Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Марта 2010 в 20:04, курсовая работа
Можно считать неоспоримо доказанным, что классовое общество и
государство, а вместе с ним и цивилизация зарождались на греческой почве
дважды с большим разрывом во времени: сначала в первой половине II тыс. до
н.э. и вторично в первой половине I тыс. до н.э. Поэтому всю историю
древней Греции сей час принято делить на две большие эпохи: 1) эпоху
микенской, или крито-микенской, дворцовой цивилизации и 2) эпоху античной
полисной цивилизации.
Вначале мы расскажем о культуре первой эпохи.
личности, и естественно, что этот процесс начался с решения более легкой
задачи - передачи движения человеческого тела. На долю высокой классики
выпала следующая, более сложная задача - передать движения души.
Утверждение
достоинства и величия
задачей греческой скульптуры эпохи классики. В статуях, отлитых из бронзы
или высеченных из мрамора, мастера стремятся передать обобщенный образ
человека-героя во всем совершенстве его физической и нравственной красоты.
Этот идеал имел большое этическое и общественно-воспитательное значение.
Искусство оказывало непосредственное воздействие на чувства и умы
современников, воспитывая в них представление о том, каким должен быть
человек.
Вторая четверть V в. - годы деятельности самого выдающегося из художников
ранней классики - Полигнота. Судя по свидетельствам древних авторов,
Полигнот, стремясь показать людей в пространстве, располагал фигуры заднего
плана над передними, частично скрывая их на неровностях почвы. Этот прием
засвидетельствован
и в вазописи. Однако для вазописи
этого времени наиболее
характерно уже не следование за живописью в области стилистики, а
самостоятельное развитие. В поисках изобразительных средств вазописцы не
только шли за монументальным искусством, но, как представители наиболее
демократического вида искусства, кое в чем и обгоняли его, изображая сцены
из реальной жизни. В эти же десятилетия наблюдается упадок чернофигурного
стиля и расцвет краснофигурного, когда для фигур сохраняли естественный
цвет глины, пространство же между ними заполняли черным лаком.
Искусство высокой классики, подготовленное творческими исканиями
художников предшествующего поколения, имеет одну важную особенность -
наиболее значительным центром его развития становятся Афины, и влияние
афинской идеологии
все более определяет развитие искусства
всей Эллады.
Б) Искусство Высокой классики.
Искусство высокой классики - явное продолжение того, что возникло ранее,
но есть одна область, где в это время рождается принципиально новое, -
урбанистика. Хотя накопление опыта и некоторых эмпирически найденных
принципов градостроительства было результатом создания новых городов в
период Великой колонизации, именно на время высокой классики приходится
теоретическое обобщение этого опыта, создание цельной концепции и
осуществление ее на практике. Рождение градостроительства как теоретической
и практической дисциплины, соединявшей в себе художественные и утилитарные
цели, связано с именем Гипподама Милетского. Две основные черты
характеризуют его схему: регулярность плана города, в котором улицы
пересекаются под прямым углом, создавая систему прямоугольных кварталов, и
зонирование, т. е. четкое выделение различных по функциональному назначению
районов города.
Ведущим типом зданий по-прежнему оставался храм. Храмы дорического ордера
активно строятся на греческом Западе: несколько храмов в Агригенте, среди
которых выделяется так называемый храм Конкордии (в действительности - Геры
Аргейи), считающийся лучшим из дорийских храмов в Италии. Однако масштабы
строительства зданий общественного назначения в Афинах далеко превосходят
все то, что мы наблюдаем в других частях Греции. Сознательная и
целенаправленная политика афинской демократии, возглавляемой Периклом, -
превратить Афины не только в самый могучий, но и самый культурный и
прекрасный полис Эллады, сделать родной город средоточием всего лучшего,
что есть в мире, - находила практическое воплощение и в широкой
строительной программе.
Архитектура высокой классики характеризуется поразительной
соразмерностью, сочетающейся с праздничной монументальностью. Продолжая
традиции предшествующего времени, архитекторы вместе с тем не следовали
рабски канонам, они смело искали новые средства, усиливающие
выразительность создаваемых ими сооружений, наиболее полно отражающие
заложенные в них идеи. При строительстве Парфенона, в частности, Иктин и
Калликрат смело пошли на соединение в одном здании черт дорического и
ионического ордера: снаружи Парфенон представляет типичный дорический
периптер, но украшает его характерный для ионийского ордера сплошной
скульптурный фриз. Соединение дорики и ионики применено и в Пропилеях.
Чрезвычайно своеобразен Эрехтейон - единственный в греческой архитектуре
храм с абсолютно асимметричным планом. Оригинально и решение одного из его
портиков, где колонны заменены шестью фигурами девушек-кариатид.
