Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Ноября 2011 в 11:47, курсовая работа
Исторические события ХХ века явились тем «жестоким экспериментом», который поставил под сомнение многие, казалось бы прочно утвердившиеся научные концепции общественного развития. Прежде всего это относится к теориям общего для всего человечества постиндустриального развития, связанного с прогрессом развития средств производства, так называемым прогрессистским теориям.
ВВЕДЕНИЕ..............................................................................................................3
1. ПРЕДПОСЫЛКИ ТЕОРИИ КУЛЬТУРНО-ИСТОРИЧЕСКИХ ТИПОВ Н.Я. ДАНИЛЕВСКОГО ………………………..............................................................5
2. КУЛЬТУРНО-ИСТОРИЧЕСКИЕ ТИПЫ ……….…………………….…....11
2.1 Понятие культурно-исторических типов …….……………………11
2.2. Жизненный цикл культурно-исторических типов ……..…………12
2.3 Славянский культурно-исторический тип ………………………….14
3. РАЗВИТИЕ КУЛЬТУРЫ …………………...…………………….…….........17
3.1. Взаимодействие культур …………………………………………….17
3.2. Развитие форм человеческой деятельности в разных культурах ..19
4. ОЦЕНКА ТЕОРИИ КУЛЬТУРНО-ИСТОРИЧЕСКИХ ТИПОВ Н.Я. ДАНИЛЕВСКОГО ………………………………………………………………22
ЗАКЛЮЧЕНИЕ......................................................................................................25
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ..............................................28
Данилевский рассматривает три возможных варианта взаимодействия культур:
«Прополка» – колонизация страны, в ходе которой в ней насаждается чужая цивилизация за счет вытеснения и уничтожения существовавшей ранее культуры (подобно тому, как удаляется сорная трава с засеваемого культурными растениями поля). Таким образом финикияне передали свою цивилизацию Карфагену, а в Новое время европейцы цивилизовали Северную Америку, загнав живших там индейцев в резервации.
«Прививка» – пересадка в культуру народа элементов чужой цивилизации, которые должны далее развиваться на теле его культуры и приносить свои плоды (подобно почке, привитой к дичку). Такой греческой почкой была Александрия в Египте. А Петр I «прививал» к русскому «дичку» элементы европейской культуры. Данилевский считает, что «прививка не приносит пользы тому, к чему прививается». Народ продолжает сохранять свою самобытность и после нее, но приходится обрезать много ростков, которые пускает дичок ниже привитого места, чтобы прививка не была заглушена. Что касается России, то подражательное «европейничанье», начавшееся с реформ Петра, наносит вред развитию исконного русского народного духа: чужеземные заимствования «производят ублюдков самого гнилого свойства»; но русский дичок уцелел и сохраняет свою растительную силу.
«Почвенное
удобрение» – воздействие, при котором
развивающаяся цивилизация усваивает
результаты другой, более зрелой цивилизации,
принимая и прикладывая к себе из нее то,
что «стоит вне сферы народности, то есть
выводы и методы науки, технические приемы
и усовершенствования искусств и промышленности»;
при этом она сохраняет свою самобытность.
(Здесь происходит то же, что с растением,
которое благодаря удобрению получает
в большом количестве и в улучшенном качестве
материал для своего развития). Так Древняя
Греция восприняла влияние египетской
и финикийской культуры, а германо-романская
Европа усвоила плоды греко-римской цивилизации.
Это наилучший способ вхождения элементов
одной культуры в другую. Только он обеспечивает
преемственность в развитии культурно-исторических
типов [5, с. 846].
3.2.
Развитие форм
человеческой деятельности
в разных культурах
Никакая цивилизация не может гордиться тем, что она во всех направлениях развития человеческой деятельности выше других. Выделяя четыре основных формы человеческой деятельности – религиозную, собственно культурную (научную, художественную, промышленно-техническую), политическую и общественно-экономическую, Данилевский полагает, что разные культуры достигают преимущественного развития лишь в одной или нескольких из них. Самые древние цивилизации (египетская, китайская, древнесемитическая, индийская, иранская) лишь «сосредоточили на разных точках земного шара слабые лучи первобытной догосударственной деятельности человечества», не проявив себя в особенности ни в одной из перечисленных форм. В еврейском культурно-историческом типе «выработалось то религиозное миросозерцание, которое подчинило себе самые высокие, развитые цивилизации и которому было суждено сделаться формой религии всех народов». Но в других направлениях он был малопродуктивен. Таким образом, он представляет собою исключительно религиозный тип. Древнегреческая цивилизация была преимущественно типом собственно культурным и притом в особенности художественно-культурным. Экономическая и политическая стороны деятельности оставались там на заднем плане, а религиозное учение греков Данилевский ставит несравненно ниже индусского брахманизма, буддизма, учения Заратустры. По его мнению, оно «одно из самых мелких и жалких, и совершенно недостойно народа, занимающего такое высокое место в философском мышлении» [4, с. 305].
