Культура Древней Греции

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Марта 2010 в 20:04, курсовая работа

Описание работы

Можно считать неоспоримо доказанным, что классовое общество и
государство, а вместе с ним и цивилизация зарождались на греческой почве
дважды с большим разрывом во времени: сначала в первой половине II тыс. до
н.э. и вторично в первой половине I тыс. до н.э. Поэтому всю историю
древней Греции сей час принято делить на две большие эпохи: 1) эпоху
микенской, или крито-микенской, дворцовой цивилизации и 2) эпоху античной
полисной цивилизации.
Вначале мы расскажем о культуре первой эпохи.

Работа содержит 1 файл

pic византия.doc

— 344.00 Кб (Скачать)

философы, люди, обладающие знанием.

   "Пока  в городах... не будут или философы  царствовать, или нынешнии цари  и

властители    искренне    и    удовлетворительно    филосовствовать,    пока

государственная сила и философия не совпадут в  одно... дотоле ни города,  ни

даже, думаю, человеческий род не жди конца злу..." [N.7]

   Не меньшей  популярностью пользовалось  учение  Аристотеля  (384-322 гг.),

философа, имевшего давние и прочные связи с  македонским  двором.  Отец  его

был там придворным врачом, а сам Аристотель  провел  при  дворе  Филиппа  II

восемь  лет  как  воспитатель  Александра  Македонского.   Ученик   Платона,

Аристотель занимался  в Афинах  научными  исследованиями  и  преподаванием  в

гимнасии Ликее.

   Аристотель  вошел в историю прежде  всего   как  ученый-энциклопедист.  Его

наследие - настоящий  свод знаний,

накопленных  греческой  наукой  к  IV  в.:  по  некоторым  сведениям,  число

написанных им работ приближалось к тысяче.

   Аристотель  в отличие от своего  учителя   полагал,  что  материальный  мир

первичен, а мир  идей вторичен, что форма и  содержание  неотделимы  друг  от

друга как две  стороны одного явления.  Учение  о  природе  предстает  в  его

трактатах  прежде  всего  как  учение  о  движении,  и  это  одна  из  самых

интересных и  сильных сторон  системы  Аристотеля.  Он  считается  выдающимся

представителем  диалектики, которая была для него методом получения  истинных

и достоверных  знаний из знаний вероятных и правдоподобных.

   Ученый  выступал также в роли историка, педагога,  теоретика  красноречия,

создателя этического и политического учения. Его перу принадлежат  этические

трактаты, в  которых  под  добродетелью  понимается  разумное  регулирование

деятельности, середина между крайностями: мужество, например,  располагалось

между страхом и отчаянностью. Много внимания он уделял  и поэзии,  полагая,

что она благотворно  влияет на психику и важна для  общественной жизни.

   Учение  Аристотеля  широко   использовалось   в   европейской   философии

представителями самых разных направлений.  В  середине  века  некоторые его

положения легли  в основу  теологических  теорий.  На  философию  Возрождения

оказали  влияние  совершенно  иные  стороны  теории  Аристотеля,  нежели  на

средневековых схоластов, они много сделали  для  издания  текстов  философа,

восстановления  его учения в полном объеме. Тогда  же было  обращено  внимание

на  оппозицию  Платон  -  Аристотель,  которая  аллегорически   представлена

Рафаэлем на картине "Афинская школа". Учение Аристотеля было высоко  оценено

К.Марксом и  Ф.Энгельсом. [N.8] 

                             Б) Учение Киников. 

   В этот  же период Антисфеном (450-360 гг.) и

Диогеном Синопским (умер ок. 330-320 гг.) были заложены основы  философского

учения киников, расцвет которого приходится на более  позднее  время. Киники

IV в. противопоставляли   себя  традиционным  формам  жизни   и  установлениям

полиса, учили ограничивать потребности. Основы правильного поведения, по  их

мнению, следовало  искать в жизни животных и на ранних  этапах  человеческого

общества. 

                           ИСТОРИКИ ГРЕЦИИ IV ВЕКА 

   Исторический  жанр  был  представлен  прежде  всего  известным  историком

Ксенофонтом, уроженцем  Афин (428-354 гг.). Он  происходил  из  состоятельной

семьи,  получил  прекрасное  образование,   учился   у  Сократа.   Основная

историческая  работа   Ксенофонта,   "Греческая   история",   хронологически

продолжает труд Фукида, охватывая период  с  конца  Пелопонесской  войны  до

битвы при Мантинее, и служит одним из главных источников  по  истории  IV в.

История  Ксенофонта  написана  в  совершенно  ином  ключе,  чем   труд   его

предшественника. Она суше, в  ней  нет  той  продуманной  концепции,  широты

взглядов  на  исторический  процесс,  тщательного  анализа  причин  событий,

которые так привлекают в Фукидиде. Главный недостаток  сочинения  Ксенофонта

- сознательная  необъективность: он перекраивает  историю  по  своему  вкусу,

создавая в целом  искаженную картину, ибо одни события  попросту  замалчивает,

о других, достаточно важных, говорит мимоходом, третьи всячески раздувает.

   Ксенофонт  известен также как автор трактатов  о жизни и философии Сократа,

военных  мемуаров,  произведений,  посвященных   экономике   и   организации

хозяйства, этюда  о тирании и специальных работ  о кавалерии и охоте.

