Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Апреля 2012 в 01:41, контрольная работа
Самая древняя в мире культура, благодаря своим историческим условиям рвзвития, получила ряд характерных своеоразных особенностей.
Культура Месопотамии не является однородной по своему составу. Множество народов и племён учавствовали в её создании, например, шумеры, вавилоняне, ассирийцы.
I. Дайте развернутые ответы на следующие вопросы:
1. Укажите основные этапы эволюции культуры Междуречья…………………3
2.Раскройте своеобразие религии, мифологии, протонауки Древней Месопотамии………………………………………………………………….........4
3. Охарактеризуйте специфику искусства и системы права……………………5
II. Напишите свободную содержательную рецензию на «Эпос о Гильгамеше»………………………………………………………………………..7
III. Выполните тестовые задания……………………………………………9
Тема
14. Культура Древней
Месопотамии
I. Дайте развернутые ответы на следующие вопросы:
1. Укажите основные этапы эволюции культуры Междуречья…………………3
2.Раскройте
своеобразие религии,
3. Охарактеризуйте специфику искусства и системы права……………………5
II.
Напишите свободную содержательную рецензию
на «Эпос о Гильгамеше»…………………………………………………
III.
Выполните тестовые задания……………………………………………9
Ранняя
культура: Шумеро-Аккадская. Двойное
название связано с тем, что шумеры
и жители Аккадского царства говорили
на разных языках и имели разную
письменность.
Культура Старовавилонского царства. Центром Вавилонии был город Вавилон (Врата Бога), его цари во 2 тыс. до н.э смогли объединить под своим началом все области Шумера и Аккада.
Культура
Ассирии. Именно ассирийцы переняли
и развили культуру, религию и
искусство Вавилонии, когда починили
себе Вавилонское царство в 8 веке до н.э.
Самая древняя в мире культура, благодаря своим историческим условиям рвзвития, получила ряд характерных своеоразных особенностей.
Культура Месопотамии не является однородной по своему составу. Множество народов и племён учавствовали в её создании, например, шумеры, вавилоняне, ассирийцы.
В тоже время в отношении них можно говорить как о носителях родственных культурах, так как все они имели единую систему письма, общие научные, религиозно-мифологические представления, схожие литературные сюжеты, единообразные формы хозяйства. К тому же культурная преемственность, идущая от одного государства к другому, сохранялась в Месопотамии на протяжении нескольких тысячелетий.
Она прошла множество этапов завоевание, перестройки, переосмысления и эволюции. Именно в Шумере в конце 4 тыс. до н. э. человечество выходит из стадии первобытности и вступает в эпоху древности, т.е. от "варварства" к цивилизации, создавая свой тип культуры.
В месопотамской цивилизации значимое место занимает урбанизация. В конце IV тыс. до н. э. только в области шумерского Урука существовало 112 мелких поселений и более 10 крупных городских центров. В III тыс. до н. э. вся Месопотамия покрылась густой сеткой городов. Это приводит к складыванию и развитию административного аппарата, жречества, созданию постоянного рынка, возникновению в городах широкой специализации ремесленников. Города в Месопотамии предстают как торгово-ремесленные центры.
Особое
место в Месопотамии сыграла
письменность. Изобретенная шумерами
клинопись является наиболее значимым
в современном понимании
Существование
неясных представлений в
Как и вся культура, мифология Месопотамии так же неоднородна и делится на 4 разные мифологии, однако пантеон богов и история создания мира у них общие.
Множество
источников свидетельствуют о высоких
астрономических и
Месопотамия
подарила миру богатое наследие, создала
фундамент для таких наук как математика,
астрономия, лингвистика. Именно народы
Месопотамии первыми изобрели письменность
(клинопись), и именно от этой культуры
начала развиваться культура Античная,
Средневековая и вообще Европейская культура
в целом. Именно там стоит искать корни
всемирной культуры.
Уже в III-II тыс. до н.э. Древняя Месопотамия отличалась высокой
культурой земледелия, письменности, введением десятичной системы счета и
появлением первых самых древних законов и уставов. Шумеры любили строгий
счет, порядок, организованность. Это был триумф бюрократии и архаической
законности. Не случайно религия и официальная традиция изображали рядом
двух богинь: Нишу (покровительницу законов, справедливости, правды,
милосердия) и Нибалу (покровительницу письма и отчетности).
Частично право этой эпохи можно представить по Законам Шульги (Законы
Ур-Намму) и дошедшим до нас фрагментам Законов Эшнунны.
Из правовых норм, входивших в Законы Шульги, сохранилось (иногда не
полностью) менее трех десятков. Среди них: наказание за прелюбодеяние,
правила развода, наказания за ложный донос и за лжесвидетельство,
узаконения касательно брака, о телесных повреждениях. Особый интерес
представляют нормы, касающиеся рабов: о возвращении беглых и о рабыне,
которая «сочла себя равной своей госпоже». Важно отметить, что такая рабыня
наказывается не по произволу господина или госпожи, но по закону. Иначе
говоря, рабы в этот период еще рассматриваются как личности, а не как вещи.
