Культурологические основания применения наркотических средств в современной культуре

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Октября 2011 в 10:56, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования – экспликация инвариантных особенностей феномена наркотизма в связи с его проявлением в различных сферах общественной жизни.
В соответствии с поставленной целью в данной работе решаются следующие задачи:
1. Классифицировать наркотические вещества по степени их воздействия на организм человека.
2. Раскрыть особенности воздействия различных наркотических и психоактивных веществ на организм человека.
3. Выявить социально-психологические и культурные факторы использования наркотических и психоактивных веществ в современных и традиционных культурах.
4. Определить характерные черты современной психоделической культуры.
5. Дать оценку социокультурным исследованиям проблем наркотизма в нашей стране.

Содержание

КУЛЬТУРНО-АНТРОПОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВАНИЯ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ НАРКОТИЧЕСКИХ, ГАЛЛЮЦИНОГЕННЫХ И ПСИХОСТИМУЛИРУЮЩИХ ВЕЩЕСТВ В СОВРЕМЕННОЙ КУЛЬТУРЕ………………………………………………………………...
ВВЕДЕНИЕ
1.1. Классификация наркотических веществ и причины употребления наркотиков…………………………………………….….
1.2. Действия наркотиков
1.3. Особенности психоделической культуры………………...
1.4. Культура потребления психостимуляторов…………….
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………..

Работа содержит 1 файл

Культурные основания использования наркотиков в современной культуре.doc

— 582.50 Кб (Скачать)

          1.4.1. Кокаин, крэк. 

          Уличный кокаин получают из  листьев небольшого кустарника  коки – Erythroxylum Coca. Он одинаково хорошо растет как в дикой природе, так и на плантациях в высокогорных районах Южной Америки, особенно в Колумбии, Боливии, Перу, где используется с древних времен. Он также привозится из Юго-Восточной Азии, Индии и Африки, хотя эти районы не имеют влияния на наркобизнес кокаина. Из двухсот видов коки культивируют в основном два, с наибольшим содержанием кокаина (1 %). Листья коки до сих пор жуют в Перу все жители, от мала до велика, но учитывая, что чистого кокаина в них содержится только 1 %, это не стоит смешивать с «цивилизованным» потреблением кокаина современными наркоманами.

          В сонме перуанских богов есть  изображение бога Солнца, держащего в руках лист коки. Коку выращивали древние майя, ацтеки, инки. По существующей легенде, Манко-Капа, любимая жена Великого Инки, отличавшаяся сексуальной неуемностью, изменяла своему священному супруну направо и налево. За это она была казнена на главном алтаре, а ее останки разбросали вокруг города. Плоть Манко-Капа проросла кустами коки, славящейся как сексуальный стимулятор. Богиня любви у ацтеков изображалась с листьями коки.

          Употреблять коку разрешалось  только аристократам и жрецам, иногда ею награждались выдающиеся придворные. Ее употребляли и для улучшения памяти, в которой бесписьменным народам приходилось хранить огромную массу информации. Жрецы использовали коку для предсказаний, на соке пережеванной коки гадали, как на кофейной гуще, а порой торжественно сжигали на жире ламы. Тонко измельченный порошок держали в открытом сосуде, подвешенном на поясе вместе с мешочком, который специально предназначался для сбора листьев коки. Отверстие сосуда затыкалось палочкой, длина которой должна быть достаточной, чтобы ею можно было зачерпывать порошок извести. Потребитель облизывал палочку, наклеивал на слюну порошок из сосуда и отправлял в рот вместе с пригоршней листьев.

          Существовавший миф о божественном  даре коки правителю, Великому Инке, скорее свидетельствует о более широком распространении этого растения среди простого народа, поскольку обнаруженные культурные его плантации датируются временем, когда звание Великий Инка еще не существовало. К тому же о свойствах коки знало все население нынешних территорий Перу, Боливии, Мексики и Чили. Вот как описывал потомственный инка-аристократ Гарсиласо де ла Вега, ставший испанским историком: «Трава, которую индейцы называют “кука”, а испанцы “кока”, была и остается главным богатством Перу, ее так ценят индейцы в связи со многими и большими ее целебными свойствами. Кука является неким деревцом высотою и толщиною в виноградную лозу: у него мало ветвей, и на них много нежных листьев, шириной в большой палец и длиной в половину того же пальца, с приятным, но немного слабым запахом. Индейцам так нравится кука, что они ценят ниже ее золото, и серебро, и драгоценные камни; ее высаживают с великим внимание и заботой, а с еще большими – собирают, потому что они снимают сами листья руками и сушат их на солнце; и так сухими их едят индейцы, но не заглатывая их; они только смакуют запах и глотают сок. О том, какую пользу и силу таит в себе кука, можно заключить из того, что индейцы, которые едят ее, проявляют больше силы и больше предрасположенности к труду; и множество раз удовлетворенные ею, они трудятся целый день без еды» [цит. по: 90, с. 156-157]. Достаточно красноречиво о ценности коки у индейцев говорит тот факт, что упомянутые шарики извести для жевания с листьями хранились в специальных золотых бутылочках.

