Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Января 2012 в 05:11, контрольная работа
Тысяча гимнов Ригведы, а также более поздние памятники ведийской литературы дают богатейший материал для суждений о характере религиозных верований ариев. Сравнение с мифологией других народов показывает иногда далекие индоевропейские истоки ведийской религии. Прослеживаются, между прочим, и славянские параллели: например, божество грозы Парджанья соответствует Перуну, бог огня именуется Агни (ср. рус. «огонь»), бог ветра — Ваю (ср. рус. «веять»).
Университет
Российской
Академии Образования
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА
По дисциплине: Культурология
На
тему: «Религия и культура
Древней Индии»
Выполнил: студент группы Ю-120
Зайнуллин Д.В.
Проверила:
Трушникова Е.Л.
Челябинск, 2011 г.
Религия
и культура Древней
Индии
Древние
боги
Тысяча гимнов Ригведы, а также более поздние памятники ведийской литературы дают богатейший материал для суждений о характере религиозных верований ариев. Сравнение с мифологией других народов показывает иногда далекие индоевропейские истоки ведийской религии. Прослеживаются, между прочим, и славянские параллели: например, божество грозы Парджанья соответствует Перуну, бог огня именуется Агни (ср. рус. «огонь»), бог ветра — Ваю (ср. рус. «веять») [1] . Особую близость обнаруживают веды с религией и культурой древнего Ирана, так как индийская группа арийских племен довольно поздно отделилась от своих иранских собратьев. И в Индии, и в Иране поклонялись, например, богу Митре, во время религиозных церемоний пили сому — священный напиток, обладавший, видимо, наркотическим действием. Даже некоторые мифы у древних индийцев и иранцев были общими.
Мифологические описания в гимнах Ригведы часто связаны с явлениями природы. Устойчивой иерархии богов не наблюдается (как не видно ее и в обществе той эпохи), однако некоторые персонажи были излюбленными героями мифов. Так, многие гимны Ригведы повествуют о подвигах бога Индры, который во главе своей дружины на колеснице, с «молнией» в руке, сражался с бесформенным чудовищем. Когда дракон был побежден, потоки вод помчались, как стада коров, — это дождь пролился на поля. Большая часть гимнов Ригведы была связана с ритуалом, и повествование о сражении Индры с драконом, пелось на празднестве Нового года.
Считалось,
что боги обитают на небесах, и
само их название — дэвы — ассоциируется
со словами, означавшими небо, дневной
свет. Отдельные черты в ведийских
текстах указывают на их антропоморфный
облик, но конкретного описания этого
облика нет, и в науке принято
считать, что арии не поклонялись
изображениям богов. Большинство мифологических
персонажей ведийской религии мужского
пола, но есть и женские образы (Утренняя
Заря, Ночь, Земля и др.)[2] . Обычное жертвоприношение
состояло в том, что богов «приглашали»
сесть на подстилку из священной травы
у костра и «угощали» едой и питьем как
почетных гостей. В огонь лили масло, бросали
ячменные зерна, обращаясь при этом к богу
Агни как к посланцу богов. Полагали, что
жертвы вместе с дымом уносятся на небеса,
а насытившиеся боги посылают затем еду
своим земным почитателям. Происходил,
таким образом, некий «круговорот материи»,
а в центре этого космического процесса
стоял жрец – посредник между миром богов
и людей, от которого небожители принимали
пищу.
Ритуалы
Постоянных
мест сосредоточения культа — храмов
— первоначально не было, но ведийские
арии для особо значимых ритуальных
церемоний сооружали
Всякое действие, имевшее магический характер, детально регламентировалось. Не меньшее значение имело и произнесение при этом обращений к богам. Иногда это простые просьбы, выражающие нехитрую мысль: «Я — тебе, ты — мне», или намеки на щедрость божества, которое, не скупясь, вознаграждает того, кто его восхваляет. Порой настойчиво повторяется имя бога, с тем чтобы получить над ним магическую власть и заставить выполнить просьбу. Само заклинание тогда приобретает характер требования.
В представлении участников ритуала, обряд не символизирует космические явления, а вызывает их: солнце не встанет, если жертвователь не зажжет в конце ночи огонь на алтаре. Жертва осмысляется как движущая пружина мировых процессов. Боги ничего не решают по произволу, они лишены свободы воли и в этом смысле даже не отличаются особым могуществом. Ритуалистика менее всего предполагает живые эмоции. Богов не умоляют, а, скорее, управляют ими. Иногда они выглядят как простые статисты в литургическом действе. Для брахманической прозы характерно представление о материальности всего мира (включая область духа и абстрактные понятия) и в то же время оживление этой материи в виде божеств — дэвата.
Все
в мире взаимосвязано, и потому одно
можно сделать орудием
Непосредственно к брахманам примыкают — а отчасти и просто включаются в них — араньяки и упанишады. Упанишады опираются на те представления о «круговороте материи», которые явственно выражены в брахманах. Жертва от людей идет к богам и — в качестве возмещения — вновь возвращается к людям. Но и сам человек осмысляется как своего рода жертва: и он проходит круговорот существований, вращаясь между тем и этим миром. Складывается понятие сансары — круга перерождений.
