Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2011 в 12:08, контрольная работа
Вопрос № 1
Охарактеризуйте следующие функции культуры :
1. Познавательная функция
Культуры
разных народов, как и люди
— представители различных
Временем
рождения массовой культуры можно считать
1870 год, когда в Великобритании был
принят закон об обязательной всеобщей
грамотности. Всем стал доступен главный
вид художественного творчества
XIX в. — роман. Вторая веха — 1895 год.
В этот год был изобретен
Механизм распространения массовой культуры напрямую связан с рынком. Ее продукция предназначена для употребления массами. Это искусство для каждого, и оно обязано учитывать его вкусы и запросы. Каждый, кто платит, может заказать свою музыку. Искусство открыло охоту на подростка — юношу и девушку, домохозяйку, спортсмена, рабочего и т.д. Несмотря на кажущуюся демократичность, массовая культура таит в себе реальную угрозу низведения человека-творца до уровня запрограммированного манекена, человека-винтика. Серийный характер ее продукции обладает рядом специфических признаков:
а) примитивизация отношений между людьми;
б) развлекательность, забавность, сентиментальность;
в) натуралистическое смакование насилия и секса;
г) культ успеха, сильной личности и жажда обладания вещами;
д) культ посредственности, условность примитивной символики.
Массовая культура — это тоже культура, точнее — часть ее. И достоинство ее произведений состоит не в том, что они демократичны, всем понятны, а в том, что они базируются на архетипах . К таким архетипам относится бессознательный интерес всех людей к эротике и насилию. И в любом обществе подобный интерес ищет пути для удовлетворения. Это, так сказать, бытовой интерес, и он составляет базу успехов массовой культуры, ее произведений. Катастрофическим последствием массовой культуры является низведение творческой деятельности человека к элементарному акту бездумного потребления. Высокая культура требует высокого интеллектуального напряжения. И встреча с “Монной Лизой” в выставочном зале совсем не похожа на встречу с ней на этикетке спичечного коробка или на майке. Осмысление проблемы массовой культуры было начато книгами О.Шпенглера “Закат Европы”, А. Швейцера “Культура и этика”, Х.Орте-ги-и-Гассета “Восстание масс”, Э.Фромма “Иметь или быть”, где массовая культура осмысливается как предельное выражение духовной несвободы, средство отчуждения и угнетения человеческой личности. В качестве культурологической оппозиции массовой культуре выступает элитарная культура, основная задача которой сводится к тому, чтобы сохранить в культуре творческое начало и пафос. Русский искусствовед П.П.Муратов. писал: “Современное искусство оказалось весьма чувствительным психическим аппаратом... Изумляет небывалое преобладание абстракций. Нынешний живописец мыслит отвлеченными категориями цвета, композиции, пространства, формы, фактуры... Человек есть начало и конец всего в античном и западноевропейском искусстве. Антропоморфизм был основным мироощущением, которое делало возможным это искусство.
В конце XIX в. эта подпочва европейского мироощущения явно колеблется. Природа становится сцеплением объективных фактов, которые может разъединить художественный анализ... Художник перестал видеть и чувствовать все по образу своему и подобию. У мира изображаемого нет того центра, каким был человек. Сама видимость человека подлежит развитию, расчленению на те первичные элементы, на которые разлагается видимость предметов. Нет чувства организма ни в природе, ни в человеке, но есть взамен того сознание конструкции” .
Культура выполняет и регулятивную. или нормативную функцию, выступая как система мер и требований общества ко всем сторонам деятельности людей (труд, быт, сферы общественно-политической деятельности и межличностных отношений). Регулятивная функция культуры поддерживается такими находящимися в ее структуре нормативными системами, как мораль и право, сложившиеся традиции, обряды, обычаи, образцы поведения. Выступая оценочной характеристикой степени соответствия поведения и деятельности той или иной общественной группы или личности определенным социально-нравственным нормам и принципам, культура регулирует поведение человека во всех сферах общественной жизни.
