Контрольная работа по «Культурология»

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2011 в 12:08, контрольная работа

Описание работы

Вопрос № 1
Охарактеризуйте следующие функции культуры :
1. Познавательная функция

Работа содержит 1 файл

культурология_3 вар.docx

— 55.75 Кб (Скачать)

ценностными ориентациями, направляющими его сознание и поведение.

Между ценностью и действенной ориентацией  может возникать разрыв, определяемый как расхождение между долгом и желанием, должным и практически реализуемым, идеально признаваемым состоянием и жизненными условиями, которые не дают шанса человеку. Но такое расхождение между признанием высокого значения какой-либо ценности и ее недостижимостью могут осваиваться человеком по-разному. Причина

может усматриваться во внешних обстоятельствах («среда заела»), «происках» соперников или врагов или же в недостаточной активности и эффективности деятельности самого человека. Классический пример драматического расхождения между ценностью и действием, ориентированным на ее достижение, находим в пьесе Шекспира «Гамлет». Почти до самого конца пьесы принц оттягивает свое действие (а если и действует, то ситуативно, по настроению) — и не только для того, чтобы удостовериться еще и еще раз в преступлении, совершенном королем, но и

потому, что глубоко сомневается в  необходимости действовать.

В отличие  от него герой романа Достоевского Раскольников не только убедил себя в том, что не имеет ценности жизнь «вредной старушонки», но и в самом деле убивает ее, что влечет за собой глубокое раскаяние. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

      7. Нравственно-воспитательная  функция.

      1. Сущность нравственного воспитания.

      Термин  «нравственность» берет свое начало от слова нрав. По латыни нравы звучат как /moralis/- мораль. «Нравы» - это те эталоны и нормы, которыми руководствуются люди в своем поведении, в своих повседневных поступках. Нравы не вечные и не неизменные категории, они воспроизводятся силой привычки масс, поддерживаются авторитетом общественного мнения, а не правовых положений.» Вместе с тем моральные требования, нормы, нравы получают определенное обоснование в виде представлений о том, как надо человеку жить, вести себя в обществе и т.д.

      Мораль  исторически конкретна, она изменяется с развитием общества. Нет морали, единой для всех времен и народов. По мере смены общественно-экономических  формаций менялись представления о  нравственности, приличествующих нормах и нравах поведения в общественной среде.

      Л.А. Григорович дал следующее определение  «нравственность» - это личностная характеристика, объединяющая такие  качества и свойства, как доброта, порядочность, дисциплинированность, коллективизм.»

      И.С. Марьенко обозначил «нравственность - как неотъемлемую сторону личности, обеспечивающую добровольное соблюдение ею существующих норм, правил, принципов поведения. Они находят выражение в отношении к Родине, обществу, коллективу, отдельным людям, к самому себе, труду и т.д.»

      «Нравственные нормы» - это правила, требования, определяющие, как человек должен поступить  в той или иной конкретной ситуации. Нравственная норма может побуждать ребенка к определенным поступкам и действиям, а может и запрещать или предостерегать от них.

      «Воспитание» - процесс целенаправленного формирования личности. Это специально организованное, управляемое и контролируемое взаимодействие воспитателей и воспитанников, конечной своей целью имеющее формирование личности, нужной и полезной обществу.

      Понятие «нравственное воспитание» всеобъемлюще. Оно пронизывает все стороны  жизнедеятельности человека. Именно поэтому выдающийся педагог современности  В.А. Сухомлинский, разработав воспитательную систему о всестороннем развитии личности, вполне обосновано считал, что  ее системаобразующий признак - нравственное воспитание. «Сердцевина нравственного воспитания - развитие нравственных чувств личности.»

      «Нравственное воспитание» - это целенаправленное и систематическое воздействие  на сознание, чувства и поведение  воспитанников с целью формирования у них нравственных качеств, соответствующих  требованиям общественной морали.» Нравственное воспитание эффективно осуществляется только как целостный процесс педагогической, соответствующей нормам общечеловеческой морали, организации всей жизни младших подростков: деятельности, отношений, общения с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей. Результатом целостного процесса является формирование нравственно цельной личности, в единстве ее сознания, нравственных чувств, совести, нравственной воли, навыков, привычек, общественно ценного поведения.

      Нравственное  воспитание включает: формирование сознания связи с обществом, зависимости  от него, необходимости согласовывать  свое поведение с интересами общества; ознакомление с нравственными идеалами, требованиями общества, доказательство их правомерности и разумности; превращение  нравственных знаний в нравственные убеждения, создание системы этих убеждений; формирование устойчивых нравственных чувств, высокой культуры поведения как одной из главных проявлений уважения человека к людям; формирование нравственных привычек.

      «Нравственное воспитание личности» - сложный и  многогранный процесс, включающий педагогические и социальные явления. Однако процесс  нравственного воспитания в известной  мере автономен. На эту его специфику  в свое время указывал А.С. Макаренко.

      Основные  задачи нравственного  воспитания:

      1. формирование нравственного сознания;

      2. воспитание и развитие нравственных  чувств;

      3. выработка умений и привычек  нравственного поведения.

