Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Марта 2010 в 20:04, курсовая работа
Можно считать неоспоримо доказанным, что классовое общество и
государство, а вместе с ним и цивилизация зарождались на греческой почве
дважды с большим разрывом во времени: сначала в первой половине II тыс. до
н.э. и вторично в первой половине I тыс. до н.э. Поэтому всю историю
древней Греции сей час принято делить на две большие эпохи: 1) эпоху
микенской, или крито-микенской, дворцовой цивилизации и 2) эпоху античной
полисной цивилизации.
Вначале мы расскажем о культуре первой эпохи.
Дионисия Галикарнасского, изящество речи обеспечивали ему в судебных
разбирательствах неизменные победы.
Долгая
и частая практика выступлений,
ораторов не могли пройти бесследно для теоретической мысли. В IV в.
появилось фундаментальное
исследование, посвященное красноречию,
- "Риторика" Аристотеля. В ней дан настолько интересный и глубокий анализ
искусства убеждения, что много столетий спустя, в наши дни, специалисты по
пропаганде находят
там идеи, считавшиеся достижением
только нового времени.
ИДЕОЛОГИИ ГРЕЦИИ IV ВЕКА
В произведениях различных жанров нашли свое отражение проблемы, которые,
видимо, следует
считать определяющими для
политической мысли Эллады был прежде всего сам полис. С одной стороны, к
данному периоду уже было накоплено много наблюдений над разными формами
правления, над отличительными чертами греческих государств по сравнению с
другими. С другой - неустойчивая обстановка в полисах побуждала тщательно
анализировать их структуру, искать причину сложившейся ситуации в
отклонении от
правильного образа жизни.
А) Проекта "правильного
Одни и
те же обстоятельства
организации полиса, но шли они разными путями и приходили к разным выводам.
Платон в "Государстве" полагал, что полис находится на грани катастрофы из-
за распущенности демократии, которая нарушает установленный порядок,
допуская к управлению городом людей, по природе своей неспособных
управлять. Выход он видел в воссоздании основ, изначально присущих полису
как типу государства. Они образуют иерархическую систему, в которой четко
разграничены сферы деятельности трех государственных сословий: правителей-
философов, воинов и земледельцев. Каждый занимается своим делом, а
государство все регламентирует и все контролирует.
В своем более позднем произведении "Законы", Платон
пытается представить не то идеальное общество, которое нашло отражение в
его сочинение "Государство", а государственное устройство, доступное, как
он думает, реальному
человеческому пониманию и
[N.3, с.68]
Если Платон пошел по пути создания условно-образцового полиса, во многом
противостоящего полису реальному, то Аристотель в "Политике" выступал за
сохранение основ существующего порядка. У него тоже был проект идеального
государственного устройства, но менее абстрактного и более приближенного к
жизни. Он приходил к выводу, что полис - наивысшая форма человеческого
объединения, а цель людей, живущих в нем, - достижение блага. Основной
ячейкой общества признавалась семья, в то время как Платон полагал, что ее
следует упразднить, а детей сделать общими.
В своих
рассуждениях Аристотель
семья, так естественно и рабство, ибо самой природой предназначено, чтобы
одни повелевали, а другие повиновались. Внимательно рассмотрев существующие
варианты полиса, философ находит три правильные формы правления (монархия,
аристократия и полития) и три неправильные (деспотия, или тирания,
олигархия и демократия), дает подробную характеристику каждой, а критерием
оценки избирает их приближенность к благу.
Во всех проектах "правильного полиса" особое внимание уделялось
социальному и экономическому факторам. Недаром Платон и Аристотель так
подробно останавливаются на проблеме частной собственности, а Исократ
озабочен охраной имущества и жизни состоятельных людей. И единовластная
форма правления, нашедшая в теории так много сторонников, привлекала в
основном возможностью твердой рукой установить в полисе социальное
равновесие.
Создание идеального полиса было тесно связано с проблемой воспитания, так
как предполагалось,
что
благополучие государства зависит от того, как воспитаны его граждане.
В данный период, видимо, большой популярностью пользовалась утопия. Все
проекты "правильного полиса" носили явно утопический характер. Были широко
распространены представления об обществах, построенных по принципу
уравнительности, о золотом веке, об удивительных странах, где у людей все в
изобилии. В IV в., несмотря на резко отрицательное отношение к варварам,
зародилось представление о существовании неких примитивных племен с
господствующими патриархальными устоями, живущих в безмятежной гармонии.
