Н.Я.Данилевский как ученый, социолог

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Февраля 2012 в 11:04, курсовая работа

Описание работы

Цель данной работы – изучение имеющейся литературы о жизни Н.Я.Данилевского и о его социологических воззрениях. Из этого можно выделить следующие задачи: изучить жизненный путь Н.Я.Данилевского; обратить внимание на социальную реальность XIX века; на основе работы «Россия и Запад» выявит социологические воззрения Н.Я.Данилевского; проследить отражения Н.Я.Данилевского в различной литературе его периода.

Содержание

Введение 2
Глава 1 Данилевский как человек, гражданин 6
Глава 2 Социальная реальность XIX века 17
Глава 3 Социологические воззрения Н. Я. Данилевского 21
Глава 4 Образ Николая Яковлевича Данилевского в литературе. 29
Заключение. 35
Библиографический список 38

Работа содержит 1 файл

1 курс.doc

— 185.50 Кб (Скачать)


Федеральное агентство по образованию

Министерства образования и науки РФ

ГОУ ВПО «Пермский государственный университет»

Философско-социологический факультет

 

 

Кафедра социологии и политологии

 

 

 

Курсовая работа

Н.Я.Данилевский как ученый, социолог.

 

 

 

 

 

 

Работа выполнена

Студенткой 1 курса ФСФ

Очного отделения

По специальности «Социология»

Ермоленко Ю.С.

 

Научный руководитель:

Попов В.Г.

 

 

Пермь 2007


Оглавление

 

Введение

Глава 1 Данилевский как человек, гражданин

Глава 2 Социальная реальность XIX века

Глава 3 Социологические воззрения Н. Я. Данилевского

Глава 4 Образ Николая Яковлевича Данилевского в литературе.

Заключение.

Библиографический список

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Спор между западниками и славянофилами имеет глубокие корни, и в них вряд ли когда-нибудь будет достигнута победа одной из сторон. Каждая из них усиливает часть правды. И только в их спорах и взаимообогащении развивается мысль, как о прошлом, так и о будущем России. Спор решается не устранением противоречия одной из сторон, а поиском истины, которая всегда является отнюдь не односторонней, а непременно содержит в себе внутренние противоречия.[1] Не утратил этот спор своей актуальности и по сей день. Это проблема, проблема России и Запада, считается не только самой древней, но и одной из самых малоизученных, в отношении которой еще ни одна наука не сказала своего решающего слова. На ее обострение в XIX веке повлияли, прежде всего, внешнеполитические  события. Но особенно подталкивала к постановке и обсуждению этого вопроса внутриполитическая ситуация в России, возникшая в связи с развитием капитализма. Конечно, уже в России были мыслители, которые талантливо и глубоко анализировали пройденный страной исторический путь. Это были декабристы, П.А.Чаадаев, А.И.Герцен, Н.В.Гоголь, В.Г.Белинский, Н.Г.Чернышевский, славянофилы – И.В.Киреевский, А.С.Хомяков, Ю.Ф.Самарин и либералы – Б.Н.Чичерин и К.Д.Кавелин, народники П.Л.Лавров и Н.М.Михайловский. Историческая наука вышла на высочайший уровень фундаментальными работами Н.М.Карамзина, М.П.Погодина, Н.М.Костомарова, С.М.Соловьева.[2] Но наиболее ярким откликом на запрос времени явилось появление в печати в 1869 году большого фундаментального научного труда Н.Я.Данилевского «Россия и Европа». Благодаря своей новизне и многогранности исследования Н.Я.Данилевский оказался в центре внимания выдающихся представителей русской общественной и исторической мысли. Полемика, которая разгорелась при появлении «России и Европы» активизировала русскую мысль, в обсуждении проблем книги рождались новые плодотворные идеи. Эта полемика не затухала на протяжение всего XX века, она продолжается и сегодня, когда Россия вновь ищет ответы на актуальные вопросы современности.

