Культура и религия Древней Индии

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Декабря 2011 в 23:27, контрольная работа

Описание работы

Индия - одна из колыбелей человеческой цивилизации. Она была заселена еще в глубокой древности.
Первыми жителями Древней Индии были дравиды. По прошествии веков дравидов сменили многочисленные племена, отличавшиеся друг от друга укладом жизни, языком, верованиями, культурой.
Первые известные нам центры индийской культуры Хараппа, Мохенджо-Даро и др. существовали уже в ІІІ тыс. до н.э. на берегах Инда. Культура Хараппы стала основой, базой дальнейшей культурной и общественной эволюции.
В середине II тысячелетия до н.э. протоиндийские государства и их культуры приходят в упадок. Предполагают, что решающую роль в этом сыграло вторжение новых этнических групп, говорящих на языках индоевропейской системы. Точных данных об этом переселении (вероятно с северо-запада) пока нет, хотя сам факт смены языка и культуры не подлежит сомнению. Скорее всего, это передвижение народов было постепенным и медленным. Так или иначе, Хараппа и Мохенджо-Даро (применяя современные названия) подвергались разгрому.

Содержание

1. Специфика культуры.
2. Памятники индийской культуры.
3. Система ценностей индо-буддийской культуры.
4. Тест.
Когда могла сложиться система каст в Индии:
а) 3-е тыс. до н.э.
б) 2-е тыс. до н.э.
в) 1-е тыс. до н.э.

Список литературы.

Работа содержит 1 файл

Культура и религия древней Индии.docx

— 532.68 Кб (Скачать)

Культура  и религия древней  Индии

Содержание: 

1. Специфика  культуры.

2. Памятники  индийской культуры.

3. Система  ценностей индо-буддийской культуры.

4. Тест. 

Когда могла сложиться система каст в Индии:

а) 3-е  тыс. до н.э.

б) 2-е  тыс. до н.э.

в) 1-е  тыс. до н.э. 
 

Список  литературы.

 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Древняя Индия 

1.Специфика культуры.  

Индия - одна из колыбелей человеческой цивилизации. Она была заселена еще в глубокой древности.

     Первыми жителями Древней Индии были дравиды. По прошествии веков дравидов сменили  многочисленные племена, отличавшиеся друг от друга укладом жизни, языком, верованиями, культурой.

     Первые  известные нам центры индийской  культуры Хараппа, Мохенджо-Даро и др. существовали уже в ІІІ тыс. до н.э. на берегах Инда. Культура Хараппы  стала основой, базой дальнейшей культурной и общественной эволюции.

     В середине II тысячелетия до н.э. протоиндийские государства и их культуры приходят в упадок. Предполагают, что решающую роль в этом сыграло вторжение  новых этнических групп, говорящих  на языках индоевропейской системы. Точных данных об этом переселении (вероятно с северо-запада) пока нет, хотя сам  факт смены языка и культуры не подлежит сомнению. Скорее всего, это  передвижение народов было постепенным  и медленным. Так или иначе, Хараппа  и Мохенджо-Даро (применяя современные  названия) подвергались разгрому.

     Период  с середины II тыс. до н.э. до первой половины I тыс. до н.э., получивший в истории название ведийского, отмечен образованием классового общества и государства. Крупные достижения в области производства привлекли за собой расслоение общества.

     К середине 1-го тысячелетия до н.э. эти черты патриархальности приходят во всё более резко выраженное противоречие с такими крупными сдвигами в общественных отношениях, которые и являлись основной причиной возникновения буддизма.

     Появление буддизма на исторической арене совпадает  по времени со значительными изменениями  в социально - политической и экономической  жизни древнеиндийского общества. Весьма активно начинают о себе заявлять периферийные районы брахманской культуры, в которых все более выдвигаются  на первое место кшатрии, притязающие  на руководящую роль в жизни общества. Именно в этих районах на базе четырех  царств (Кошала, Маганда, Ватса и  Аванта) намечаются и происходят существенные сдвиги в области экономики, политики, вылившиеся в конечном итоге в  образование одной из могущественных империй в древней Индии - империи  Магадхи, основателями и руководителями которой явились представители  династии Маурьев. Таким образом, на территории современного южного Бихара (Северная Индия) примерно в середине первого тысячелетия до н.э. концентрируются  значительные социальные силы, нуждающиеся  в новых принципах социального  взаимодействия и в новой идеологии.

     В 6-5 вв. до н.э. делаются попытки укрупнить  рабовладельческое хозяйство, использовать труд рабов более рационально.

