Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Сентября 2013 в 10:52, реферат
Николай Яковлевич Данилевский родился 28 ноября (старый стиль) 1822 г. в селе Оберец Орловской губернии Ливенского уезда, в родовом имении матери — Дарьи Ивановны Данилевской. Отец Н.Я.Данилевского — Яков Иванович — был армейским офицером, командовал гусарским полком, впоследствии в звании генерал-майора командовал бригадой.1
В 1837 году Н.Я.Данилевский поступил в императорский Царскосельский лицей, где обучался за счет родителей.
Окончив императорский Царскосельский лицей в декабре 1842 г. Н.Я.Данилевский принял, видимо, давно обдумывавшееся решение посвятить себя изучению естественных наук, к которым он, по собственному признанию, “с самого детства чувствовал непреодолимую склонность”2, которая “с новою силою возбудилась”, когда Н.Я.Данилевский проходил в лицее относительно краткий курс естественных наук.
Глава 1. Биография Н.Я. Данилевского
Николай Яковлевич Данилевский родился 28 ноября (старый стиль) 1822 г. в селе Оберец Орловской губернии Ливенского уезда, в родовом имении матери — Дарьи Ивановны Данилевской. Отец Н.Я.Данилевского — Яков Иванович — был армейским офицером, командовал гусарским полком, впоследствии в звании генерал-майора командовал бригадой.1
В 1837 году Н.Я.Данилевский поступил в императорский Царскосельский лицей, где обучался за счет родителей.
Окончив императорский Царскосельский лицей в декабре 1842 г. Н.Я.Данилевский принял, видимо, давно обдумывавшееся решение посвятить себя изучению естественных наук, к которым он, по собственному признанию, “с самого детства чувствовал непреодолимую склонность”2, которая “с новою силою возбудилась”, когда Н.Я.Данилевский проходил в лицее относительно краткий курс естественных наук.
Как выпускник лицея Н.Я.
Материальное положение Н.Я.
В 1848 году в журнале “Отечественные записки” были опубликованы статья Н.Я.Данилевского “Дютроше”, а также серия из трех статей под общим названием “Космос. … В первой статье рассматриваются научные труды ботаника А.Дютроше, и статья ограничена рамками естественнонаучной тематики. Однако в упомянутой серии Н.Я.Данилевский выходит за границы специально-научной проблематики и размышляет о роли и месте научного знания в истории человечества, о соотношении истории науки и политической истории. ”7
Находясь в тяжелом
Весь объем работ
Н.Я.Данилевский отмечал, что успешным исполнением этого поручения он надеялся “проложить себе дорогу в жизни и доставить себе большие средства к продолжению ученых занятий — принести пользу отечеству и честь себе”.9 Однако летом 1849 года, находясь в Тульской губернии вместе с П.П.Семеновым и проводя запланированные исследования, Н.Я.Данилевский был арестован по делу М.В.Петрашевского и заключен в Петропавловскую крепость, где провел более трех месяцев. Причиной ареста было его участие в деятельности кружка М.В.Петрашевского.
Следственная комиссия передала в числе других обвинительный акт на Н.Я.Данилевского в Судную комиссию. Как отмечает в своих мемуарах П.П.Семенов, Н.Я.Данилевский неминуемо был бы приговорен вместе с другими петрашевцами к смертной казни, впоследствии замененной другими наказаниями, если бы Судная комиссия не пересмотрела дела Следственной комиссии.
После того, как члены Судной комиссии
ознакомились с показаниями Н.Я.
Летом 1850 года Н.Я.Данилевский был выслан из Петербурга и направлен в административную ссылку в Вологду, где был зачислен на службу в канцелярию губернатора. Через два года, по ходатайству бывшего председателя суда по делу М.В.Петрашевского Перовского, Н.Я.Данилевский был переведен в канцелярию самарского губернатора.
Летом 1853 года Н.Я.Данилевский, будучи
членом-сотрудником Русского географического
общества, в которое вступил вместе
с П.П.Семеновым еще в
По окончании экспедиции, зимой 1857 года, Н.Я.Данилевский был зачислен “чиновником, состоящим при департаменте сельского хозяйства», а через год был назначен на должность младшего инженера.
В 1858 г. Н.Я.Данилевский был выдвинут на должность начальника экспедиции “для исследования рыболовства в Белом и Ледовитом морях”, которая продолжалась три года.
В 1862 г. ездил на “Псковское и Чудское озера для разъяснения жалоб на правила рыболовства”. В 1863 г. началась “самая продолжительная и важная” работа Н.Я.Данилевского по рыболовству — он был назначен “начальником экспедиции для исследования рыболовства в Черном и Азовском морях”, экспедиция продолжалась пять лет.
К.М.Бэр и Н.Я.Данилевский
В 1870-1871 гг. Н.Я.Данилевский работал начальником экспедиции “для исследования рыболовства в северо-западных озерах России”. В 1872 г. он был командирован в Крым как председатель комиссии “для составления правил о пользовании проточными водами в Крыму», работа комиссии затянулась в результате неблагоприятной политической обстановки, связанной с угрозой войны.
