Культура Древней Греции

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Марта 2010 в 20:04, курсовая работа

Описание работы

Можно считать неоспоримо доказанным, что классовое общество и
государство, а вместе с ним и цивилизация зарождались на греческой почве
дважды с большим разрывом во времени: сначала в первой половине II тыс. до
н.э. и вторично в первой половине I тыс. до н.э. Поэтому всю историю
древней Греции сей час принято делить на две большие эпохи: 1) эпоху
микенской, или крито-микенской, дворцовой цивилизации и 2) эпоху античной
полисной цивилизации.
Вначале мы расскажем о культуре первой эпохи.

Работа содержит 1 файл

pic византия.doc

— 344.00 Кб (Скачать)

мышления.  Как  и  Эмпедокл,  Демокрит   объяснил   чувственное   восприятие

истечениями (потоки атомов, отделяющихся от воспринимаемого  тела).  Большое

место  в  учении  Демокрита  занимали  социальные  и   этические   проблемы.

Наилучшей  формой  государственного   устройства   он   считал   демократию,

наивысшей добродетелью - безмятежную мудрость. Материалистическая  философия

Демокрита оказала  огромное  влияние  на  развитие  европейской  философии  и

естественных наук.

   В   V в.   продолжалось   традиционное   противостояние   натурфилософии,

материалистической  в своей основе, и пифагореизма. Пифагорейское учение  по-

прежнему  пользовалось  большей  популярностью  в  Великой  Греции,  чем   в

собственно Элладе.

   Все философские  школы начала V в. объединяло  стремление  создать  единую

универсальную  космологическую   и   онтологическую   концепцию,   объяснить

единство  и  разнообразие  мира.  И   в   этом   они   явились   бесспорными

продолжателями дела философов архаической эпохи. Однако примерно с  середины

V в. в духовной  жизни  Греции  происходит  решительный  поворот:  отныне  в

центре философии  оказывается не мир, а человек. В  этом  духовном  перевороте

немалую  роль  сыграли  софисты  (от  греч.  слова "софос"   -   "мудрый").

Возникновение софистического движения, как уже отмечалось, связано  с  общим

усложнением структуры  общества, что нашло свое выражение  как  в  увеличении

числа  социопрофессиональных  групп,  появлении  прослойки  профессиональных

политических  деятелей,  так  и  в  возрастании  объема  конкретных  знаний,

необходимых для  успешной политической деятельности. Софист, странствующий  и

обучающий за плату  учитель мудрости и красноречия, - 
 

естественный результат  процесса профессионализации  знаний.  Другая  причина

рождения  софистического  движения  -  логика  внутреннего  развития  самого

знания. Всеобъемлющие  космологические  учения  натурфилософов  покоились,  в

сущности, на очень  шатких основаниях, будучи в основе своей умозрительными.

Чем далее,  тем  труднее  стало  согласовывать  в  рамках  единых  концепций

множество отдельных  эмпирических наблюдений и выводов  частных наук с  такими

генеральными  схемами  космоса.  Чем  сильнее   обозначился   разрыв   между

натурфилософией и реальными знаниями, тем  большим  становился  общественный

скептицизм в  отношении  натурфилософии.  Выразителями  этого  скептицизма  и

стали софисты.

   Непримиримым  врагом софистов в  Афинах  выступил  Сократ,  хотя  с   точки

зрения обыденного сознания (как, например, оно отражено  у  Аристофана)  сам

Сократ - не только софист, но даже и глава их.

   Сократ  был для своих современников  и все еще остается для   нас  загадкой,

ключ к которой, должно быть, никогда не будет найден. [N.1, кн.2, с.291]

   Сократ  был,  скорее  всего,   не   философом,   а   народным   мудрецом,

противостоящим  софистам, но воспринявшим все то  позитивное,  что  содержало

их учение. Сократ не создал  своей  школы,  хотя  и  был  постоянно  окружен

учениками. Во взглядах Сократа  отразились  некоторые  новые  явления  жизни

греческого  общества,   в   первую   очередь   афинского.   Он   подчеркивал

необходимость профессиональных знаний  для  успешной  деятельности  в  любой

сфере жизни,

   "Всякий  человек, даровитый или бездарный, должен по  Сократу,  учиться  и

упражняться в  том, в чем  он  хочет  достигнуть  успехов.  Особенно  значимо

воспитание и  обучение политическому искусству  для  людей  даровитых",  [N.2,

c.44] -

   откуда  делались и политические выводы:  руководство  государством  -  это

тоже профессия, и необходимо, чтобы ею занимались  тоже  профессионалы.  Эта

концепция была абсолютно  противоположна основополагающим принципам 
 

афинской демократии, согласно которой  управление  полисом  -  дело  каждого

гражданина. Тем  самым  учение  Сократа  создавало  теоретическую  базу  для

олигархов, что  и привело его в конце  концов  к  непримиримому  конфликту  с

демосом, закончившемуся осуждением и смертью Сократа. 

                              ОБОСОБЛЕНИЕ НАУК 

  V век можно считать временем  рождения  науки как специальной сферы

деятельности. Натурфилософия архаической эпохи  и  первой  половины  V в.  в

сущности представляла своего рода синтетическую науку, в  которой  сливались

и общекосмогонические  построения,  и  наблюдения  и  выводы  более  частного

характера,  принадлежащие  отдельным  научным  дисциплинам.   Однако   такой

характер древнегреческая  наука  могла  сохранить  только  до  определенного

уровня. Расширение сферы знания, увеличение его суммы приводили не только  к

отпочковывнию от натурфилософии отдельных наук, но и  (иногда)  к  конфликту

между ними. 

