Культурология как наука

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Февраля 2012 в 15:21, курс лекций

Описание работы

Современная культурология. Методы и приемы культурологического анализа.
Термин «культура». Проблема определения понятия культуры.
Творческая деятельность человека. Взаимосвязь культуры и творчества.
Человек в мире культуры. Культура и свобода.
Язык и культура. Языки культуры.
Плюралистическая модель развития культуры.
Психоаналитическая концепция возникновения и развития культуры.
10) Первобытная культура: общая характеристика. Религия и искусство первобытности.

Работа содержит 1 файл

Введение.docx

— 18.87 Кб (Скачать)

29)Романский и готический: два стиля – два этапа в развитии европейской архитектуры.

Романский стиль с конца 10в. Светские постройки отличаются массивностью форм, узкими оконными проемами, высокими башнями. Это же характерно для храмовых зданий, которые внутри покрыты фресками, а снаружи –  ярко раскрашенными рельефами. Основные виды романских сооружений: замок, монастырский ансамбль, церковь. Образцы роман. архитектуры: Нотр-Дам в Пуатье, собор в Тулузе, собор в Оксфорде, Винчестере (Англия). Для росписи скульптур роман. типа хар-рно плоское двумерное изображение, нарушение пропорций, изображения исполнены строгостью. К концу 12в. романский стиль сменяет готический. Расцвет его относится к 13-15в. Эпоха готики совпала со становлением и развитием городских центров в период Классического Средневековья. Храмовые постройки характеризуются уносящимися ввысь стройными колоннами, собранными в пучки; огромные вытянутые вверх окна, украшенные витражами и розой над входом. В основе общего плана готического храма лежит форма латинского креста. Снаружи и изнутри соборы украшались статуями, рельефами, витражами, живописью. Основная черта готики – устремленность ввысь. Соборы в Париже, Вестминстерское аббатство в Лондоне.

Романский стиль (латин. romanus - римский) средневековья - это первое единое стилевое направление в западноевропейской художественной культуре X - XII вв. Его появление было вызвано желанием государственной власти и церкви средневековой Европы опереться на достижения культуры бывшей Римской империи. Возникновение же термина «романский» связано, прежде всего, со стремлением найти единство в развитии европейской культуры XI-XII вв. Общие черты романского стиля во Франции, Испании, Италии, Германии, Англии не столько объясняются римским влиянием или сходством социальных условий феодального строя, сколько являются результатом единого религиозного мировоззрения. Единство в многообразии - так можно охарактеризовать сущность романского стиля: единый язык культуры, но оттенки разные.

Романский стиль средневековья - это время возникновения и функционирования общеевропейского монументального стиля в архитектуре, скульптуре и живописи в эпоху наивысшего расцвета феодализма. Монумент выступает как главная составляющая, прежде всего, архитектуры, подчиняя себе все другие виды искусства. Основными типами зданий являлись рыцарский замок, монастырский ансамбль, храм. Мощные конструкции архитектурных сооружений сочетались с многофигурными скульптурными композициями, в которых господствовали библейские темы и евангельские сюжеты о страданиях и неизбежной гибели человечества и торжестве христианства над темными силами мироздания. В свою очередь, в проповедях церкви и в сознании народа сформировалась идея греховности мира полного зла, соблазнов, подвластного воздействию страшных таинственных сил. Данные сюжеты иносказательно отражали характерные стороны современной жизни людей. Именно на этой основе в романском искусстве Западной Европы сложился эстетический идеал, противоположный античному. В период романики был создан и доведен до высочайшей выразительности синтез искусств. Никогда прежде все виды искусства, включая литературу, не объединялись столь целостно, полно и соразмерно. Цель такого объединения - «строительство» души человеческой и подчинение поведения индивидуума идеям упорядоченного иерархического мировоззрения. Памятники романского стиля рассеяны по всей Западной Европе. Среди них - церковь Нотр-Дам ла Гранд в Пуатье (Франция XI-XII вв.), собор в Вормсе (Германия XI-XII ее.), собор в Шартре (Франция ХIIв.), цикл фресок церкви Сен-Северен сюр Гартан в Пуату (Франция XI-XII вв.).