Несколько месяцев в 1879 и 1880 гг. Н.Я.Данилевский замещал находящегося в отпуске директора Никитского ботанического сада.
В 1880 г. Н.Я.Данилевский открыл филоксеру
в Крыму и руководил
В последний период своей служебной
деятельности Н.Я.Данилевский имел
чин тайного советника и
В ходе идейной эволюции Н.Я.Данилевский
постепенно усвоил положение об особом
характере и путях развития русской
культуры, отличных от западноевропейских.
Здесь он столкнулся с проблемой,
которая состояла в том, что, по убеждению
русского мыслителя, с научной точки
зрения теоретическая база славянофильства
оказывалась недостаточно обоснованной.
Таким образом обозначался круг
вопросов, размышление над которыми
послужило для Н.Я.Данилевского отправным
пунктом для создания учения о
культурных и политических взаимоотношениях
славянского и романо-
Теория культурно-исторических типов изложена Н.Я.Данилевским в написанной в 1865-1868 гг. книге “Россия и Европа. Взгляд на культурные и политические отношения славянского мира к германо-романскому”. Впервые книга была опубликована в виде серии статей в журнале “Заря” в 1869 году. Отдельным изданием она вышла в 1871 году и неоднократно переиздавалась.
Главным произведением Н.Я.Данилевского 80-х гг. XIX в. — последнего этапа его творческой деятельности стала книга, посвященная критическому исследованию учения выдающегося английского естествоиспытателя Ч.Дарвина.15
Глава 2. Периоды существования культурно - исторических типов
Данилевский явился создателем естественнонаучной социологической теории развития мировой и российской цивилизации. В ее рамках Данилевский выделял соответствующие содержательные периоды существования каждого культурно-исторического типа в законченных формах и этапах исторического развития различных народов. Первый этап - этнографическая форма жизни, которую Данилевский назвал бессознательной. В своей завершающей стадии эта жизнь определяется выделением культурно-исторической группы из коллектива родственных племен на основе особых проявлений психологии и бытовых сторон существования людей, запечатленных в языке, мифологии и эпических преданиях. Затем наступает довольно краткий промежуток времени, не имеющий своего законченного самостоятельного значения, но важный тем, что он завершается процессами политической организации жизни народа, становлением государства, дающего народу независимость и ограждающего его от посягательств извне. Все это вместе взятое подготавливает почву для вступления в эпоху собственно цивилизации, которая, в свою очередь, получает свою неповторимую логику развития. Начальный период существования того или иного типа цивилизации Отмечен впечатляющим расцветом самобытных творческих сил народа, и его духовная деятельность может быть направлена как в сторону практического осуществления его идеалов правды, свободы, общественного и личного благоустройства, так и для развития промышленности, науки и искусства. Конечный же этап существования каждой отдельной цивилизации-организма завершается вступлением ее вновь в этнографическую фазу, уже не имеющую продуктивного продолжения.
С точки зрения Данилевского, именно благодаря действию законов органического развития восходящее движение цивилизации не может продолжаться долго прежде всего потому, что в обществе и мировоззрении граждан неизбежно нарастают противоречия между действительностью и идеалами и потребностями лучшей жизни. На неизбежной нисходящей линии своего существования цивилизация утрачивает способности к творчеству и созиданию, и в результате она входит в период своего застоя или дряхлости, так как ее поступательное движение вначале замедляется, а затем прекращается вообще. В целом, Данилевский был не слишком оптимистичен в том, что касается значения наивысшего периода в развитии цивилизации, считая, что на практике любая цивилизация скорее склонна ускорять свой ход, стремясь к неизбежному увяданию, чем сохранять возможности для длительной полнокровной игры творческих сил. Поэтому он подчеркивал, что "период цивилизации есть время растраты - растраты полезной, благотворной, составляющей цель самого собирания, но все-таки растраты; как бы ни был богат запас сил, он не может, наконец, не оскудеть, не истощиться..."16. Таким образом, нет общей линии поступательного развития мировой цивилизации от древности до XIX века, но каждая цивилизация, пройдя свой путь от рождения до смерти, все же дает миру то неповторимое, что в дальнейшем невозможно будет превзойти другим народам. В этом случае уделом каждого такого народа, достигшего предельной ступени осознания своих культурных целей и задач, может быть лишь усвоение разнообразного богатого опыта, оставшегося от других цивилизаций.
Глава 3. Концепция культурно-исторических типов.
В Результате естественнонаучной
социологической теории
Исходя из реальных результатов и разнообразия форм культурной деятельности, Данилевский предлагал свою классификацию мировых цивилизаций. Первую группу цивилизаций составляют египетская, китайская, вавилонская, индийская и иранская. Данилевский называл их первичными, подготовительными, так как ими были выработаны лишь общие условия, при которых вообще возможна жизнь человеческого общества. Кроме того, Данилевский приписывал им некий культурный синкретизм: "религия, политика, (культура, общественно-экономическая организация еще не выделились в особые категории деятельности..." 17
Далее автором книги выделяется
еврейский культурно-