Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Октября 2011 в 10:56, курсовая работа
Цель исследования – экспликация инвариантных особенностей феномена наркотизма в связи с его проявлением в различных сферах общественной жизни.
В соответствии с поставленной целью в данной работе решаются следующие задачи:
1. Классифицировать наркотические вещества по степени их воздействия на организм человека.
2. Раскрыть особенности воздействия различных наркотических и психоактивных веществ на организм человека.
3. Выявить социально-психологические и культурные факторы использования наркотических и психоактивных веществ в современных и традиционных культурах.
4. Определить характерные черты современной психоделической культуры.
5. Дать оценку социокультурным исследованиям проблем наркотизма в нашей стране.
КУЛЬТУРНО-АНТРОПОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВАНИЯ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ НАРКОТИЧЕСКИХ, ГАЛЛЮЦИНОГЕННЫХ И ПСИХОСТИМУЛИРУЮЩИХ ВЕЩЕСТВ В СОВРЕМЕННОЙ КУЛЬТУРЕ………………………………………………………………...
ВВЕДЕНИЕ
1.1. Классификация наркотических веществ и причины употребления наркотиков…………………………………………….….
1.2. Действия наркотиков
1.3. Особенности психоделической культуры………………...
1.4. Культура потребления психостимуляторов…………….
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………..
В случае «bad trip» («бэд трип») возможны переживания ужаса, витальной тоски, бессмысленности жизни, приступы агрессивности, случаи самоубийств и убийств в процессе опьянения и в последующие несколько суток.
В третьей фазе, между седьмым и девятым часами, действие ослабевает. В четвертой, последней фазе начинается чувствоваться усталость, напряжение. На следующий день могут посещать вспышки опьянения, эффекты так называемого «эха» или «флэш бэк». Он может возникнуть спустя неделю или месяц.
Смертельная доза ЛСД не
1.3.3. Пейотль, мескалин.
Пейотль – очень маленькие серо-зеленые кактусы без колючек; излюбленная среда обитания – щебеночная пыль. Пейотль содержит в себе 15 алкалоидов, важнейшим из которых является мескалин. Надземная часть растения напоминает расплющенные коренные зубы, разделенные на 5-10 частей. Две трети кактуса уходят под землю, но не в виде корня, а лишенным хролофилла стеблем. Корешки растения очень малы, нежны и находятся очень глубоко. На вкус пейотль горек, волокна его очень жестки и размягчаются только под воздействием слюны после длительного пережевывания. Часто его употребляют в виде крепкого отвара. В высушенном виде может храниться неограниченно долго.
Корни религиозного культа
В некоторых деталях ежегодный
ритуал употребления пейотля
совпадает с христианским
Любопытно, что культ пейотля
сейчас возродился на
Мескалин является активным галлюциногенным алкалоидом небольшого кактуса, растущего в пустыне и известного в Мексике под названием «пейотль». Название мескалин происходит от названия индейского племени Мескалеро, широко использовавшего этот наркотик. Порции пейотля, приготовленные к употреблению, называются мескалиновыми батончиками.
В 1886 году немецкий фармаколог
Людвиг Левин опубликовал
Вслед за О. Хаксли свои опыты с мескалином описал американский антрополог Карлос Кастанеда [см.: 44]. Никто из участников мескалиновых экспедиций не смог зафиксировать признаков физической зависимости, деградации или потери социального статуса у индейцев, употребляющих пейотль [см.: 99, с. 124-125]. «Видимо, эти индейцы постепенно приучают себя к мескалину, относясь к этому процессу очень ответственно и серьезно, причем, никогда не начиная без опытного учителя», - пишет по этому поводу доктор Дж. Слоткин [92, с. 144].
Характерная особенность мескалинового опьянения – сочетание многократно усилившейся остроты восприятия, прояснения цветов и форм с активной познавательной деятельностью сознания, открывающего в увиденных по-новому вещах их новые смыслы. Это сочетание эстетических и интеллектуальных переживаний создает впечатление обретения благодатной мудрости и всезнания. Вот так описывает это ощущение О. Хаксли: «Теперь я смотрел вовсе не на обычную аранжировку цветов. Я видел то, что видел Адам в день своего сотворения, - миг за мигом чудо блаженного бытия» [106, с. 27].
