Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Марта 2010 в 20:04, курсовая работа
Можно считать неоспоримо доказанным, что классовое общество и
государство, а вместе с ним и цивилизация зарождались на греческой почве
дважды с большим разрывом во времени: сначала в первой половине II тыс. до
н.э. и вторично в первой половине I тыс. до н.э. Поэтому всю историю
древней Греции сей час принято делить на две большие эпохи: 1) эпоху
микенской, или крито-микенской, дворцовой цивилизации и 2) эпоху античной
полисной цивилизации.
Вначале мы расскажем о культуре первой эпохи.
мышления. Как и Эмпедокл, Демокрит объяснил чувственное восприятие
истечениями (потоки атомов, отделяющихся от воспринимаемого тела). Большое
место в учении Демокрита занимали социальные и этические проблемы.
Наилучшей формой государственного устройства он считал демократию,
наивысшей добродетелью - безмятежную мудрость. Материалистическая философия
Демокрита оказала огромное влияние на развитие европейской философии и
естественных наук.
В V в. продолжалось традиционное противостояние натурфилософии,
материалистической в своей основе, и пифагореизма. Пифагорейское учение по-
прежнему пользовалось большей популярностью в Великой Греции, чем в
собственно Элладе.
Все философские школы начала V в. объединяло стремление создать единую
универсальную космологическую и онтологическую концепцию, объяснить
единство и разнообразие мира. И в этом они явились бесспорными
продолжателями дела философов архаической эпохи. Однако примерно с середины
V в. в духовной жизни Греции происходит решительный поворот: отныне в
центре философии оказывается не мир, а человек. В этом духовном перевороте
немалую роль сыграли софисты (от греч. слова "софос" - "мудрый").
Возникновение софистического движения, как уже отмечалось, связано с общим
усложнением структуры общества, что нашло свое выражение как в увеличении
числа социопрофессиональных групп, появлении прослойки профессиональных
политических деятелей, так и в возрастании объема конкретных знаний,
необходимых для успешной политической деятельности. Софист, странствующий и
обучающий за плату
учитель мудрости и красноречия,
-
естественный результат процесса профессионализации знаний. Другая причина
рождения софистического движения - логика внутреннего развития самого
знания. Всеобъемлющие космологические учения натурфилософов покоились, в
сущности, на очень шатких основаниях, будучи в основе своей умозрительными.
Чем далее, тем труднее стало согласовывать в рамках единых концепций
множество отдельных эмпирических наблюдений и выводов частных наук с такими
генеральными схемами космоса. Чем сильнее обозначился разрыв между
натурфилософией и реальными знаниями, тем большим становился общественный
скептицизм в отношении натурфилософии. Выразителями этого скептицизма и
стали софисты.
Непримиримым врагом софистов в Афинах выступил Сократ, хотя с точки
зрения обыденного сознания (как, например, оно отражено у Аристофана) сам
Сократ - не только софист, но даже и глава их.
Сократ был для своих современников и все еще остается для нас загадкой,
ключ к которой, должно быть, никогда не будет найден. [N.1, кн.2, с.291]
Сократ был, скорее всего, не философом, а народным мудрецом,
противостоящим софистам, но воспринявшим все то позитивное, что содержало
их учение. Сократ не создал своей школы, хотя и был постоянно окружен
учениками. Во взглядах Сократа отразились некоторые новые явления жизни
греческого общества, в первую очередь афинского. Он подчеркивал
необходимость профессиональных знаний для успешной деятельности в любой
сфере жизни,
"Всякий человек, даровитый или бездарный, должен по Сократу, учиться и
упражняться в том, в чем он хочет достигнуть успехов. Особенно значимо
воспитание и обучение политическому искусству для людей даровитых", [N.2,
c.44] -
откуда
делались и политические
тоже профессия, и необходимо, чтобы ею занимались тоже профессионалы. Эта
концепция была абсолютно
противоположна основополагающим принципам
афинской демократии, согласно которой управление полисом - дело каждого
гражданина. Тем самым учение Сократа создавало теоретическую базу для
олигархов, что и привело его в конце концов к непримиримому конфликту с
демосом, закончившемуся
осуждением и смертью Сократа.
ОБОСОБЛЕНИЕ НАУК
V век можно считать временем рождения науки как специальной сферы
деятельности. Натурфилософия архаической эпохи и первой половины V в. в
сущности представляла своего рода синтетическую науку, в которой сливались
и общекосмогонические построения, и наблюдения и выводы более частного
характера, принадлежащие отдельным научным дисциплинам. Однако такой
характер древнегреческая наука могла сохранить только до определенного
уровня. Расширение сферы знания, увеличение его суммы приводили не только к
отпочковывнию от натурфилософии отдельных наук, но и (иногда) к конфликту
между ними.
Особенно
показателен прогресс в
деятельностью Гиппократа.
Было бы большой ошибкой считать, как это иногда делают в наши дни, что
греческая медицина возникла в святилищах. В Греции в эпоху рационализма
существовали две медицинские традиции: медицина заклинаний, сновидеий,
знамений и чудес в орбите святилищ и медицинское искусство независимое и
целиком светское, к которому и относился Гиппократ. Они были параллельны,
но совершенно отличны друг от друга.
В "Гиппократовом сборнике" можно различить трактаты трех больших групп
врачей. Имеются врачи-теоретики, философы-любители умозрительных
спекуляций. Им
противостоят врачи Книдской школы, у которых уважение к фактам настолько
велико, что они оказываются не в состоянии шагнуть дальше их. Наконец, в
третьей группе - и к ней принадлежит Гиппократ со своими учениками, то есть
Косска школа, - имеются врачи, которые, основываясь на наблюдении, исходя
из него и только из него, настойчиво стремятся его истолковать и понять. У
этих врачей позитивное мышление: они отказываются от произвольных
предложений и постоянной константой считают разум.
Эти три
школы в равной мере
Косская школа
основала медицину как науку. [N.6]
Б) Математика.
В течение V в. в самостоятельную научную дисциплину превращается
математика, освобождаясь от влияния пифагорейцев и становясь предметом
профессиональной деятельности ученых, не примыкавших ни к какому
философскому направлению. Важным для развития математики было создание
дедуктивного метода (логический вывод следствий из небольшого числа
исходных посылок). Прогресс математического знания особенно заметен в
арифметике, геометрии, стереометрии. К этому времени относятся также
значительные успехи в астрономии. Анаксагор был первым ученым, давшим
правильное объяснение
солнечным и лунным затмениям.
С) Историография.
Лишь применительно к V в. можно говорить и о рождении историографии: на
смену ионийским логографам приходят историки. Современные исследователи
ставят рождение истории как науки в связь с оформлением демократии и
соответственно углублением политического сознания гражданства. Гражданин,
создающий своей
политической деятельностью современную историю, хотел знать и историю,
которую творили его предки. Именно поэтому вершиной греческой историографии
стал строго рациональный труд Фукидида. Переходным звеном от логографов к
Фукидиду можно считать Геродота, которого Цицерон назвал "отцом истории".
Основная тема "Истории" Геродота - греко-персидские войны.
Темой труда Фукидида стала история Пелопонесской войны. Коренной
афинянин, связанный родством с семьей Кимона, блестящий ученик софистов,
Фукидид был видным представителем верхушки афинского полиса. Однако его
карьера внезапно оборвалась в 424г., когда он, будучи стратегом, потерпел
поражение у Амфиполя и был изгнан из Афин. Труд Фукидида - это современная
ему история. Только в самом начале он дает в очень краткой форме общий
очерк истории Эллады с древнейших времен, все остальное содержание строго
ограничено поставленной задачей. Фукидид сознательно противопоставлял свой
метод методу своих предшественников - логографов и Геродота. Его можно
считать родоначальником исторической критики. Фукидид свою задачу видит в
том, чтобы создать правдивую историю Пелопонесской войны. Отбрасывая все
чудесное (занимавшее столь значительное место в труде Геродота), Фукидид
пытается объяснить происходившее только "природой человека". Тем самым
естественнонаучный метод переносится в сферу политической истории. История,
с точки зрения Фукидида, не является механистическим процессом, познаваемым
на основе логического анализа, ибо действуют и слепые силы (стихийные
события, непредвиденное стечение обстоятельств - словом, все то, что
обнимается понятием "слепой случай"). Взаимодействие рационального и
иррационального и образует реальный исторический процесс. Значительную роль
отводит Фукидид и выдающимся политическим деятелям, особо выделяя их
способность осознать направление исторического процесса и действовать в
соответствии с
ним.
ГРЕЧЕСКАЯ ЛИТЕРАТУРА V ВЕКА
Значительные перемены, происходившие в греческой культуре на протяжении
V в., отчетливо сказываются в литературе. Начало века видит закат хоровой
лирики - того жанра литературы, который господствовал в архаическую эпоху;
тогда же рождается греческая трагедия - наиболее полно отвечающий духу