Контрольная работа по «Культурология»

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2011 в 12:08, контрольная работа

Описание работы

Вопрос № 1
Охарактеризуйте следующие функции культуры :
1. Познавательная функция

Работа содержит 1 файл

культурология_3 вар.docx

— 55.75 Кб (Скачать)

 Культуры  разных народов, как и люди  — представители различных культур,  взаимно обогащаются благодаря  информативной функции. Известно  сравнение Б. Шоу результатов  обмена идеями с обменом яблоками. Когда обмениваются яблоками, у  каждой из сторон остается  лишь по яблоку, когда же обмениваются  идеями, то у каждой из сторон  оказывается по две идеи. Обмен  идеями в отличие от обмена  предметами взращивает в человеке  его личностную культуру. Дело  ведь не только в получении  знаний, но и в том отклике,  в том ответном идейном или  эмоциональном движении, которое  они рождают в человеке. Если  такого движения нет, то нет  и культурного роста. Человек  растет к человечеству, а не  к числу прожитых лет. Культура  — это культ роста, как иногда  говорят. А рост происходит  оттого, что человек приобщается,  не теряя себя, к мудрости человеческого  рода. Понятие «массовая культура» отражает существенные сдвиги в механизме современной культуры: развитие средств массовой коммуникации (радио, кино, телевидение, газета, журнал, грампластинка, магнитофон); становление индустриально-коммерческого типа производства и распределение стандартизированных духовных благ; относительная демократизация культуры и повышение уровня образованности масс; увеличение времени досуга и затрат на досуг в бюджете семьи. Все перечисленное преобразует культуру в отрасль экономики, превращая ее в массовую культуру. Через систему массовой коммуникации печатная и электронная продукция охватывает большинство членов общества. Через единый механизм моды массовая культура ориентирует, подчиняет все стороны человеческого существования: от стиля жилья и одежды до типа хобби, от выбора идеологии до форм ритуалов интимных отношений. В настоящее время массовая культура замахнулась на культурную «колонизацию» всего мира.

      Временем  рождения массовой культуры можно считать 1870 год, когда в Великобритании был  принят закон об обязательной всеобщей грамотности. Всем стал доступен главный  вид художественного творчества XIX в. — роман. Вторая веха — 1895 год. В этот год был изобретен кинематограф, не требующий даже элементарной грамотности  для восприятия информации в картинках. Третья веха — легкая музыка. Магнитофон и телевидение усилили позиции  массовой культуры.

      Механизм  распространения массовой культуры напрямую связан с рынком. Ее продукция  предназначена для употребления массами. Это искусство для каждого, и оно обязано учитывать его  вкусы и запросы. Каждый, кто платит, может заказать свою музыку. Искусство  открыло охоту на подростка —  юношу и девушку, домохозяйку, спортсмена, рабочего и т.д. Несмотря на кажущуюся демократичность, массовая культура таит в себе реальную угрозу низведения человека-творца до уровня запрограммированного манекена, человека-винтика. Серийный характер ее продукции обладает рядом специфических признаков:

      а) примитивизация отношений между людьми;

      б) развлекательность, забавность, сентиментальность;

      в) натуралистическое смакование насилия  и секса;

      г) культ успеха, сильной личности и  жажда обладания вещами;

      д) культ посредственности, условность примитивной символики.

      Массовая  культура — это тоже культура, точнее — часть ее. И достоинство ее произведений состоит не в том, что  они демократичны, всем понятны, а  в том, что они базируются на архетипах . К таким архетипам относится  бессознательный интерес всех людей  к эротике и насилию. И в  любом обществе подобный интерес  ищет пути для удовлетворения. Это, так сказать, бытовой интерес, и  он составляет базу успехов массовой культуры, ее произведений. Катастрофическим последствием массовой культуры является низведение творческой деятельности человека к элементарному акту бездумного потребления. Высокая культура требует высокого интеллектуального напряжения. И встреча с “Монной Лизой” в выставочном зале совсем не похожа на встречу с ней на этикетке спичечного коробка или на майке. Осмысление проблемы массовой культуры было начато книгами О.Шпенглера “Закат Европы”, А. Швейцера “Культура и этика”, Х.Орте-ги-и-Гассета “Восстание масс”, Э.Фромма “Иметь или быть”, где массовая культура осмысливается как предельное выражение духовной несвободы, средство отчуждения и угнетения человеческой личности. В качестве культурологической оппозиции массовой культуре выступает элитарная культура, основная задача которой сводится к тому, чтобы сохранить в культуре творческое начало и пафос. Русский искусствовед П.П.Муратов. писал: “Современное искусство оказалось весьма чувствительным психическим аппаратом... Изумляет небывалое преобладание абстракций. Нынешний живописец мыслит отвлеченными категориями цвета, композиции, пространства, формы, фактуры... Человек есть начало и конец всего в античном и западноевропейском искусстве. Антропоморфизм был основным мироощущением, которое делало возможным это искусство.

