Культура Древней Греции

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Марта 2010 в 20:04, курсовая работа

Описание работы

Можно считать неоспоримо доказанным, что классовое общество и
государство, а вместе с ним и цивилизация зарождались на греческой почве
дважды с большим разрывом во времени: сначала в первой половине II тыс. до
н.э. и вторично в первой половине I тыс. до н.э. Поэтому всю историю
древней Греции сей час принято делить на две большие эпохи: 1) эпоху
микенской, или крито-микенской, дворцовой цивилизации и 2) эпоху античной
полисной цивилизации.
Вначале мы расскажем о культуре первой эпохи.

Работа содержит 1 файл

pic византия.doc

— 344.00 Кб (Скачать)

личности, и естественно, что этот процесс начался  с  решения  более  легкой

задачи - передачи движения человеческого  тела.  На  долю  высокой  классики

выпала следующая, более сложная задача - передать движения души.

   Утверждение  достоинства и величия человека-гражданина  становится  главной

задачей греческой  скульптуры эпохи классики. В статуях,  отлитых  из  бронзы

или высеченных из  мрамора,  мастера  стремятся  передать  обобщенный  образ

человека-героя  во всем совершенстве его физической и  нравственной  красоты.

Этот идеал имел большое  этическое  и  общественно-воспитательное  значение.

Искусство  оказывало  непосредственное  воздействие   на   чувства   и   умы

современников, воспитывая в них  представление  о  том,  каким  должен  быть

человек.

   Вторая  четверть V в. - годы деятельности самого выдающегося из художников

ранней  классики  -  Полигнота.  Судя  по  свидетельствам  древних  авторов,

Полигнот, стремясь показать людей в пространстве, располагал фигуры  заднего

плана над передними, частично скрывая их на неровностях  почвы.  Этот  прием

засвидетельствован  и в вазописи. Однако для вазописи этого времени наиболее 
 

характерно  уже  не  следование  за  живописью  в  области   стилистики,   а

самостоятельное развитие. В поисках  изобразительных  средств  вазописцы  не

только шли за монументальным  искусством,  но,  как  представители  наиболее

демократического  вида искусства, кое в чем и  обгоняли его,  изображая  сцены

из реальной жизни. В эти же десятилетия  наблюдается  упадок  чернофигурного

стиля и расцвет  краснофигурного,  когда  для  фигур  сохраняли  естественный

цвет глины, пространство же между ними заполняли черным лаком.

   Искусство   высокой   классики,   подготовленное   творческими   исканиями

художников  предшествующего  поколения,  имеет  одну  важную  особенность  -

наиболее значительным центром  его  развития  становятся  Афины,  и  влияние

афинской идеологии  все более определяет развитие искусства  всей Эллады. 

                       Б) Искусство Высокой классики. 

   Искусство  высокой классики - явное продолжение того, что возникло  ранее,

но есть одна область, где в  это  время  рождается  принципиально  новое,  -

урбанистика.  Хотя  накопление  опыта  и  некоторых  эмпирически   найденных

принципов градостроительства  было  результатом  создания  новых  городов  в

период Великой  колонизации, именно  на  время  высокой  классики  приходится

теоретическое  обобщение  этого  опыта,   создание   цельной   концепции   и

осуществление ее на практике. Рождение градостроительства как  теоретической

и практической дисциплины, соединявшей в себе художественные  и  утилитарные

цели,  связано  с  именем   Гипподама   Милетского.   Две   основные   черты

характеризуют  его  схему:  регулярность  плана  города,  в  котором   улицы

пересекаются под  прямым углом, создавая систему прямоугольных  кварталов,  и

зонирование, т. е. четкое выделение различных по функциональному  назначению

районов города. 
 

Ведущим типом  зданий по-прежнему оставался храм.  Храмы  дорического  ордера

активно строятся на греческом Западе: несколько храмов  в  Агригенте,  среди

которых выделяется так называемый храм Конкордии (в  действительности -  Геры

Аргейи), считающийся  лучшим из дорийских храмов в  Италии.  Однако  масштабы

строительства зданий общественного назначения в  Афинах  далеко  превосходят

все  то,  что  мы  наблюдаем  в  других  частях   Греции.   Сознательная   и

целенаправленная  политика афинской  демократии,  возглавляемой  Периклом,  -

превратить Афины  не  только  в  самый  могучий,  но  и  самый  культурный  и

прекрасный полис Эллады, сделать родной  город средоточием всего лучшего,

что  есть  в  мире,  -  находила  практическое  воплощение   и   в   широкой

строительной программе.

   Архитектура    высокой     классики     характеризуется     поразительной

соразмерностью,  сочетающейся  с  праздничной  монументальностью.  Продолжая

традиции предшествующего  времени, архитекторы  вместе  с  тем  не  следовали

рабски   канонам,   они   смело   искали   новые    средства,    усиливающие

выразительность  создаваемых  ими  сооружений,  наиболее  полно   отражающие

заложенные в  них идеи. При строительстве Парфенона,  в  частности,  Иктин  и

Калликрат смело  пошли на  соединение  в  одном  здании  черт  дорического  и

ионического  ордера:  снаружи  Парфенон  представляет  типичный   дорический

периптер,  но  украшает  его  характерный  для  ионийского  ордера  сплошной

скульптурный фриз. Соединение дорики  и  ионики  применено  и  в  Пропилеях.

Чрезвычайно своеобразен  Эрехтейон -  единственный  в  греческой  архитектуре

храм с абсолютно асимметричным планом. Оригинально и решение одного  из  его

портиков, где колонны  заменены шестью фигурами девушек-кариатид.

