Контрольная работа по «Культурология»

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2011 в 12:08, контрольная работа

Описание работы

Вопрос № 1
Охарактеризуйте следующие функции культуры :
1. Познавательная функция

Работа содержит 1 файл

культурология_3 вар.docx

— 55.75 Кб (Скачать)

Федеральное агентство по образованию

ГОСУДАРСТВЕНННОЕ  ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ  ВГТУ

(гоУВПО  Воронежский государственный  технический

университет)

Факультет вечернего и заочного обучения

Кафедра компьютерных интеллектуальных технологий проектирования 

Контрольная работа

по дисциплине «Культурология» 
 
 

                                    Выполнил:  студент группы ПТ-111

                                         шифр: 411253

                                                Рыжков Алексей  Викторович 
 
 

Воронеж 2011 
 
 

      Вопрос № 1

      Охарактеризуйте следующие функции  культуры :

      1. Познавательная функция

      Познавательная, гносеологическая функция. 

      Культура  определяется определенным критерием  познания, овладения человеческими  силами природы и общества, а также  степени развития "человеческого" в самом человеке. Охватывая все  формы общественного сознания, взятые .в их единстве, культура дает целостную  картину познания и освоения мира. Конечно, культура не сводится к совокупности знаний о мире, но систематизированные  научные знания выступают одним  из важнейших ее элементов. Однако культура не только характеризует степень познания человеком окружающего мира. При этом культура раскрывает не только степень развития форм общественного сознания в их единстве, но и уровень навыков и умений людей, проявляющихся в их практической деятельности. Жизнь необычайно сложна и все время перед людьми ставит все новые и новые проблемы. Это вызывает потребность познания процессов, происходящих в обществе, осознание их как с научных, так и с художественно-эстетических позиций.

      Культура  способствует также осуществлению  эвристических целей человека, его  поискам наиболее продуктивных форм познания нового, открытию новых путей  и методов социальной жизни, усилению власти человека над стихийными силами природы. Как следует из сказанного, роль культуры при этом сводилась к чему-то определенному и немногому, но важному. В сегодняшних представлениях о функциях культуры важнейшее место, как правило, отводится человекотворческой функции.

      Так что усилия великих мыслителей, призывавших  видеть в культуре лишь условие для  развития человеческих качеств, не пропали  даром. Но реальная жизнь культуры все же не ограничена человекотворческой функцией. Многообразие потребностей человека послужило основанием для появления самых различных функций. Культура —это своеобразное самопознание человека, поскольку она показывает ему не только окружающий его мир, но и его самого. Это своего рода зеркало, где человек видит себя и таким, каким бы он должен стать, и таким, каким он был и есть. Результаты познания и самопознания передаются в виде опыта, житейской мудрости, посредством знаков, символов от поколения к поколению, от одного народа к другому. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

      2. Человекотворческая функция

      Культура  олицетворяет творческую деятельность в предметах, необходимых для  жизнедеятельности человека, выступает  воплощением созданных людьми материальных и духовных ценностей. Культура определенная суть человека. Мера развития культуры определяется мерой развития жизнедеятельности  человека. Жизнедеятельность человека воплощается, в первую очередь, во множестве  создаваемых материальных и духовных вещей: в новых средствах труда, новых продуктах питания, новых  элементах материальной инфраструктуры быта, производства, новых научных  идей, политических и идеологических концепций, религиозных верований, моральных регуляторах.В процессе творческой человеческой жизнедеятельности развивается весь комплекс социально-политического бытия человека: складываются новые социальные общности и отношения между ними, более эффективные формы управления и самоуправления в обществе, новые институлизовани структуры духовного производства, связки, между разными народами и государствами, новые информационные каналы но др. В результате активной человеческой жизнедеятельности развиваются, обогащаются все общественные формы жизни, прогрессирует общество как сложный социальный организм. Следовательно, культура является выражением достигнутого человеком уровня исторического прогресса. И наоборот, по словам Йоганна гете, мерой культурного мира является триумф исключительно человеческого, все имеет значение лишь постольку, поскольку носит гуманный характер. Интеграл культуры человек и человечность. Человек существует, функционирует, творит, выступая субъектом превращения природы. В образовывающей жизнедеятельности человек производит, создает не только внешние предметы, идеи, социальные явления, но и изменяет социальный мир своей жизнедеятельности, а, следовательно, и себя. Так что, в человеческой жизнедеятельности присутствуют два разных потока: в одном производятся формы общности, а во втором человек. Жизнедеятельность человека это целостный поток, который составляет два уровни, неразрывно взаимосвязанных и опосередковуючих друг друга: превращение общественных форм и развитие общественного человека. Культура - это культ человеческого бытия, творения человека, из имеющегося бытия. Создавая человека, культура создает и себя. Культура всегда е самим творчеством. 
Человекотворческая, гуманистическая суть культуры раскрывается через познание социальных функций. Основные социальные функции культуры: познавательная, коммуникативная, прогностическая, регулятивная, ценностно-ориентированная. Все они органично взаимоувязываются. Культура целостное явление. Целостность оказывается в единстве всех элементов, которые создают ее структуру, а также функционально. Функциональное единство предопределено человекотворческой сутью, что позволяет говорить об интегративну и генерализуючу функции культуры. В таком качестве выступает человекотворческая функция. К человекотворческой сути культуры философы пришли не сразу. Есть много оснований утверждать, что первым стал Марк Туллий Цицерон. Рассматривая ораторское искусство как наиболее полное проявление культуры, выдающийся римский философ увидел способ подъема, самоутверждения лица. Ораторское искусство вдохновляет лицо. Культура развивает лицо, и в этом, думал Цицерон, заключается ее главная функция. Подобные взгляды имели Вергилий, философы эпохи Возрождения, мыслители, Томас Гоббс, Йоганн Гердер, Франсуа Вольтер, Жан-Жак Руссо, французские материалисты XVIII ст. Человекотворческую суть культуры отмечали философы Иммануил Кант и Георг Гегель. В их трудах идея органического единства человека и культуры приобрела самое широкое обоснование, которое нашло развитие уже на материалистической почве у Карла Маркса. В его трудах прослеживается глубокое понимание внутренней гуманистической сути культуры, направленности, на развитие лица, единства культуры и личности, труда и воспитания.

