Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Марта 2013 в 11:52, контрольная работа
Сравнивая трагические биографии талантливых людей того времени, поражаешься, как удавалась им сохранить целостность своей души. Читая музыкальные, изящные и живописные стихи Заболоцкого ощущаешь в них не только чувственную силу, но и мощный духовный стержень. Люди, революционного поколения по разному воспринимали новую жизнь, зачастую страх и отчаяние сопровождали их существование.
Освободить людей от этого страха пробовали многие талантливые творческие люди.
Сравнивая трагические биографии талантливых людей того времени, поражаешься, как удавалась им сохранить целостность своей души. Читая музыкальные, изящные и живописные стихи Заболоцкого ощущаешь в них не только чувственную силу, но и мощный духовный стержень. Люди, революционного поколения по разному воспринимали новую жизнь, зачастую страх и отчаяние сопровождали их существование.
Освободить людей от этого страха пробовали многие талантливые творческие люди.
Так Зощенко
преобразует в своих
На память приходит известная притча :
******************************
Приходит ученик
к Учителю и говорит:
«Учитель, я устал, у меня такая тяжелая
жизнь, такие трудности и проблемы, я все
время плыву против течения, у меня нет больше сил,…
что мне делать?»
Учитель вместо ответа поставил на огонь
три одинаковых кастрюльки с водой. В одну
кастрюльку бросил морковь, в другую -
положил яйцо, а в третью - насыпал зерна
кофе. Через некоторое время он вынул из
воды морковь и яйцо и налил в чашку кофе
из 3-й кастрюльки.
- Что изменилось? - спросил он ученика
- Яйцо и морковь сварились, а зерна кофе
растворились в воде - ответил ученик.
- Нет,- сказал Учитель, - это лишь поверхностный
взгляд на вещи. Посмотри - твердая морковь,
побывав в кипятке, стала мягкой и податливой.
Хрупкое и жидкое яйцо стало твердым. Внешне
они не изменились, они лишь изменили свою
структуру под воздействием одинаково
неблагоприятных обстоятельств - кипятка.
Так и люди – сильные внешне могут расклеиться
и стать слабаками там, где хрупкие и нежные
лишь затвердеют и окрепнут.
- А кофе? – спросил ученик.
- О! Это самое интересное! Зерна кофе полностью
растворились в новой враждебной среде
и изменили ее - превратили кипяток в великолепный
ароматный напиток.
******************************
Что же заставляет внешне стойких людей утратить веру в себя, а людей мягких и ранимых сохранить свою душу и остаться верным самому себе…
Возможно, ответ таится в осознании и восприятии мира. Так, по моему мнению, и мировосприятие Заболоцкого, помогло ему не только выжить в страшную эпоху, но и озарить светом своего таланта жизни современников и потомков.
В основе натурфилософской концепции Заболоцкого - представление о мироздании как единой системе, объединяющей живые и неживые формы материи, которые находятся в вечном взаимодействии и взаимопревращении. Развитие этого сложного организма природы происходит от первобытного хаоса к гармонической упорядоченности всех ее элементов. И основную роль здесь играет присущее природе сознание, которое, по выражению К. А. Тимирязева, "глухо тлеет в низших существах и только яркой искрой вспыхивает в разуме человека".
Николай Заболоцкий живо интересовался философией и космосом, идеями Циолковского, Вернадского, изучал «Диалектику природы» Ф. Энгельса.. Много раздумывал о человеке и Вселенной, о месте разума в мировом процессе, о смысле жизни.
Мир великого переустройства земли, человека и всех порядков на земле вошел в творчество Заболоцкого и стал его большой философской темой В то же время философский путь Заболоцкого состоял из пути поэта к самому себе, поиска выражения самого себя. Одна из главных тем натурфилософии Заболоцкого — тема «животного сознания», стремление природы к познанию. Человеку у Заболоцкого тесно в собственных пределах, в границах своего «я». Его угнетает «нестерпимая тоска разъединения» с миром, он стремится вовне. Человек должен быть добрым и мужественным, и тогда он «переболеет боль» отчаяния, мучительный страх смерти. Уроки жизни научили поэта переплавлять боль сердца в высокую и чистую поэзию, понятную многим людям.
Во многом знании — немалая печаль,
Так говорил творец Экклезиаста.
Я вовсе не мудрец, но почему так часто
Мне жаль весь мир и человека жаль?
Природа хочет жить, и потому она
Миллионы зерен скармливает птицам,
Но из миллиона птиц к светилам и зарницам
Едва ли вырывается одна.
Вселенная шумит и просит красоты,
Кричат моря, обрызганные пеной,
Но на холмах земли, на кладбищах вселенной
Лишь избранные светятся цветы.
Я разве только я? Я — только краткий миг
Чужих существований. Боже правый,
Зачем ты создал мир, и милый и кровавый,
И дал мне ум, чтоб я его постиг!
Заболоцкий поэтизировал глубину мыслей, он обратил внимание читателей на философскую и эстетическую красоту раздумий человека о самом себе, о своем месте в природе и обществе.
ВСЕ, ЧТО БЫЛО В ДУШЕ
Все, что было в душе, все как будто опять потерялось,
И лежал я в траве, и печалью и скукой томим.
И прекрасное тело цветка надо мной поднималось,
И кузнечик, как маленький сторож, стоял перед ним.
И тогда я открыл свою книгу в большом переплете,
Где на первой странице растения виден чертеж.
И черна и мертва, протянулась от книги к природе
То ли правда цветка, то ли в нем заключенная ложь.
И цветок с удивленьем смотрел на свое отраженье
И как будто пытался чужую премудрость понять.
Трепетало в листах непривычное мысли движенье,
То усилие воли, которое не передать.
И кузнечик трубу свою поднял, и природа внезапно проснулась.
И запела печальная тварь славословье уму,
И подобье цветка в старой книги моей шевельнулось
Так, что сердце мое шевельнулось навстречу ему.
1936
Поэтическая натурфилософия Заболоцкого показывает нам не только беспредельные возможности, заложенные в стихе, в природы, но и убеждает, что, только неустанно работая, человек может сковать себе счастье.
Два мира есть у человека:
Один, который он творил,
Другой, который мы от века
Творим по мере наших сил.
Заболоцкий духовно обогащает, заставляя нас внимательнее вглядываться в себя самого и в тайны бытия, постигать их, ценить и оберегать свою душу. .
ОБЛЕТАЮТ ПОСЛЕДНИЕ МАКИ
Облетают последние маки,
Журавли улетают, трубя,
И природа в болезненном мраке
Не похожа сама на себя.
По пустыной и голой алее
Шелестя облетевшей листвой,
Отчего ты, себя не жалея,
С непокрытой бредешь головой?
Жизнь растений теперь затаилась
В этих странных обрубках ветвей,
Ну, а что же с тобой приключилось,
Что с душой приключилось твоей?
Как посмел ты красавицу эту,
Драгоценную душу твою,
Отпустить, чтоб скиталась по свету,
Чтоб погибла в далеком краю?
Пусть непрочны домашние стены,
Пусть дорога уводит во тьму,-
Нет на свете печальней измены,
Чем измена себе самому.
1952
Миновало много лет с момента написания этих строк, но для человечества по-прежнему остается актуальным проблема осознания себя, своей души ее целостности и ценности.
Характеристика произведения.
Тема «Взгляд на поэзию Н.Заболоцкого.»
Сравнительный биографический анализ.
М. Зощенко, Д. Хармс, Н.