Готика, готический стиль (итал. gotico - готский, варварский) -происходит от названия германского племени готов - второе общеевропейское стилевое художественное направление, а также устойчивая система художественно-образных средств и приемов, сложившихся в западноевропейском искусстве XII-XVI веков. Характерной чертой готического стиля является единство и целостность художественных проявлений, заявивших о себе во всех видах искусства под эгидой архитектуры. Готическая архитектура, ведущим типом которой стал городской собор, отличается:

  • динамизмом устремленных вверх форм храма;
  • устойчивой каркасной системой остроконечных диагональных «ребер», перехваченных на вершине замочным ремнем;
  • огромными прорезными окнами, многоцветностью витражей и гобеленов.

Цветные витражи - главный жанр готической живописи. Следуя романским традициям, в многочисленных нишах на фасадах готических соборов размещалось в качестве украшений громадное количество высеченных из камня статуй, аллегорических фигур, олицетворявших догматы и верования католической церкви. Продуманная архитектурная композиция соборного комплекса создавала у верующих иллюзию его Божественного происхождения и оторванности от Земли. Следует заметить, что храм выполнял не только богослужебную функцию, он был местом проведения театральных спектаклей и собраний горожан. В готическом стиле строились и здания, в которых размещались местные советы самоуправления - ратуши, являвшиеся символом независимости города. В истории культуры принято выделять три крупнейшие школы готики:

  • французскую («пламенеющую»), которая отличалась напоминающим языки пламени узором оконных переплетов в храмах (собор Нотр-Дам в Реймсе, 1211-1311);
  • немецкую («кирпичную»), характеризующуюся наличием церквей с узорной кладкой из глазурованного и фигурного кирпича (монастырь Мариенкирхе в Пренцлау, 1326-1340);
  • английскую («перпендикулярную»), отличительной чертой которой явились вытянутые в длину соборы с упрощенной архитектурой (собор в Эксетере, 1275-1375).

Особый характер стиля носит готическая архитектура Италии. Общественные здания и городские дворцы масштабны и объемны, включают в себя элементы, связанные с исполнением оборонительных функций (палаццо Веккио во Флоренции XIV в., дворец Дожей в Венеции XIV в.). Эпоха готики - это и время расцвета книжной миниатюры, резьбы по камню, дереву и кости, обработки металла, сочетавшегося с камнями и эмалью, художественного ткачества.

Культурно-историческое значение готики состояло, с одной стороны, в укреплении религиозного мировоззрения, с другой - в вытеснении рационального расчета свободным полетом творческой мысли. Не случайно готика предваряла и сопровождала культуру Возрождения. До середины XVIII века готический стиль в эстетическом сознании отождествлялся с явным нарушением художественного вкуса, с «варварством». Переосмысление значения готики для европейской культуры произошло в начале XIX века в период предромантизма и оказало существенное влияние на становление европейского и американского романтизма.

30)Ислам и культура арабского мира в Средние века. Мусульманское искусство.

Возник в 7в. Основатель - Мухаммед. Гл. принципы изложены в священной  книге - Коране. Религиозные обязанности  мусульман опр. “5ю столпами ислама”: 1) единобожие и понятие пророческой  миссии Мухаммеда; 2) ежедневная 5кратная  молитва; 3) налог в пользу бедных; 4) пост в месяце рамадан; 5) паломничество  в Мекку. Правовая система разработана  в шариате - свод норм морали, права. Осн. направления – суннизм (наиболее многочисл.) и шиизм. Ислам в Средней  Азии, Север. Кавказе и Черномор. побережье. Произведения архитектуры обращены во внешний мир глухими стенами, а декоратив. и ф-циональные элем внутри. Орнамент из отдельных повторяющихся форм, стремление к протяженности, к перетеканию из 1 формы в др. Музыкал. произведение выстраивается на одной мелодии, в разных ее вариациях. Запрет изображения живых существ привел к не развитию изобразит. искусств. Надписи на предметах малосодержательны, они напоминали о слове Бога- Коране. Было искусство рукописной книги. Творчество было профессионал. занятием. Поэты –влиятельные, высокие доходы от творчества. Омар Хайям – персидский поэт, ученый написал «Алгебру». Авиценна автор медицин. энциклопедии.