Особенно популярны
эти идеи были в последующее время,
в эпоху эллинизма.
Б) Взгляд в прошлое.
Острое недовольство своим временем, отход от традиционных полисных
идеалов побуждали идеологов IV в. часто обращаться к истории. Именно в это
время значительно возрос интерес к прошлому отдельных полисов и Эллады в
целом. При неустойчивом настоящем прошлое стало восприниматься как эталон
стабильности. Апелляция к историческим фактам могла служить также
обоснованием тех или иных политических акций. История полисов исследовалась
с точки зрения эволюции в них государственного строя, времени определения
его "порчи" и причин, способствовавших этому. Так подходит к истории Афин
Аристотель в "Афинской политии". Отклонение от конституции предков видит в
современных ему Афинах Исократ и полагает, что долг сограждан -
восстановить прежние порядки, при которых город процветал и
благоденствовал.
Идеализированное представление о прошлом было использовано как оружие в
политической борьбе: олигархи обвинили демократов в искажении отеческого
строя и вели
борьбу с ними
под девизом его реконструкции.
стали основатели афинского государства Солон и Клисфен. Каждая из
враждующих группировок стремилась доказать, что следует их заветам, в
результате оба они приобрели черты легендарных героев и из реальных
исторических деятелей превратились в идеальных государственных мужей.
Для греческой историографии IV в. характерны две основные черты: первая -
трактовка истории как политического предмета, ее использование для
интерпретации настоящего; вторая - убежденность в том, что историк - не
просто хроникер, описывающий события, а политический наставник, который
может и должен влиять на общественную жизнь.
Все политические ораторы подчиняли свои исторические экскурсы
определенным тенденциям. Например, они использовали факты ранней истории
Афин, часто обращались к греко-персидским войнам с целью обосновать право
Афин на гегемонию в греческом мире. Мифология и история предоставляли в их
распоряжение богатый материал. Подобная практика, видно, породила
высказывание одного из них о том, что историю следует рассматривать как
общее наследство, которым можно воспользоваться в подходящей ситуации.
Политических теоретиков интересовали также принципы межполисных отношений
в Элладе. Образование коалиций, столкновения между ними, распад прежних
союзов и организация новых привели к тому, что стали анализироваться
причины неустойчивости альянсов и оптимальные условия их построения. Были
выделены два основных варианта доминирования полисов в Греции - господство
и гегемония. Под господством, которое всячески порицалось, чаще всего
подразумевалось подавление сильным полисом более слабых. Гегемония же,
первенство, основанное на уважении автономии полисов, признавалось
справедливой и достойной подражания. Как уже было сказано, суровому
осуждению подвергались
междоусобные
войны.
Расцвет идеи панэллинизма в IV в. обычно связывают с Исократом. Но если
понимать термин "панэллинизм" более широко, не как единство греков перед
лицом Персии, а единство вообще, то необходимо упомянуть и о Демосфене.
Оратор постоянно указывал на разобщенность полисов перед Македонией, их
общим врагом, на те необратимые последствия, к которым она может привести.
Ссылаясь на историческую и культурную общность греков, он призывал к
объединению и
забвению раздоров.
Те изменения, которые произошли в обществе IV в., нашли отражение в его
культуре. В этот период ораторское искусство, философия, исторические
сочинения заняли ведущее место в литературе, явно вытеснив другие жанры -
драму и лирику. Хотя театры по-прежнему процветали, даже строились новые, и
зрители охотно посещали их, вкусы существенно изменились. Нравственные
основы бытия, острые политические и социальные конфликты, проблемы добра и
зла в частной и государственной сферах все меньше привлекали внимание.
Интересы людей значительно сузились, сосредоточились на частной жизни.
Утратила свою популярность трагедия, зато процветала комедия. К этому
времени относятся две пьесы Аристофана - "Женщины в народном собрании" и
"Плутос", но зенит творчества драматурга относится к предшествующему
периоду. После Аристофана смех перестал быть обличительным, утратил
политическую злободневность. Место "древней" комедии заняла "средняя",
развлекающая публику обыгрыванием незначительных событий повседневности. До
нашего времени не дошли произведения такого рода, известны лишь имена их
авторов (Алексид, Анаксандид, Антифан, Евбул) и названия пьес.