   Кроме труда Ксенофонта, от исторических произведений IV в. дошли  отрывки

из "Оксиринхской истории"  неизвестного  автора,  описывающие  события  90-х

годов. Название свое рукопись получила по месту находки -

городу  Оксиринху  в  Египте.  Немногие  сохранившиеся  фрагменты  не   дают

возможности получить  представление  о  композиции  работы  и  принципах  ее

построения. Можно  определенно говорить лишь  об  очень  подробном  изложении

событий  и  расхождении  в  описании  фактов  с  Ксенофонтом.   Отрывки   из

"Оксиринхской  истории"  имеют  большое  значение  для  освещения  некоторых

моментов в истории  Эллады, особенно интересны сведения о  возвышении  Беотии

и о борьбе политических группировок в полисах.

   Работы  других  историков  этого   периода  не  сохранились,  уцелели лишь

немногие разрозненные отрывки; имена  авторов  и  названия  трудов  дошли  в

передаче других писателей. 

                                  РИТОРИКА 

   Представителями  риторического направления в  истории были Эфор и  Феопомп.

Для   их   сочинений   характерны   ярко   выраженная   тенденциозность    и

морализирующий  тон. Эфор (405-330  гг.)  известен  как  создатель  "Всеобщей

истории",  от  которой  уцелели  лишь  фрагменты.  Основой  труда  послужила

история Эллады, однако много внимания уделено описаниям и других народов.

   Современник  Эфора Феопомп (родился в 378 г.) был автором "Истории Греции"

и "Истории Филиппа  Македонского", тоже не дошедших  до  нас.  Объективность,

очевидно, не  относилась  к  числу  его  достоинств,  так  как  современники

единодушно констатировали склонность автора к злословию. 

                    Ораторское искусство Греции IV века. 

   Греция IV в.  дала  плеяду  блестящих  ораторов.  Начало  культивирования

устного слова  было положено  софистами,  которые,  будучи  сами  выдающимися

мастерами красноречия, обучали и других этому искусству. Они 
 

основали школы, где за плату каждый желающий мог  узнать  правила  построения

речи, надлежащей манеры  ее  произнесения,  эффектной  подачи  материала.  В

Афинах, центре культурной жизни Эллады,  все видные  политические  деятели

были превосходными  ораторами.  Свободно  владел  словом  Перикл;  его  речи,

целенаправленные  и  убежденные,   с   точными   и   образными   сравнениями

производили на слушателей огромное впечатление.

   Известны  два основных  типа  речей  -  политические  и  судебные.  Высшим

достижением ораторского  искусства признавались политические  речи,  а  среди

них наиболее важными  считались совещательные, т. е.  посвященные  обсуждению

конкретных вопросов, которые требовали принятия  конкретных  мер.  Источники

показывают, что  аттическими ораторами был поставлен  и дискутировался  вопрос

о  месте,  занимаемом  ими  в  государстве  и  назначении  их   выступлений.

Большинство из них  полагало, что назначение политических речей  -  приносить

благо, а долг оратора  как гражданина - обратить дар слова  на пользу  родному

городу. Темой обсуждений были злободневные  вопросы  современности  и  более

общие проблемы: основы внутренней и внешней политики,  принципы  межполисных

отношений, отношение  эллинов к негрекам.

   Из представителей  старшего  поколения  ораторов  наибольшей  известностью

пользовались Антифонт, Андокид и Горгий.  Выдающимся  оратором  был  Исократ

(436-338 гг.), его античные  биографы насчитывали  до  60  принадлежащих  ему

речей, до наших  дней дошла лишь треть. Демосфен (384-322 гг.) также  оставил

о себе память как  о выдающемся ораторе.

   По своим  политическим взглядам оратор  -  сторонник  демократии,  которая

ассоциируется у  него с независимостью.  Его  речи  позволили  исследователям

воссоздать   многие   положения   демократической   теории:   ее   понимание

государства, законов, социальных отношений, 

войн.   Преданность   Демосфена   демократическому   строю   не    исключала

критического отношения к его недостаткам. Демосфен довольно резко  указывает

на пассивность  граждан,  не  желающих  сражаться  за  свои  права,  на  рост

аполитичности,  неумение  и  нежелание  действовать  быстро  и   решительно,

склонность к  бесконечным словопрениям, т. е. на все, что ослабляло позицию

Афин и было на руку Македонии.

   Политическими  соратниками Демосфена были Гиперид  и Ликург. Гиперид  (389-

322 гг.), один из  лучших аттических ораторов, принимал  деятельное участие  в

антимакедонской  войне.  Ликург  (390-325 гг.)  интересовался   не   столько

внешней, сколько  внутренней  политикой,  управлял  афинскими  финансами.  До

нашего времени  дошла лишь одна его речь.  Как  оратор  он  обладал,  видимо,

большой силой, логикой, способностью убеждения.

   В  числе  противников Демосфена находились  сторонники   промакедонской

группировки Эсхин  и Динарх. Эсхин (397-322 гг.), разносторонне  образованный

человек, бывший не только  талантливым  оратором,  но  и  актером,  известен

своими дискуссиями  с Демосфеном. О  Динархе  (родился  в  396 г.),  которого

причисляли   к   десяти   наиболее   прославленным   аттическим    ораторам,

биографических  сведений меньше, чем  о  других.  Приверженец  Македонии,  он

приобрел печальную  известность пасквилями против Демосфена.

   Два оратора прославили себя не на политическом, а на  судебном  поприще.

Лисии (459-380 гг.) был  метеком, оказавшим много услуг  афинской  демократии.

Живость  изображения,  хорошее  знание  законов,  удивительное,  по   отзыву

Информация о работе Культура Древней Греции