31)Возрождение: сущность, причины, основные черты. Национальные особенности культуры Ренессанса.

Эпоха Возрождения началась в 14в. Но термин «возрождение» появляется только в 16 столетии в труде историка Джорджо Вазари. По-итальянски это  звучало как «ринашименто», на французском  – «ренессанс».

  Главной категорией  при анализе Эпохи Возрождения  является гуманизм. Гуманизм в  то время представлял собой  явление ученого, образовательного  свойства. Гуманистами назывались  люди, которые интересовались сферой  человека и человеческого. Этот  принцип объединяет культуру  различный европейских стран  14-16 в. (Италия, Франция, Испания, Нидерланды и др.)

  Гуманизм (от лат. humanus – человеческий, человечный) – мировоззрение (применительно к Эпохи Возрождения), в центре которого находится идея человека как высшей ценности мира и общества. В средневековье жизнь человека и его потребности мыслились в контексте Бога и его деятельности по отношению к миру. В 14 в. на первое место выходит человек. Идеи гуманизма пришли из античности, из того периода, который именуется Греко-римской древностью. Впервые их выразил Цицерон. Именно у него гуманисты заимствуют идеи и развивают их.

  Гуманизм Эпохи  Возрождения – это движение, противостоящее средневековому схоластическому мировоззрению, пытавшееся извлечь гуманистический идеал из произведений литературы и искусства античности.  Гуманисты не копировали античные идеи, а вдохновлялись ими. Возрожденческий гуманизм и античный – совершенно разные вещи. Между ними общее только то, что они оба концентрируют свое внимание на человеке. Гуманист – тот, кто занимается изучением человеческого. А в средневековье было принято изучать божественное. Но гуманисты не отказываются от Бога. К сфере изучения человека относились:

- Литература (прежде всего  поэзия)

- Риторика

- Философия (Эпикур, Зенон,  Платон)

  «Византийский  гуманизм» - это явление в культурной жизни Византии, которое характеризовалось подъемом интереса к античному наследию у представителей византийской интеллигенции на взлете существования империи. Оттуда он распространяется на запад, прежде всего в Италию.

  Варлаам Калабрийский – византийский философ. Долгое время жил в Италии, ибо Византия не приняла его попыток изменить православную религиозность и ввести гуманистические тенденции в традиционную жизнь Византии. Он становится учителем многих итальянских гуманистов, таких как Петрарка и Боккаччо.

  Данте Алигьери – итальянский поэт, создатель итальянского литературного языка. В его произведении «Божественная комедия» проявляются возрожденческие идеи. Мы видим более внимательное отношение к человеку, к его жизни.

Таким образов к 14 в. создаются  предпосылки к наступлению эпохи, которую потом назовут Возрождением:

- Интерес к античности

- Гуманизм

- Возвращение к идеалам  человечности

- Отступление от традиционных, религиозных форматов восприятия  действительности

Региональные  особенности культуры Возрождения.

Италия

  Италия стала родиной  Возрождения. Первоначально эти  идеи были распространены не  повсеместно. Создавались отдельные  кружки во многих городах, в  первую очередь во Флоренции.  И во второй половине 14 века  эта тенденция охватывает всю  страну. Одним из первых гуманистов, авторов Возрождения в Италии  считается Франческо Петрарка. Он способствовал переводу и широкому распространению рукописей античных авторов. Его называли королем гуманистов. Вторым отцом Возрождения является Джованни Боккаччо. Главное его произведение – сборник новелл «Декамерон». В своих произведениях Боккаччо, так как и Петрарка, на первый план выводит человека. Гуманисты не отказываются от религии, они предлагают новое христианство, гуманистическое. Это христианство, которое освобождено от предрассудков, догмы и излишней жесткости.

  «Гражданский гуманизм»  - флорентийское направление гуманизма  рубежа 14-15 в., в котором проблемы этики тесно переплетены с социально-политической мыслью. Одним из основателей этого течения является Колюччо Салютати. В творчестве Леонардо Бруни направление «гражданского гуманизма» обрело четкие формы. Еще один представитель гуманистов – Альберти. Он сосредотачивает все свое внимание на искусстве. Джованни Мирaндола – представитель позднего гуманизма. В его трудах наметился новый мотив, продолжая гуманистическую традицию прославления и обожествления человека, он ставит в центр внимания свободу выбора, как главное условие всякого деяния и его моральной оценки. Он обращает внимание на то, что говорится в Ветхом завете – человек создан по образу и подобию Бога, а значит человек тоже творец.

