Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Марта 2010 в 20:04, курсовая работа
Можно считать неоспоримо доказанным, что классовое общество и
государство, а вместе с ним и цивилизация зарождались на греческой почве
дважды с большим разрывом во времени: сначала в первой половине II тыс. до
н.э. и вторично в первой половине I тыс. до н.э. Поэтому всю историю
древней Греции сей час принято делить на две большие эпохи: 1) эпоху
микенской, или крито-микенской, дворцовой цивилизации и 2) эпоху античной
полисной цивилизации.
Вначале мы расскажем о культуре первой эпохи.
демократические черты греческого искусства, которые были привиты ему
окружающей общественной
средой начиная с архаической
эпохи.
IV. ГРЕЧЕСКАЯ КЛАССИКА
IV.A) ГРЕЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА В V ВЕКЕ
Как и в других областях жизни, в культуре V в. до н.э. наблюдается
сочетание традиционных черт, восходящих к архаической и еще более ранним
эпохам, и совершенно иных, порожденных новыми явлениями в социально-
экономической и политических сферах. Рождение нового отнюдь не означало
гибели старого. Как в городах строительство новых храмов весьма редко
сопровождалось разрушением старых, так и в других сферах культуры старое
отступало, но обычно не исчезало совершенно. Важнейший новый фактор,
оказавший наиболее значительное воздействие на ход культурной эволюции в
это столетие, - консолидация и развитие полиса, особенно демократического.
Не случайно наиболее яркие произведения материальной и духовной культуры
рождались именно в Афинах. Но были и греко-персидские войны, вызвавшие
подъем общегреческого патриотизма, осознание ценности эллинского образа
жизни и его преимуществ; рост Афинского морского союза, приведший к
сосредоточению в Афинах ярких деятелей культуры Греции. Огромную роль
сыграла и сознательная политика руководителей Афин, стремившихся сделать
родной город крупнейшим народным центром Эллады, средоточием всего ценного
и прекрасного, что было тогда в греческом мире. Наконец, определенное
воздействие на развитие культуры
оказала Пелопонесская война, породившая чувство безысходности и отчаяния у
ряда представителей
интеллектуальной элиты.
В первой половине V в. происходят важные изменения в религиозной
идеологии греков. К сожалению, они известны нам мало и отражаются чаще
всего в литературных произведениях, из-за чего бывает трудно понять,
возникло ли данное явление в результате индивидуального или группового
творчества либо отражает широко распространенное представление. Подъем
классического полиса, победа над персами имели важные последствия для
народного мировоззрения. Современными исследователями отмечается рост
религиозности среди греков.
Развитие в конце Архаического периода на базе древнего крестьянского
культа надежды на бессмертие, которое ранее считалось принадлежностью не
отдельного индивида, но ряда следующих друг за другом поколений, в Афинах в
V веке до н.э.,
когда человек почувствовал
традиции, доходит до культа личного бессмертия.[N.1, кн.1, c.191]
С точки
зрения традиционных
греков сражались и их божества, о чем, в частности, упоминает Геродот.
Победа греков над персами соответственно воспринималась как свидетельство
могущества греческих богов. Вторым важным обстоятельством, связанным с
подъемом классического полиса, является чувство исторического оптимизма,
которое отразилось и в религиозном сознании. Зевс, все более занимавший
доминирующее место в пантеоне, приобретал в мыслях и чувствах греков черты
гаранта справедливости. Эти идеи очень отчетливо выражены у Пиндара и
Эсхила. В трилогии о Прометее Зевс первоначально выступает как тиран, но в
последней трагедии примиряется с Прометеем, готовым умереть за людей. В
"Орестее" Эсхила
торжествует идея возможности решить все, даже самые сложные и мучительные
проблемы, путем примирения: страшные богини Эринии превращаются в
благодетельных Евменид. Убежденность в том, что боги помогут человеку, если
он лишен гордыни и приемлет свою судьбу, была присуща грекам той поры.
Важнейшей особенностью следующего, "Периклова" периода было усиление, по
крайней мере в Афинах, тенденции к полному слиянию в рамках единого
пантеона полисных и народных божеств. Самые древние божества Аттики Афина и
Посейдон почитаются теперь совместно и на афинском Акрополе, и на мысе
Суний. Укрепляется культ Афины. Растет влияние культа Диониса, в котором
отчетливо прослеживаются демократические тенденции. По-прежнему велик
престиж общеэллинских святилищ в Олимпии и Дельфах, однако несколько падает
значение Делоса, после того как он оказался полностью под властью Афин.
