Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Октября 2011 в 17:47, реферат
Основная задача и цель данной работы заключается в исследовании культуры древней Месопотамии, как прародительницы западной культуры. Непосредственной целью является стремление к пополнению знаний в области истории культуры, постараться как можно ближе познакомиться с забытым миром, которому мы так многим обязаны.
На мой взгляд, выбранная мною тема «Культура Древней Месопотамии: религия и искусство» очень интересна, т.к. Месопотамия — один из важнейших центров мировой цивилизации и древней городской культуры.
Основной проблемой при написании работы оказался ограниченный объем работы, поэтому изложение данной темы приведено в кратком виде,хотя хотелось бы рассказать о многом.
Введение……………………………………………………………………3
1. Географическое положение…………………………………………….5
2. Культура Древней Месопотамии:
Шумеро-Аккадская культура………………………………..5
Культура Старовавилонского царства………………………8
Культура Ассирии…………………………………………….9
Религия…………………………………………………………………11
Научные знания………………………………………………………..17
Искусство………………………………………………………………20
Заключение……………………………………………………………………….23
Список используемой литературы……………………………………………...24
Содержание
Введение……………………………………………
1.
Географическое положение………………
2. Культура Древней Месопотамии:
Заключение……………………………………………………
Список
используемой литературы……………………………………………...
Введение
Культура относится к числу древнейших явлений человеческой жизни.
Она возникла и развивалась вместе с человеком, составляя то, что качественно отличает его от всех других живых существ и природы в целом. Однако интерес к её изучению и осмыслению как особого явления действитености сложился относительно недавно. В течении длительного времени –целых тысячелетий - культура существовала как нечто само собой разумеющееся, неосозноваемое, неотделимое от человека и общества и не требующее к себе какого-то особого, пристального внимания.
Начальные этапы месопотамской культуры были ознаменованы изобретением своеобразного письма, несколько позднее превратившегося в клинопись. Именно клинопись была стержнем месопотамской цивилизации, объединявшим все ее аспекты и позволявшим сохранять традиции. Когда клинопись была окончательно забыта, вместе с нею погибла и месопотамская культура. Однако ее наиболее важные ценности были восприняты персами, арамеями, греками и другими народами и в результате сложной и еще не вполне выясненной цепи передач вошли в сокровищницу современной мировой культуры.
Основная задача и цель данной работы заключается в исследовании культуры древней Месопотамии, как прародительницы западной культуры. Непосредственной целью является стремление к пополнению знаний в области истории культуры, постараться как можно ближе познакомиться с забытым миром, которому мы так многим обязаны.
На мой взгляд, выбранная мною тема «Культура Древней Месопотамии: религия и искусство» очень интересна, т.к. Месопотамия — один из важнейших центров мировой цивилизации и древней городской культуры.
Основной
проблемой при написании работы оказался
ограниченный объем работы, поэтому изложение
данной темы приведено в кратком виде,хотя
хотелось бы рассказать о многом.
Географическое
положение
Месопотамией (Междуречьем) древнегреческие географы называли равнинную область между Тигром и Евфратом, расположенную в их нижнем и среднем течении. С севера и востока Месопотамия окаймлялась окраинными горами, окраинными горами Армянского и Иранского нагорий, на западе граничила с Сирийской степью и полупустынями Аравии, с юга ее омывал Персидский залив Центр развития древнейшей цивилизации находился в южной части этой территории—в древней Вавилонии Северная Вавилония носила название Аккад, южная — Шумер. В северной Месопотамии, которая представляет собой холмистую степь, переходящую в горные районы, была расположена Ассирия.
В целом раннюю культуру
Двуречья обозначают как Шумеро-Аккадскую.
Двойное название связано с тем, что шумеры
и жители Аккадского
царства говорили на разных языках и имели
разную письменность.
Культурному общению разных
племен активно содействовало изобретение шумерийцами письменности,
сперва пиктографии (основой которой служило
картинное письмо), а затем и клинописи.
Записи делались на глиняных плитках или табличках острыми палочками и обжигались на огне.
Самые первые
шумерские клинописные
таблички относятся к середине 4 тыс. до
н.э. Это древнейшие письменные памятники.