Человек не может не общаться. Даже когда он находится в одиночестве, он продолжает вести неслышный диалог с близкими или далекими ему людьми, с героями книг, с Богом или с самим собой, каким он видит себя. В таком общении он может быть совсем иным, чем при живом общении. Культура живого общения предполагает не только вежливость и такт. Она предполагает способность и умение каждого из нас привнести в круг подобного общения коммуникативность культуры, т.е. нашу связь с человечеством, которую мы ощущали, будучи наедине с собой. Быть самим собой и признавать право на это другого человека — это значит признавать равенство каждого по отношению к человечеству и его культуре. Речь идет о характерной черте или о норме гуманизма. Разумеется, в культуре есть множество норм и правил поведения. Все они служат одной общей цели: организации совместной жизни людей. Существуют нормы права и морали, нормы в искусстве, нормы религиозного сознания и поведения. Все эти нормы регламентируют поведение человека, обязывают его придерживаться каких-то границ, которые считаются приемлемыми в той или иной культуре.
Общество
испокон веков распадается на
социальные группы. Социальные группы
— относительно устойчивые совокупности
людей, имеющих общие интересы, ценности
и нормы поведения, складывающиеся
в рамках исторически определенного
общества. В каждой группе воплощаются
некоторые специфические
Каста
наиболее полно раскрывается в культуре
Индии. До настоящего времени Индия
настойчиво держится за это разъединяющее
людей явление. Даже современное
образование не может победить в
индусе его приверженность к касте.
В книге “Культура Индии” С.Ф.Ольденбург
рассказывает, с чем пришлось столкнуться
у себя на родине образованному по-европейски
индусу, пожелавшему посетить Всемирную
выставку в Европе. Вернувшись домой, он
был исключен из касты. Молодой человек
страшно переживал это наказание и подал
в суд, требуя восстановления своих прав.
А основанием для столь сурового приговора
послужило обвинение нашего путешественника
в том, что он обедал совместно с иностранцами,
что строжайше запрещено индуизмом. В
суде исключенный из касты говорил, что
у него на пароходе был запас риса и что
он сам готовил себе обед. “К несчастью
для него, свидетели выясняли, что он бывал
за общим столом на пароходе, и дело его
было проиграно” . Эпизод сам по себе забавный,
если бы не трагизм исключения из касты,
лишающего индуса всякой социальной опоры
у себя на родине. Высшей кастой в Индии
признается каста брахманов. Брахман не
имеет права кому-либо кланяться. Он принимает
поклоны других, благословляя их в ответ.
Индуизм предписывает верующим каждый
свой шаг согласовывать с брахманами.
Без их благословения нет праведной жизни
и смерти. Но быть брахманом — почетно
и ответственно. Малейшее нарушение этических
норм брахманом грозит ему позором и изгнанием
из касты.
5. Регулятивная функция
Регулятивная функция культуры - способность культуры регулировать поведение человека в различных сферах: в семье, в школе, в быту, в производстве и в других сферах. Регулятивная (или нормативная) функция проявляется прежде всего как система норм и требований общества ко всем своим членам во всех областях их жизни и деятельности - труде, быте, межгрупповых, межклассовых, межнациональных, межличностных отношениях. Т. Парсонс наряду с символичностью и волюнтаристичностью считал нормативность одним из важнейших признаков культуры. Главная задача регулятивной функции - поддерживать социальное равновесие в том или ином обществе, а также между отдельными группами людей в интересах выживания человеческого рода или любой его части.
