Культура Древней Греции

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Марта 2010 в 20:04, курсовая работа

Описание работы

Можно считать неоспоримо доказанным, что классовое общество и
государство, а вместе с ним и цивилизация зарождались на греческой почве
дважды с большим разрывом во времени: сначала в первой половине II тыс. до
н.э. и вторично в первой половине I тыс. до н.э. Поэтому всю историю
древней Греции сей час принято делить на две большие эпохи: 1) эпоху
микенской, или крито-микенской, дворцовой цивилизации и 2) эпоху античной
полисной цивилизации.
Вначале мы расскажем о культуре первой эпохи.

Работа содержит 1 файл

pic византия.doc

— 344.00 Кб (Скачать)

демократические  черты  греческого  искусства,  которые  были  привиты   ему

окружающей общественной средой начиная с архаической  эпохи. 

                           IV. ГРЕЧЕСКАЯ КЛАССИКА 

                      IV.A) ГРЕЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА В V ВЕКЕ 
 

                                 ВСТУПЛЕНИЕ 

   Как и  в других областях жизни,  в   культуре  V  в.  до  н.э.  наблюдается

сочетание традиционных черт, восходящих к архаической  и  еще  более  ранним

эпохам,  и  совершенно  иных,  порожденных  новыми  явлениями  в  социально-

экономической и  политических сферах.  Рождение  нового  отнюдь  не  означало

гибели старого. Как  в  городах  строительство  новых  храмов  весьма  редко

сопровождалось  разрушением старых, так и в  других  сферах  культуры  старое

отступало,  но  обычно  не  исчезало  совершенно.  Важнейший  новый  фактор,

оказавший наиболее значительное воздействие на  ход  культурной  эволюции  в

это столетие, - консолидация и развитие полиса,  особенно  демократического.

Не случайно наиболее яркие произведения  материальной  и  духовной  культуры

рождались именно в Афинах.  Но  были  и  греко-персидские  войны,  вызвавшие

подъем общегреческого  патриотизма,  осознание  ценности  эллинского  образа

жизни  и  его  преимуществ;  рост  Афинского  морского  союза,  приведший  к

сосредоточению  в  Афинах  ярких  деятелей  культуры  Греции.  Огромную  роль

сыграла и сознательная политика  руководителей  Афин,  стремившихся  сделать

родной город  крупнейшим народным центром Эллады, средоточием  всего  ценного

и прекрасного, что  было  тогда  в  греческом  мире.  Наконец,  определенное

воздействие на развитие культуры

оказала Пелопонесская  война, породившая чувство безысходности и  отчаяния  у

ряда представителей интеллектуальной элиты. 

                                   РЕЛИГИЯ 

   В  первой  половине  V в.  происходят  важные  изменения  в   религиозной

идеологии греков. К сожалению, они  известны  нам  мало  и  отражаются  чаще

всего  в  литературных  произведениях,  из-за  чего  бывает  трудно  понять,

возникло ли данное  явление  в  результате  индивидуального  или  группового

творчества  либо  отражает  широко  распространенное  представление.  Подъем

классического полиса,  победа  над  персами  имели  важные  последствия  для

народного  мировоззрения.  Современными  исследователями   отмечается   рост

религиозности среди  греков.

   Развитие  в конце Архаического  периода   на  базе  древнего  крестьянского

культа надежды  на бессмертие, которое  ранее  считалось  принадлежностью  не

отдельного индивида, но ряда следующих друг за другом поколений, в Афинах  в

V веке до н.э., когда человек почувствовал себя  свободным  от  уз  семьи   и

традиции, доходит  до культа личного бессмертия.[N.1, кн.1, c.191]

   С точки  зрения традиционных представлений  в войне с  персами  на  стороне

греков сражались  и их божества,  о  чем,  в  частности,  упоминает  Геродот.

Победа греков над персами соответственно  воспринималась  как  свидетельство

могущества греческих  богов.  Вторым  важным  обстоятельством,  связанным  с

подъемом классического  полиса,  является  чувство  исторического  оптимизма,

которое отразилось и в религиозном  сознании.  Зевс,  все  более  занимавший

доминирующее место в пантеоне, приобретал в мыслях и чувствах  греков  черты

гаранта справедливости. Эти  идеи  очень  отчетливо  выражены  у  Пиндара  и

Эсхила. В трилогии о Прометее Зевс первоначально выступает  как тиран,  но  в

последней трагедии примиряется с Прометеем,  готовым  умереть  за  людей.  В

"Орестее"  Эсхила

торжествует идея возможности решить все, даже самые  сложные  и  мучительные

проблемы,  путем  примирения:  страшные   богини   Эринии   превращаются   в

благодетельных  Евменид. Убежденность в том, что боги помогут человеку,  если

он лишен гордыни  и приемлет свою судьбу, была присуща  грекам той поры.

   Важнейшей  особенностью следующего, "Периклова"  периода было усиление,  по

крайней мере  в  Афинах,  тенденции  к  полному  слиянию  в  рамках  единого

пантеона полисных и народных божеств. Самые древние  божества Аттики Афина  и

Посейдон почитаются теперь совместно и  на  афинском  Акрополе,  и  на  мысе

Суний. Укрепляется  культ Афины. Растет влияние  культа  Диониса,  в  котором

отчетливо  прослеживаются  демократические  тенденции.   По-прежнему   велик

престиж общеэллинских  святилищ в Олимпии и Дельфах, однако несколько  падает

значение Делоса, после того как он оказался полностью  под властью Афин.