Впоследствии принцип картинной письменности стал заменяться
принципом передачи звуковой стороны слова.
Появились сотни знаков, обозначающих
слоги, и несколько алфавитных знаков,
соответствующих гласным буквам.
Письменность была великим
достижением шумеро-аккадской
культуры. Она была заимствована и развита
вавилонянами и широко распространилась
по всей Передней Азии: клинописью пользовались
в Сирии, древней Персии и других государствах.
В середине 2 тыс. до н.э. клинопись стала
международной
системой письменности:
ее знали и использовали даже
египетские фараоны. В середине 1 тыс. до
н.э. клинопись становится алфавитным
письмом.
Шумеры создали первую в человеческой
истории поэму - "Золотой
век"; написали первые элегии, составили
первый в мире библиотечный каталог. Шумеры авторы древнейших
медицинских книг - сборников рецептов.
Они разработали
и записали календарь земледельца, оставили
первые сведения о защитных насаждениях.
Раннешумерские божества
4-3 тыс. до н.э. выступали как податели жизненных благ и изобилия
- за это их почитали простые смертные, строили им храмы и
приносили жертвы. Самыми
могущественными из всех богов были Ан
- бог неба и отец других богов, Энлиль
- бог ветра, воздуха и всего пространства от земли до неба (он изобрел
мотыгу и подарил ее человечеству) и Энки
- бог океана и
пресных подземных вод. Другими важными
божествами были бог Луны
- Нанна, бог Солнца - Уту, богиня плодородия
- Инанна и др. Укрепление государственности
в Двуречье отразилось на религиозном
представлении
древних жителей Месопотамии в целом.
Божества, которые раньше олицетворяли только космические
и природные силы, стали восприниматься прежде всего
как большие "небесные
начальники" и уже потом - как природная
стихия и "податели благ".
В второй половине 4-го тыс. до н. э. в плодородных равнинах Южного
Двуречья возникли
первые города-государства, которые к
3-му тыс. до н. э. заполнили всю долину Тигра
и Евфрата. Главными
из них стали города - Ур, Урук Аккад и др.
Самым молодым из этих городов был Вавилон.
В них выросли первые
памятники монументального зодчества,
расцвели, связанные с ним, виды искусства
- скульптура, рельеф, мозаика, различного
рода декоративные
ремесла.
В стране бурных
рек и заболоченных равнин необходимо
было поднимать
храм на высокую насыпную платформу-подножие.
Поэтому важной частью
архитектурного
ансамбля стали длинные, подчас проложенные
в обход холма, лестницы и пандусы по которым
жители города поднимались
к святилищу. Медленное восхождение
давало возможность увидеть храм с разных
точек. По сохранившимся развалинам видно,
что это были строгие и величественные здания. Прямоугольные
в плане, лишенные окон, со стенами, расчлененными вертикальными узкими нишами или мощными полуколоннами,
простые по своим кубическим объемам, сооружения четко
вырисовывались на вершине насыпной горы
В 3-м тыс. до н. э. в шумерских
центрах Уре, Уруке, Лагаше,
Адабе, Умме, Эреду,
Эшнуне и Кише возникли более разнообразные
типы зодчества. Значительное место в ансамбле каждого
города занимали дворцы и храмы, в декоративном оформлении
которых проявилось большое разнообразие.
Из-за влажного
климата плохо сохранялись
настенные росписи, поэтому особую роль
в украшении стен,
колонн, статуй стали играть мозаика и
инкрустация из самоцветов, перламутра и раковин. В употребление
вошла также отделка колонн листовой медью, включение
рельефных композиций. Окраска
стен также имела немаловажное значение.
Все эти детали оживляли строгие и простые
формы храмов,
придавали им большую зрелищность.
На протяжении многих веков постепенно сложились разнообразные виды и формы
скульптуры. Скульптура в виде статуй
и рельефов с древнейших времен составляла
неотъемлемую принадлежность
храмов. Скульптурными формами были украшены
каменные сосуды и музыкальные инструменты.
