Культура Древней Греции

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Марта 2010 в 20:04, курсовая работа

Описание работы

Можно считать неоспоримо доказанным, что классовое общество и
государство, а вместе с ним и цивилизация зарождались на греческой почве
дважды с большим разрывом во времени: сначала в первой половине II тыс. до
н.э. и вторично в первой половине I тыс. до н.э. Поэтому всю историю
древней Греции сей час принято делить на две большие эпохи: 1) эпоху
микенской, или крито-микенской, дворцовой цивилизации и 2) эпоху античной
полисной цивилизации.
Вначале мы расскажем о культуре первой эпохи.

Работа содержит 1 файл

pic византия.doc

— 344.00 Кб (Скачать)

временная "темница" или даже "могила" бессмертной  души,  оказавшая  огромное

влияние на  многих  более  поздних  приверженцев  философского  идеализма  и

мистицизма, начиная  от  Платона  и  кончая  основоположниками  христианского

вероучения, впервые  возникла именно в лоне орфико-пифагорейской  доктрины.  В

отличие от орфиков, более близких к широким народным массам и  положивших  в

основу своего учения лишь несколько  переосмысленный  и  обновленный  миф  о

умирающем и воскрешающем божестве живой природы Дионисе-Загрее,  пифагорейцы

представляли   собой   замкнутую   аристократическую    секту,    враждебную

демократии.  Их  мистическое  учение  носило  гораздо  более  рафинированный

характер, претендуя  на возвышенную интеллектуальность. Не  случайно,  и  сам

Пифагор (автор  знаменитой теоремы, которая до сих  пор носит его имя), и  его

ближайшие   ученики   и   последователи   были   увлечены    математическими

вычислениями, отдавая  при этом щедрую дань мистическому  истолкованию  чисел

и их сочетаний.

   И орфики,  и  пифагорейцы  пытались  исправить  и  очистить  традиционные

верования греков, заменив их более утонченной,  духовно  наполненной  формой

религии.  Совсем  иной  взгляд  на  мир,  во  многом  уже  приближающийся  к

стихийному материализму, в это же самое время (VI в. до  н.э.)  развивали  и

отстаивали представители так  называемой  ионийской  натурфилософии:  Фалес,

Анаксимандр и  Анаксимен. Все трое были уроженцами Милета -  самого  большого

и экономически развитого  из греческих полисов Малой Азии.

    Что  же произошло в Ионии в VII  и  в  VI  веках  до  н.э., спобствующее

появлению таких  выдающихся личностей? Население смешанной  крови  (карийской,

греческой  и  финикийской  ветвей)  было  втянуто  в  длительную  и  трудную

классовую борьбу. Какая кровь из этих трех ветвей течет в их жилах? В  какой

мере? Мы этого не 
 

знаем. Но это кровь  чрезвычайно  деятельная.  Это  кровь  в  высшей  степени

политическая. Это  кровь изобретателей.(Общественная кровь:  Фалес  ,говорят,

предложил этому  непоседливому  и  разобщенному  населению  Ионии  образовать

государство нового типа, федеративное государство,  управляемое  федеральным

советом. Предложение  очень разумное и одновременно очень  новое  в  греческом

мире. Его не послушали.)

    Эта  классовая борьба, залившая кровью  ионические города, такая  же,  как

происходившая в  Аттике во времена  Солона,  является,  и  надолго,  движущей

силой всех изобретений  в этой стране созидания.[N.1, кн.1, c.77-78]

   Впервые  в истории человечества милетские  мыслители попытались представить

всю   окружающую   их   вселенную   в    виде    гармонически    устроенной,

саморазвивающейся и саморегулирующейся системы.  Этот  космос,  как  склонны

были считать  ионийские философы, не создан никем  из богов и никем  из  людей

и в  принципе  должен  существовать  вечно.  Управляющие  им  законы  вполне

доступны  человеческому  пониманию.   В   них   нет   ничего   мистического,

непостижимого. Таким  образом был сделан большой шаг  на пути  от  религиозно-

мифологического  восприятия  существующего  миропорядка  к  его   постижению

средствами человеческого  разума.  Первые  философы  неизбежно  должны  были

столкнуться  с  вопросом  о   том,   что   следует   считать   первоосновой,

первопричиной всех существующих вещей. Фалес  (самый  старший  из  милетских

натурфилософов) и  Анаксимен полагали, что первичной субстанцией, из  которой

все возникает  и в которую в конце концов все превращается, должна быть  одна

из четырех основных стихий. Фалес при  этом  отдавал  предпочтение  воде,  а

Анаксимен  -  воздуху.  Однако  дальше  всех  прочих  по  пути   абстрактно-

теоретического  осмысления  природных   явлений   продвинулся   Анаксимандр,

безусловно самый  глубокий из древнейших греческих  философов.  Первопричиной

и основой всего  сущего он  объявил  так  называемый  "апейрон"  -  вечную  и

бесконечную 
 

субстанцию, качественно не сводимую ни к одной из четырех стихий и вместе  с

тем пребывающую  в непрерывном движении,  в  процессе  которого  из  апейрона

выделяются противоположные  начала: теплое и  холодное,  сухое  и  влажное  и

т.п. Вступая во взаимодействие, эти пары  противоположностей  порождают  все

доступные  наблюдению  явления  природы,   как   живой,   так   и   мертвой.

Нарисованная Анаксимандром картина мира была совершенно  новой  и  необычной

для той эпохи, когда она возникла. Она заключала  в себе ряд ярко  выраженных

элементов материалистического  и  диалектического  характера,  в  том  числе

представление о  всеобъемлющей,  постоянно  меняющей  свою  форму  первичной

субстанции, довольно близкое современным представлениям о материи,  мысль  о

борьбе противоположностей и их переходе друг в друга как  главном  источнике

всего многообразия мировых процессов.