      В конце XIX в. эта подпочва европейского мироощущения явно колеблется. Природа  становится сцеплением объективных  фактов, которые может разъединить  художественный анализ... Художник перестал видеть и чувствовать все по образу своему и подобию. У мира изображаемого  нет того центра, каким был человек. Сама видимость человека подлежит развитию, расчленению на те первичные элементы, на которые разлагается видимость предметов. Нет чувства организма ни в природе, ни в человеке, но есть взамен того сознание конструкции” . 

      Культура  выполняет и регулятивную. или нормативную функцию, выступая как система мер и требований общества ко всем сторонам деятельности людей (труд, быт, сферы общественно-политической деятельности и межличностных отношений). Регулятивная функция культуры поддерживается такими находящимися в ее структуре нормативными системами, как мораль и право, сложившиеся традиции, обряды, обычаи, образцы поведения. Выступая оценочной характеристикой степени соответствия поведения и деятельности той или иной общественной группы или личности определенным социально-нравственным нормам и принципам, культура регулирует поведение человека во всех сферах общественной жизни.

      Человек не может не общаться. Даже когда  он находится в одиночестве, он продолжает вести неслышный диалог с близкими или далекими ему людьми, с героями  книг, с Богом или с самим  собой, каким он видит себя. В таком  общении он может быть совсем иным, чем при живом общении. Культура живого общения предполагает не только вежливость и такт. Она предполагает способность и умение каждого  из нас привнести в круг подобного общения коммуникативность культуры, т.е. нашу связь с человечеством, которую мы ощущали, будучи наедине с собой. Быть самим собой и признавать право на это другого человека — это значит признавать равенство каждого по отношению к человечеству и его культуре. Речь идет о характерной черте или о норме гуманизма. Разумеется, в культуре есть множество норм и правил поведения. Все они служат одной общей цели: организации совместной жизни людей. Существуют нормы права и морали, нормы в искусстве, нормы религиозного сознания и поведения. Все эти нормы регламентируют поведение человека, обязывают его придерживаться каких-то границ, которые считаются приемлемыми в той или иной культуре.

      Общество  испокон веков распадается на социальные группы. Социальные группы — относительно устойчивые совокупности людей, имеющих общие интересы, ценности и нормы поведения, складывающиеся в рамках исторически определенного  общества. В каждой группе воплощаются  некоторые специфические взаимосвязи  индивидов между собой и с  обществом в целом. Групповые интересы могут быть выражены через кастовые, сословные, классовые и профессиональные.

      Каста наиболее полно раскрывается в культуре Индии. До настоящего времени Индия  настойчиво держится за это разъединяющее  людей явление. Даже современное  образование не может победить в  индусе его приверженность к касте. В книге “Культура Индии” С.Ф.Ольденбург рассказывает, с чем пришлось столкнуться у себя на родине образованному по-европейски индусу, пожелавшему посетить Всемирную выставку в Европе. Вернувшись домой, он был исключен из касты. Молодой человек страшно переживал это наказание и подал в суд, требуя восстановления своих прав. А основанием для столь сурового приговора послужило обвинение нашего путешественника в том, что он обедал совместно с иностранцами, что строжайше запрещено индуизмом. В суде исключенный из касты говорил, что у него на пароходе был запас риса и что он сам готовил себе обед. “К несчастью для него, свидетели выясняли, что он бывал за общим столом на пароходе, и дело его было проиграно” . Эпизод сам по себе забавный, если бы не трагизм исключения из касты, лишающего индуса всякой социальной опоры у себя на родине. Высшей кастой в Индии признается каста брахманов. Брахман не имеет права кому-либо кланяться. Он принимает поклоны других, благословляя их в ответ. Индуизм предписывает верующим каждый свой шаг согласовывать с брахманами. Без их благословения нет праведной жизни и смерти. Но быть брахманом — почетно и ответственно. Малейшее нарушение этических норм брахманом грозит ему позором и изгнанием из касты.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

      5. Регулятивная функция 

      Регулятивная  функция культуры - способность культуры регулировать поведение человека в  различных сферах: в семье, в школе, в быту, в производстве и в других сферах. Регулятивная (или нормативная) функция проявляется прежде всего как система норм и требований общества ко всем своим членам во всех областях их жизни и деятельности - труде, быте, межгрупповых, межклассовых, межнациональных, межличностных отношениях. Т. Парсонс наряду с символичностью и волюнтаристичностью считал нормативность одним из важнейших признаков культуры. Главная задача регулятивной функции - поддерживать социальное равновесие в том или ином обществе, а также между отдельными группами людей в интересах выживания человеческого рода или любой его части.