                                А) Медицина. 

   Особенно  показателен прогресс в медицине, связанный в  первую  очередь   с

деятельностью Гиппократа.

   Было бы  большой ошибкой считать, как  это иногда делают в  наши  дни,  что

греческая медицина возникла в святилищах.  В  Греции  в  эпоху  рационализма

существовали  две  медицинские  традиции:  медицина  заклинаний,  сновидеий,

знамений и чудес  в орбите святилищ и  медицинское  искусство  независимое  и

целиком светское, к которому и относился Гиппократ.  Они  были  параллельны,

но совершенно отличны друг от друга.

   В "Гиппократовом  сборнике" можно различить трактаты  трех  больших  групп

врачей.    Имеются    врачи-теоретики,    философы-любители    умозрительных

спекуляций. Им

противостоят врачи  Книдской школы, у которых  уважение  к  фактам  настолько

велико, что они  оказываются не в состоянии шагнуть  дальше  их.  Наконец,  в

третьей группе - и к ней принадлежит Гиппократ со своими учениками, то  есть

Косска школа, - имеются врачи, которые, основываясь  на  наблюдении,  исходя

из него и только из него, настойчиво стремятся его  истолковать и  понять.  У

этих  врачей  позитивное  мышление:   они   отказываются   от   произвольных

предложений и  постоянной константой считают разум.

   Эти три  школы в равной мере противостоят  медицине  святилищ.  Но  только

Косская школа  основала медицину как науку. [N.6] 

                               Б) Математика. 

   В  течение  V в.  в  самостоятельную   научную   дисциплину   превращается

математика, освобождаясь  от  влияния  пифагорейцев  и  становясь  предметом

профессиональной  деятельности  ученых,   не   примыкавших   ни   к   какому

философскому направлению.  Важным  для  развития  математики  было  создание

дедуктивного  метода  (логический  вывод  следствий  из   небольшого   числа

исходных  посылок).  Прогресс  математического  знания  особенно  заметен  в

арифметике,  геометрии,  стереометрии. К этому времени относятся   также

значительные успехи  в  астрономии.  Анаксагор  был  первым  ученым,  давшим

правильное объяснение солнечным и лунным затмениям. 

                              С) Историография. 

   Лишь применительно  к V в. можно говорить и о рождении  историографии:  на

смену ионийским  логографам  приходят  историки.  Современные  исследователи

ставят рождение истории  как  науки  в  связь  с  оформлением  демократии  и

соответственно  углублением политического  сознания  гражданства.  Гражданин,

создающий своей 
 

политической деятельностью  современную  историю,  хотел  знать  и  историю,

которую творили  его предки. Именно поэтому вершиной греческой  историографии

стал строго рациональный труд Фукидида. Переходным звеном  от  логографов  к

Фукидиду можно  считать Геродота, которого Цицерон  назвал  "отцом  истории".

Основная тема "Истории" Геродота - греко-персидские войны.

   Темой   труда  Фукидида  стала  история   Пелопонесской   войны.   Коренной

афинянин, связанный  родством с семьей  Кимона,  блестящий ученик  софистов,

Фукидид был видным представителем  верхушки  афинского  полиса.  Однако  его

карьера внезапно оборвалась в 424г., когда он,  будучи  стратегом,  потерпел

поражение у Амфиполя и был изгнан из Афин. Труд Фукидида -  это  современная

ему история. Только в самом начале он  дает  в  очень  краткой  форме  общий

очерк истории  Эллады с древнейших времен, все  остальное  содержание  строго

ограничено поставленной задачей. Фукидид сознательно  противопоставлял  свой

метод методу своих предшественников  -  логографов  и  Геродота.  Его  можно

считать родоначальником  исторической критики. Фукидид свою  задачу  видит  в

том, чтобы создать  правдивую историю  Пелопонесской  войны.  Отбрасывая  все

чудесное (занимавшее столь значительное место  в  труде  Геродота),  Фукидид

пытается объяснить  происходившее  только  "природой  человека".  Тем  самым

естественнонаучный  метод переносится в сферу  политической истории.  История,

с точки зрения Фукидида, не является механистическим  процессом,  познаваемым

на основе логического  анализа,  ибо  действуют  и  слепые  силы  (стихийные

события,  непредвиденное  стечение  обстоятельств  -  словом,  все  то,  что

обнимается  понятием  "слепой  случай").  Взаимодействие   рационального   и

иррационального и образует реальный исторический процесс. Значительную  роль

отводит  Фукидид  и  выдающимся  политическим  деятелям,  особо  выделяя  их

способность осознать направление  исторического  процесса  и  действовать  в

соответствии с  ним. 

                         ГРЕЧЕСКАЯ ЛИТЕРАТУРА V ВЕКА 

   Значительные  перемены, происходившие в греческой  культуре  на  протяжении

V в., отчетливо  сказываются в литературе. Начало  века  видит  закат  хоровой

лирики - того жанра  литературы, который господствовал  в  архаическую  эпоху;

тогда же рождается  греческая  трагедия  -  наиболее  полно  отвечающий  духу

Информация о работе Культура Древней Греции