  Цель гуманистов –  высшее творческое и нравственное  развитие человека, облекаемое в  эстетически законченную форму  в сочетании с мягкостью и  человечностью.

32)Искусство эпохи Возрождения.

Ранний Ренессанс (сер. 14―15 вв.). Данте Алигьере «Божественная комедия», наполнено новыми элементами, противоречащими канонам церкви. Франческа Петрарка «Трактат о великих мужах древности» историк, философ, основатель лирической поэзии, первый поставил центре человека. Скульптор Донателло, впервые показал в творчестве человеческое тело.

В период расцвета гуманизма  наука, поэзия, архитектура, изобразительные  искусства достигли небывалого размаха. Многие властители стали покровителями  искусств. Эти люди зачастую сочетали в себе черты чудовищных злодеев  и тонких ценителей прекрасного; добро и зло в эпоху Возрождения  переплетались самым причудливым  образом.

Высокий Ренессанс (до второй трети 16 века). В XVI веке в Италии ренессансное искусство вступило в фазу наивысшего расцвета. Искусство Италии в эту пору сложно и противоречиво. В это время происходит высочайший взлет искусства, основанного на традициях гуманистической культуры. И в это же время возникают новые художественные явления, выражающие крушение гуманистических идеалов, породившие маньеризм, который распространяется во многих европейских странах.

Леонардо Да Винчи обогатил все области науки гениальными догадками, он более ученый нежели живописец, ни одна его картина не дописана. Рафаэль Санти «Сикстинская Мадонна». Микеланджело Буонарроти — скульптор, живописец, архитектор, поэт. Росписи свода Сикстинской капеллы в Ватиканском дворце (смелость в изображении голых тел, скульптура «Давид»).

Поздний Ренессанс (вторая треть 16 — начало 17 вв.). Характеризуется наступлением церкви. Маньеризм — отказ от идеи гуманизма, но сохранение стиля, но не стал ведущем направлением.

Позднее Возрождение характеризуется  кризисом идеи гуманизма и сознанием  прозаичности складывающегося буржуазного  общества. Разочарование гуманистов происходит от грандиозного несоответствия реальности ренессансным представлениям о человеке. К концу XVI в. это разочарование  стало повсеместным. Кризис гуманизма  вызревал постепенно, возникнув в  его глубине. Гуманистическая устремленность выразилась в результатах, неожиданных  для самих гуманистов. Так, в первой половине XVI в. публикуется сочинение  Коперника о гелиоцентрической  системе. Земля перестала быть центром  мироздания. Человек стал маленьким  и затерялся в бесконечной  вселенной. Инквизиция.

33)Реформация как феномен культуры. Гуманизм и протестантизм.

Реформация (преобразование) нач. в Германии. Оно вызвано изменениями  в недрах феодал. общ-ва. Начло реформации в Германии связано с вступлением Мартина Лютера (95тезисов против индульгенций). В католицизме: чел судим церковью. Спасение достигается молитвами монахов, службами священников, т.е. общение с Богом через посредника. Благодать можно заработать в паломничествах, св. походах, т.е. обмен благ земных на блага неземные. В протестантстве возник в эпоху Реформации 16в.: спасение достигается личной верой в искупительную веру Христа. Между челом и Богом нет посредника. Отказ от церковной иерархии, монашества, безбрачия. Принцип всеобщего священства и отриц. благость священника, но есть пастер. Спасение- это дар божественной благодати. Призвание служении чела Богу через все формы жизнидеят. Протестант должен всегда подтверждать свою спасенность. Число тайнств до 2х: крещение и причастие. Упразднен культ: остался распятие, алтарь, свечи, орган. Служба на народном языке (в кат.- на лат.). Чел. становится чем-то в результате собственных усилий. Источник знаний библия- привело к грамотности (т.к. она на местном языке?). Доверяй собственному, а не авторитетам

Информация о работе Культурология как наука