      3. Информационная функция

      Это передача социального опыта. В обществе нет другого механизма передачи социального опыта помимо культуры. Социальные качества человека не передаются генетической программой. Благодаря  культуре осуществляется передача, трансляция социального опыта как от одного поколения к другому, так и  между странами и народами.

      Эту важную социальную функцию культура выполняет посредством сложной  знаковой системы, которая сохраняет  социальный опыт поколений в понятиях и словах, математических символах и формулах науки, своеобразных языках искусства, в продуктах человеческого  труда - орудиях производства, предметах  потребления, т.е. заключает в себе все те знаки, которые рассказывают о человеке, его творческих силах  и возможностях. В этом смысле культуру можно назвать "памятью" человечества. Однако необходимо подчеркнуть, что  культура не просто "кладовая" накопленного человечеством социального опыта, а средство его активной переработки, отбора именно той информации, которая  необходима обществу, которая представляет национальную и общечеловеческую ценность.

      Информативную функцию культуры оценивают очень  высоко представители семиотического подхода к культуре. В этой функции  культура связывает поколения, обогащая каждое последующее опытом предшествующих. Но это не значит, что достаточно жить в сегодняшнем мире и читать современные книги, чтобы приобщиться  к опыту мировой культуры. Необходимо различать понятия «культурность» и «современность». Чтобы стать  культурным, человеку необходимо пройти, как говорил И.В. Гете, «через все  эпохи мировой культуры».

      Глубокими размышлениями о сущности культуры наполнены поэтические строфы Пастернака:

  • Во всем мне хочется дойти до самой сути.
  • В работе, в поисках пути,
  • В сердечной смуте.
  • До сущности протекших дней.
  • До их причины,
  • До оснований, до корней,
  • До сердцевины,
  • Все время схватывая нить судеб, событий,
  • Жить, думать, чувствовать, любить.
  • Свершать открытья.

      Здесь культура рассматривается не как  нечто внешнее по отношению к  человеку, детерминирующее формы  его жизнедеятельности, но как способ реализации его творческих возможностей. Примечательно и то, что культура представляется не как линейный процесс, складывающийся из необратимой временной последовательности прошлого, настоящего и будущего, а как система, в которой сосуществуют прошлое, настоящее и будущее и между которыми возможен диалог. И этот межкультурный диалог реализуется в человеке. Культура не может жить одной традицией, она постоянно поддерживается напором новых поколений, вступающих в социум в несколько изменившихся исторических условиях. Эта особенность социально-исторического процесса заставляет представителей нового поколения заниматься творческой переработкой культурных достижений прошлого. Преемственность и новаторство пронизывают культурную жизнь общества. Проиллюстрирую данную мысль следующим житейским примером, взятым из истории моды. Функционирование обычая (традиции) теснейшим образом связано с действием моды. Между обычаем и модой происходят своеобразные и сложные взаимодействия. Если обычай сравнивать с камнем, а моду с водой, то можно, сообразно поговорке, сказать, что вода камень точит. Мода, не входя, как правило, в резкое противоречие с обычаем и даже по большей части как будто базируясь на нем, вместе с тем понемногу замещает в нем некоторые элементы, “вымывая” из обычая то, что входит в противоречие с изменившимися условиями и добавляя в обычаи новое. В этом взаимодействии иногда создаются довольно комичные ситуации, как, например, на Среднем Востоке, где молодые девушки в городе ходят в чадре (обычай) и в мини-юбке (мода). При этом с точки зрения данной культуры одно не противоречит другому. Обычай, будучи более долговременным и консервативным явлением, оказывает сопротивление моде, но, как правило, не одерживает победы над ней.