В XIX веке его знал в России небольшой круг ученых, публицистов, писателей, а признавали лишь единицы из них, правда «единицы» весомые:

Н.Н.Страхов, К.Н.Бестужев-Рюмин, Ф.М.Достоевский, Л.Н.Толстой, К.Н.Леонтьев, В.В.Розанов. В XX веке его известность перешагнула границы России. Систему его взглядов на историю человечества подхватили и развили  О.Шпенглер, А.Тойнби, П.А.Сорокин.[3]

На протяжение всего советского периода российской истории теория Данилевского клеймилась как реакционная и идеологически вредная. Рамок  этих общепринятых оценок, закрепленных в словарях и справочниках, вынуждены были придерживаться и ученые в своих трудах по русской философии, социологии и историографии. Хотя многим из них было известно, что на Западе научный интерес к Н.Я.Данилевскому нарастал с каждым годом; что книга «Россия и Европа» была издана на французском, немецком, английском языках; что взглядам Данилевского ученые Германии, Англии, Франции, США, Швейцарии стали посвящать не только научные статьи, но и разделы в монографиях, и целые монографии.

За последние годы теория Н.Я.Данилевсого, как это и предсказывали наиболее проницательные русские ученые – Н.Н.Страхов, К.Н.Бестужев-Рюмин, П.А.Сорокин – получает все большее признание не только за рубежом, но и в нашей стране. В работах таких и мастистых и начинающих ученых, как Л.Р.Авдеева, А.Н.Аринин, В.В.Афанасьев, С.И.Бажов, Б.Н.Бессонов, С.А.Вайгачев, А.А.Галактионов, И.А.Голосенко, А.П.Дубнов, А.А.Захаров, А.Э.Маякунов, В.М.Михеев, Н.Х.Нугманова, Ю.С.Пивоваров, О.А.Платонов, А.А.Псеуш, Е.С.Троицкий, В.М.Хачатурян, Г.Д.Чесноков, исторические взгляды Н.Я.Данилевского оценены как выдающийся вклад не только в русскую, но и в мировую науку.[4] Причем нарастает тенденция очищения этих взглядов от явных, иногда грубых искажений их его оппонентами, допущенных по идеологическим и политическим соображениям.

Цель данной работы – изучение имеющейся литературы о жизни Н.Я.Данилевского и о его социологических воззрениях. Из этого можно выделить следующие задачи: изучить жизненный путь Н.Я.Данилевского; обратить внимание на социальную реальность XIX века; на основе работы «Россия и Запад» выявит социологические воззрения Н.Я.Данилевского; проследить отражения Н.Я.Данилевского в различной литературе его периода.

Курсовая работа – своеобразное исследование, объектом которого является литература о жизни Н.Я.Данилевского и его социологических воззрениях, а предметом – жизнь и творчество Николая Яковлевича, его работа «Россия и Европа». Теоретическая значимость данной работы заключается в аналитическом обзоре литературы и систематизированном изложении материала в соответствии с поставленными целями и задачами.

 

 

 

2

 



Глава 1 Данилевский как человек, гражданин

 

 

Если жить суждено и на свет не родиться нельзя,

Как завидна, о странник почивший, твоя мне стезя,

Отдаваяся мысли широкой, доступной всему,

Ты успел оглядеть, полюбить голубую тюрьму.

Постигая, что мир только, право, живущим хорош,

Ты восторгов опасных старался обуздывать ложь

И у южного моря, за вечной оградою скал

Ты местечко на отдых в цветущем саду отыскал.

А.А. Фет[5]

 

 

Эти замечательные строки А.А. Фет посвятил Николаю Яковлевичу Данилевскому. Он был не просто обыкновенным ботаником или ихтиологом-практиком, а русским ученым-энциклопедистом, ученым-«искателем мысли» и новатором. Об этом свидетельствует широкий диапазон его научных интересов, его стремление  найти решение проблем, «найти истину» в разных отраслях науки: в естествознании, политологии, филологии, географии, истории, политике. О том, что эта была в высшей степени одаренная могучим интеллектом и в то же время высоконравственная личность свидетельствуют многие выдающиеся люди, составляющие круг общения Н.Я. Данилевского. К нему проявляли интерес, высоко оценивали разные грани его одаренности, энциклопедической образованности, пытливого, политического ума П.П. Семенов-Тянь-Шанский, академик К.М.Бэр, Ф.М.Достоевский, Л.Н.Толстой, И.И. Страхов и другие.

