Контрольная работа по "Культурологии"

Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Декабря 2012 в 14:41, реферат

Описание работы

работа содержит ответы на вопросы:
1. Древняя Индия, Древний Китай, Египет: специфика культуры.
2. Шумеро-вавилонская культура.
3. Искусство древневосточных цивилизаций.

Работа содержит 1 файл

Культура и цивилизация Древнего Востока.docx

— 76.45 Кб (Скачать)

Культура и цивилизация  Древнего Востока.

Вариант 3.

Задание 1. Составить обзорный конспект по плану:

  1. Древняя Индия, Древний Китай, Египет: специфика культуры.                                               
  2. Шумеро-вавилонская культура.
  3. Искусство древневосточных цивилизаций.

Ответ:

  1. Культура или цивилизация, в широком этнографическом смысле,  слагается в своем целом из знания, верований, искусства, нравственности, законов, обычаев и некоторых других способностей и привычек, усвоенных человеком как членом общества.

 Первые письменные источники свидетельствуют о том, в древних цивилизациях проявились первые ростки свободного духа, рвущегося наружу, но оказывающегося внутренне связанным в выборе своих путей. На Востоке свобода  ассоциировалась с  отрицанием  внешнего мира, от которого пытались уйти, растворяясь в потоке жизни или обретая покой внутри себя.

Обожествлялась не только природа, но и мощь деспотического государства, олицетворением которого была фигура правителя, имеющего абсолютную власть над подданными. В основе древневосточного государства – идеал абсолютного  единства, отрицающий проявление индивидуальности и свободы человека. В этом суть восточной деспотии. Такой тип  государства характерен для всех стран Древнего Востока – Египта, Индии, Шумера, Китая.

Как и другие азиатские  страны, Индия относится к странам  традиционной культуры, то есть культуры, которая на протяжении длительного  времени практически не изменяется, в отличие от европейской культуры, в которой наука и искусство чувствительны на преобразования внешнего мира. В то же время отмечаются тесные историко-культурные контакты Индии со странами Востока и античного мира, что сказалось на культуре этих стран.

На формирование культурных установок в Древней Индии  существенное влияние оказала специфическая  система социальной градации, которая  наложила отпечаток на мировоззрение, художественную культуру, ценностные ориентации, на весь образ жизни Древней Индии.

Эта система начала формироваться  еще в ригведийский период, основополагающей структурной единицей выступала  варна. По отношению к понятию  «варна» использовались такие характеристики, как определенная совокупность людей, сфера или группа носителей определенных признаков, определенная сфера человеческой деятельности. Но на ранних этапах вся  совокупность подразделялась скорее всего  только на несколько групп, ариев (пришлого индоевропейского населения) и дасов. Применительно к социальной сфере  эти группы людей объединялись совершением  определенных ритуальных действий (восхваление  богов, очищение от скверны). Т.е. определяющим критерием в классификации ригведийского  общества выступала религиозная  принадлежность. Поклонявшиеся одним  и тем же богам относились к  одной варне.

С течением времени все  общество в соответствии с этой системой стало подразделяться на четыре варны (впоследствии в Европе их стали  называть кастами) – брахманы, кшатрии, вайшьи и шудры. Первые две варны  относятся к высшим. Брахманы являлись хранителями духовных традиций, представителями  умственного труда, в их подчинении находилось отправление религиозной  обрядности. К высшим варнам относятся  и кшатрии, куда входили представители  военно-племенной аристократии. Промежуточное  положение в этой системе занимали вайшьи, которые представляли торгово-земледельческие  и ремесленные слои индийского населения. Низшей из варн являлись шудры, неполноправные, зависимые землевладельцы и ремесленники. Кроме этого в индийском обществе существовала еще одна группа людей, которая вообще не включалась в систему  варнового деления, это каста  отверженных, бесправных людей, называемых «неприкасаемыми» или пария.

Варна на санскрите означает «покров, оболочка, цвет, окраска». Они  имели свой цветовой символ: брахманы – белый, кшатрии – красный, вайшьи – желтый, шудры – черный. Каждая варна представляла собой замкнутую  группу людей, занимавшую строго определенное положение в обществе, браки заключаются только внутри варн. Принадлежность к варне определялась рождением и наследовалась. Члены варны имели свою традиционную профессию.

Первые три варны были арийского происхождения и резко  отмежевывались от низшей варны –  шудр, которая состояла из основного  населения Индии. Мужчины первых трех варн проходили обряд посвящения и приобщения к знанию, а потому назывались «дважды рожденными». Шудрам и женщинам всех варн это приобщение было запрещено.