Регулятивная
функция культуры осуществляется ею
на целом ряде уровней: высшим из них
являются нормы морали. Конечно, они
изменяются в ходе истории и от
народа к народу. Однако по мере роста
духовной культуры, развития средств
массовой коммуникации, сокращения расстояний
и неизмеримого усиления контактов
и взаимообменов между
Следующим
уровнем, на котором осуществляется
регулятивная функция культуры, являются
нормы права. Если нормы морали содержатся
главным образом в религиозных
текстах и документах, а также
в светской морализаторской литературе,
то нормы права, неизменно основываясь
на нормах морали и конкретизируя
их, подробно излагаются в конституциях
и законах. При этом они приобретают
не только нравственную, но уже и
юридическую силу. Различия в нормах
права у разных народов гораздо
более заметны, чем в нормах морали.
Это объясняется конкретной историей
каждой нации, ее темпераментом, достигнутым
уровнем культуры и другими факторами.
Например, представляется весьма показательным
в разных государствах отношение
к смертной казни: чем выше культура
того или иного общества и его
благосостояние, тем оно гуманнее
к своим преступникам и выступает
за ее отмену. И наоборот, чем менее
культурна, а следовательно, и беднее
нация, тем ее граждане более озлоблены
и безжалостны к
Неотъемлемой
частью культуры, еще одним уровнем,
где проявляется ее нормативная
сторона наряду с моралью и
правом, выступают обычаи и обряды.
Обычай - устойчивая система поведения
человека в разных сферах жизни и
в разных ситуациях, ставшая нормой
и передающаяся из поколения в
поколение. Приняв форму определенного
образца, обычаи весьма устойчивы и
консервативны, сопровождая народы
в течение веков, несмотря ни на какие
общественные потрясения. По сравнению
с нормами права обычаи изменить
гораздо труднее, почти невозможно,
ибо «простой» народ, несмотря ни
на что, живет не так, как указывает
ему тот или иной режим, а как
завещано предками. Обычаи в гораздо
большей степени, чем нормы морали
или юридические нормы, национально
окрашены, сохраняют неповторимую самобытность
и, больше того, как бы выражают душу народа.
Их своеобразие во многом объясняется
спецификой природной среды и сельскохозяйственной
деятельностью, - причина, по которой они
более характерны для деревни, чем для
города. Что касается обрядов, то в отличие
от обычаев, они носят чисто религиозный
характер и тесно связаны с определенными
конфессиями или видами веры. Помимо норм
морали, права, обычаев и обрядов, регулятивная
функция культуры проявляется и в нормах
поведения на работе, в быту, в общении
с другими людьми, в отношении к природе.
Этот уровень нормативности включает
широкий круг требований, начиная с элементарной
опрятности и соблюдения принятых в данном
обществе или в данной социальной группе
правил «хорошего тона» и кончая общими
требованиями к духовному миру человека
и качеству его труда. Это, так сказать,
повседневно-бытовой, «цивилизационный»
уровень культуры. К этому же уровню относятся
пра-вила воспитания, этикета, личной гигиены,
культура общения с людьми и т.п.
6. Ценностная функция
На более продвинутом уровне культурная регуляция человеческой деятельности осуществляется через систему ценностей. В отличие от норм, которым следуют, ценности подразумевают выбор того или иного объекта, состояния, потребности, цели, которые имеют более высокое существование. Ценности помогают обществу и человеку определить хорошее и плохое, идеальное или избегаемое состояние, истину и заблуждение, красоту и безобразие, справедливое и несправедливое, допустимое и запретное, существенное и несущественное и т.д.
Из сопутствующих понятий следует упомянуть «интерес», «потребность», «стремление», «долг», «идеал», «ориентация» и «мотивация». Однако объем этих понятий обычно уже, чем «ценность». Под интересом или потребностью обычно понимаются социально обусловленные влечения, связанные с социально-экономическим положением различных слоев, групп или индивидов, и в этом случае остальные ценности («идеалы») — лишь отвлеченное отражение интересов. Мотивация скорее включает в себя те субъективные побуждения — разной направленности! — которые рассматриваются социальной психологией. Позитивные мотивации опираются на ценности, которые осваиваются индивидом и становятся