Родился Николай Яковлевич в Орловской губернии в 1882 году, в родовом имении матери – Д.И.Данилевской[6]. Отец – Яков Иванович Данилевский (1789-1885) был заслуженным военным генералом, в молодость участником Отечественной войны, в 1812 году отличившийся в «битве народов» под Лейпцигом. За боевые заслуги был награжден многими медалями и орденами. Биографические данные о семье Данилевских весьма скудны, но, известно, что Николай был старшим ребенком в семье, что у него были брат и сестра. Центром притяжения в семье была мать, Дарья Ивановна, к которой Н.Я. Данилевский сохранил самые нежные сыновья чувства. Она происходила из дворянского рода Мишиных Орловской губернии. По характеру судьбы отец вместе со всей семьей вынужден был переезжать с места на место.

Первоначальное образование  Николай Данилевский получил в частных пансионах. В 14 лет в 1836 году  Николай успешно поступил в Царскосельский лицей. Кстати, 1836 год – последний год жизни одного из первых выпускников лицея – А.С. Пушкина.

Удалось ли Данилевскому повидать русского поэта? Свидетельств нет, но вполне вероятно. Александр Сергеевич был среди тех лицеистов первого выпуска, посетивших лицей в день его двадцати пяти летнего юбилея 19 октября 1836 года. На этом торжественном мероприятии был и Николай Яковлевич. О реальной возможности повидать А.С. Пушкина свидетельствует еще один факт. С первых дней поступления в лицей Николай Яковлевич подружился с Николаем Семеновым, будущим известным государственным деятелем. Позднее Данилевский стал общаться и с его младшим братом – Петром, (в будущем всемирно известным ботаником, этнологом и географом П.П.Семеновым-Тянь-Шанским), который в своих мемуарах вспоминает, что он и его брат  после поступления в лицей были у своего дяди на обеде, на котором присутствовал и Пушкин, и Николай Яковлевич.

В лицее Николай был одним из самых способных учеников. Ему довольно легко давалось учение. На момент поступления Данилевский уже свободно владел тремя языками – немецким, французским и английским.

В 1843 году Николай успешно сдал выпускные экзамены и поселился на одной квартире с Николаем Семеновым и А.Н.Серовым (впоследствии известным композитором и музыкальным критиком). Безусловно, Данилевский ощущал недостаточную полноту полученного образования. В связи с этим осенью 1843 года определился вольнослушателем по естественным наукам на физико-математический факультет Санкт-Петербургского университета. Осенью 1845 года эти же лекции стал посещать и Семенов Петр. Конечно же, научные интересы П.Семенова и Н.Данилевского выходили далеко за пределы их специализации. Способом самореализации Н.Я.Данилевского после сдачи магистерского экзамена оказалась публикация в городских журналах. В 20 лет Н.Я.Данилевский был впервые опубликован, его «Письмо в редакцию» появилось на страницах журнала «Отечественные записки». «Письмо в редакцию» было обусловлено «ошибкой» в прошлом номере журнала, которую как раз и замети Н.Я.Данилевский. Дело в том, что в списке литературы прошлого номера к книге «Барон Бромбеуса» О.И.Сеньковского был оставлен положительный комментарий. Николай Яковлевич заинтересовался данным произведением, но, прочитав его, нашел очень много подозрительных аналогий с «Падением Ширванского царства» Маршна, не издававшемся на русском языке. Н.Я.Данилевский не знал, что комментарии к списку литературы пишет В.Г.Белинский.