В «Гимне Пуруше», дается мировоззренческое  обоснование социальной градации индийского общества, существовавшего неравенства и системы варн. Пуруша в индийской традиции рассматривается как первочеловек либо вселенская душа. И именно из этой субстанции и происходят варны. Брахманы появляются из уст Пуруши, кшатрии – из его рук, вайшьи – из бедер, а шудры – из ног. Это выступает обоснованием той ситуации, что физическая власть находилась в руках у кшатриев, моральная – у брахманов, а вайшьи, как податное сословие, вынуждены своим трудом содержать брахманов и кшатриев.

Значимое место в системе  древнеиндийской культуры занимает человек и его совершенствование, этот аспект составляет основополагающий стержень культуры и мировоззрения. Так, главное внимание в науке  Древней Индии состояло в психологической  работе с человеком.

Для Древней Индии характерно распространение значительного  количества религиозно-философских систем – ведизм, брахманизм, адживикизм, джайнизм, буддизм, индуизм, которые в системе индийской культуры, формируют и мировоззрение, и образ жизни. Что касается развития в Индии традиций художественной культуры, то это определяется в основном не специфической особенностью определенных сфер искусства, а в большей степени распространением и влиянием определенных религиозных систем.

Литература древних индийцев — это огромное наследие для всего человечества. Древнейшими произведениями индийской литературы являются Веды, написанные между 1500 и 1000 гг. до н. э. Веды (буквально — мудрость) — священные книги, в которых были записаны все важнейшие для древних индийцев знания. Их правдивость и полезность никогда не оспаривались. Вся духовная жизнь древних индийцев создавалась на основе Вед. Поэтому индийскую культуру I тысячелетия до н. э. называют ведийской культурой. Кроме Вед, индийская культура создала множество разнообразных произведений. Все они были написаны на санскрите. Многие из них входят в сокровищницу всемирной литературы. Специфика культуры древней Индии. Первое место в этом ряду принадлежит великим поэмам «Махабхарата» и «Рамаяна». В «Махабхарате» рассказывается о борьбе сыновей царя Панду за право управлять царством. В «Рамаяне» повествуется о жизни и подвигах царевича Рамы. Поэмы описывают жизнь древних индийцев, их войны, верования, обычаи и приключения. Кроме великих поэм, индийцы создали замечательные сказки, басни, мифы и легенды. Многие из этих произведений, переведенные на современные языки, не забываются и по сей день.

Ведийская культура создала  сразу две великие религии  Востока – индуизм и буддизм. Индуизм берет свое начало из Вед. Именно Веды — первые и главные  священные книги индуизма. Древний  индуизм отличается от современного. Но это разные стадии одной религии. Индуисты верили не в одного бога, а  почитали многих. Главными среди них  были бог огня Агни, грозный бог  воды Варуна, бог-помощник и хранитель  всего Митра, а также бог богов, великий разрушитель — шестирукий Шива. Его образ подобен древнеиндийскому богу — покровителю скота. Представление  о Шиве — доказательство влияния  культуры местного населения на верования  пришельцев ариев. Наравне с богами почитались Веды, язык санскрит и брахманы как хранители культуры и священных  знаний. Брахманов считали живыми богами. Примерно в VI в. до н. э. в Индии  появляется новая религия, которой  суждено было стать мировой. Названа  она в честь первого его  сторонника Будды, что означает «просвещенный». Буддизм не имеет веры в богов, не признает ничего, что существует. Единственный святой сам Будда. Долгое время в буддизме не было храмов, священников и монахов. Было провозглашено  равенство людей. Будущее каждого  человека зависит от правильного  поведения в обществе. Буддизм  очень быстро распространился в  Индии. В II в. до н. э. буддизм принял император Ашока. Но в начале нашей  эры буддизм был вытеснен из Индии  индуизмом и стал распространяться в более восточных странах. Именно в это время появляется главная  священная книга современного индуизма — «Бхагавад-Гита» — «Божественная  песня».

Ради процветания миров  Брахма создал из своих уст, рук, бедер  и ступней соответственно брахмана, кшатрия, вайшьи и шудру. Для каждого  из них были установлены определенные занятия. Обучение, изучение священных  книг, жертвоприношение для себя и  жертвоприношение для других, раздачу  и получение милостыни Брахма установил для брахманов. Брахман  всегда первый. Охрану подданных, раздачу  милостыни, жертвоприношение, изучение священных книг и неприверженность к людским удовольствиям Брахма указал кшатриям. Но ни при каких условиях кшатрий не имеет права брать больше четвертой части урожая своих подданных. Скотоводство, раздачу милостыни, жертвоприношение, изучение священных книг, торговлю, денежные дела и земледелие Брахма дал вайшьям. Но только одно занятие Брахма дал шудрам — служение первым трем со смирением.