Понятие
жертвоприношения в упанишадах все
чаще употребляется в переносном
смысле, становясь метафорой. Говорится
о жертве не только пищей, но и деянием,
словом, мыслью. Вся жизнь человека
рассматривается как цикл ритуальных
процедур от зачатия до смерти. Сожжение
покойника есть последнее жертвоприношение
— тела на огне. Повседневное поведение
представляется ритуализованным действием,
а сам человек — совокупностью
чистых и нечистых деяний. Формируется
важнейшая для индийских
Закон
воздаяния обеспечивал тем, кто
накопил религиозную заслугу, новое
рождение в более высокой варне,
а грешникам — в более низкой.
За грехи человек мог родиться
животным, червем, насекомым, а наградой
за праведность служило рождение
божеством. Таким образом, и сами
боги не были свободны от круговорота
перерождений и воздаяния — кармы.
Ведизм, джайнизм, индуизм –
основы
духовной культуры индийского
ареала
Отличительная
особенность древнеиндийской
Важной составной частью древнеиндийской культуры были Веды — сборники священных песен и жертвенных формул, торжественных гимнов и магических заклинаний при жертвоприношениях — «Ригведа», «Самаведа», «Яджурведа» и «Атхарваведа». Согласно ведической религии ведущими богами считались: бог неба Дьяус, бог тепла и света, дождя и бури, повелитель вселенной Индра, бог огня Агни, бог божественного опьяняющего напитка Сома, бог солнца Сурья, бог света и дня Митра и бог ночи, хранитель вечного порядка Варуна. Жрецы, исполнявшие все обряды и предписания ведических богов, назывались брахманами. Однако понятие «брахмана» в контексте древнеиндийской культуры было широким. Брахманами назывались также тексты с ритуальными, мифологическими пояснениями и комментариями к Ведам; брахманом назывался также абстрактным абсолют, высшее духовное единство, к пониманию которого постепенно пришла древнеиндийская культура.
В
борьбе за гегемонию брахманы пытались
по своему истолковывать Веды. Они
усложнили обряды и порядок жертвоприношений
и провозгласили нового бога —
Брахмана, как бога-творца, управляющего
миром вместе с Вишну (впоследствии
«Кришна»), богом-хранителем и Шивой,
богом-разрушителем. Уже в брахманизме
выкристаллизовывается
Но
брахманизм был официальной формой
ведической религии, тогда как существовали
и иные. В лесах жили и учили
отшельники-аскеты, создававшие лесные
книги — араньяки. Именно из этого
русла родились знаменитые Упанишады
— тексты, которые донесли до
нас трактовку Вед
Именно
ведическая религия создала и
обосновала основные категории религиозно-
Если в течение одной жизни переход из одной варны в другую был невозможен, то после смерти человек мог рассчитывать на изменение своего социального статуса. Что касается высшей варны — брахманов, то для них возможно даже освобождение от сансары путем достижения состояния «мокши» (от санскритского «освобождение»). В Упанишадах записано: «Как реки текут и исчезают в море, теряя имя и образ, так знающий, освободившись от имени и формы, восходит к божественному Пуруше». Согласно закону сансары, люди могут перерождаться в самые разные существа, как высшие, так и низшие, в зависимости от кармы. Улучшению кармы способствуют, к примеру занятия йогой, т.е. практическими упражнениями, направленными на подавление и контроль обыденного сознания, чувств, ощущений.
Подобные идеи породили специфическое отношение к природе. Даже в современной Индии существуют секты дигамбаров и шветамбаров, которые по-особенному, трепетно относятся к природе. Первые, когда идут, подметают перед собой землю, а вторые носят у рта кусок материи, чтобы туда, не дай бог, не залетела какая-нибудь мошка, ведь она когда-то могла быть человеком.
К
середине первого тысячелетия до
нашей эры в общественной жизни
Индии происходят большие изменения.
К этому времени здесь
Дело в том, что вопрос о моральности социального долга был для кшатриев далеко не праздным: с одной стороны, их военный долг перед страной обязывал их совершать насилие и убивать; с другой стороны, смерть и страдание, которые они несли людям, ставили под сомнение саму возможность освобождения от сансары. Бог Кришна рассеивает сомнения кшатриев, предлагая своего рода компромисс: каждый кшатрий должен выполнять свой долг (дхарму), сражаться, но делать это нужно отрешенно, без самолюбия и фанатизма. Таким образом, Бхагават-гита создает целое учение об отрешенном действии, которое легло в основу концепции бхагаватизма.
Второй
формой борьбы с брахманизмом явилось
движение джайнистов. Подобно брахманизму
джайнизм не отрицает сансары, кармы
и мокши, но считает, что слияния
с абсолютом нельзя добиться лишь
молитвами и