      Вторая  плодотворная идея в понимании культуры связана с реализацией в ценностях  творческих возможностей человека. В  этой идее заложена фундаментальная  функция культуры — креативная (творческая, порождающая). Обращаясь к творчеству выдающихся представителей науки, искусства, философии, нельзя не видеть, что их титанические усилия приводили к прорыву из одной культурной парадигмы к другой. Так, например, эпохальная работа Н.Коперника “О вращениях небесных сфер” — переход от геоцентрической картины мира к гелиоцентрической. Или художники Возрождения, отказавшись в живописи от канонов христианства (обратная перспектива, временное совмещение священного сюжета, подчиненная роль пейзажа, канонизация цветовой гаммы и т.д.) и введя прямую перспективу, пейзаж как объект самостоятельного эстетического любования и эмпирического, смертного человека, достигли того реализма, который позволил им и их потомкам обратиться к природе как к самооценке, т.е. перенести свои взоры с мира небесного на мир земной. Это явилось одной из предпосылок формирования научного знания. Уникальная возможность культуры проявляется в ее диалогичности. Культура невозможна без внутренне” переклички. “Персонажи” прошлых культур не уходят со сцены, не исчезают и не растворяются в новом, а ведут диалог как со своими собратьями по прошлому, так и с героями, пришедшими им на смену. И по сей день человека волнуют трагедийные образы Эсхила и Софокла; пушкинские и шекспировские герои заставляют нас по-прежнему размышлять о добре и зле, а кантовские идеи о всеобщем мире созвучны нашей эпохе. Обращение к культуре прошлого, переосмысление ее ценностей в свете современного опыта — это один из способов реализации творческих возможностей человека. Осмысливая и переосмысливая прошлое, мыслитель и художник, ученый и изобретатель творят новые ценности, обогащают предметный мир культуры.

      Определяя культуру как способ реализации творческих возможностей человека, было бы ошибкой  выводить сами новаторские потенции личности за скобки культуры. В своем  воздействии на природу, в поиске и производстве средств удовлетворения своих потребностей человек формирует особый мир предметов (от швейной иглы до космических аппаратов, от церковной организации до судебной палаты, от понятия красоты до научной абстракции кривизны пространства), объективируя свой внутренний мир и тем самым расширяя предметное поле культуры. Работая с этим предметным полем, человек невольно сам опредмечивается, расширяя круг своих потребностей и способностей. В этот круг входят цели и средства. Новаторские цели, как правило, базируются на полученных результатах, которые, в свою очередь, становятся средствами культурной экспансии человека и предполагают преобразование существующих материальных и духовных ценностей.

      Человек — сам культурная ценность, и  самую важную часть этой ценности составляют его творческие возможности, весь механизм реализации замыслов и  планов: от вовлеченных в творческой процесс природных задатков, нейродинамических  систем мозга до самых утонченных и возвышенных эстетических идеалов  и “диких” научных абстракций, от эмоциональных переживаний, рвущихся выразиться во вне, до сложнейших знаковых систем. И естественно, что адекватным способом реализации творческих возможностей человека является культура, смыслонесущий и смыслопередающий аспект человеческой практики и ее результатов. Тем самым в культуре смыкается как субъективный мир творческой личности, так и объективный мир культурных ценностей. Смыкается для того, чтобы человек всем напряжением своей нелегкой жизни мог разорвать это единство и в очередной раз, на новой основе своими творческими усилиями воссоздать его. Вне такого единства бытие человека невозможно. Роль культуры как способа реализации творческих возможностей человека разнообразна. Культура не только приглашает личность творить. Она же и накладывает на нее ограничения. Эти ограничения распространяются не только на социум, но и на природу. Культурные запреты защищают общество от разрушительных и деструктивных действий антисоциальных элементов, поклонников животного эгоизма, трубой физической силы, фашизма и расизма. Но опасно и отсутствие культурных ограничений в попытках управления силами природы. Экологический кризис. Переживаемый ныне человечеством, в определенной мере — результат отсутствия общечеловеческих норм, предписывающих определенный порядок в отношении общества к природе. Культура как способ реализации творческих возможностей человека не может не включать в себя понимания ценности природы как среды обитания людей, к незыблемой основы культурного развития общества. 
 
 
 
 

      4. Коммуникативная  функция

      Эта функция неразрывно связана с  информационной. Воспринимая информацию, заключенную в памятниках материальной и духовной культуры, человек тем  самым вступает в косвенное. Опосредованное общение с людьми, создавшими эти  памятники.

      Средством общения людей выступает, прежде всего, словесный язык. Слово сопровождает все процессы культурной деятельности людей. Язык, в первую очередь литературный, является "ключом" к овладению  той или иной национальной культурой. В процессе общения люди используют и специфические языки искусства (музыки, театра, кино и т.д.), а также  языки науки (математические, физические, химические и другие символы и  формулы). Благодаря культуре и, прежде всего, искусству, человек может  переноситься в другие эпохи и  страны, общаться с другими поколениями, людьми, в чьих образах художник .отразил не только свои собственные  представления, но и современные  ему чувства, настроения, взгляды.        

Информация о работе Контрольная работа по «Культурология»