Это «Письмо…» очень много дало молодому начинающему ученому. Во-первых, оно свидетельствовало о большом интеллектуальном кругозоре своего автора, о его эрудиции. Во-вторых, автор письма продемонстрировал, что следит за интересующей его литературой, не переведенной на русский язык. И, в-третьих, Данилевский показал непримиримость к заимствованию и плагиату. И, в конце концов, Николай Яковлевич утвердил свою незаурядность, дебютировав в, несомненно, лучшем русском журнале данного периода, страницы которого украшали имена М.Ю.Лермонотова, А.Н.Некрасова, Ф.М.Достоевского, В.И.Даля, А.А.Фета, Д.В.Григоровича, А.Н.Майкова, А.И.Герцена, В.Г.Белинского. Именно в этом журнале Н.Я.Данилевский стал публиковать все свои научно-популярные статьи и переводы, которые были не только выражением его мировоззренческих исканий, но и давали возможность поправить в виде гонораров свое материальное положение. Некоторые из этих публикаций представляют определенный интерес в плане обнаружения в них задатков могучего интеллекта. В этом отношении наиболее характерны две его статьи, опубликованные в 1848 году – «Дютроше» (№5,6) и «Космос» (№6,7,8).

Первая написана по случаю смерти французского биолога Анри Дютроше. Это статья достаточно убедительно свидетельствует о необычайно широком научном кругозоре 25-летнего Николая Яковлевича. В статье прослеживается глубокое знание трудов Дютроше, которые он мог прочитать только на французском языке, приводятся ссылки на работу английского физиолога Нейта, которую Данилевский также мог прочитать только на языке автора.

Не менее важна и другая статья Данилевского – «Космос. Опыт физического мироописания». И хотя на этот раз речь шла о произведении, переведенном на русский язык, Автор дает понять читателю, что познакомился с ней и в оригинале. Это был взгляд через призму новейших достижений науки и на землю, и на космос в их единстве.

Сотрудничество в лучшем журнале 40-х годов обогатило круг студенческих общений Николая Яковлевича. Журнал дал ему возможность познакомиться с В.Г.Белинским и В.Н.Майковым. Еще в лицее он познакомился с поэтом  А.Н.Плещеевым, а на квартире у него – с Ф.М.Достоевским.

Н.Я.Данилевский в студенческие годы перечитал массу книг по истории, социологии и политической экономии, в том числе произведения Ш.Фурье, К.Сен-Симона, Р.Оуэка – теоретиков утопического социализма. Основная масса этой литературы распространялась на языке оригинала и основным хранилищем ее была библиотека М.В.Петрашевского. Несомненно, что эта литература попадала к Николаю Яковлевичу именно из этого источника.

В 1848 году Н.Я.Данилевский представил диссертацию по теме «Орловская флора». Вместе со своим другом П.П.Семеновым они составили проект трехлетней экспедиции по исследованию границ черноземной полосы России, физического и химического состава ее почв, ее растительности. Авторы проекта представили его в Вольное Экономическое Общество, надеясь получить не только его одобрение, но и материальную поддержку экспедиции. Их надежды оправдались, проект вызвал интерес и был одобрен. К весне 1849 года молодые ученые двинулись в путь. Хотя аресты в Петербурге среди петрашевцев уже начались, оба были уверены, что их это не коснется, ибо не находили в своей деятельности ничего противозаконного.

В личной жизни Николая Яковлевича как будто тоже засверкали лучи восходящего солнца, появилась надежда на брак с любимой женщиной. Это была молодая вдова генерала Вера Николаевна Беклемишева. Их познакомила родная сестра Н.Я.Данилевского. Знакомство состоялось в 1843 году. Но, встречаясь с Верой Николаевной все лето, Данилевский все никак не решался признаться ей в своих чувствах. Он даже самым близким друзьям не открывал своей тайны. Наблюдательный П.П.Семенов-Тянь-Шанский, однако, в конце концов, понял, в чем дело. «Когда же я в деликатной форме высказал ему свою догадку, - вспоминает он,- он покраснел как ребенок и с двойственной ему душевной чистотою поведал мне все свои сердечные тайны».[7] Друг не раз убеждал Н.Я.Данилевского открыть ей свою нежную любовь. И вот, во время экспедиции, они остановились в доме В.Н.Беклемишевой. В последний день пребывания в доме любимой женщины Н.Я.Данилевский открыл ей свою любовь и предложил выйти за него замуж. Вера Николаевна ответила согласием, но просила сначала завершить экспедиционную поездку.

Информация о работе Н.Я.Данилевский как ученый, социолог