   Греческие  натурфилософы хорошо понимали, что  наиболее  надежной  основой

всякого знания служит именно опыт, эмпирические изыскания  и  наблюдения.  По

существу, они были не только  первыми  философами,  но  и  первыми  учеными,

основоположниками греческой и  всей  европейской  науки.  Старшего  из  них,

Фалеса, уже древние  называли  "первым  математиком",  "первым  астрономом",

"первым физиком". 

                           ЗОДЧЕСТВО И СКУЛЬПТУРА 

   В VII-VI вв. греческие зодчие впервые после  длительного  перерыва  начали

возводить из камня, известняка или мрамора монументальные здания  храмов.  В

VI в. выработался  единый общегреческий  тип   храма  в  форме  прямоугольной,

вытянутой в длину  постройки, со всех сторон  обнесенной  колоннадой,  иногда

одинарной  (периптер),  иногда  двойной  (диптер).  Тогда  же   определились

основные  конструкционные  и   художественные   особенности   двух   главных

архитектурных ордеров:

дорического, особенно широко распространившегося на Пелопоннесе  и в  городах

Великой Греции (Южная  Италия  и  Сицилия),  и  ионического,  пользовавшегося

особой популярностью  в греческой части Малой  Азии  и  в  некоторых  районах

европейской  Греции.  Типичными  образцами  дорического  ордера   с   такими

характерными  для  него  особенностями,  как  суровая  мощь  и  тяжеловесная

массивность, могут  считаться  храм  Аполлона  в  Коринфе,  храмы  Посейдонии

(Пестум) на юге  Италии и храмы Селинута в Сицилии. Более изящные,  стройные

и вместе с тем  отличающиеся некоторой  вычурностью  декоративного  убранства

постройки ионического  ордера были представлены  в  этот  же  период  храмами

Геры на о. Самосе, Артемиды в  Эфесе  (прославленный  памятник  архитектуры,

считавшийся одним  из "семи чудес света"), Аполлона  в  Дидимах  недалеко  от

Милета.

   Принцип   гармонической  уравновешенности  целого  и  его  частей,   четко

выраженный в  самой конструкции греческого храма, нашел широкое применение  и

в другой ведущей  отрасли греческого искусства -  монументальной  скульптуре,

причем  в  обоих  случаях  можно  с  уверенностью  говорить   о   социальной

обусловленности этой важной  эстетической  идеи.  Если  храм  с  колоннадой,

напоминающей ряды гоплитов в фаланге, воспринимался как модель  и  вместе  с

тем символ тесно  сплоченного гражданского коллектива,  то  образ  свободного

индивида, являющегося  неотъемлемой частью  этого  коллектива,  воплотился  в

каменных  изваяниях,  как  одиночных,  так  и  объединенных  в  пластические

группы. Их первые,  еще  крайне  несовершенные  в  художественном  отношении

образцы появляются  приблизительно  в  середине  VII в.  до  н.э.  Одиночная

скульптура конца  архаического периода представлена двумя  основными  типами:

изображением обнаженного  юноши - куроса и фигурой одетой в  длинный,  плотно

облегающий тело хитон девушки - коры.

   Постепенно  совершенствуясь  в  передаче  пропорций  человеческого   тела,

добиваясь все  большего жизненного

сходства, греческие скульпторы VI в.  научились  преодолевать  первоначально

свойственную их статуям статичность.

   При всем  жизнеподобии лучших образцов  греческой  архаической  скульптуры

почти все они  подчинены  определенному  эстетическому  стандарту,  изображая

прекрасного, идеально сложенного юношу  или  взрослого  мужчину,  совершенно

лишенного при  этом  каких  бы  то  ни  было  индивидуальных  физических  или

психических особенностей. 

                              ВАЗОВАЯ ЖИВОПИСЬ 

   Наиболее  массовым и доступным  видом архаического  греческого  искусства

была, безусловно, вазовая  живопись.  В  своей  работе,  ориентированной  на

самого  широкого  потребителя,   мастера-вазописцы   гораздо   меньше,   чем

скульпторы  или   архитекторы,   зависели   от   освященных   религией   или

государством канонов. Поэтому их искусство было  гораздо  более  динамичным,

многообразным и  быстрее откликалось на всевозможные художественные  открытия

и   эксперименты.   Вероятно,   именно   этим   объясняется   необыкновенное

тематическое разнообразие, характерное  для  греческой  вазописи  VII-VI вв.

Именно  в  вазовой  живописи  раньше,  чем  в  какой-либо   другой   отрасли

греческого искусства, за исключением,  может  быть,  только  коропластики  и

резьбы по  кости,  мифологические  сцены  начали  чередоваться  с  эпизодами

жанрового характера. При этом не ограничиваясь сюжетами, заимствованными  из

жизни аристократической  элиты  (сцены  пиршеств,  ристалищ  на  колесницах,

атлетических упражнений и состязаний и т.п.), греческие вазописцы (особенно

в период расцвета так называемого чернофигурного стиля в Коринфе,  Аттике  и

некоторых  других  районах)  не  пренебрегают  и  жизнью  социальных  низов,

изображая сцены  полевых работ, ремесленные мастерские, народные  празднества

в честь Диониса и даже нелегкий труд рабов

в рудниках. В сценах такого рода особенно ярко проявились гуманистические  и

Информация о работе Культура Древней Греции