Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Февраля 2012 в 15:21, курс лекций
Современная культурология. Методы и приемы культурологического анализа.
Термин «культура». Проблема определения понятия культуры.
Творческая деятельность человека. Взаимосвязь культуры и творчества.
Человек в мире культуры. Культура и свобода.
Язык и культура. Языки культуры.
Плюралистическая модель развития культуры.
Психоаналитическая концепция возникновения и развития культуры.
10) Первобытная культура: общая характеристика. Религия и искусство первобытности.
В культур.организме взаимосвяз.функционир.:
Основ.фун-ции сис-мы к-ры:
Структур.подход.
Ядро(стержень) – стабил.целост-ть ведущ.ценност-х устан-к в конкрет.к-ре.Ядро к-ры содер-т доминир.черты кажд.ее эл-та и выступ.в роли основополаг. Принципа творч. актив-ти. Я.- набор метал-х св-тв,котор.обнаруж-т себя в деят-ти основ.форм к-ры,таких как религия,нравствен-ть,наука и т.д.Но именно благодаря ядру обеспеч-ся неповторим. Облик и эффектив-ть осуществ-я фун-ций,свойст-х кул-ре.
Переферия(внешние слои кул-ры) – ценности и формы,не порожд-ые ядром, но теснос ним связ-ые в силу историч.причин,а порой испыт-ие значит.влияние доминир-х(стержнев)ценностей.
Ядро обеспеч.устойч-ть и стабиль-ть к-ры, а переферия более склонна к новациям и менее устойчива.
Для отечест.кул-гии ХХ в. типичным было вычлен-е в к-ре таких состав-х, как материал. и духов. Тот культур.организм,с котор чел-к имеет дело в повседнев. жизни – это един-во материал. и духов. жизни самого чел-ка,неразрыв-ть всех тех материал. и духов.сред-в котор. он польз-ся, т.е. един-во материал. и духов.проявлений к-ры.
Материал.к-ра – к-ра труда и метариал.пр-ва,к.быта,к.топоса
или местажит-ва,к.отношений чел-ка к соб.телу,физ-ру.
Мат.к. – человеч «я»,отражен.в вещи, это
чел.душа,воплощ.в вещах,это дух,нашед.св.предмет.
Духовн.к-ра выступ. как многогран. сис-ма
феноменов интеллектал-эмоц.жизни чел-ка
и охват познават.,интеллект и эстетич.
деят-ть людей, а также философ.,нравств.,художеств.,
5)Творческая деятельность человека. Взаимосвязь культуры и творчества.
Ответ: В истории человечества бывали всякие катаклизмы, прерывавшие культурно-историческую преемственность, когда приходилось начинать все едва ли не с начала. Таким примером являются "темные века", наступившие в Греции после расцвета Крито-Минойской цивилизации. Во II тысячелетии до н.э. на oстрове Кpит строились дворцы со своеобразной архитектурой и настенными росписями. Жители знали ремесла, изготавливали золотые украшения, осваивали письменность, совершали сложные культовые действия. Но уже к началу I тысячелетия до н. э. наступили "темные века", когда письменность и фресковая живопись были забыты, ремесла деградировали, а место каменных дворцов заняли постройки из соломы и глины.
Бывало, правда, и наоборот, когда какой-то народ достигал высот культурного развития за кратчайшие сроки, как это произошло в Древней Греции с VIII по V в. до н.э. Этот феномен получил название "греческое чудо", и существуют различные объяснения того, каким образом греки сумели "изобрести" очень многое из того, что дошло до наших дней: от демократии до классической философии и театра.
Если создание нового обычно называют творчеством, новаторством, новацией, то сохранение созданного - традицией. Понятно, что в культуре, как и в человеческой жизни вообще, одно от другого неотделимо. Ведь всякое открытие является новым по отношению к уже созданному, и чем значительнее это открытие, тем активней его будут осваивать, а значит превращать в традицию. Причем полное отрицание традиции всегда и везде ослабляло новаторские движение. Такого рода новаторство часто переходит в другую крайность - консерватизм. Не зная того, что было до нас, мы обречены открывать уже известное. А в результате дерзкие выпады против традиции оборачиваются возвращением к ней в самом примитивном виде. Поэтому творчество - это не игнорирование предшествующих форм жизни и культуры, а их творческое преобразование.
Обычно процесс творчества связывают с вдохновением. Причем в самом этом слове заключено представление древних о том, что в творца через дыхание или как-то еще вселяется некая мистическая творческая сила. Однако с тем, как именно мы творим, т.е. каков его субъективный механизм, разбирается психология творчества.