Самым крупным и сильным государством того времени была Магадха.    В   V   в. возникли два сильных  древнеиндийских государства Кошалы и Магадхи,  соперничество  между  которыми привело  в  IV  в.  до  н.э.  к   победе Магадхи,   занимающей   выгодные географические, стратегические положения.

      Система   внутриобщинных,   межкастовых   экономических   взаимосвязей

"джаджмани",  консервирующая  относительно   высокую   степень   застойности

социальной  жизни в индийской деревне, продолжает существовать  в  отдаленных

от городов  и индустриальных центров районах  в современной Индии. Торговые позиции  в северо-восточной части  страны. 

            Наивысшего могущества это государство  достигло в IV - II вв. до н.э. при династии Маурьев, объединившей под своей властью почти всю территорию Индостана. Магадхско-Маурийская эпоха рассматривается как особая веха в развитии древнеиндийской государственности. Это был период крупных политических событий. Создание объединенного индийского государства способствовало общению различных народов, взаимодействию их культур, стиранию узких племенных рамок. В эпоху Маурьев были заложены основы многих государственных институтов, получивших развитие в последующий период, возникли и оформились многие основные черты социальной структуры, сословно - кастовой организации, важнейшие институты древнеиндийского общества и государства. Получил развитие ряд религиозно – философских течений, такие как джайнизм, поставивший под сомнение ведические ценности, и буддизм, который постепенно из сектантского монашеского учения превратился в одну из трех мировых религий.

     Одним из важнейших компонентов социального, общественного и экономического строя в Маурийский период являлась община. В общины объединялась значительная часть населения - свободные землевладельцы. Самой распространенной формой общины была сельская, хотя в остальных  районах империи еще существовали примитивные родовые общины. В  течение долгого времени общины были изолированы друг от друга, но постепенно эта ограниченность и  замкнутость нарушалась.

     Древнеиндийское государство возникло как рабовладельческое, тем не менее, в его праве отсутствует  отчетливое противопоставление свободных  и рабов. Рабский труд не играл  значительной роли в решающих отраслях экономики Древней Индии. Существенной особенностью древнеиндийского рабства  было наличие государственного законодательства, направленного на ограничение произвола  хозяина по отношению к рабам. Повседневная жизнь индийцев подчинялась  правилам, утверждаемым в нормах, по своему характеру являющихся скорее этическими, чем правовыми. Данные нормы  носили ярко выраженный религиозный  характер. Наиболее известными являются Законы Ману (Ману - мифический бог). Точное время составления этих законов  неизвестно. Предполагается, что они  появились в период между II в. до н.э. и II в. н.э. они состоят из 2685 статей, написанных в форме двустиший (шлок). Непосредственно правовое содержание имеют немногочисленные статьи, содержащиеся в основном в главах VIII и IX (всего в Законах 12 глав).

     Между тем империя Маурьев являлась конгломератом племен и народов, стоявших на разных ступенях развития. Особенного расцвета государственно-политическая жизнь на принципах буддизма достигло во время царствования Ашоки (сер. 3 в. до н.э.) Ашока выдвинул идею завоевания мира не путем военного нападения  на соседей, а через провозглашение учения Будды. В культуре центральное  место отводилось религии, которая  должна была духовно соединять разорванное  на варны общество.

     В первые века н.э. Маурьев сменили  цари индоскифской династии Кушанов (1-3 вв. н.э.).  После распада Кушанской  державы в IV в. н.э. произошло новое возвышение Магадхи, где воцарилась династия Гуптов. Распространившись к V в. н.э. на большей части Северной Индии, держава Гуптов стала последним рабовладельческим государством в этой части страны. В этот период совершенствуется земледелие, развиваются ремесла (изготовление оружия и украшений, металлургия, ткачество, обработка камня и др.), буддизм уступает место индуизму.

     Одной из самых величественных и оригинальных культур, существовавших на нашей планете, является индо-буддийская философия, сформировавшаяся главным образом на территории Индии. Достижения древних индийцев в самых  различных областях - литературе, искусстве, науки, философии вошли в золотой  фонд мировой цивилизации, оказали  немалое воздействие на дальнейшее развитие культуры не только в самой  Индии, но и ряда других стран. Особенно значительным было индийское влияние  в Юго-Восточной, Центральной Азии и на Дальнем Востоке. 

