциплины, представляющей собой синтез гуманитарного знания о чел-ке и общ-ве и изуч. Кул-ру как особ. форму чел. бытия. Существуют три основных подхода к пониманию куль-гии как науки:
По вопросу о предмете культурологии как науки существует две точки зрения:
На данный момент сущ-т множество моделей кул-гии, а единой и общепринятой кул-ской науки на сегодня пока не создано. Все эти модели опир-ся на различные методы и подходы в изучении культуры и могут быть сведены к нескольким основным разновидностям:
Методы культурологии.
М.к.– совокуп-ть исследовательских приемов, операций и процедур, используемых для изучения кул-ры с учетом культурологической специфики. Культурология пользуется методами познания, далеко не всегда исходящими из рациональных способностей чел-ка. Познание мира кул-ры – «сферы духа» - принципиально отлич. от познания мира природы. Мир кул-ры постигается через вживание во внутренний смысл явлений и ценностей.
Многообразие проявлений кул-ры предопределяет множественность подходов. Наиб. Полн. картину может дать анализ, основанный на традиционный методах и современных. К традиционным относится:
Принципы:
3)Термин «культура». Проблема определения понятия культуры.
Ответ: Центр. и основополаг. категорией кул-гии явл.я понятие культуры. Это понятие попадает в сферу интересов практически всех дисциплин, заним. вопросами изучения общ-ва и чел-ка. В отличие от большинства социогуманит. дисциплин, котор. выделяют в кул-ре интерес-е их аспекты, обл-ти и дают частичные определения для к-ры, культ-гия стремится к осмыслению этого понятия во всей его полноте и глубине. На сегодняшний день в спец. Лит-ре встреч.огром. коли-во определений кул-ры. Их число постоянно растет, и по нек. прикидкам перевалило за 1000. Сл.«кул-ра» не всегда указ. на понятие кул-ры. Этим сл. могут обозначать феномены и предметы, относящиеся к спец. разделам чел. Деят-ти. Например, «к» в растениеводстве (ячмень, рожь – это культуры); «к» как показатель профессионализма в творч. деят-ти (к-ра мастерства, кул-ра исполнения и т. п.). Эти варианты словоупотребления можно считать специализированными, частными. Но и в рамках «понятийного» использования очевидна разность в объяснении того, что такое ку-ра. Ее часто определяют как продукт совместной жизнедеятельности людей. Нет смысла отрицать это. Но кул-гия не останав-ся на этом.
Становление понятия культуры.
Термин «к» происходит от лат. сл., котор. переводится как «возделывание», «обработка», «воспитание». В яз.древних римлян это сл. было связано с производственной деятельностью. Одним из первых и наиболее употребительных значений сл. «к» в Риме была обработка земли, ее возделывание. Впервые соединил «к-ру» с процессами умственной и душевной деят-ти чел-ка рим. философ Цицерон. Он указывал на «ку-ру» как на уход, улучшение дух. склонностей и способностей чел-ка. За терм. «кул-ра» постеп. закреп. знач. воспитания. Задачу возделывания, т. е. воспитания чел. души Цицерон возлагал на философию.
Римляне всегда употребляли сл. «ку-ра» в значении деят-ти по преобразованию другого объекта. В эпоху Средневековья само слово «ку-ра»употр-сь мало, уступив место однокоренному термину «культ». В период Возрождения цицероновское знач-е термина «кул-ра» вновь обрело актуальность. Под словом «ку-ра» гуманисты понимали гармоничность в развитии чел-ка и активное проявление присущего ему деятельно-творческого начала.
Новое, самостоятельное значение термин «кул-ра» приобретает в конце 17 столетия в трудах историка Пуфендорфа. Он начал употреблять его для обозначения не процесса(как в античности или Возрождении), а самих результатов чел. деят-ти, и про том не всякого, а только общественно значимого чел-ка. Он также противопоставлял кул-ру природному, естественному состоянию чел-ка. Отныне кул-ра рассмат-ся сама по себе, как объект, как феномен. После Пуфендорфа кул-ру начали рассмат-ть как особ., самостоят. сферу чел. жизни. При этом все чаще понятие кул-ры ассоциировали с уровнем чел. просвещенности, образованности, воспитанности. Эпоха Просвещения стала временем, когда было выработано классическое определение понятия кул-ры.