   Происходит  очеловечение религии, она становится мирской. С этого времени

государство и  боги образуют неразрывное целое. Религиозное  чувство  уступает

патриотизму и  гордости  граждан,  могущих  воздвигнуть  своим  богам  столь

великолепные памятники, явившиеся поводом для пышных  празднеств  и  ставшие

предметом восхищения  всего  мира.  Но  сливаясь  с  гражданской  гордостью,

религия очеловеченных  богов уходит из сердца человека  и  возвеличивает  его

значительно меньше, чем он себе представляет.[N.1, кн.1, с.202]

   Последняя   треть  V в.  позволяет  говорить   об   определенном   кризисе

религиозного  сознания  греков,  чему  было  несколько  причин.   Тяжелейшие

бедствия, обрушившиеся на эллинский мир в годы Пелопонесской  войны,  сломили

тот  дух  оптимизма,  который  господствовал  в   предшествующие   годы,   и

одновременно подорвали  веру  в  благость  богов  -  гарантов  существующего

порядка. Вторая важная причина кризиса - усложнение характера  общества,  его

социальной структуры, которым перестали 
 

соответствовать  традиционные  религиозные  идеи,  восходящие   к   глубокой

древности.  Прежде  это  несоответствие   оставалось   вне   поля   внимания

современников,  теперь  же   в   новой,   чрезвычайно   сложной   обстановке

несоответствие  буквально  бросалось  в  глаза.  Литература  этих  лет  полна

насмешек  над  богами,  традиционными  верованиями   и   ритуалами.   Однако

парадоксальность  ситуации заключалась в том, что  те самые граждане,  которые

вчера  смеялись  над  богами,   смотря   комедию,   завтра   участвовали   в

торжественных религиозных  церемониях  в  честь  тех  же  божеств.  Все  это

свидетельства наметившегося  разрыва между религиозными чувствами  гражданина

и религиозной  политикой государства, ранее невозможного  в  греческом  мире.

Наконец, в числе  причин - и одновременно  результатов  -  духовного  кризиса

следует назвать  критику традиционных представлений  и установлений  общества,

в том числе  и религии, со стороны софистов. Софистические  идеи  более  всего

распространились  среди верхушки общества. Не  зря  народное  мнение  Афин  в

"деле  гермокопидов"  считало  виновниками  святотатства  Алкивиада  и   его

друзей, людей того же круга. Вместе с тем нельзя преувеличивать  масштабы  и

глубину этого  кризиса.  Именно  в  обстановке  упадка  старых  представлений

рождались новые религиозные идеи.  В частности,  в это время становится

популярной идея о личной  связи  человека  с  божеством.  Ее  мы  встречаем,

например, у Еврипида, в общем весьма негативно относившегося  к  традиционным

взглядам.  Возрастает  значение  новых  культов,  например  бога  врачевания

Асклепия. Некоторые  старые культы  возрождаются  в  связи  с  изменением  их

функций. Упадок традиционных верований приводит к широкому  проникновению  в

Элладу иноземных  культов, фракийских и азиатских. Для  религиозного  сознания

эпохи характерно также распространения мистицизма. 

                                  ФИЛОСОФИЯ 

   В  философии   V в.   ведущим   направлением   осталась   натурфилософия,

сложившаяся в  Ионии в предшествующем столетии. Наиболее яркие  представители

стихийно-материалистической  натурфилософии   этого   времени   -   Гераклит

Эфесский, Анаксагор  и Эмпедокл. Подобно  натурфилософам  прошлого,  философы

V в.  основное  внимание  уделяли  поискам   первичного  элемента.  Гераклит,

например,  видел  его  в  огне.  Согласно   Анаксагору   мир   первоначально

представлял  собой  неподвижную  смесь,  состоявшую  из  мельчайших   частиц

("семян"), которой  придал движение  ум  (нус).  Анаксагорова  концепция  ума

означала  радикальное   противопоставление   источника   движения   инертной

материи;  она  оказала  значительное  воздействие  на  дальнейшее   развитие

философской мысли (идеи "первичного толчка"  в  философии  нового  времени).

Эмпедокл видел  четыре  первичных  элемента  (он  их  называл  "корнями  всех

вещей"): огонь, воздух, землю и воду. Все материальные вещи,  по  Эмпедоклу,

состоят  из  этих  четырех  элементов,  количественно   и   качественно   не

изменяемых, соединенных  в различных пропорциях. Движение материи  (как  и  у

Анаксагора)  определяется  находящимся  вне  ее   разумом   -   организующим

принципом космоса, преодолевшим начальный  хаос.  Теория  четырех  элементов

благодаря  ее  восприятию  Аристотелем  оставалась  фундаментом  европейской

физики до XVII в.

   Наивысшего  расцвета древнегреческий материализм достиг в учении  Левкиппа

из Милета и  Демокрита  из  Абдер.  Левкипп  заложил  основы  атомистической

философии. Его  ученик  Демокрит  не  только  принял  космологическую  теорию

своего учителя, но расширил и уточнил ее, создав  универсальную философскую

систему.

   Демокрит  бросил миру великое слово  -  атом.  Он  бросил  его   в  качестве

гипотезы.  Но  поскольку  эта  гипотеза  лучше  всякой  другой  отвечала  на

вопросы,  поставленные  его  предшественниками   и   его   временем,   этому

брошенному им 

слову предстояло перейти в века. [N.1, кн.2, с.97]

   Впервые  в истории философии Демокрит  создал развернутую теорию  познания,

исходный пункт  которой -  чувственный  опыт.  Но  истинная  "природа"  вещей

(атомы), по Демокриту,  недоступна  чувству  и  постигается  лишь  с  помощью

Информация о работе Культура Древней Греции