          Важность этой оценки быстро  использовали испанские конкистадоры. Не подозревая о том, какого  джина выпускают, они просто  отменили привилегию Великого  Инки с его приближенными, расширили  имеющие плантации коки и стали  платить индейцам за их рабский труд сушеными листиками. Это в свою очередь вызвало бурную реакцию церковников, которые, как обычно, увидели в выращиваемом кустарнике объект идолопоклонства индейцев, а следовательно, дьявольское порождение, и в 1560 году употребление коки было категорически запрещено. В настоящее время жевание листьев коки местными жителями в большинстве южно-американских стран не преследуется.

          Привезенные в Испанию и Португалию  пачки листьев коки также встретили  бурную реакцию. Королевские указы  требовали, чтобы «растение было вырвано с корнем». Но, как и всегда, запреты привели сначала к государственной привилегии, которая вскоре полностью перешла на откуп частным предпринимателям, которые продолжали расплачиваться с индейцами этой растительной валютой.

          Распространилось и употребление  коки европейцами. Известный врач  и писатель Паоло Мантегацци  прожил несколько лет в Южной  Америке, где и вкусил впервые  эти дары природы. По его  словам, настроение у него резко  улучшилось, вначале захотелось что-нибудь сделать необычное, и он стал запрыгивать на свой письменный стол с ловкостью, которая его самого удивляла, поскольку сознание сохранялось ясным, после чего он вскоре уснул, и сновидения его были яркими и необычными. Но звучали уже и тревожные предупреждения. Швейцарский естествоиспытатель Якоб фон Чуди обращал внимание земляков на то, что «эти индейцы становятся стариками в пору, когда человек достигает своего возмужания» [цит. по: 90, с. 122].

          В 1885 году австрийская экспедиция  привезла в Геттингенский университет свежие листья коки. Их передали молодому химику А. Ниману, который и выделил из ее сока алкалоид, названный им кокаином. Новое вещество привлекло к себе внимание врачей. Некоторые его свойства заинтересовали и З. Фрейда, и окулиста Карла Коллера, и знаменитого хирурга Карла Шлейха. Именно К. Шлейх обнаружил, что даже капля очень разбавленного кокаинового раствора способна вызвать полную потерю чувствительности вокруг себя. К. Коллер применял кокаин для анестезии при глазных операциях. Появившееся новое средство для местного наркоза было с восторгом встречено практикующими врачами Европы. Они же первыми заметили и возникающее пристрастие больных к этому спасительному средству.

          В 1885 году был выделен активный  ингредиент коки, а вскоре была разработана и технология его получения: из листьев коки в результате многоступенчатой химической обработки получали пасту коки, а затем – гидрохлорид кокаина, известный нам просто как кокаин.

          Первая волна кокаинизма возникла в конце 1-й мировой войны (1914-1918) и длилась более десятилетия – время жизни так называемого «потерянного поколения», известного нам по романам Э. М. Ремарка, Р. Олдингтона, И. Во, Э. Хемигуэя, А. Деблина и других писателей этого направления.

         Вторая волна началась, когда развернулось производство химических стимуляторов и после 2-й мировой войны (1939-1945). Третью волну мы переживаем сейчас. Кофеин и чай реже, чем кокаин, употребляется с наркоманическими целями из-за их меньшей способности вызывать эйфорию, хотя такая форма чайного наркотизма, как чифиризм, давно процветает в России.

          Увлечение кокаином охватило  всю Америку, Европу, Азию. Сейчас  используется вытяжка из соков  кустарника коки и его производное  – гидрохлорид кокаина, известный как «крэк».

          Когда-то на рынок одновременно  были выпущены кока-кола и вино  – напитки, содержащие очень  маленькие дозы кокаина. Вино  завоевало несколько медалей  и забылось, а безалкогольная  кока-кола по-прежнему остается  одним из самых распространенных напитков.

          Товарный кокаин представляет  собой белый порошок, сверкающий  на свету. Он содержит 30-60 % кокаина,  остальная масса дополняется  порошками глюкозы, лактозы и  талька. На вкус он горек и  вызывает ощущение онемения слизистой  рта.

          Производство и распространение  кокаина из Южной Америки превратилось  в огромную индустрию, чьи щупальца  проникли во все страны мира. Наркобизнес в Колумбии и Боливии  играет в экономике значительную  роль, выращивание кустов коки  заменило выращивание пищевых культур, так как производство кокаина дает фантастические прибыли. Законное правительство этих стран под давлением мировой общественности борется с кокаиновой агро-империей, но урон для нее оказывается незначительным. В Европу наркотик тоннами перевозят в грузовых контейнерах или частными авиарейсами. Сотни маленьких или брошенных аэродромов, которые слабо контролируются, трудятся в наркобизнесе. Маленькие порции кокаина перевозят «мулы», люди, желающие заработать.

          Как правило, его помещают в презерватив или специальную капсулу и заглатывают (что чревато сильным отравлением), прячут в личных вещах и даже пропитывают им одежду.