Односторонним был и римский культурно-исторический тип, который достиг выдающегося успеха лишь в политической области. Таким образом, эти три цивилизации, последовавшие за первобытными, были «одноосновными», развивавшими только одну из сторон человеческой деятельности.
Дальнейший исторический прогресс должен был заключаться в развитии четвертой – общественно-экономической формы деятельности, а также в достижении большей многосторонности развития путем соединения в одном культурно-историческом типе нескольких ее форм. На эту широкую дорогу и выступил германо-романский, европейский культурно-исторический тип. Он достиг громадных успехов сразу в двух направлениях – в политической и собственно культурной формах деятельности, «с преимущественно научным и промышленным характером культуры».
Таким
образом, один из важнейших законов истории
состоит в том, что цивилизация не передается
от одного культурно-исторического типа
к другому. Попытки насильственно навязать
цивилизацию одного культурно-исторического
типа другому оказываются бесплодными
и даже губительными для последнего. Н.Я.
Данилевский рассматривает три возможных
варианта взаимодействия культур: колонизация
страны, в ходе которой в ней насаждается
чужая цивилизация за счет вытеснения
и уничтожения существовавшей ранее культуры;
пересадка в культуру народа элементов
чужой цивилизации, которые должны далее
развиваться на теле его культуры и приносить
свои плоды; воздействие, при котором развивающаяся
цивилизация усваивает результаты другой,
более зрелой цивилизации, при этом она
сохраняет свою самобытность.
4. ОЦЕНКА ТЕОРИИ
КУЛЬТУРНО-ИСТОРИЧЕСКИХ
ТИПОВ Н.Я. ДАНИЛЕВСКОГО
Сильная сторона эволюционизма заключалась в противопоставлении принципа развития идее неизменности форм бытия, восходящей к теологическому представлению о неизменяемости мира, возникшего в результате акта божественного творения. Другими важными сторонами эволюционизма были признание единства человечества (которое ошибочно выводилось из представления о единстве человеческой психики) и прогрессивного характера его развития. Уязвимым же с позиций научной критики положением доктрины эволюционизма было упрощенное представление о единообразном развитии культурно-исторического процесса, т.е. о развитии однолинейном, лишенном типологической вариативности. Разработка проблематики культурно-исторической типологии явилась одним из слагаемых нового синтеза в сфере философии истории – неоэволюционистских концепций исторической модернизации. Русскому мыслителю впервые удалось зафиксировать феномен европоцентристской установки, названный им «ошибкой перспективы», дать ему первоначальное истолкование, а также предложить теорию исторического процесса, в которой были разработаны концептуальные средства преодоления европоцентристской установки.
Позитивное значение критики европоцентризма, развитой Н.Я.Данилевским в теории типов, всецело определяется новыми познавательными возможностями данной точки зрения. Критика европоцентризма может рассматриваться как отказ от представления о естественном центре исторического процесса, как признание относительности и культурно-исторической обусловленности различных цивилизационных традиций [5, с. 849].
Одним из основных недостатков теории культурно-исторических типов является отождествление социально-исторических образований с организмами. Эта идея в перечне ошибочных положений философско-исторической теории Н.Я.Данилевского оказалась на первом месте в силу того, что она в наименьшей степени содержала то, что можно обозначить как «частные позитивные моменты». В самом деле, сведение исторической эволюции к динамике органического цикла приводило к ошибочной интерпретации исторической эволюции как в плане содержательного истолкования этапов эволюционного процесса, так и ее общей направленности.
Одним из результатов рассматриваемого отождествления была мистификация вопроса о движущих силах исторической эволюции. Несостоятельным также оказался сделанный Н.Я.Данилевским на основе теории типов прогноз эволюции западноевропейской цивилизации, якобы закономерно вступившей в фазу органического умирания. Л.Р. Авдеева отмечает, что второе существенное ошибочное положение теории культурно-исторических типов – отождествление самобытных типов развития с историческими индивидуумами – цивилизациями и использование схемы совокупности самобытных цивилизаций при конструировании представления об историческом процессе. Преимущественно априорное и формальное наделение исторических индивидуумов – цивилизациий чертами типологического своеобразия обусловило и формирование неадекватной типологии цивилизаций [1, с. 66].
Еще одно существенное ошибочное положение теории типов – догматическое положение о невозможности передачи культурных начал одного цивилизационного типа другому. Отрицая европоцентризм и однолинейность исторического прогресса человечества, Данилевский доходит до отказа от признания единства человечества. Это не только противоречит фактам, но и заставляет его ставить этнические, национальные интересы выше общечеловеческих. Он подчеркивает, что «для всякого славянина... идея славянства должна быть высшею идеей, выше свободы, выше науки, выше просвещения, выше всякого земного блага» [4, с. 132].
