Культура и искусство древней Греции

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Апреля 2012 в 19:48, реферат

Описание работы

Во многовековой истории развития человеческого общества особая
роль принадлежит античному периоду, что обусловлено, главным обра-
зом, его вкладом в мировую культуру. При этом культура античности
(как и культуры других эпох) рядом исследователей часто отождествля-
ется с понятием "цивилизация", как это имеет место, например, во
взглядах Э.Тэйлора. Отождествление этих понятий ведет к неясности в
понимании самого содержания культуры.

Работа содержит 1 файл

Культура и искусство древней.doc

— 102.00 Кб (Скачать)

Министерство  образования Российской Федерации

Томского  политехнического университета

________________________________________________ 
 
 
 
 
 
 
 

Реферат 

на тему: 

Культура  и искусство древней

Греции 
 
 
 
 
 
 
 

Выполнил:

Студент гр. 7Т60

Александров А.В.

Проверил:________________  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Томск 2006 

В В Е  Д Е Н И Е 

     Во  многовековой истории развития  человеческого общества  особая

роль принадлежит  античному периоду,  что обусловлено,  главным обра-

зом,  его вкладом  в мировую культуру.  При этом культура  античности

(как и культуры  других эпох) рядом исследователей  часто отождествля-

ется с понятием "цивилизация",  как это имеет  место,  например,  во

взглядах Э.Тэйлора.  Отождествление этих понятий ведет  к неясности в

понимании самого содержания культуры.

     В  научной литературе существуют  различные определения цивилиза-

ции. В социально-философской  литературе цивилизацией называется этап

человеческой  истории, следующий за варварством. Вместе с тем в лите-

ратуре часто  встречаются определения типа "европейская цивилизация",

"американская  цивилизация",  "русская цивилизация"  и другие, которые

подчеркивают  своеобразие региональных культур.

     Понятие  "цивилизация"  происходит  от латинского civilis (граж-

данский,  государственный,  политический) и во многом  совпадает  по

смыслу  с  понятием  "культура".  Первое  понятие возникло и вошло в

русскую мысль  в 18 веке. Оно означало окультуривание человека в сис-

теме государственного устройства, разумно устроенного  общества. Вто-

рое понятие  еще со времен античности означало формирование, воспита-

ние человеческой души, обуздание человеческих страстей. То есть, по-

нятие "цивилизация" в определенном смысле поглотило  понятие "культу-

ра",  оставив  за ним то, что относится к формированию личного, твор-

ческого начала в человеческой деятельности. В то же время за понятием  "цивилизация"  в  качестве одного из его определений закрепилась

характеристика  материальной стороны человеческой деятельности. Соци-

альные  преобразования и научные достижения 20 века внесли много но-

вого в понимание  цивилизации,  которую стали рассматривать  как  це-

лостность экономической,  социально-классовой, политической и  духов-

ной сфер жизни  общества в определенных пространственных и  временных

границах.

     Вопрос  о взаимосвязи культуры и цивилизации представляется  до-

вольно  запутанным  из-за  того,  что они во многом перекрывают друг

друга.  Представители  англоязычной литературы аппелируют  в  большей

степени  к  понятию  "цивилизация",  а  немецкие  авторы - к понятию

"культура".

     В  отечественной  литературе еще  в начале 19 века понятие "куль-

тура" вообще не использовалась,  заменяя его  рассуждениями о просве-

щении,  воспитании,  образовании,  цивилизации.  Русская  социальная

мысль стала  использовать понятие "культура" в связи с  рассуждениями

о цивилизации  где-то со второй половины 19 века. Так, П.Л.Лавров пи-

сал:  "Как  только работа мысли на почве культуры обусловила  общест-

венную  жизнь  требованиями  науки,  искусства  и нравственности,  то

культура перешла  в цивилизацию, и человеческая история началась".

     В  настоящее  время  понятия  "цивилизация"  и  "культура" часто

употребляются и воспринимаются  как  равнозначные,  взаимозаменяющие

друг друга.  И это представляется правомерным,  поскольку культура в

широком ее понимании и представляет собой цивилизацию.

     Однако  из этого не следует, что  один термин может полностью  за-

менить другой.  По мнению Н.Я.Бромлей,  "когда  мы говорим "цивилиза-

ция",мы  подразумеваем  всю взаимосвязь показателей  данного общества.

Когда мы говорим "культура" то речь может идти о духовной  культуре,

о материальной, либо о той и другой. Тут требуются  специальные пояс-

нения - какую  культуру мы имеем ввиду".

     По  мнению И.Ф.Кефели,  культура - процесс  активной деятельности

человека,  направленной на освоение, познание и преобразование мира,

совокупность  достигнутых в процессе освоения мира материальных и ду-

ховных ценностей,  отражающих уровень достижений человека в освоении

мира.  Большинство  современных специалистов считают,  что культурный

процесс включает способы и методы создания орудий труда, предметов и

вещей,  необходимых  человеку, и что овладение культурой  предполагает

освоения умений и знаний,  необходимых для  для труда, общения и поз-

нания.