          Кокаин вдыхают носом, и эффект  наступает через несколько секунд. Сначала повышается настроение, становится приятно повышенным, радостным, сентиментально чувствительным. Принявший кокаин чувствует себя в ударе, движения становятся более живыми, речь – болтливой. Часто при этом он теряется в мельчайших подробностях, а речь сопровождается криками и обильной жестикуляцией, появляется желание шалить и проказничать, истеричная веселость, неудержимое стремление быть вовлеченным в общение. В состоянии повышенного сексуального аппетита кокаинисты легко вступают в половые связи. Эйфорию удлиняют повторными дозами. Все, что говорит кокаинист, кажется ему очень значительным и остроумным. Именно эти моменты в поведении кокаинистов отмечалось Ходасевичем в его книге «Некрополь» [см.: 107].

          Мышление характеризуется быстротой  и легкостью течения мыслей, но  неустойчивостью и отвлекаемостью. Если кокаинист пребывает в одиночестве, возникает смена пестрых рядов представлений с калейдоскопическим чередованием сцен: воспоминаний, фантазий. В своих воздушных замках кокаинист пребывает на вершине блаженства. Слух и зрение обостряются, поэтому впечатления от окружающего становятся более яркими. Чувство физической силы, выносливости, уверенности и богатства мыслей иногда субъективно, хотя кокаин действительно повышает энергетический уровень организма, но за счет неэкономного интесивного расходования его собственных ресурсов.

          Выход из опьянения начинается  с восстановления сознания и  его обычного уровня ясности.  Благодушие снижается. Сменяется  подавленностью, желанием остаться  одному, в покое. Впечатления уже  не вызывают удовольствия, кажутся чрезмерными, начинается свето- и звукобоязнь, все раздражители переносятся очень тяжело. Сон – кратковременный и не спасающий от истощения, неприятная дремота. Психическая и физическая слабость может длиться несколько дней, потенция и сексуальное влечение пропадают, падает аппетит.

          Способность кокаина сужать сосуды  приводит при его употреблении  к закупорке и атрофии мелких  капилляров. Происходит отмирание  клеток, тканей. Образование язв.  Мембрана вносу часто изъязвляется настолько, что разрушается совсем. Если кокаин вводится внутривенно, может происходить закупорка вен, отмирание тканей. Тот же эффект  происходит и в случае внутримышечного введения. Прежде всего, кокаин разрушительно действует на мозг.

          Зависимость от кокаина возникает очень быстро: спустя 2-3 недели нерегулярного приема. Если физическая зависимость выражена слабо, то психическая зависимость очень глубокая и трудно поддающаяся лечению. Влечение настолько сильно, что вытесняет интерес к любым занятиям, все удовольствия, не связанные с кокаином, утрачивают свою привлекательность. Эйфория ослабляется и сокращается, легко исчезает от внешних воздействий, разговоров.

          Физическая зависимость проявляется  в напряженности, агрессивности,  злобе, тахикардии, мышечной возбудимости и напряженности, отсутствии сна и аппетита. Нарушаются движения, а психическое напряжение продолжает нарастать, все окружающее вызывает страх. Когда ломка отступает, больные постоянно жалуются на безнадежность своего состояния. На поздних стадиях кокаиномании наркотик уже не вызывает радостного настроения, его необходимость уже диктуется потребностью «собраться», угрозой абстинентного синдрома. Вместо эйфории появляются страхи, похожие на манию преследования. У многих больных абстинентное возбуждение переходит в острый психоз, носящий название по имени французского психиатра А. Маньяна.

          При регулярном употреблении  кокаина разрушается не только  психическое, но и физическое  здоровье. Организм крайне истощается, наступает сердечная слабость и недостаточность, нарушается сердечный ритм. Смерть может наступить не только от интоксикации (отек мозга, остановка дыхания, инфаркт, шок), больные быстро погибают в результате инфекций, простудных заболеваний, так как разрушается иммунная система и внутренние органы. 

          1.4.2. Амфетамины. 

          Амфетамин – мощный стимулятор  синтетического происхождения –  был впервые получен в Германии  в 1880-е годы и использовался  в медицине как стимулирующее  и тонизирующее вещество. Его свойство подавлять аппетит и повышать двигательную активность привлекло внимание военных организаций и его стали регулярно давать в таблетках солдатам во время войны.

          Во время 2-й мировой войны  (1939-1945) английским солдатам было  выдано 72 миллиона таблеток амфетамина. После войны амфетаминами заинтересовались молодые и немолодые дамы, желавшие снизить вес. Сейчас из-за вредных эффектов амфетаминов врачи отказались использовать их как средство для похудения и подавления аппетита. Одно время амфетамины были популярны среди студентов, которые использовали их для подготовки к экзаменам, водителей-дальнобойщиков. Существуют амфетаминовые препараты – бензедрин, декседрин, метедрин, а также амфетамин кустарного производства, распространяемый торговцами. Синтез амфетамина очень прост, для его производства достаточно знания химии в рамках школьной программы.

Информация о работе Культурологические основания применения наркотических средств в современной культуре