     Под влиянием древнеиндийской цивилизации  стал распространяться буддизм, а в  Монголии и Тибете - также индуизм. Эти религиозные системы принесли в страны Дальнего Востока не только новые для них идеи, но и оказали  непосредственное влияние на развитие искусства. Благодаря буддизму во всех странах региона появился неизвестный  прежде новый художественный язык скульптуры и живописи, были созданы ансамбли, характерной особенностью которых  стало взаимодействие архитектуры  и изобразительного искусства. Особенности  изображения буддийских божеств  в скульптуре и живописи складывались на протяжении многих веков как особый язык символов, выражавший представления  о мироздании, нравственных законах  и предназначении человека. Таким  образом закреплялись и сохранялись  культурный опыт и духовные традиции многих народов. В образах буддийского  искусства воплощались идеи противоборства добра и зла, милосердия, любви  и надежды. Все эти качества определили своеобразие и общечеловеческую значимость выдающихся творений дальневосточной  художественной культуры. 

2.Памятники  индийской культуры. 

Мохенджо-Даро и Хараппа

Многие  десятилетия в науке господствовало мнение, что цивилизация в Индии  возникла намного позже, чем в  Египте или Двуречье. В 1922 г. в долине реки Инда индийские археологи открыли  древние города.

Раскопки  наглядно показали, что в Индии  в IV-III тысячелетии до н. э. существовала высокоразвитая цивилизация.

Позже города индской цивилизации были открыты на значительной территории: на востоке - вплоть До столицы Индии - города Дели, на юге - до порта Бомбея.

Города  Мохенджо-Даро и Хараппа были, очевидно, двумя столицами. Археологи установили, что Мохенджо-Даро занимало площадь  почти 3 кв. км, а его население  могло исчисляться 35-40 тыс. человек.

Внутри  цитадели Мохенджо-Даро были раскопаны  постройки религиозного и общественного  характера: бассейн шириной 7 м и  длиной 12 м, который использовался  для ритуальных омовений; огромный зал, где, очевидно, собирались представители  городских властей; общественные амбары для хранения зерна. 

Главные улицы в центре города достигали 10 м в ширину. Но были и узкие  переулки, по которым едва ли могла  передвигаться повозка. Вдоль улиц стояли двух- и трехэтажные дома из обожженных кирпичей, скрепленных  илистым раствором. Бедняки и  зависимые работники ютились  в жалких тростниковых бараках. Остатки  таких лачуг были открыты в  Хараппе около площадок для обмолота зерна.

Жителям индских городов были знакомы  различные элаки и овощи: ячмень, рис, пшеница, дыни, финики. По остаткам костей животных ученые определили, что  здесь разводили коз, быков, буйволов, а из домашней птицы - кур.

Жители  индских городов железа еще не знали, они использовали медь и бронзу. Искусные мастера умели отливать и ковать металлические изделия. Употреблялись также и каменные орудия труда. Среди ремесленников  было особенно много прядильщиков, ткачей, оружейных мастеров и резчиков по кости. 

Города  были торговыми центрами. Они поддерживали тесные связи не только внутри страны, но и с районами Средней Азии, с городами Двуречья, Египтом. В городах  Двуречья были найдены индские вещи - печати, бусы, раковины, а в Хараппе  и Мохенджо-Даро - печати месо-потамского типа. В Шумере обнаружен кусок  ткани с оттиском хараппской печати.

Раскопаны сооружения, которые, вероятно, были храмами. На одной из найденных печатей  изображено трехликое божество, а  по бокам его - фигурки диких животных. Ученые предполагают, что это прообраз более позднего индуистского бога Шивы - защитника скота. Печати говорят  о поклонении воде, деревьям, огню. Находки  женских статуэток указывают  на культ богини-матери.

Ученые  открыли уже более 1000 печатей  с надписями. Надписи нанесены также  на керамику, металлические изделия, что свидетельствует о широком  распространении письменности. В  Мохенджо-Даро найдена и глиняная чернильница.

Много десятилетий спорят ученые о характере  индской письменности. Однако полное прочтение надписей еще впереди 

Веды 

Веды - это наиболее известные священные  писания индуизма. Считается, что  у них нет автора, и что они  были "ясноуслышаны" святыми мудрецами  далёкого прошлого. Ведавьяса ("веды скомпилировавший") структурировал остававшиеся доступными в то время  священные писания и организовал  их запись, оформив эти тексты в  четыре веды: Ригведа, Самаведа, Яджурведа  и Атхарваведа.

Информация о работе Культура и религия Древней Индии