Из юридических документов той эпохи видно, что рабы даже могли оспаривать
свое рабское состояние в суде (впрочем, как правило, процесс они проигрывали). Основной вид наказания по Законам Шульги — денежная
компенсация, которую виновный уплачивает потерпевшему.
Законы Эшнунны содержат
основными товарами и серебром, тарифы за найм и работу, наказания за
различные правонарушения. Там же изложены нормы семейного права, долгового права, многие параграфы говорят о положении рабов.
В Древнем Шумере военный
избираемый народным собранием, осуществлял и судебные разбирательства
наравне с общинными судами. Позднее по Законнику Хаммурапи судебная система перешла под контроль царской администрации, роль общинных судов резко ограничилась.
Хаммурапи реорганизовал
Вместе с тем он сохранил право общинных органов управления по разбирательству мелких правонарушений, наказуемых поступков, имущественных споров между общинниками, оставил обычное право.
В Законнике упоминается
следователей, в процессах были задействованы и другие царские служащие. В
больших городах имелись коллегии царских судебных чиновников, они разбирали преступления и имущественные споры лиц, находившихся в царских владениях.
Судебный процесс в Вавилонии был устным и состязательным. Это
означает, что дела возбуждались лишь по жалобе заинтересованной стороны, а
в ходе процесса каждая из сторон должна была доказать свои утверждения.
Судебная система по реформам
Хаммурапи стала более
почти не зависимой от жречества, а главным источником судебных решений
стало письменное право. Царские законы приравнивались к божественным
установлениям.
При составлении Кодекса в
его основу было положено
право, шумерийские судебники, новое законодательство. Своим
законодательством Хаммурапи пытался закрепить общественный строй
государства господствующей силой в котором должны были являться мелкие и
средние рабовладельцы. Это первый известный сборник законов, освящавший
рабовладельческий строй, частную собственность.
Важное значение имели статьи,
посвященные собственности.
объект собственности имела два вида: государственная (царская и храмовая) и
общинная. Особый правовой статус имели наделы земли за службу воинам —
имущество (илку), которое считалось основным владением целевого назначения.
Царские чиновники также получали земельные наделы. Земля, вода считались
собственностью царя и общины. Порядок пользования общинной землей и водой определялся органами управления.
В Законах Хаммурапи имеется ряд статей, регулирующих аренду земли,
игравшую большую роль в земельных отношениях того времени. Законы Хаммурапи упоминают о различных видах имущественного найма: помещения, домашних животных, судов, повозок, рабов. Широко был распространен договор личного найма. Кроме сельскохозяйственных рабочих, нанимали врачей, ветеринаров, строителей. Довольно подробно Законы Хаммурапи регулировали договор займа.
Характерной чертой законодательства в этом вопросе является стремление
ограничить должника от кредитора и предотвратить долговое рабство.
Брак считался разновидностью договора. Обычно он заключался между
родителями жениха и невесты, согласие последних не требовалось. Действовало правило: нет договора — нет брака и семьи.
Наследование по завещанию уже имеет силу, но с известными
ограничениями. Преимущественным способом наследования является наследование по закону. В качестве наследников выступали: дети, усыновленные дети, внуки, дети от рабыни-наложницы, если отец признавал их своими.
В области уголовного права и процесса как и другие древние кодификации
Законы Хаммурапи не дают общего понятия преступления и перечня всех тех
деяний, которые признавались преступными, ничего не говорится в Кодексе о
государственных и религиозных преступлениях, всегда караемых смертью. Из
содержания кодификации можно выделить лишь три вида преступлений: против личности, имущественные и против семьи.
Процесс был одинаков как по
уголовным, так и по
Дело начиналось с заявления потерпевшей стороны. В качестве средств
доказывания служили свидетельские показания, клятвы, ордалий (законы
упоминают испытание водой). Нормы процессуального права требовали от судей лично «исследовать дело».
Об особенностях
культуры Междуречья можно узнать из
вопроса 2 данной контрольной.
«Эпос о Гильгамеше» - «О всё видавшем и везде побывавшем» - история получеловека-полубога. «Эпос» можно назвать первым трагическим произведением, потому как он достаточно мрачен и заставляет задуматься о жизни, смерти, потере близких, о месте человека на этой земле.
Гильгамеш — потомок богов, его отец был богом-правителем, а мать — жрицей, которая сама была полубогиней-получеловеком. Он очень силён, активен, и утомляет этим своих подданных. Но, не смотря на своё божественное происхождение, Гильгамеш — человек, и ему не чуждо ничто человеческое. Скорее всего, его божественность подчёркивается только потому, что он правитель Урука.