      Регулятивная  функция культуры осуществляется ею на целом ряде уровней: высшим из них  являются нормы морали. Конечно, они  изменяются в ходе истории и от народа к народу. Однако по мере роста  духовной культуры, развития средств  массовой коммуникации, сокращения расстояний и неизмеримого усиления контактов  и взаимообменов между народами, растет осознание каждым жителем  Земли своей индивидуальности и  одновременно своей принадлежности ко всему человечеству. Взаимо-обогащаются и становятся все более общечеловеческими и нормы морали. Люди все более сознают, что все они - пассажиры одного корабля, начиненного атомной смертью, и только единство, питаемое общей нравственностью, способно спасти их от гибели. Древнейшим социальным институтом, формулировавшим и поддерживавшим нормы морали, была церковь, ее различные религии и конфессии. Показательно, что, несмотря на определенные расхождения, основные заповеди всех крупнейших религий мира во многом совпадают, т.е. носят общечеловеческий характер. Этим они резко отличаются от норм так называемой «классовой морали», согласно которым заповеди «Не убий!» противопоставляется призыв «Если враг не сдастся, его уничтожают!», а заповеди «Не укради!» - призыв к «экспроприации экспроприаторов» или еще более выразительный - «Грабь награбленное!».

      Следующим уровнем, на котором осуществляется регулятивная функция культуры, являются нормы права. Если нормы морали содержатся главным образом в религиозных  текстах и документах, а также  в светской морализаторской литературе, то нормы права, неизменно основываясь  на нормах морали и конкретизируя  их, подробно излагаются в конституциях и законах. При этом они приобретают  не только нравственную, но уже и  юридическую силу. Различия в нормах права у разных народов гораздо  более заметны, чем в нормах морали. Это объясняется конкретной историей каждой нации, ее темпераментом, достигнутым  уровнем культуры и другими факторами. Например, представляется весьма показательным  в разных государствах отношение  к смертной казни: чем выше культура того или иного общества и его  благосостояние, тем оно гуманнее к своим преступникам и выступает  за ее отмену. И наоборот, чем менее  культурна, а следовательно, и беднее нация, тем ее граждане более озлоблены  и безжалостны к правонарушителям.

      Неотъемлемой  частью культуры, еще одним уровнем, где проявляется ее нормативная  сторона наряду с моралью и  правом, выступают обычаи и обряды. Обычай - устойчивая система поведения  человека в разных сферах жизни и  в разных ситуациях, ставшая нормой и передающаяся из поколения в  поколение. Приняв форму определенного  образца, обычаи весьма устойчивы и  консервативны, сопровождая народы в течение веков, несмотря ни на какие  общественные потрясения. По сравнению  с нормами права обычаи изменить гораздо труднее, почти невозможно, ибо «простой» народ, несмотря ни на что, живет не так, как указывает  ему тот или иной режим, а как  завещано предками. Обычаи в гораздо  большей степени, чем нормы морали или юридические нормы, национально  окрашены, сохраняют неповторимую самобытность и, больше того, как бы выражают душу народа. Их своеобразие во многом объясняется спецификой природной среды и сельскохозяйственной деятельностью, - причина, по которой они более характерны для деревни, чем для города. Что касается обрядов, то в отличие от обычаев, они носят чисто религиозный характер и тесно связаны с определенными конфессиями или видами веры. Помимо норм морали, права, обычаев и обрядов, регулятивная функция культуры проявляется и в нормах поведения на работе, в быту, в общении с другими людьми, в отношении к природе. Этот уровень нормативности включает широкий круг требований, начиная с элементарной опрятности и соблюдения принятых в данном обществе или в данной социальной группе правил «хорошего тона» и кончая общими требованиями к духовному миру человека и качеству его труда. Это, так сказать, повседневно-бытовой, «цивилизационный» уровень культуры. К этому же уровню относятся пра-вила воспитания, этикета, личной гигиены, культура общения с людьми и т.п. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

      6. Ценностная функция 

      На  более продвинутом уровне культурная регуляция человеческой деятельности осуществляется через систему ценностей. В отличие от норм, которым следуют, ценности подразумевают выбор того или иного объекта, состояния, потребности, цели, которые имеют более высокое существование. Ценности помогают обществу и человеку определить хорошее и плохое, идеальное или избегаемое состояние, истину и заблуждение, красоту и безобразие, справедливое и несправедливое, допустимое и запретное, существенное и несущественное и т.д.

      Из  сопутствующих понятий следует  упомянуть «интерес», «потребность», «стремление», «долг», «идеал», «ориентация» и «мотивация». Однако объем этих понятий обычно уже, чем «ценность». Под интересом или потребностью обычно понимаются социально обусловленные влечения, связанные с социально-экономическим положением различных слоев, групп или индивидов, и в этом случае остальные ценности («идеалы») — лишь отвлеченное отражение интересов. Мотивация скорее включает в себя те субъективные побуждения — разной направленности! — которые рассматриваются социальной психологией. Позитивные мотивации опираются на ценности, которые осваиваются индивидом и становятся

Информация о работе Контрольная работа по «Культурология»