Оригинальные историко-культурные взгляды Н.Я. Данилевского родились в обстановке острой идейной борьбы вокруг проблемы взаимоотношения России и Европы. П. Я. Чаадаев, первым поставивший эту проблему, писал, что наша страна, расположившись между Западом и Востоком, «опираясь одним локтем на Китай, другим на Германию», казалось бы, должна была бы играть объединяющую человечеству роль, однако до сих пор ей это так и не удалось.
Таким
образом, концепция Н.Я. Данилевского,
в целом, является ныне уже пройденным
этапом общественно-исторической мысли.
Но хотя его решения ряда проблем устарели,
тем не менее сами поставленные им проблемы,
приобретая новое звучание, остаются предметом
споров и сейчас. Современные сторонники
славянофильских и евразийских взглядов
могут почерпнуть немало аргументов из
книги «Россия и Европа». Данилевский
вошел в историю русской и мировой культуры
как оригинальный мыслитель, острый и
непримиримый полемист, защитник имперских
амбиций русского царизма, яростный борец
против тлетворного влияния «гниющей
Европы» на «молодое славянское племя».
Конкретное содержание его теории культурно-исторических
типов не выдержало испытания временем.
Но идея, положенная им в ее основу, – идея
полилинейности истории человечества,
расщепления ее на множество «историй»
возникновения и гибели циклически развивающихся
самостоятельных культурных миров, –
стала одной из центральных в культурологии
XX века. В наиболее развернутой форме она
нашла воплощение в трудах Шпенглера и
Тойнби.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Таким образом, можно сделать следующие выводы:
В 1871 г. вышла знаменитая работа Николая Яковлевича Данилевского (1822—1885) «Россия и Европа». Изложенная в ней культурологическая теория считается родоначальницей теорий «замкнутых культур» и «локальных цивилизаций», ставших наиболее заметным явлением в интеллектуальной жизни Западной Европы в XX в.
Работа Данилевского «Россия и Европа» необычайно содержательна как по фактическому материалу, так и по идейному содержанию. Главная тема книги – судьба России, условия культурно- исторического развития русского народа и славян, раскрытые через призму идей славянофильства.
История России рассматривается Данилевским в неразрывной связи со странами Европы. Он считает, что любые социальные преобразования будут безуспешными, более того – разрушительными, если они будут осуществляться вопреки национальным интересам. Историческая ретроспектива отношений Европы и России позволила ему выявить основные тенденции политики, выявить ее геополитические закономерности.
Данилевский был приверженцем органистической теории с ее ориентацией на натуралистические методы исследования. Он начал развивать идею о подчинении исторического бытия тем же законам, каким подчиняется природа. Он рассчитывал заменить «искусственные системы», господствующие в исторической науке на естественные, обращая внимание на разнообразие исторической жизни. Естественная модель позволяет объяснить исторический процесс максимально объективно (совокупность разнообразия индивидуальных форм жизни народов и т. д.). Данилевский исходил из теории множественности и разнокачественности человеческих культур.
Вопросы
разнообразия человеческого бытия,
которых касался Данилевский, в XIX
веке оказались на периферии социально-
Данилевский делает вывод, что цивилизация тем разнообразнее и богаче, чем разнообразнее народности, входящие в образование типа.
Понятие «культурно-исторических типов» – центральное в учении Н.Я. Данилевского. Согласно его собственному определению, самобытный культурно-исторический тип образует всякое племя или семейство народов, характеризуемых отдельным языком или группой языков, довольно близких между собою, если оно вообще по своим духовным задаткам способно к историческому развитию и вышло уже из младенчества. Н.Я. Данилевский выделял в качестве основных культурно-исторических типов (реализовавших себя в истории) следующие: египетский, китайский, ассиро-вавилоно-финикийский, индийский, иранский, еврейский, греческий, аравийский и германо-романский (европейский). Некоторые из них завершили свое существование, другие находятся в одной из фаз своего развития.
Закон культурно-исторического типа гласит – период цивилизации каждого типа короток и вторично не наступает. Он оканчивается, когда народы, составляющие тип, выработали свою творческую энергию.
Прогресс, по Данилевскому, неоднозначен и не может быть одним для всех. Поэтому ни одна цивилизация не может гордиться, что достигла той или иной точки развития в сравнении с другими.
Данилевский
также затронул проблему отношения
национального и
Данилевский противоречит самому себе, поскольку он, отвергнув сначала единство человеческой истории, затем по существу признает его, так как вводит представление об общих закономерностях всемирно-исторического прогресса человечества, в силу которых в нем происходит хронологически упорядоченный переход от более примитивных к более совершенным цивилизациям.
Информация о работе Культурологические взгляды Н.Я.Данилевского