Взгляд на поэзию Н. Заболоцкого

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Марта 2013 в 11:52, контрольная работа

Описание работы

Сравнивая трагические биографии талантливых людей того времени, поражаешься, как удавалась им сохранить целостность своей души. Читая музыкальные, изящные и живописные стихи Заболоцкого ощущаешь в них не только чувственную силу, но и мощный духовный стержень. Люди, революционного поколения по разному воспринимали новую жизнь, зачастую страх и отчаяние сопровождали их существование.
Освободить людей от этого страха пробовали многие талантливые творческие люди.

Работа содержит 1 файл

характеристика произв. заболоцкого.doc

— 47.00 Кб (Скачать)

                                        Взгляд на поэзию Н.Заболоцкого.

 

Сравнивая трагические  биографии талантливых людей  того времени, поражаешься, как удавалась  им сохранить целостность своей  души. Читая музыкальные, изящные и живописные стихи Заболоцкого ощущаешь в них не только чувственную силу, но и мощный духовный стержень. Люди, революционного поколения по разному воспринимали новую жизнь, зачастую страх  и отчаяние сопровождали их существование.

Освободить  людей от этого страха пробовали  многие талантливые творческие люди.

Так Зощенко  преобразует в своих произведения страх в смех, Д.Хармс а абсурд, а Заболоцкий растворяясь в враждебной среде, насыщает ее своей поэзией, пронося  бережно, как бесценный сосуд, самой  ценное, что есть у человека -его  душу!

На память приходит известная притча :

 

           *****************************************************************

Приходит ученик к Учителю и говорит: 
 
«Учитель, я устал, у меня такая тяжелая жизнь, такие трудности и проблемы, я все время плыву против течения, у меня нет больше сил,… что мне делать?» 
 
Учитель вместо ответа поставил на огонь три одинаковых кастрюльки с водой. В одну кастрюльку бросил морковь, в другую - положил яйцо, а в третью - насыпал зерна кофе. Через некоторое время он вынул из воды морковь и яйцо и налил в чашку кофе из 3-й кастрюльки. 
 
- Что изменилось? - спросил он ученика 
 
- Яйцо и морковь сварились, а зерна кофе растворились в воде - ответил ученик. 
 
- Нет,- сказал Учитель, - это лишь поверхностный взгляд на вещи. Посмотри - твердая морковь, побывав в кипятке, стала мягкой и податливой. Хрупкое и жидкое яйцо стало твердым. Внешне они не изменились, они лишь изменили свою структуру под воздействием одинаково неблагоприятных обстоятельств - кипятка. Так и люди – сильные внешне могут расклеиться и стать слабаками там, где хрупкие и нежные лишь затвердеют и окрепнут. 
 
- А кофе? – спросил ученик. 
 
- О! Это самое интересное! Зерна кофе полностью растворились в новой враждебной среде и изменили ее - превратили кипяток в великолепный ароматный напиток.

              ******************************************************************

Что же заставляет внешне стойких людей утратить веру в себя, а людей мягких и ранимых сохранить свою душу и остаться верным самому себе…

Возможно, ответ таится в осознании и восприятии мира. Так, по моему мнению, и мировосприятие Заболоцкого, помогло ему не только выжить в страшную эпоху, но и озарить светом своего таланта жизни современников и потомков.

В основе натурфилософской концепции Заболоцкого - представление о мироздании как единой системе, объединяющей живые и неживые формы материи, которые находятся в вечном взаимодействии и взаимопревращении. Развитие этого сложного организма природы происходит от первобытного хаоса к гармонической упорядоченности всех ее элементов. И основную роль здесь играет присущее природе сознание, которое, по выражению К. А. Тимирязева, "глухо тлеет в низших существах и только яркой искрой вспыхивает в разуме человека".

Николай Заболоцкий живо интересовался философией и  космосом, идеями Циолковского, Вернадского, изучал «Диалектику природы» Ф. Энгельса.. Много раздумывал о человеке и Вселенной, о месте разума в мировом процессе, о смысле жизни.

Мир великого переустройства земли, человека и всех порядков на земле вошел в творчество Заболоцкого и стал его большой философской темой В то же время философский путь Заболоцкого состоял из пути поэта к самому себе, поиска выражения самого себя. Одна из главных тем натурфилософии Заболоцкого — тема «животного сознания», стремление природы к познанию. Человеку у Заболоцкого тесно в собственных пределах, в границах своего «я». Его угнетает «нестерпимая тоска разъединения» с миром, он стремится вовне. Человек должен быть добрым и мужественным, и тогда он «переболеет боль» отчаяния, мучительный страх смерти. Уроки жизни научили поэта переплавлять боль сердца в высокую и чистую поэзию, понятную многим людям.

