Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Октября 2011 в 17:47, реферат
Основная задача и цель данной работы заключается в исследовании культуры древней Месопотамии, как прародительницы западной культуры. Непосредственной целью является стремление к пополнению знаний в области истории культуры, постараться как можно ближе познакомиться с забытым миром, которому мы так многим обязаны.
На мой взгляд, выбранная мною тема «Культура Древней Месопотамии: религия и искусство» очень интересна, т.к. Месопотамия — один из важнейших центров мировой цивилизации и древней городской культуры.
Основной проблемой при написании работы оказался ограниченный объем работы, поэтому изложение данной темы приведено в кратком виде,хотя хотелось бы рассказать о многом.
Введение……………………………………………………………………3
1. Географическое положение…………………………………………….5
2. Культура Древней Месопотамии:
Шумеро-Аккадская культура………………………………..5
Культура Старовавилонского царства………………………8
Культура Ассирии…………………………………………….9
Религия…………………………………………………………………11
Научные знания………………………………………………………..17
Искусство………………………………………………………………20
Заключение……………………………………………………………………….23
Список используемой литературы……………………………………………...24
Эа - один из трех великих шумерских богов, «господин земли», бог магии и мудрости.
Энлиль - вместе с Ану и Энки, один из богов главной триады шумерского пантеона.
Этана - легендарный тринадцатый царь города Киша. .
Гильгамеш - мифический правитель
города Урука и один из самых популярных
героев месопотамского фольклора, сын
богини Нинсун и демона.
Иштар - богиня любви и войны, самая значительная богиня шумеро-аккадского пантеона. Ее шумерское имя – Инанна («госпожа небес»). Она – сестра бога Солнца Шамаша и дочь бога Луны Сина. Отождествлялась с планетой Венера. Ее символ – звезда в круге. Как богиня войны часто изображалась сидящей на льве. В качестве богини физической любви была покровительницей храмовых блудниц. Ее считали также милосердной матерью, заступающейся за людей перед богами. В истории Месопотамии в различных городах ее почитали под разными именами. Одним из главных центров культа Иштар был Урук.
Мардук - главный бог Вавилона. Храм Мардука назывался Э-саг-ил. Храмовая башня, зиккурат, послужила основой для создания библейской легенды о Вавилонской башне. В действительности она называлась Э-темен-ан-ки («Дом основания небес и земли»). Мардук был богом планеты Юпитер и главным богом Вавилона, в связи с чем он вобрал в себя признаки и функции других богов шумеро-аккадского пантеона. В нововавилонское время в связи с развитием монотеистических идей другие божества стали рассматриваться как проявления различных сторон «характера» Мардука. Супруга Мардука – Царпаниту.
Набу - бог планеты Меркурий, сын Мардука и божественный покровитель писцов. Его символом был «стиль», тростниковый стержень, использовавшийся для нанесения клинописных значков на таблички из необожженной глины для написания текстов. В старовавилонское время он был известен под именем Набиум; его почитание достигло наивысшей точки в нововавилонской (халдейской) империи. Имена Набопаласар (Набу-апла-ушур), Навуходоносор (Набу-кудурри-ушур) и Набонид (Набу-на'ид) содержат имя бога Набу. Главным городом его культа была Борсиппа близ Вавилона, где находился его храм Э-зида («Дом твердости»). Его супругой была богиня Ташметум.
Нергал - в шумеро-аккадской мифологии
бог – владыка подземного царства, супруг
богини подземного царства Эрешкигаль.
По шумерской традиции, сын Энлиля и Нинлиль,
по аккадской – Энлиля и богини-матери
Белет-или.
Нингирсу – бог шумерского города Лагаша, «владыка земледелия». Он следит за порядком на полях и каналах. См. также НИНГИРСУ.
Нинхурсаг - богиня-мать в шумерской
мифологии, известная также как Нинмах
(«Великая госпожа») и Нинту («Госпожа,
дающая рождение»).
Нинурта - шумерский бог урагана, а также войны и охоты. Как бог войны он весьма почитался в Ассирии. Его культ особенно процветал в городе Кальху.
Шамаш - шумеро-аккадский бог солнца.
Шумерское имя – Уту, сын бога луны Наины
(аккад. Син), брат Иштар; иногда его братом
называется Мардук.
Син - шумеро-аккадское божество Луны. Главным центром культа Сина был город Ур.
Таммуз
- шумеро-аккадский бог растительности.
Его шумерское имя – Думузи-абзу («Истинный
сын Апсу») или Думузи, от которого происходит
еврейская форма имени Таммуз. Культ Таммуза,
почитавшегося под западносемитским именем
Адонай («Мой господин») или под греческим
Адонис, был широко распространен в Средиземноморье.
