Культура Древней Месопотамии

Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Октября 2012 в 14:18, контрольная работа

Описание работы

Месопотамией (Двуречьем, Междуречьем) древние греки называли земли, лежащие между Тигром и Евфратом, в долине которых сформировалась столь же высокая, как и в Египте, культура. Но в отличие от последнего, являвшегося в течение трех тысячелетий единым государством с одним и тем же народом, в Месопотамии сменилось несколько народов и несколько государств. На территории древней Месопотамии (ныне -территория современного Ирака ) в течение трех тысячелетий сформировались три великие культуры: Шумера и Аккада, Вавилона, Ассирии.
Культура Шумера и Аккада. Самая ранняя шумерская культура существовала с 3000 до 2400 до н.э. в Южном Двуречье. В 2400 г.до н.э. Правитель Аккада Саргон Древний завоевал Шумер. Аккадский язык вытеснил шумерский и стал главным на всей территории Месопотамии. Впервые в мировой истории Саргоном Древним было создано постоянное войско численностью 5400 человек. Шумеро - Аккадская цивилизация была союзом городов-государств. Существовало несколько десятков небольших городов-государств с населением 40-50 тыс.человек каждый (Ур, Урук, Лагаш, Ларса и др.).

Содержание

1.Культура Шумера и Аккада………………………………………………...
1.1Возникновение клинописи………………………………………………...
1.2Шумерские религиозные представления…………………………………
1.3Мифы и эпос………………………………………………………………..
1.4 Художественная культура Шумеров…………………………………….
2. Культура Вавилона…………………………………………………………
2.1 Система права……………………………………………………………...
2.2 Художественная культура Вавилона…………………………………….
3. Ассирийская культура……………………………………………………...
Рецензия на «Эпос о Гильгамеше»…………………………………………...
Тестовые задания……………………………………………………………...
Краткий конспект……………………………………………………………...
Литература……………………………………………………………………..

Работа содержит 1 файл

Древняя Месопотамия.docx

— 41.95 Кб (Скачать)

Белорусский государственный  университет информатики и радиоэлектроники

Кафедра экономики

 

 

 

 

 

 

Контрольная работа по культурологии.

Тема 14.

Культура Древней Месопотамии.

 

 

 

 

 

                                                                                                                                        студентки ФЗО гр901502-14                                                                                                                                        Цвирко Елены Игоревны

                                                                                                                                 

                                                                                                                                       

 

 

Минск 2011

СОДЕРЖАНИЕ

 

1.Культура Шумера и Аккада………………………………………………...

3

1.1Возникновение клинописи………………………………………………...

4

1.2Шумерские религиозные  представления…………………………………

6

1.3Мифы и эпос………………………………………………………………..

7

1.4 Художественная культура Шумеров…………………………………….

9

2. Культура Вавилона…………………………………………………………

11

2.1 Система права……………………………………………………………...

11

2.2 Художественная культура  Вавилона…………………………………….

13

3. Ассирийская культура……………………………………………………...

17

Рецензия на «Эпос о  Гильгамеше»…………………………………………...

18

Тестовые задания……………………………………………………………...

19

Краткий конспект……………………………………………………………...

20

Литература……………………………………………………………………..

21


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.Культура Шумера  и Аккада

Месопотамией (Двуречьем, Междуречьем) древние греки называли земли, лежащие  между Тигром и Евфратом, в долине которых сформировалась столь же высокая, как и в Египте, культура. Но в отличие от последнего, являвшегося  в течение трех тысячелетий единым государством с одним и тем  же народом, в Месопотамии сменилось  несколько народов и несколько  государств. На территории древней  Месопотамии (ныне -территория современного Ирака ) в течение трех тысячелетий  сформировались три великие культуры: Шумера и Аккада, Вавилона, Ассирии.

Культура Шумера и Аккада. Самая ранняя шумерская культура существовала с 3000 до 2400 до н.э. в Южном  Двуречье. В 2400 г.до н.э. Правитель Аккада Саргон Древний завоевал Шумер. Аккадский язык вытеснил шумерский и стал главным на всей территории Месопотамии. Впервые в мировой истории Саргоном Древним было создано постоянное войско численностью 5400 человек. Шумеро - Аккадская цивилизация была союзом городов-государств. Существовало несколько десятков небольших городов-государств с населением 40-50 тыс.человек каждый (Ур, Урук, Лагаш, Ларса и др.). Они поочередно играли ведущую роль в объединении страны. В Двуречьи не было сколько-нибудь значительного фактора (природного, экономического или религиозного), который мог бы стать основой государственного объединения. Принципы же построения государственности были такими же, как и в Древнем Египте.