По большому счету
основанием творчества
Что касается механизма
творчества, то человек способен
творить и тогда, когда опредме
В бесконечном процессе
распредмечивания люди
Что касается красоты,
то здесь речь идет не о
мерке отдельного вида, а о
внутренней мере мирового
Конечно, человек как творческое существо действует не в одиночку. Особая задача культурологического анализа - понять, как складывается сотворчество людей в определенную эпоху. Одно поколение людей, как известно, стоит на плечах другого. Таким образом, результаты творчества зависят и от личных усилий, и от объективных обстоятельств, к которым относится и культурное состояние эпохи.
Произведение культуры,
таким образом, может
6)Человек в мире культуры. Культура и свобода.
Ответ: Всякий чел-к принадлеж. к определ.
К-ре:нац.,религ.,город.,семей.
Чел-к должен овлад.комплексом знаний, чтобы уметь к проблеме со всех сорон, с различ.т.зр. Он одновременно должен быть и экологом, и политиком, и психологом, и юристом, и историком. Он должен знать яз., на котор.говорят др.люди планты.
Важнейш.стан.треб-я культур.плюрализма. стремился мир.путем разреш.
все спор.вопросы, предполаг. идея на согласие
и компромисс, использов. диалога и взаимодействия.
П-м означ-т уважение прав чел-ка,признание
прав всех куль-р на существование и самое
глав.толерантность,или терпимость.В кул-гии
толерантность означ. уважение,принятие
и правильное понимание богат.многообразия
кул-р нашего мира,всех форм самовыражения
и способов проявления чел.индивидуальности.
Толерантности способ-ют знания,открытость,общение,
Культура и свобода.
Чел-к – единственное существо на планете Земля, способное быть свободным. И чел-к – единств. существо, созидающее кул-ру. Чел-к живет в кул-ре с самого начала, с момента возник-я чел. рода. Именно кул-ра формирует его чел. качества, возвышает его над природой. Фил-фию наз. самосознанием кул-ры. Но к осозн-ю существа и смысла кул-ры, ее роли и места в жизни чел-ка и общ-ва фил-фия подошла, в общем, совсем недавно. Лишь несколько столетий назад, в эпоху Просвещения вошло в обиход само понятие кул-ры. Фил-фия, обогащенная идеями Возрождения, Реформации, мыслителей XVII в., все больше проник-сь сознанием того, что созид. Творч. Деят-ть чел-ка, направ. на формир-е мира кул-ры, явл. Выраж-ем его род. сущности. Как убедительно показал, развивая эту тему, В.М.Межуев, все это явилось подготовкой «философ. открытия кул-ры». Оно заключ. «в открытии особ. вида бытия – не божест. или природ., а собственно человеч., обладающего относит. независимостью и свободой по отношению к 1-ым 2-ум. Кул-ра в самом исходном своем определении – это все, что сущ-т в силу и в результате чел. свободы, явл. ее предмет. воплощением. Открытие свободы в мире природ. и всякой ин. необходимости и стало причиной последующего обретения культурой в сознании людей своей собственной территории и границ».
Т. о., утверждается нераздельность свободы и ку-ры. Ку-ра как предмет-е воплощ-е свободы – это великолепная и глубок.идея. Ведь основания чел. творчества либо находят в Боге, либо в природе. Средневековье знает единст-го творца – Бога. От него шло и все, созидаемое чел-м. Видимо, поэтому, прежде всего, «изобразит. Иск-во в сред. в.в огром. степ. оставалось анонимным». Ренессанс исходил из того, что чел-к способен творить, т.к. явл. личностью, индивид-ю, созд. по образу и подобию Бога. Признание личного авторства стало нормой, но связь с божеств. основаниями творчества сохранилась. Др. линия в этом вопросе – что творческое начало заложено в самой природе, она рож-т нов. формы, и ч-к, как продукт природы, подражая ей, продолжает этот процесс. Различие в том, что природа творит бессознательно, а чел-к сознательно. В этом утверждении есть доля истины, ибо ч-к – природ. существо, но проблема к-ры, ее специфики, ее связи со свободой при таком подходе как бы снимается: он не открывает перспективы адекватного объяснения ни процесса созидания чел-ом к-ры, ни проблемы свободы твор-ва. Поэтому идея мира чел. к-ры как продукта свобод. творч-ва субъекта, освобожденного от природ. и божест. детерминации, все ставит на свое место. Культуротворч. деят-ть неотделима от свободы. Признанием обществ. значимости принципа свободы творч-ва явл. его включ-е в правов. сис-мы всех демократических гос-в. Чтобы творить, чел-к должен обладать свободой.