В металле и камне были выполнены
первые монументальные портретные статуи всевластных правителей государств Двуречья,
а в рельефах стел были запечатлены их
деяния и победы.
Особую внутреннюю
силу скульптурные образы Двуречья обрели
во второй половине
3 тыс. до н.э., когда в результате борьбы
за власть между городами - государствами победу одержал
Аккад.
В литературе и искусстве
Аккада проявились новые веяния, образы
и темы. Важнейшим
памятником шумерской литературы был
цикл сказаний о Гильгамеше, легендарном царе города Урука,
который правил в 18 в. до н.э. В этих сказаниях
герой Гильгамеш представлен как сын простого смертного
и богини Нинсун, подробно описываются
его странствия по миру в поисках тайны
бессмертия. Предания о Гильгамеше и предания
о всемирном потопе
оказали очень сильное влияние на мировую
литературу и культуру и на культуру соседних народов, которые приняли
и адаптировали легенды к своей национальной
жизни.
Культуру, религию и искусство Вавилонии
заимствовали и развили ассирийцы, которые
подчинили себе Вавилонское царство в
8 в. до н.э. В развалинах дворца в Ниневии
обнаружили библиотеку, которая насчитывала
десятки тысяч клинописных текстов. Эта
библиотека хранила все важнейшие произведения
вавилонской, а также древнешумерской
литературы. Собиратель этой библиотеки
ассирийский царь Ашшурбанипал вошел
в историю как образованный и начитанный
человек. Однако ,эти черты были присущи
не всем правителям Ассирии. Более обычной
и постоянной чертой владык было стремление
к могуществу, господству над соседними
народами. Ассирийское искусство исполнено
пафосом силы, оно прославляло мощь и победу
завоевателей. Характерно изображение
грандиозных и высокомерных быков с надменными
человеческими лицами и сверкающими глазами.
Особенностью ассирийского искусства
является изображение царской жестокости:
сцены сажания на кол, вырывания у пленных
языка, сдирания с провинившихся кожи.
Это было фактами ассирийской обыденной
жизни и эти сцены переданы без чувства
жалости и сострадания. Жестокость нравов
общества была связана с его невысокой
религиозностью. В Ассирии преобладали
не культовые сооружения, а дворцы и светские
постройки, также как в рельефах и росписях
- светские сюжеты. Характерными были великолепно
исполненные изображения животных, в основном,
льва, верблюда, коня. Культура Сасанидского
Ирана.
Искусство Ирана 6-4 вв. до н.э. еще более
светское и придворное, чем искусство
его предшественников. Оно более спокойное:
в нем нет той жестокости, которая была
свойственна искусству ассирийцев, но
в то же время преемственность культур
сохраняется. Важнейшим элементом изобразительного
искусства остается изображение животных
- прежде всего крылатых быков, львов и
грифов. В 4 в. до н.э. Иран был завоеван
Александром Македонским и включен в сферу
влияния эллинистической культуры.
Религия
В идеологической жизни Древней Месопотамии господствующая роль принадлежала религии. Еще на рубеже IV—III тысячелетий до н. э. в Шумере возникла обстоятельно разработанная теологическая система, которая позднее была в значительной мере заимствована и развита дальше вавилонянами. Каждый шумерский город почитал своего бога-покровителя. Кроме того, были боги, которые почитались по всему Шумеру, хотя для каждого из них были и свои особые места поклонения, обычно там, где возник их культ. Это были бог неба Ану, бог земли Энлиль (аккадцы называли его также Белом) и бог вод Энки, или Эа. Божества олицетворяли стихийные силы природы и часто отождествлялись с космическими телами. Каждому божеству приписывались особые функции. Энлиль, центром которого был древний священный город Ниппур, был богом судьбы, создателем городов, а также изобретателем мотыги и плуга. Большой популярностью пользовались бог солнца Уту (в аккадской мифологии он носит имя Шамаш), бог луны Наннар (по-аккадски Син), считавшийся сыном Энлиля, богиня любви и плодородия Инанна (в вавилонском и ассирийском пантеоне — Иштар) и бог вечно живой природы Думузи (вавилонский Таммуз), олицетворявший умирающую и воскресающую растительность. Бог войны, болезней и смерти Нергал отождествлялся с планетой Марс, верховный вавилонский бог Мардук — с планетой Юпитер, Набу (сын Мардука), считавшийся богом мудрости, письма и счета,— с планетой Меркурий. Верховным богом Ассирии был племенной бог этой страны Ашшур.