Основу экономики Шумеро-Аккада составляло ирригационное земледелие. Важное значение имели также скотоводство и металлургия. Уже в начале III тыс.до н.э. шумеры начали изготовлять бронзовые орудия, а в конце II тыс. до н.э. вступили в железный век. С середины III тыс. до н.э. в производстве посуды применяется гончарный круг. Успешно развиваются и другие ремесла – ткацкое, камнерезное, кузнечное. Широкая торговля и обмен имеют место как между шумерскими городами, так и с другими странами – Египтом, Ираном, Индией, государствами Малой Азии.

Главным достижением шумеро-аккадской  культуры является письменность. Усовершенствованная  во II тыс. до н.э. финикийцами, она составила основу почти всех современных алфавитов.

 

1.1Возникновение  клинописи

 

Важнейшим культурным открытием  шумеров было изобретение клинописной  системы письма. Сами шумеры приписывали  изобретение письма своим богам, как об этом рассказывают некоторые  шумерские сказания.

Клинопись возникла не сразу. Сначала письмо выглядело скорее как наброски, рисунки, получавшиеся  из ровных или изогнутых линий. Поэтому  его называют пиктографическим,  или линейным письмом. Таким письмом  шумеры пользовались при составлении  первых записей хозяйственной отчетности. Они должны были стать опорой памяти, прообразом наших записных книжек. Это первоначальное шумерское письмо отличается, таким образом, по своему назначению от древнейших египетских иероглифов, при помощи которых в  первую очередь увековечивались  деяния фараонов. Древнейшие письменные памятники шумеров свидетельствуют  скорее об их деловом подходе к  практическим потребностям повседневной жизни. Они не оставили нам больших  и высокопарных исторических записей.

Как только писец перестал рисовать на глине и начал вдавливать в нее нижним концом тростниковой палочки, заточенным в форме маленького треугольника, значки, напоминающие клинья, возникла клинопись.

Ее знаки представляют собой вертикальные, горизонтальные, острые углы правой и левой ориентации.

На следующем этапе  развития клинописи отдельные значки приобрели значение определенного  слога. Если, например, знак звезды обозначал  небо, которое по-шумерски называлось «ан» и знак поэтому читался «ан», то при слоговом письме этот знак читался  независимо от изображаемого им понятия  как слог «ан». Некоторые знаки  имели значение определителей (детерминативов), они предупреждали читателя, что  он стоит перед определенным понятием. Так, вертикальный клин обозначает, что  за ним стоит имя мужчины, знак звезды говорит о том, что  он предшествует имени бога и т.д.

Порядок размещения письменных знаков был произвольным. Потом писали горизонтальными строками слева  направо.

Размеры табличек разнообразны. Известны тексты размером 1x1 см до более распространенного 4-5 на 3-4 см.

Самый большой текст имеет  размеры 30x46 см. Иногда на маленьких табличках умещен большой текст, с высотой строк всего в 2 мм. Наконец, известны и такие таблички, которые при размере 2,2x2,6 см, содержат до 30 строк со 144 клинописными знаками. Такие тексты можно считать только с помощью лупы.

Заслуживают внимания цилиндрические печати, которые имели форму цилиндра с вырезанным изображением на выпуклой стороне. Их прокатывали по сырой  поверхности документа. В результате получался небольшой рельеф, который  удостоверял личность владельца  такого цилиндра-печати.

Таблички хранились в  глиняных ящиках, бочках или других сосудах. Писцы были хорошо подготовлены, часто выполняли заказы неграмотных  людей.

Первоначально шумеры не знали  жречества как сословия. Система  религиозно-мифологических представлений  в культуре Шумера отчасти перекликается  с египетской.

1.2Шумерские религиозные  представления

 

Очень многие письменные тексты имеют религиозное содержание. Религиозные  представления были одним из важнейших  факторов в развитии мышления населения  Двуречья. В них нашли отражение  те явления природы, сущность и действие которых люди не могли себе объяснить. Кроме того, в повседневной жизни  человек был тесно связан с  явлениями природы. Ему приходилось  иметь дело с ее животворящими  силами, рождением и смертью всего  живого, с явлениями природы, имеющими благотворные и губительные последствия.

Уже с V тыс. до н.э. появляется культ вечно плодоносящей и рождающей силы, которую олицетворяла богиня-мать. Ей был подчинен бог-мужчина. Сохранились их многочисленные глиняные статуэтки.

Для религии Двуречья был  свойствен большой консерватизм. Содержание молитв и культовый инвентарь  очень мало изменились за две тысячи лет.

Переход к земледелию и  оседлости способствовал формированию пантеона богов. В III тыс. до н.э. у шумеров были сотни богов. Главное место в пантеоне играла триада: Ан - бог неба, Энлиль – бог земли, Энки – бог воды. Четвертое место занимала Нинхурсаг – «мать всего живого». Выделялись также две большие группы богов: подземные и земные Игиги и подземные Ануннаки.

С ходом времени функции  отдельных богов расширялись. Так, Энлиль стал богом, определяющим судьбы; покровителем сил плодородия, городов, изобретателем мотыги и плуга. Он считался и олицетворением воды, богом  мудрости, и изобретателем ремесел, письма, наук и искусств.