      Нравственное  сознание - активный процесс отражения  нравственных отношений, состояний. Субъективной движущей силой развития нравственного  сознания является нравственное мышление - процесс постоянного накопления и осмысления нравственных фактов, отношений, ситуаций, их анализ, оценка, принятие нравственных решений, осуществление  ответственных выборов. Нравственные переживания, мучения совести поражаются единством чувственных состояний, отраженных в сознании, и их осмыслением, оценкой, нравственным мышлением. Нравственность личности складывается из субъективно освоенных моральных принципов, которыми она руководствуется в системе отношений и постоянно пульсирующего нравственного мышления. Нравственные чувства, сознание и мышление являются основой и стимулом проявления нравственной воли. Вне нравственной воли и действенно практического отношения к миру не существует реальной нравственности личности. Она реализуется в единстве нравственного чувства и сознательной непреклонной решимости осуществить свои нравственные убеждения в жизни. Источник моральных привычек - в единстве глубокой сознательности и личной эмоциональной оценки явлений, взаимоотношений между людьми, их моральных качеств. Моральные привычки - это азбука моральных идей и убеждений. Формирование моральных привычек - это тот путь проникновению воспитателя в духовный мир воспитанника, без которого невозможно понимание человека и влияние на него тончайшими средствами - словом красотой. Благодаря моральной привычке нормы общественной сознательности и общественной морали становятся духовным приобретением личности. Без моральной привычки невозможны самоутверждение, самовоспитание, уважение к самому себе.

      Нравственное  поведение личности имеет следующую  последовательность:

      - жизненная ситуация - порождаемое  ею нравственно - чувственное  переживание - нравственное осмысление  ситуации и мотивов поведения, 

      - выбор и принятие решений - волевой стимул - поступок. В жизненной  практике, особенно в экстремальных  условиях, всегда реализуются в  единстве все названные компоненты.

      Важнейшим средством нравственного воспитания является использование созданных  в культуре на разных этапах исторического  развития нравственных идеалов, т.е. образцов нравственного поведения, к которому стремится человек. Как правило, нравственные идеалы формируются в  рамках гуманистического мировоззрения  как обобщенной системы взглядов и убеждений, в которой человек  выражает свое отношение к окружающей его природной и социальной среде  и центрируется вокруг человека. При  этом отношение человека содержит не только оценку мира как объективной  реальности, но и оценку своего места  в окружающей действительности, связей с другими людьми. 

      2. Структура и функции нравственного  воспитания.

      Л.А. Григорович рассматривал содержание нравственного  воспитания через гуманность.

      «Гуманность» - это интегральная характеристика личности, включающая комплекс ее свойств, выражающих отношение человека к  человеку.

      Гуманность  представляет собой совокупность нравственно-психологических  свойств личности, выражающих осознанное и сопереживаемое отношение к  человеку как к высшей ценности. Как качество личности гуманность формируется  в процессе взаимоотношений с  другими людьми: внимательности и  доброжелательности; умений понять другого  человека; в способности к сочувствию, сопереживанию; терпимости к чужим  мнениям, верованиям, поведению; в готовности прийти на помощь другому человеку.» Кроме гуманности в содержание нравственного воспитания входит воспитание сознательной дисциплины и культуры поведения. Дисциплинированность как качество личности характеризует ее поведение в различных сферах жизни и деятельности и проявляется в выдержанности, внутренней организованности, готовности подчиняться личным и общественным целям, установкам, нормам, принципам. «Являясь составной частью нравственности, дисциплина основана на личной ответственности и сознательности, она готовит к социальной деятельности. Нравственной предпосылкой ответственности за свои поступки является способность личности выбирать свою линию поведения в различных обстоятельствах.»

      Дисциплинированность  как личностное качество имеет разные уровни развития, что находит свое отражение в понятии культуры поведения. Оно включает в себя:

      - культуру речи (умение вести дискуссию,  понимать юмор, использовать выразительные  языковые средства в разных  условиях общения, владеть нормами  устного и письменного литературного  языка);

      - культуру общения (формирование  навыков доверия к людям, вежливости, внимательности в отношениях  с родными, друзьями, знакомыми  и посторонними людьми, умение  дифференцировать свое поведение  в зависимости от окружающей  обстановки - дома или в общественных  местах, от цели общения - деловое,  личное и т.д.)

      - культуру внешности (формирование  потребности соблюдать личную  гигиену, выбирать свой стиль,  умение управлять своими жестами,  мимикой, походкой);

      - бытовую культуру (воспитание эстетического  поведения к предметам и явлениям  повседневной жизни, рациональная  организация своего жилища, аккуратность  в ведении домашнего хозяйства и т.п.).»

      По  И.Ф. Харламову содержание нравственности заключается в следующем:

    • В отношение к Родине (патриотизм) - любовь к своей стране, истории, обычаям, языку, желание стать на ее защиту, если это потребуется.
    • В отношение к труду (трудолюбие) - предполагает наличие потребности в созидательной трудовой деятельности и ее, понимание пользы труда для себя и общества, наличие трудовых умений и навыков и потребность в их совершенствовании.
    • В отношение к обществу (коллективизм) - умение согласовывать свои желания с желаниями других, умение координировать свои усилия с усилиями других, умение подчинятся и умение руководить.
    • В отношение к себе - уважение себя при уважении других, высокое сознание общественного долга, честность и правдивость, нравственная чистота, скромность.
    • В человеколюбие или гуманность.[20. c.380]

      Результатом нравственного воспитания является нравственная воспитанность. Она материализуется  в общественно ценных свойствах  и качествах личности, проявляется  в отношениях, деятельности, общении. О нравственной воспитанности свидетельствует  глубина нравственного чувства, способность к эмоциональному переживанию, мучениям совести, страданию, стыду  и сочувствию. Она характеризуется  зрелостью нравственного сознания: моральной образованностью, способностью анализировать, судить о явлениях жизни  с позиций нравственного идеала, давать им самостоятельную оценку.

Информация о работе Контрольная работа по «Культурология»