Результатом такого очищенного
восприятия является полная
Однако склонные к неврозам
и депрессиям люди могут под
воздействием мескалина
Галлюцинации настолько ярки, что могут помниться много лет и повторяться в сновидениях. Мескалин дает возможность преодолеть власть слов и понятий, ограничивающих человеческое восприятие, когда чистая видимость становится настолько значимой. Что не нуждается в наших знаниях об объекте, заключенных в языке. И тогда объекты вызывают невыразимое удивление их насыщенной красотой и глубокой самодовлеющей значимостью. Такой взгляд О. Хаксли, видимо, по праву, сравнивают со взглядом живописца. Будучи потрясен своими впечатлениями Т. Лири, предлагает использовать возможности мескалина как катализатора альтернативного, целостного познания: «Сколько философов, сколько теологов, сколько профессиональных педагогов полюбопытствовали открыть эту Дверь в Стене? Для всех практических целей ответ только один – “Нисколько”. В мире, где обучение преимущественно вербально, высокообразованные люди находят возможным уделять серьезное внимание чему-либо кроме слов и понятий. Но мы не можем обойтись, если хотим остаться психически здоровыми, и без непосредственного восприятия» [56, с 147].
Однако, несмотря на свой романтический пыл, О. Хаксли соблюдает некоторую осторожность в пропаганде мескалиновых прозрений. Он осознает, что бесконечное пассивное созерцание, благодать, полученная слишком легкими, а потому не совсем достойными средствами, парализует активность человека и его способность к полноценному существованию: «Мескалин открывает путь Марии, но захлопывает дверь, ведущую на путь Марфы. Он дает допуск к созерцанию, но к созерцанию, несовместимому с действием и даже желанием действовать, с самой мыслью о действии. Однобокий созерцатель оставляет не сделанными множество вещей, которые ему следовало бы сделать». И далее: «Быть просветленным, значит знать – всегда – о целокупной реальности в ее имманентной инаковости, но, однако, оставаться в состоянии бороться за выживание, как животное, думать и чувствовать, как человек, обращаться, когда целесообразно, к систематическим рассуждениям» [106, с. 100, 102].
1.3.4. Галлюциногенные
грибы.
Потребление различных типов грибов с целью ощзутить галлюцинацию известно тысячи лет. Широкое потребление грибов имело место в странах всего мира. Во многих северных европейских странах (например, в Британии, Швеции, Финляндии, Норвегии) вокруг грибов выстраивались целые культуры. Эти грибы наделялись волшебными и религиозными свойствами.
Галлюциногенные грибы растут
в лесу, степях, домашних садах.
Большинство разновидностей
Потребители галлюциногенных
Мухомор один из самых
Деятельность шамана как
Любопытна уникальная особенность этого гриба, отмеченная многими исследователями и применяющаяся оленеводами на практике. Наркотик сохраняет свою эффективность и в моче человека, подвергшегося интоксикации. Причем такая моча является наилучшим лакомством для оленей, которые готовы подвергаться любому насилию, лишь бы поесть хоть снег, пропитанный ею. Распространенной для пастухов оленей была практика сохранять свою мочу после употребления мухоморов, которые они брали с собой в дорогу, и давать ее оленю-вожаку. Олени привыкали к ощущениям, которые давала моча, и погонщику достаточно было показаться утром и помочиться на снег, чтобы животное бросилось вперед, чтобы съесть снег с мочой, и все стадо пошло за ним.
На севере России мухомор в больших количествах находили вокруг корней берез на опушках лесов. Их наличие считалось подарком богов, якобы обитавших в этих деревьях. Сбор грибов был правом одних жрецов, и их употребление ограничивалось богатыми классами. Человеческий организм трансформирует активный ингредиент гриба в другое вещество, которое выводится с мочой. Это вещество тоже галлюциногенное, и есть много свидетельств, что бедняки деревни, которые самостоятельно не могли приобретать грибы, ждали богатых у дверей с деревянными сосудами, чтобы собрать их мочу, выпить и получить те же эффекты.
Участники шаманских сеансов
пьют такую мочу, а в повседневной
жизни часто носят с собой
специальный сосуд из тюленьей
кожи, в котором хранят насыщенную
наркотиком урину. Можно