Культ бога Ана не был  широко распространен: он внушал людям  страх, ему нужно было приносить  жертвы. Его женой была Ки (т.е. Земля), ее иногда называли Нинту – т.е. «госпожа, дающая рождение». Впоследствии ее место заняла Инанна, или, поаккадски, - Иштар. Ее культ распространился по всей Передней Азии.

Было несколько богов подземного мира. Это богиня Эрешкигаль и бог Нергал. Последний был бог смертельных болезней и войны. Близок к нему по функциям бог чумы Эрра.

Не позднее Нововавилонского периода боги отождествлялись с  небесными светилами.

Было распространено почитание  демонов добра и зла. Самыми страшными  были представители «Злой семерки», им противопоставлялись полезные и  добрые демоны – «Семь мудрецов». Демоны изображались полулюдьми, полуживотными. У злых демонов – человеческое тело с лицом, искаженным страшной гримасой.    

 

1.3 Мифы и эпос

 

   Из всех месопотамских мифов наибольшего внимания заслуживает миф о сотворении мира, имевший как шумерский, так и аккадский варианты. По первым словам его называют «Энума элиш» («Когда вверху»). Главную роль творца в шумерском варианте играл бог Энлиль, в аккадском – бог Мардук. По этому мифу мы можем судить о космологических представлениях шумеров и аккадцев, которые оказали влияние на античность.

В аккадском варианте сначала  говорится о сотворении богов. Но чудовище Тиамат решило погубить богов. Последние пребывали в ужасе, но их спас бог Эа. От его брака  с богиней Дамкиной родился молодой  и сильный бог Мандрук. В конце  концов он одолевает Тиамат и ее помощников и разрубает ее тело на две части. Из одной Мардук делает небесный свод, а из другой – землю. Он построил на небесах жилище для  богов, разделил год на 12 месяцев, сотворил небесные светила, а на земле создал животных и растения. Он убил чудовище Кингу, из его крови Мардук замесил глину и создал человека. Об основной функции человека говорится устами богов: «Человек был создан, чтобы служить богам».

Значительные фрагменты  шумерской мифологии сохранились  в библейском тексте. В отрывках дошло до нас шумерское сказание о братьях-полубогах Эмеше и  Энтене, сотворенных богом Энлилем, в отрывках угадывается библейское сказание о Каине и Авеле. Энтена по воле бога-творца стал земледельцем, а Эмеша – пастухом. Как и  в библейском варианте–братья вступают в конфликт, но дело не доходит до братоубийства. Другим прообразом этого  же библейского рассказа является шумерское  сказание о Думузи, боге пастухов и  растительности, и Энлиле; боге земледелия. Здесь конфликт между богами-соперниками  возникает из-за сватовства к богине Инанне. И в этом мифе между богами наступает примирение.

Несколько шумерских мифов  о сотворении человека реминисцентно  отразились в Библии, о чем свидетельствует  дословный перевод имени Адам-«глина, красная земля, прах».

Сохранились также несколько  месопотамских повествований о  всемирном потопе и рассказ о  первом рае.

Из эпических произведений первое место принадлежит поэме  о Гильгамеше, полулегендарном герое  и правителе города Урука.

Всего до нас дошло шесть  шумерских фрагментов эпоса, пять из них вошли в канон на аккадском  языке нововавилонского времени. Эпос складывается из ряда самостоятельных  сюжетов, которые получили свои названия: «Гильгамеш в стране живого», где  говорится о поисках бессмертия и вечной славы; в сюжете «Гильгамеш и небесный бык» речь идет об убиении  героем громадного быка; легенда «Похороны  Энкиду» повествует о кончине  друга Гильгамеша и его похоронах.

В «Эпосе» отражены многие реалии политической истории Шумера. Особенно хорошо это отразилось во фрагменте «Гильгамеш и Агга», где  рассказано о войне Урука с  Кишем. Объявление этой войны обсуждалось  в совете старейшин и народном собрании Урука.

«Эпос о Гильгамеше» стоит  у истоков мировой литературы.

Еще одна шумерская поэма  посвящена богатырю Адапе, который  за то, что сломал крылья южному ветру, который перевернул его лодку  во время рыбной ловли, был вызван на небесный суд перед богом Анну. Бог оправдал Адапу.

В сказании об Этане, легендарном  царе Киша, дошедшем в нескольких вариантах  на аккадском языке, - повторяется  прометеевский сюжет – поиски травы рождения для жены героя. Она  долго не могла родить сына. Этана, по совету бога Шамаша, обращается за помощью  к орлу. Тот пытается доставить  героя к Солнцу. Налицо сходство с греческим мифом о Дедале и Икаре. Современных ученых удивляет реальное видение героем удаляющейся  Земли. Ведь жители Двуречья не могли  видеть свою страну с высоты.

Информация о работе Культура Древней Месопотамии