В скульптуре искусство высокой классики ассоциируется прежде всего с
творчеством Мирона, Фидия и Поликлета. Мирон завершил искания мастеров
предшествующего
времени, стремившихся передать в скульптуре
движение
человека. В самом прославленном из его созданий -Дискоболе впервые в
греческом искусстве решена задача передачи моментального перехода от одного
движения к другому, окончательно преодолена идущая от архаики статичность.
Полностью решив задачу передачи движения, Мирон, однако, не смог овладеть
искусством выражения возвышенных чувств. Эта задача выпала на долю Фидия -
крупнейшего из греческих скульпторов. Фидий прославился своими
скульптурными изображениями божеств, особенно Зевса и Афины. Ранние его
произведения известны еще мало. В 60-е годы Фидий создает колоссальную
статую Афины Промахос, возвышавшуюся в центре Акрополя.
Важнейшее
место в творчестве Фидия
для Парфенона. Синтез архитектуры и скульптуры, столь характерный для
греческого искусства, находит здесь свое идеальное воплощение. Фидию
принадлежала общая идея скульптурного оформления Парфенона и руководство
его осуществлением, им же выполнена часть скульптур и рельефов.
Художественный идеал торжествующей демократии находит законченное
воплощение в величественных произведениях Фидия - бесспорной вершине
искусства высокой классики.
Но, по мнению самих греков, величайшим творением Фидия была статуя Зевса
Олимпийского. Зевс представлен сидящем на троне, в правой руке он держал
фигуру богини победы Ники, в левой - символ власти - скипетр. В этой статуе
также впервые для греческого искусства Фидий создал образ милостивого бога.
Статую Зевса древние считали одним из чудес света.
Идеальный гражданин полиса - основная тема творчества другого скульптора
этого времени - Поликлета из Аргоса. Он исполнял главным образом статуи
атлетов-победителей в спортивных состязаниях. Наиболее известна его статуя
Дорифора (юноши с копьем), которую греки считали образцовым произведением.
Дорифор Поликлета - воплощение физически и духовно совершенного человека.
В конце
V в. в скульптуре начинают
черты, получившие развитие в следующем веке. В рельефах балюстрады храма
Ники Аптерос (Бескрылой) на Акрополе Афин особенно бросается в глаза
динамизм. Те же черты мы видим и в скульптурном изображении Ники,
выполненном Пеонием. Стремлением к передаче динамических композиций не
исчерпывались искания скульпторов конца века. В искусстве этих десятилетий
большое место занимают рельефы на надгробных памятниках. Обычно они
создавались по единому типу: умерший в кругу близких. Основная черта этого
круга рельефов (наиболее известный - надгробие Гегесо, дочери Проксена) -
изображение естественных чувств простых людей. Тем самым в скульптуре
решаются те же задачи, что и в литературе (трагедия Еврипида).
К сожалению, о великих греческих художниках (Аполлодор, Зевксис,
Паррасий) мы не знаем почти ничего, кроме описания некоторых их картин и
сведений об их мастерстве. Можно полагать, что эволюция живописи в основном
шла в том же самом направлении, что и скульптуры. Согласно сообщениям
древних авторов, Аполлодор Афинский открыл в конце V в. эффект светотени,
т. е. положил начало живописи в современном смысле этого слова. Паррасий
стремился к передаче средствами живописи душевных движений. В вазописи
второй половины V в. все большее место занимают бытовые сцены.
В сознании последующих поколений V век до н.э. ассоциировался с
величайшими победами, одержанными греками при Марафоне и Саламине, он
воспринимался как время героических деяний предков, отстоявших
независимость Эллады, спасших ее свободу. Это было время, когда единая цель
- служить родине вдохновляла бойцов, когда высшей доблестью было погибнуть
за отечество, а
высшим благом считали благо родного
полиса.
IV.B) ГРЕЦИЯ В IV В. ДО Н.Э.
А) Платон, Аристотель.
IV век оказался очень плодотворным периодом для развития культуры,
особенно философии, ораторского искусства. В это время были созданы две
самые известные философские системы - Платона и Аристотеля. Платон (426-
347 гг.) принадлежал к знаменитому аристократическому роду в Афинах. Его
философская концепция оказалась тесно переплетенной с социально-
политическими взглядами. В трактатах "Государство" и "Законы" Платон создал
модель идеального полиса с тщательно разработанной сословной системой,
строгим контролем верхушки общества над деятельностью низов. Основой
верного построения государства он считал правильную трактовку понятия
добродетели, справедливости, поэтому во главе полиса должны были находиться