     Таким  образом, под культурой современная наука понимает все то,

что  создается  людьми,  в отличии от того,  что существует в природе

помимо человека,  другими словами, всю творческую деятельность людей

во всем ее многообразии, во всей ее многогранности. Под цивилизацией

же мы понимаем один из периодов истории культуры. Периоды эти следу-

ющие:  дикость-"период  преимущественно присвоения готовых  продуктов

природы" (Энгельс); варварство-эпоха, характеризующаяся  изобретением

глиняной посуды,  общим усложнением орудий труда, начатками животно-

водства и земледелия (в обычном словоупотреблении "варварство"  сде-

лалось  обозначением грубости,  жестокости,  культурной отсталости и

реакционности);  цивилизация-эпоха, начинающаяся с  изобретения алфа-

витной  письменности  и характеризующаяся усложнением обрабатывающей

промышленности, большим ростом производительности труда, непрерывным

углублением классовых  противоречий и основанной на этих противоречи-

ях государственной  организацией.     В истории  человечества принято различать  следующие основные ти-

пы цивилизации:  1) древневосточные  (Древний  Египет,  Месопотамия,

Древний Китай,  Древняя Индия и др.); 2) античная; 3) средневековая;

4) индустриальная; 5) современные восточные; 6) российская.

     Между  этими  цивилизациями  можно   выявить преемственные связи,

приводящие,  в конечном счете, к общечеловеческой цивилизации совре-

менной эпохи.

     Следовательно  цивилизация античности - один из  периодов  разви-

тия культуры,  которое происходило в границах Древней Греции и Древ-

него Рима. 

К У Л Ь Т У Р А    Д Р Е В Н Е Й    Г Р Е Ц И И 

     Греция  четко делится на три части:  северную, охватывающую Фес-

салию и Эпир;  центральную,  ограниченную с севера Малийским и Пага-

сейским заливами,  а с юга - Коринфским и Сароническим; наконец, юж-

ную, т. е. Пелопоннес. Климат древней Греции  мало чем отличается от

нынешнего.  Средняя  температура не претерпела изменений  с  античных

времен. Она колеблется от 16 градусов в Фессалии, где климат ближе к

континентальному, до 19 градусов на Кикладах.

     В Греции совсем нет золота:  его добывали уже за пределами Гре-

ции - на острове  Тасос,  в Македонии и Фракии. Зато меди греки имели

вдоволь, находя ее прежде всего на Эвбее, где название города Халки-

да происходит от греческого слова, обозначающего  медь. Также в Древ-

ней Греции добывали ряд других черных и цветных металлов.

     Горнодобывающий  промысел находился в Афинах  на  высоком  уровне

развития:  там  умели  необыкновенно искусно  отыскивать новые залежи ценных металлов,  а глубина шахт достигала 120 м. Еще важнее серебра

была для греческого искусства глина,  из которой делали кирпичи,  но

прежде всего  керамику - в этом греки добились,  как известно,  высо-

чайших художественных достижений.  Наконец, весьма ценился  и камень:

благодаря ему  возникли со временем греческие храмы, другие памятники

архитектуры и  скульптуры.  Камень всегда находился  на месте,  его не

надо было ниоткуда возить.  Дома в Афинах строились  из твердого  из-

вестняка,  добытого  в  ближайших окрестностях;  дома на Делосе - из

камня выломанного прямо из гранитного основания  острова.  Даже  при

сооружении храмов обходились без транспортировки  материалов. В Олим-

пе святилище  Зевса построили из местного известняка; каменоломни Ка-

ра,  поставлявшие Афинам излюбленный там в VI в.  до н. э. траверин,

т.  е. мягкий известняк, располагались всего  в нескольких километрах

от города.

     На  рубеже III-II тысячелетия до н.  э. предки поднейших греков,

двигаясь из-за Дуная, вторглись на балканский полуостров. Пространс-

тво,  примыкавшее  к Средиземному морю, было заселено людьми, которые

говорили  на языке,  не относящемуся ни к индоевропейской,  ни к се-

митской группам.  Позднейшие греки, за исключением дворян, сами счи-

тали себя автохтонными населением Греции, однако и у них  сохранялось

представление о существовании некоторого древнего,  догреческого на-

рода,  карийцев, лелегов, или пеласгов, первоначально  населявших Эл-

ладу и прилегающие  острова.

     Итак, в  районе Эгейского моря  существовали и взаимодействовали

три культурные общности: древнейшая из них критская, или минойская,

с центром на Крите (3000 - 1200 гг.  до н. э.); кикладская, расцвет-

шая на островах;  и элладская  -  в  собственно  Греции.  Отражением критской  культуры  в материковой Греции была культура микенская:  в

формировании ее немалую роль сыграли,  очевидно,  художники и ремес-

ленники с Крита, привезенные в качестве рабов  победителями - ахейца-

ми.

     Около  1700 г. до н. э. в Греции  формируется микенская культура,

Информация о работе Культура и искусство древней Греции