«Классическая модель» культуры.
Франц. просвет-ли 18в. связ. содерж-е культурно-исторического процесса с развитием чел. разума. История общ-ва понималась как постеп. его разв-е от ступени варварства и невежества к «просвещ-му» и «культур-му» сост-ю.
Основу для поним-я кул-ры в рамках «классич. модели» оставляют три принципа: гуманизм, рационализм и историзм.
Принцип гуманизма сводится к тому, что чел-к – существо самостоят-е, свобод. и не завис. ни от природ. сил, ни от божест. провидения. Он не должен подчин-ся никаким авторитетам, никаким внешним обстоятельствам. Человек – творец св. жизни, законодатель св. судьбы.
Принцип рационализма. Чел. деят-ть осущес-ся не по физ. законам, а по законам, свойств. только чел-ку. Поэтому результаты чел-х трудов отличны от результатов природ. деят-ти других жив. существ. Особ. природа чел-ка связана с наличием у него разума – способности дейст-ть в соответствии со св. рационально понятыми целями, а не в силу природ. необход-ти, как животные.
Принцип историзма. Кул-ра выступ. как историч. путь разв-я чел-ка, как глав. резул-т эт. пути. Творя и изменяя окруж. мир, чел-к тем самым меняет и св. облик.
«Классич. модель» кул-ры, созд. мыслителями 17-19 в. акцентирует св. внимание на эффективности и результатах чел. деят-ти. Она определяет кул-ру как особ. сферу, возник. исключит. в чел. опыте. Но эта модель не лишена слабых сторон.
Современное определение понятия культуры
Кул-ра пред-т перед чел-м как
смыслов. мир, котор. вдохновляет людей
и сплачивает их в некоторое сообщество.
Этот смыслов. мир передается из пок-я
в поколение и определяет способы бытия
и мироощущения людей. Кул-ру нужно опр-ть
не через перечисление вход-х в нее феноменов,
а через указание на их существ. св-ва.
Рубеж 19-20 вв. антитеза «природа-кул-ра».
Нем.философ И.Кант(1724-1804) –чел-к – ч.природы,но
и творец,созд-й по аналог. С природой мир
кул-ры. К.- сис-ма гуманист.ценностей. Высш.
Ее цель – счастье чел-ва.
Неокантианцы(Гриккерт и
В.Виндельбанд) – принцип ценности:цен-ть-
4)Культура
как система. Структура и
В совр.кул-гии довольно прочно закреп. пониман-е кул-ры как единой многофункциональной и многоуровневой сис-мы,вбирающей и отражающей противореч-я всего мира. Мыслители 19-20вв. наметили и стали развив-ть систем. подход. В его рамках к-ра поним.каксис-ма функционир-ей целост-ти феноменов,т.е.неразрыв. един-ва эл-в,наход в функцион-м взаимодействии.
Систем.подход(Ю.В.Осокин)
С развит. в 19в. постклассич-х философ.парадигм происход. неуклонный сдвиг и в поним-и кул-ры, измен-е ведущ. методолог. принципа в ее интерпретации.
Важные концепции.
1) Начало было положено Э.Б.Тайлором(1832-1917) в его работе «Первобыт. кул-ра». Автор опис. и анализ. конкрет.эле-ты первобыт. к-ры на фоне к-ры миров., формулируя ценностное вид-ие к-ры превобыт-ти в контексте теории анимизма – специфич. веры первобыт чел-ка в одушевлен-ть всей природы, котор. связыв. в единое целое весь его практич. опыт построения отнош-й с окруж. миром. Цель –показ.культур.един-во и единообр-е в развитии чел-ва на пути «дикости» через «варвар-во» к «цив-ции». Куль-ра*или цив-ция) слагается из знания, вееров-й, искусства,нравст-ти, законов,обычаев и нек. др.способ-ей и привычек,усвоен-х чел-м как членом об-ва.
2) америк.культурантрополог
(основ-ль науч.ку-гии)Л.Уайт поним.категорию
«к» как особ.оъект действит-
ти,специфич.класс соц-х явл-й.К.- объектив.
образов-е, не завис. от отдел. чел-ка и
чел.сообщ-ва и подчин-ся внутр.логикеразвитя.К.-
организов.интегрир.сис-ма,
3 подсис-мы: