Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2011 в 12:08, контрольная работа
Вопрос № 1
Охарактеризуйте следующие функции культуры :
1. Познавательная функция
ценностными ориентациями, направляющими его сознание и поведение.
Между
ценностью и действенной
может усматриваться во внешних обстоятельствах («среда заела»), «происках» соперников или врагов или же в недостаточной активности и эффективности деятельности самого человека. Классический пример драматического расхождения между ценностью и действием, ориентированным на ее достижение, находим в пьесе Шекспира «Гамлет». Почти до самого конца пьесы принц оттягивает свое действие (а если и действует, то ситуативно, по настроению) — и не только для того, чтобы удостовериться еще и еще раз в преступлении, совершенном королем, но и
потому, что глубоко сомневается в необходимости действовать.
В отличие
от него герой романа Достоевского
Раскольников не только убедил себя в
том, что не имеет ценности жизнь «вредной
старушонки», но и в самом деле убивает
ее, что влечет за собой глубокое раскаяние.
7. Нравственно-воспитательная функция.
1.
Сущность нравственного
Термин «нравственность» берет свое начало от слова нрав. По латыни нравы звучат как /moralis/- мораль. «Нравы» - это те эталоны и нормы, которыми руководствуются люди в своем поведении, в своих повседневных поступках. Нравы не вечные и не неизменные категории, они воспроизводятся силой привычки масс, поддерживаются авторитетом общественного мнения, а не правовых положений.» Вместе с тем моральные требования, нормы, нравы получают определенное обоснование в виде представлений о том, как надо человеку жить, вести себя в обществе и т.д.
Мораль
исторически конкретна, она изменяется
с развитием общества. Нет морали,
единой для всех времен и народов.
По мере смены общественно-
Л.А. Григорович дал следующее определение «нравственность» - это личностная характеристика, объединяющая такие качества и свойства, как доброта, порядочность, дисциплинированность, коллективизм.»
И.С. Марьенко обозначил «нравственность - как неотъемлемую сторону личности, обеспечивающую добровольное соблюдение ею существующих норм, правил, принципов поведения. Они находят выражение в отношении к Родине, обществу, коллективу, отдельным людям, к самому себе, труду и т.д.»
«Нравственные нормы» - это правила, требования, определяющие, как человек должен поступить в той или иной конкретной ситуации. Нравственная норма может побуждать ребенка к определенным поступкам и действиям, а может и запрещать или предостерегать от них.
«Воспитание»
- процесс целенаправленного
Понятие
«нравственное воспитание»
«Нравственное
воспитание» - это целенаправленное
и систематическое воздействие
на сознание, чувства и поведение
воспитанников с целью
Нравственное воспитание включает: формирование сознания связи с обществом, зависимости от него, необходимости согласовывать свое поведение с интересами общества; ознакомление с нравственными идеалами, требованиями общества, доказательство их правомерности и разумности; превращение нравственных знаний в нравственные убеждения, создание системы этих убеждений; формирование устойчивых нравственных чувств, высокой культуры поведения как одной из главных проявлений уважения человека к людям; формирование нравственных привычек.
«Нравственное воспитание личности» - сложный и многогранный процесс, включающий педагогические и социальные явления. Однако процесс нравственного воспитания в известной мере автономен. На эту его специфику в свое время указывал А.С. Макаренко.
Основные задачи нравственного воспитания:
1.
формирование нравственного
2.
воспитание и развитие
3. выработка умений и привычек нравственного поведения.
Нравственное
сознание - активный процесс отражения
нравственных отношений, состояний. Субъективной
движущей силой развития нравственного
сознания является нравственное мышление
- процесс постоянного накопления
и осмысления нравственных фактов,
отношений, ситуаций, их анализ, оценка,
принятие нравственных решений, осуществление
ответственных выборов. Нравственные
переживания, мучения совести поражаются
единством чувственных
Нравственное поведение личности имеет следующую последовательность:
- жизненная ситуация - порождаемое ею нравственно - чувственное переживание - нравственное осмысление ситуации и мотивов поведения,
-
выбор и принятие решений -
волевой стимул - поступок. В жизненной
практике, особенно в экстремальных
условиях, всегда реализуются в
единстве все названные
Важнейшим
средством нравственного
2.
Структура и функции
Л.А. Григорович рассматривал содержание нравственного воспитания через гуманность.
«Гуманность» - это интегральная характеристика личности, включающая комплекс ее свойств, выражающих отношение человека к человеку.
Гуманность представляет собой совокупность нравственно-психологических свойств личности, выражающих осознанное и сопереживаемое отношение к человеку как к высшей ценности. Как качество личности гуманность формируется в процессе взаимоотношений с другими людьми: внимательности и доброжелательности; умений понять другого человека; в способности к сочувствию, сопереживанию; терпимости к чужим мнениям, верованиям, поведению; в готовности прийти на помощь другому человеку.» Кроме гуманности в содержание нравственного воспитания входит воспитание сознательной дисциплины и культуры поведения. Дисциплинированность как качество личности характеризует ее поведение в различных сферах жизни и деятельности и проявляется в выдержанности, внутренней организованности, готовности подчиняться личным и общественным целям, установкам, нормам, принципам. «Являясь составной частью нравственности, дисциплина основана на личной ответственности и сознательности, она готовит к социальной деятельности. Нравственной предпосылкой ответственности за свои поступки является способность личности выбирать свою линию поведения в различных обстоятельствах.»
Дисциплинированность как личностное качество имеет разные уровни развития, что находит свое отражение в понятии культуры поведения. Оно включает в себя:
-
культуру речи (умение вести дискуссию,
понимать юмор, использовать выразительные
языковые средства в разных
условиях общения, владеть
-
культуру общения (
-
культуру внешности (
-
бытовую культуру (воспитание эстетического
поведения к предметам и
По И.Ф. Харламову содержание нравственности заключается в следующем:
Результатом
нравственного воспитания является
нравственная воспитанность. Она материализуется
в общественно ценных свойствах
и качествах личности, проявляется
в отношениях, деятельности, общении.
О нравственной воспитанности свидетельствует
глубина нравственного чувства,
способность к эмоциональному переживанию,
мучениям совести, страданию, стыду
и сочувствию. Она характеризуется
зрелостью нравственного