Согласно сохранившимся мифам, Таммуз
умер, сошел в Мир мертвых, был воскрешен
и поднялся на землю, а затем вознесся
на небо. Во время его отсутствия земля
оставалась бесплодной, а стада пали.
Научные знания
Определенных успехов народы Месопотамии достигли в научном познании мира. Особенно велики были достижения вавилонской математики, первоначально возникшей из практических потребностей измерения полей, сооружения каналов и различных зданий. Еще с древних времен вавилоняне воздвигали многоэтажные (обычно семиэтажные) башни-зиккураты. С верх них этажей зиккуратов ученые из года в год вели наблюдения за движениями небесных тел. Таким образом вавилоняне собирали и записывали эмпирические наблюдения за Солнцем, Луной, расположением различных планет и созвездий. В частности, астрономы отмечали положение Луны по отношению к планетам и постепенно установили периодичность движения небесных светил, видимых простым глазом. В процессе таких многовековых наблюдений возникла вавилонская математическая астрономия. Самый творческий период ее падает на V в.1 до н. э., когда уровень ее во многих отношениях не уступал уровню европейской астрономии в эпоху раннего Возрождения. До нашего времени сохранились многочисленные таблицы с астрономическими вычислениями расстояний между звездами. Одно такое сочинение содержит информацию об основных неподвижных звездах и созвездиях, их солнечных восходах и заходах, а также их сравнительных позициях.
В V в. до н. э. существовали крупные астрономические школы в Вавилоне, Борсиппе, Сиппаре и Уруке. На это же время падает деятельность великих астрономов Набуриана и Кидена. Первый из них разработал систему определения лунных фаз, второй установил продолжительность солнечного года, который, по его подсчетам, составлял 365 дней 5 часов 41 минуту и 4,16 секунды. Таким образом, Киден в определении продолжительности солнечного года ошибся лишь на 7 минут и 17 секунд. Начиная со второй четверти III в. до н. э. вавилонские астрономические сочинения стали переводить на древнегреческий язык. Это позволило греческим астрономам приобщиться в течение короткого времени к тысячелетним достижениям вавилонской науки и вскоре после этого добиться блестящих успехов.
Однако при всех достижениях вавилонская астрономия была неразрывно связана с астрологией — лженаукой, пытавшейся предсказывать будущее по звездам. Кроме того, многие астрономические тексты содержат указания на причинные связи, будто бы существовавшие между звездами и теми или другими болезнями.
Сохранилось большое количество вавилонских медицинских текстов. Из них видно, что врачи Древней Месопотамии умели хорошо лечить вывих и переломы конечностей. Однако о строении человеческого организма у вавилонян были очень слабые представления и им не удалось добиться заметных успехов в лечении внутренних болезней.
Еще в III тысячелетии до н. э. жители Месопотамии знали путь в Индию, а в I тысячелетии до н. э. — также в Эфиопию и Испанию. Сохранившиеся до нашего времени карты отражают попытки вавилонян систематизировать и обобщить свои довольно обширные географические знания. В середине II тысячелетия до н. э. составлялись путеводители по Месопотамии и смежным странам, предназначенные для купцов, занимавшихся внутренней и международной торговлей. В библиотеке Ашшурбанапала найдены карты, охватывающие территорию от Урарту до Египта. На некоторых картах изображены Вавилония и соседние страны. Эти карты содержат также текст с необходимыми комментариями. На одной такой карте Месопотамия и близлежащие районы представлены как круглая равнина, омываемая Персидским заливом, а в самом центре этой равнины расположен Вавилон.
В Месопотамии с живым интересом относились к своему далекому прошлому. Например, в период царствования Набонида в VI в. до н. э. во время раскопок в фундаментах обвалившихся храмовых зданий были обнаружены и прочитаны надписи III тысячелетия до н. э., а имена царей, встречающиеся в этих текстах, правильно размещены в хронологическом порядке. В одном из храмов зданий города Ура археологи нашли музейную комнату, в которой были собраны предметы различных эпох, представлявшие исторический интерес. Подобный же музей находился и в летнем царском дворце Навуходоносора II в Вавилоне.
Однако
в конце I тысячелетия до н. э. закостенелые
формы древних традиций, многовековое
господство религиозных представлений,
отсутствие новых методов познания природы
стали мешать развитию вавилонской науки.
К тому же она начала терять свои жизненные
силы, так как научным языком оставался
аккадский (а в значительной мере и шумерский,
который за полтора тысячелетия до этого
уже был мертвым), в то время как население
повсюду в Месопотамии переходило к арамейскому
в качестве разговорного языка.