 

Во многом знании — немалая печаль,

Так говорил творец Экклезиаста.

Я вовсе не мудрец, но почему так  часто

Мне жаль весь мир и человека жаль?

 

Природа хочет жить, и потому она

Миллионы зерен скармливает  птицам,

Но из миллиона птиц к светилам и зарницам

Едва ли вырывается одна.

 

Вселенная шумит и просит красоты,

Кричат  моря, обрызганные пеной,

Но на холмах земли, на кладбищах вселенной

Лишь избранные светятся цветы.

 

Я разве только я? Я — только краткий миг

Чужих существований. Боже правый,

Зачем ты создал мир, и милый и  кровавый,

И дал  мне ум, чтоб я его постиг!

 

Заболоцкий  поэтизировал глубину мыслей, он обратил  внимание читателей на философскую и эстетическую красоту раздумий человека о самом себе, о своем месте в природе и обществе.

ВСЕ, ЧТО БЫЛО В ДУШЕ

Все, что было в душе, все как  будто опять потерялось,

И лежал я в траве, и печалью  и скукой томим.

И прекрасное тело цветка надо мной поднималось,

И кузнечик, как маленький сторож, стоял перед ним.

 

И тогда я открыл свою книгу в  большом переплете,

Где на первой странице растения виден  чертеж.

И черна и мертва, протянулась  от книги к природе

То ли правда цветка, то ли в нем  заключенная ложь.

 

И цветок с удивленьем смотрел на свое отраженье

И как будто пытался чужую  премудрость понять.

Трепетало в листах непривычное  мысли движенье,

То усилие воли, которое не передать.

 

И кузнечик трубу свою поднял, и  природа внезапно проснулась.

И запела печальная тварь славословье уму,

И подобье цветка в старой книги  моей шевельнулось

Так, что сердце мое шевельнулось навстречу ему.

1936

Поэтическая натурфилософия Заболоцкого показывает нам не только беспредельные возможности, заложенные в стихе, в природы, но и убеждает, что, только неустанно работая, человек может сковать себе счастье.

 

 Два мира есть у человека:

Один, который он творил,

Другой, который мы от века

Творим по мере наших сил.

 

Заболоцкий духовно обогащает, заставляя нас внимательнее вглядываться в себя самого и в тайны бытия, постигать их, ценить и оберегать свою душу. .

ОБЛЕТАЮТ  ПОСЛЕДНИЕ МАКИ

Облетают последние маки,

Журавли улетают, трубя,

И природа в болезненном мраке

Не похожа сама на себя.

 

По пустыной и голой алее

Шелестя облетевшей листвой,

Отчего ты, себя не жалея,

С непокрытой бредешь головой?

 

Жизнь растений теперь затаилась

В этих странных обрубках ветвей,

Ну, а что же с тобой приключилось,

Что с душой приключилось твоей?

 

Как посмел ты красавицу эту,

Драгоценную душу твою,

Отпустить, чтоб скиталась по свету,

Чтоб погибла в далеком краю?

 

Пусть непрочны домашние стены,

Пусть дорога уводит во тьму,-

Нет на свете печальней измены,

Чем измена себе самому.

1952

 

Миновало много лет с момента написания этих строк, но для человечества по-прежнему остается актуальным проблема осознания себя, своей души ее целостности и ценности.

 

 

 

 

 

                                                                                         Комитет по образованию.

                                                                                         Государственное бюджетное                                      

                                                                                         Среднее образовательное  учреждение                    

                                                                                         профессионального образования

                                                                                          Педагогический колледж №4

 

 

 

 

               Характеристика произведения.

             Тема  «Взгляд на поэзию Н.Заболоцкого.»

       Сравнительный  биографический анализ.

         М. Зощенко, Д. Хармс, Н.Заболоцкий.

 

                                                      

 

                                                                                                       

                                                                                                        Студент группы № 34

                                                                                                        Очно-заочного отделения

                                                                                                        Смотрова Лариса Евгеньевна   

 

                                            Санкт –Петербург 2011-2102г


Информация о работе Взгляд на поэзию Н. Заболоцкого