Вначале Мардук был одним из самых незначительных богов. Но его роль начала расти вместе с политическим возвышением Вавилона, покровителем которого он считался. Согласно вавилонскому мифу о сотворении мира, первоначально существовал лишь хаос, олицетворенный в виде чудовища по имени Тиамту. Последняя породила богов, которые, однако, вели себя очень шумно и стали постоянно беспокоить свою мать. Поэтому Тиамту решила погубить всех богов. Но бесстрашный Мардук решился на единоборство с чудовищем, заручившись согласием остальных богов на то, что в случае его победы они станут повиноваться ему. Мардуку удалось одолеть Тиамту и убить ее. Из ее тела он сотворил небо со звездами, землю, растения, животных и рыб. После этого Мардук создал и человека, смешав глину с кровью одного бога, казненного за переход на сторону Тиамту. Миф этот вавилоняне заимствовали от шумеров лишь с незначительными отклонениями. Естественно, в соответствующем шумерском мифе Мардук, бог Вавилона, вовсе не упоминался, и героем-победителем чудовища был Энлиль.
Кроме божеств, жители Месопотамии почитали также многочисленных демонов добра и стремились умилостивить демонов зла, считавшихся причиной разнообразных болезней и смерти. Против злых духов стремились спастись также с помощью заклинаний и специальных амулетов. Все эти демоны изображались в виде полулюдей, полуживотных. Особенно популярны были так называемые ламассу, которых люди представляли себе в виде крылатых быков с человеческими головами. Гигантских размеров ламассу охраняли вход во дворцы ассирийских царей.
Шумеры и аккадцы верили в загробный мир. По их представлениям, это было царство теней, где мертвецы вечно страдали от голода и жажды и вынуждены были питаться глиной и пылью. Поэтому дети покойников обязаны были приносить им жертвы.
Месопотамские божества и мифологические существа
Адад - бог бурь, в Шумере был известен
под именем Ишкур, арамеи называли его
Хадад. Как божество грозы обычно изображался
с молнией в руке. Поскольку земледелие
в Месопотамии было орошаемым, Адад, распоряжавшийся
дождями и ежегодными разливами, занимал
важное место в шумеро-аккадском пантеоне.
Он и его супруга Шала особенно почитались
в Ассирии. Храмы Адада существовали во
многих крупных городах Вавилонии.
Адапа - главный персонаж мифа о смертности человека. Адапа – полубог-получеловек, создание бога Эа, один из «семи мудрецов» (абгалей). Согласно мифу. Адапа, сын бога Эйя (Энки), правил в городе Эреду и рыбачил, снабжая рыбой родной город и святилище отца.
Ану(м) - аккадская форма имени шумерского бога Ана, означающая «небо». Верховное божество шумеро-аккадского пантеона. Он – «отец богов», его владение – небо. Согласно вавилонскому гимну творения «Энума элиш», Ану произошел от Апсу (первоначальной пресной воды) и Тиамат (моря). Хотя Ану поклонялись во всей Месопотамии, его особенно почитали в Уруке (библейском Эрехе) и Дере. Супругой Ану была богиня Анту. Его священное число – 6.
Ашшур - главный бог Ассирии, как Мардук – главный бог Вавилонии. Ашшур был божеством города, с древнейших времен носившего его имя, и считался главным богом Ассирийской империи. Храмы Ашшура назывались, в частности, Э-шара («Дом всемогущества») и Э-хурсаг-галь-куркура («Дом великой горы земли »). «Великая гора» – один из эпитетов Энлиля, перешедший к Ашшуру, когда он превратился в главного бога Ассирии.
Даган – западносемитский (ханаанейско-аморейский, позже также филистимлянский) бог; покровитель земледелия или рыбной ловли; видимо, первоначально бог – податель пищи.
Информация о работе Культура Древней Месопотамии: религия и искусство