Происходит
очеловечение религии, она
государство и боги образуют неразрывное целое. Религиозное чувство уступает
патриотизму и гордости граждан, могущих воздвигнуть своим богам столь
великолепные памятники, явившиеся поводом для пышных празднеств и ставшие
предметом восхищения всего мира. Но сливаясь с гражданской гордостью,
религия очеловеченных богов уходит из сердца человека и возвеличивает его
значительно меньше, чем он себе представляет.[N.1, кн.1, с.202]
Последняя треть V в. позволяет говорить об определенном кризисе
религиозного сознания греков, чему было несколько причин. Тяжелейшие
бедствия, обрушившиеся на эллинский мир в годы Пелопонесской войны, сломили
тот дух оптимизма, который господствовал в предшествующие годы, и
одновременно подорвали веру в благость богов - гарантов существующего
порядка. Вторая важная причина кризиса - усложнение характера общества, его
социальной структуры,
которым перестали
соответствовать традиционные религиозные идеи, восходящие к глубокой
древности. Прежде это несоответствие оставалось вне поля внимания
современников, теперь же в новой, чрезвычайно сложной обстановке
несоответствие буквально бросалось в глаза. Литература этих лет полна
насмешек над богами, традиционными верованиями и ритуалами. Однако
парадоксальность ситуации заключалась в том, что те самые граждане, которые
вчера смеялись над богами, смотря комедию, завтра участвовали в
торжественных религиозных церемониях в честь тех же божеств. Все это
свидетельства наметившегося разрыва между религиозными чувствами гражданина
и религиозной политикой государства, ранее невозможного в греческом мире.
Наконец, в числе причин - и одновременно результатов - духовного кризиса
следует назвать критику традиционных представлений и установлений общества,
в том числе и религии, со стороны софистов. Софистические идеи более всего
распространились среди верхушки общества. Не зря народное мнение Афин в
"деле гермокопидов"
считало виновниками
друзей, людей того же круга. Вместе с тем нельзя преувеличивать масштабы и
глубину этого кризиса. Именно в обстановке упадка старых представлений
рождались новые религиозные идеи. В частности, в это время становится
популярной идея о личной связи человека с божеством. Ее мы встречаем,
например, у Еврипида, в общем весьма негативно относившегося к традиционным
взглядам. Возрастает значение новых культов, например бога врачевания
Асклепия. Некоторые старые культы возрождаются в связи с изменением их
функций. Упадок традиционных верований приводит к широкому проникновению в
Элладу иноземных культов, фракийских и азиатских. Для религиозного сознания
эпохи характерно
также распространения
В философии V в. ведущим направлением осталась натурфилософия,
сложившаяся в Ионии в предшествующем столетии. Наиболее яркие представители
стихийно-материалистической натурфилософии этого времени - Гераклит
Эфесский, Анаксагор и Эмпедокл. Подобно натурфилософам прошлого, философы
V в. основное внимание уделяли поискам первичного элемента. Гераклит,
например, видел его в огне. Согласно Анаксагору мир первоначально
представлял собой неподвижную смесь, состоявшую из мельчайших частиц
("семян"), которой придал движение ум (нус). Анаксагорова концепция ума
означала радикальное противопоставление источника движения инертной
материи; она оказала значительное воздействие на дальнейшее развитие
философской мысли (идеи "первичного толчка" в философии нового времени).
Эмпедокл видел четыре первичных элемента (он их называл "корнями всех
вещей"): огонь, воздух, землю и воду. Все материальные вещи, по Эмпедоклу,
состоят из этих четырех элементов, количественно и качественно не
изменяемых, соединенных в различных пропорциях. Движение материи (как и у
Анаксагора) определяется находящимся вне ее разумом - организующим
принципом космоса, преодолевшим начальный хаос. Теория четырех элементов
благодаря ее восприятию Аристотелем оставалась фундаментом европейской
физики до XVII в.
Наивысшего расцвета древнегреческий материализм достиг в учении Левкиппа
из Милета и Демокрита из Абдер. Левкипп заложил основы атомистической
философии. Его ученик Демокрит не только принял космологическую теорию
своего учителя, но расширил и уточнил ее, создав универсальную философскую
систему.
Демокрит бросил миру великое слово - атом. Он бросил его в качестве
гипотезы. Но поскольку эта гипотеза лучше всякой другой отвечала на
вопросы, поставленные его предшественниками и его временем, этому
брошенному им
слову предстояло перейти в века. [N.1, кн.2, с.97]
Впервые в истории философии Демокрит создал развернутую теорию познания,
исходный пункт которой - чувственный опыт. Но истинная "природа" вещей
(атомы), по Демокриту, недоступна чувству и постигается лишь с помощью