В становлении и последующем развитии
искусства Древней Месопотамии решающее
значение имели художественные традиции
шумеров. В IV тысячелетии до н. э., т. е. еще
до возникновения первых государственных
образований, ведущее место в шумерском
искусстве занимала расписная керамика
с характерным для нее геометрическим
орнаментом. С начала III тысячелетия до
н. э. большую роль приобрела резьба по
камню, которая вскоре привела к бурному
развитию глиптики, продолжавшемуся вплоть
до исчезновения клинописной культуры
на рубеже I в. н. э. На цилиндрических печатях
изображались мифологические, религиозные,
бытовые и охотничьи сцены.
Искусство
В XXIV—XXII вв. до н. э., когда Месопотамия превратилась в единую державу, скульпторы стали создавать идеализированные портреты Саргона, основателя династии Аккада. На стеле царя той же династии Нарам-Суэна, увековечивающей победу над племенами луллубеев, он изображен в воинственной позе в момент поражения копьем врага. Там же представлены еще двенадцать пленников. Один из них валяется на коленях у ног царя, другой поднимает руки вверх, делая ими умоляющий жест, а третий летит в пропасть; остальные пленники пребывают в ужасе. Над фигурой царя-триумфатора высечены две многоконечные звезды, символизирующие благосклонность богов к победителю.
В период III династии Ура в XXII— XXI вв. до н. э., когда по всей территории Месопотамии была создана единая широко разветвленная сеть бюрократического аппарата, памятники искусства также приобретают единообразие и стереотипность. Это в основном скульптурные портреты правителей в позе величавого спокойствия.
Во дворце царей Мари, сооруженном в начале II тысячелетия до н. э., археологи нашли многочисленные фрески с изображениями жертвоприношений и сцен дворцовой жизни. Художники сначала наносили контуры на гипсовую основу и после этого накладывали краски.
Особого расцвета искусство Месопотамии достигло во время существования Ассирийской державы в VIII— VII вв. до н. э. Этот расцвет нашел отражение прежде всего в ассирийских рельефах, которыми облицованы дворцовые покои. На рельефах изображены военные походы на вражескую территорию, захват городов и крепостей в соседних с Ассирией странах. Особенно тонко переданы характерные антропологические и этнографические особенности военнопленных и данников, представлявших различные народы и племена. Часть рельефов содержит также сцены охоты ассирийских царей. Для рельефов из дворца Ашшурбанапала в Ниневии характерны большая тонкость и отделка деталей при передаче страданий раненых львов. Художники, создававшие ассирийское дворцовое искусство, полностью отошли от древних традиций статичного изображения людей и предметов, одновременно придав совершенство жанровым сценам и обогатив их пейзажными картинами.
Внушительных
успехов население Древней
Развитие технологии, ремесла и товарно-денежных отношений привело в I тысячелетии до н. э. к возникновению больших городов в Месопотамии, которые были административными, ремесленными и культурными центрами страны, и к улучшению жилищных условий. Самым большим по площади городом в Месопотамии была Ниневия, построенная на берегу Тигра в основном при Синаххерибе (705— 681 гг. до н. э.) в качестве столицы Ассирии. Она занимала 728,7 га земли и была расположена в форме вытянутого треугольника. Город окружала стена, которая имела пятнадцать ворот. На городской территории кроме дворцов и частных домов располагался громадный царский парк со всевозможными экзотическими деревьями и растениями, включая хлопчатник и рис, семена которых были доставлены из Индии. Ниневия снабжалась водой с помощью специального акведука, который брал начало в 16 км от города. В ассирийской столице, по всей вероятности, обитало более 170 000 человек. Еще больше людей было в Вавилоне (по-видимому, около 200 000), который в значительной мере был перестроен при Навуходоносоре II в VI до н. э. и занимал площадь в 404,8 га. В Вавилоне имелись улицы протяженностью в пять и более километров. Стены домов часто были толщиной двух метров. Многие дома имели два этажа и были снабжены всеми необходимыми удобствами, включая ванные комнаты. Как правило, комнаты располагались вокруг центрального двора. Полы были покрыты обожженным кирпичом, тщательно залитым природным асфальтом, а внутренние стены покрыты известковым раствором. Рядом домами богачей площадью до 1600 кв.м. имевшими несколько дворов и более двадцати комнат, находились дома бедняков, площадь которых не превышала 30 кв.м.
В Месопотамии рано началось производство стекла: первые рецепты изготовления относятся еще к XVII до н. э. Однако железный век в этой стране наступил сравнительно поздно XI в. до н. э., широкое же использование железа для производства орудий да и оружия началось лишь несколько столетий спустя.
Следует
отметить, что достижения обитателей
Тигра и Евфрата в архитектуре,
искусстве, письменности, литературе,
и сфере научных знаний играли роль эталона
для всего Ближнего Востока в древности.
Информация о работе Культура Древней Месопотамии: религия и искусство