   В скульптуре  искусство высокой  классики  ассоциируется  прежде  всего   с

творчеством Мирона, Фидия  и  Поликлета.  Мирон  завершил  искания  мастеров

предшествующего времени, стремившихся передать в скульптуре движение 
 

человека. В  самом  прославленном  из  его  созданий  -Дискоболе  впервые  в

греческом искусстве  решена задача передачи моментального  перехода от  одного

движения к другому, окончательно преодолена идущая от  архаики  статичность.

Полностью решив  задачу передачи движения, Мирон, однако,  не  смог  овладеть

искусством выражения  возвышенных чувств. Эта задача выпала на долю  Фидия  -

крупнейшего   из   греческих   скульпторов.   Фидий    прославился    своими

скульптурными изображениями  божеств, особенно  Зевса  и  Афины.  Ранние  его

произведения известны еще мало.  В  60-е  годы  Фидий  создает  колоссальную

статую Афины  Промахос, возвышавшуюся в центре Акрополя.

   Важнейшее  место в творчестве Фидия заняло  создание скульптур  и  рельефов

для Парфенона.  Синтез  архитектуры  и  скульптуры,  столь  характерный  для

греческого  искусства,  находит  здесь  свое  идеальное  воплощение.   Фидию

принадлежала общая  идея скульптурного  оформления  Парфенона  и  руководство

его  осуществлением,  им  же   выполнена   часть   скульптур   и   рельефов.

Художественный   идеал   торжествующей   демократии   находит    законченное

воплощение  в  величественных  произведениях  Фидия  -  бесспорной   вершине

искусства высокой  классики.

   Но, по мнению  самих греков, величайшим творением  Фидия была статуя  Зевса

Олимпийского. Зевс представлен сидящем на троне, в  правой  руке  он  держал

фигуру богини победы Ники, в левой - символ власти - скипетр. В этой  статуе

также впервые  для греческого искусства Фидий  создал образ милостивого  бога.

Статую Зевса  древние считали одним из чудес  света.

   Идеальный  гражданин полиса - основная тема  творчества другого  скульптора

этого времени - Поликлета из Аргоса.  Он  исполнял  главным  образом  статуи

атлетов-победителей  в спортивных состязаниях. Наиболее известна  его  статуя

Дорифора (юноши  с копьем), которую греки считали  образцовым  произведением.

Дорифор Поликлета - воплощение физически и духовно совершенного человека.

   В конце  V в. в скульптуре начинают проявляться  новые 
 

черты, получившие развитие в следующем веке.  В  рельефах  балюстрады  храма

Ники Аптерос  (Бескрылой)  на  Акрополе  Афин  особенно  бросается  в  глаза

динамизм.  Те  же  черты  мы  видим  и  в  скульптурном  изображении   Ники,

выполненном Пеонием.  Стремлением  к  передаче  динамических  композиций  не

исчерпывались искания  скульпторов конца века. В искусстве  этих  десятилетий

большое  место  занимают  рельефы  на  надгробных  памятниках.  Обычно   они

создавались по единому  типу: умерший в кругу близких. Основная  черта  этого

круга рельефов (наиболее известный - надгробие Гегесо,  дочери  Проксена)  -

изображение естественных  чувств  простых  людей.  Тем  самым  в  скульптуре

решаются те же задачи, что и в литературе (трагедия Еврипида).

   К  сожалению,  о  великих  греческих   художниках   (Аполлодор,   Зевксис,

Паррасий) мы не знаем  почти ничего, кроме описания  некоторых  их  картин  и

сведений об их мастерстве. Можно полагать, что эволюция живописи в  основном

шла в том же  самом  направлении,  что  и  скульптуры.  Согласно  сообщениям

древних авторов, Аполлодор Афинский открыл в конце  V в.  эффект  светотени,

т. е. положил начало живописи в современном  смысле  этого  слова.  Паррасий

стремился к передаче  средствами  живописи  душевных  движений.  В  вазописи

второй половины V в. все большее место занимают бытовые сцены.

   В  сознании  последующих  поколений  V  век   до  н.э.  ассоциировался   с

величайшими победами,  одержанными  греками  при  Марафоне  и  Саламине,  он

воспринимался   как   время   героических   деяний    предков,    отстоявших

независимость Эллады, спасших ее свободу. Это было время, когда единая  цель

- служить родине  вдохновляла бойцов, когда высшей доблестью  было  погибнуть

за отечество, а  высшим благом считали благо родного  полиса. 

                        IV.B) ГРЕЦИЯ В IV В. ДО Н.Э. 

                                  ФИЛОСОФИЯ 

                           А) Платон, Аристотель. 

   IV век  оказался  очень  плодотворным  периодом  для  развития  культуры,

особенно философии, ораторского искусства. В  это  время  были  созданы  две

самые известные  философские системы - Платона  и  Аристотеля.  Платон  (426-

347 гг.) принадлежал  к знаменитому аристократическому  роду  в  Афинах.  Его

философская   концепция   оказалась   тесно   переплетенной   с   социально-

политическими взглядами. В трактатах "Государство" и "Законы" Платон  создал

модель идеального  полиса  с  тщательно  разработанной  сословной  системой,

строгим  контролем  верхушки  общества  над  деятельностью  низов.   Основой

верного  построения  государства  он  считал  правильную  трактовку  понятия

добродетели, справедливости, поэтому во главе полиса должны были  находиться

Информация о работе Культура Древней Греции