Первые по времени памятники  архитектуры и изобразительного искусства Древней Индии относятся  к эпохе Хараппской цивилизации, но наиболее яркие образцы были созданы  в Кушано-гуптскую эпоху. Высокими художественными  достоинствами отличались памятники  как религиозного, так и светского  характера.

В эпоху древности большинство  сооружений возводилось из дерева, а потому не сохранилось. Дворец царя Чендрагупты был построен из дерева и до наших дней сохранились лишь остатки каменных колонн. В первые века нашей эры в строительстве  начинает широко применятся камень. Религиозная  архитектура этого периода представлены пещерными комплексами, храмами  и ступами (каменными сооружениями, в которых хранились реликвии Будды). Из пещерных комплексов наиболее интересны комплексы в городе Карле и в Эллоре. Пещерный храм в Карле имеет почти 14 м в  высоту, 14 м в ширину и около 38 м в длину. Здесь находится  большое число скульптур и  ступ. В Гуптскую эпоху началось строительство пещерного комплекса  в Эллоре, которое продолжалось в  течение нескольких веков. К шедеврам индийской архитектуры относятся также индуистский храм в Санчи и буддийская ступа, находящаяся там же.

В Древней Индии существовало несколько школ скульптуры, из которых  наиболее крупными были гандхарская, матхурская и школа Амаравати. Большинство  сохранившихся скульптур так  же носило религиозный характер. Скульптурное искусство достигло такой высоты, что существовал ряд специальный  руководств по правила их создания. Были разработаны приемы иконографии, разные у разных религиозных традиций. Существовали буддийская, джанийская и индуистская иконография.

В гандхарской школе сочетались три традиции: буддийска, греко-римская  и среднеазиатская. Именно здесь  были созданы первые изображения  Будды, причем как бога; эти скульптуры изображали и статуи бодхисатв. В  матхурской школе, рассвет которой  совпадет с Кушанской эпохой, особое значение получает светская Среда на ряду с чисто религиозными архитектурными композициями. Здесь так же рано появились изображения Будды. Матхурская школа испытала на себе воздействие более раннего по времени маурийского искусства, а некоторые скульптуры говорят о хараппском влиянии (фигуры богинь матери, местных божеств и т. д.). По сравнению с другими скульптурными школами, школа Амаравати впитала в себя традиции юга страны и буддийские каноны. Они сохранились и в более поздних скульптурах, повлияв на искусство Юго-Восточной Азии и Шри-Ланки.

Наиболее известным памятником древнеиндийской живописи являются стенные росписи в пещерах  Аджанты. В этом буддийском комплексе  состоящим из 29 пещер живопись покрывает  стены и потолки внутренних помещений. Здесь разнообразные сюжеты из жизни  Будды, мифологические темы, сцены из повседневной жизни, дворцовая тематика. Все рисунки отлично сохранились, т. к. индийцы хорошо знали секреты  стойких красок, искусство укрепления грунта. Выбор цвета зависел от сюжета и персонажей. Боги и цари, например, всегда изображались белыми. Традиции Аджанты повлияли на искусство  Шри-Ланки и различных районов  Индии.

Открытия древних индийцев в области точных наук повлияли на развитие арабской и ирано-персидской науке. Почетное место в истории  математики занимает ученый Арьяпхата, живший в V- начале VI века н. э.

Ученый знал значение «пи», предложил оригинальное решение  линейного уравнения. Кроме того именно в Древней Индии впервые  система счисления стала десятичной (т. е. с нуля). Эта система легла  в основу современной нумерации  и арифметики. Более развита была алгебра; о понятие «цифра», »синус», «корень» впервые появились именно в древней Индии.

Древнеиндийские трактаты по астрономии свидетельствуют об очень  высоком развитии этой науки. Независимо от античной науки индийский ученый Арьяпхата высказал идею о вращении Земли вокруг своей оси, за что  был гневно осужден жрецами. Введение десятичной системы способствовала точным астрономическим расчетам, хотя обсерваторий и телескопа у древних  индийцев не было.

До сих пор в Индии  большим почетом пользуется аюрведа - наука о долголетии. Она зародилась еще в глубокой древности. Древнеиндийские врачи изучали свойства трав, влияние климата на здоровье человека. Большое внимание уделялось личной гигиене и диете. На высоком уровне находилась и хирургия; известно о трехстах операциях, которые были способны сделать древнеиндийские врачи; кроме того упоминается о 120 хирургических инструментах. Популярная сегодня тибетская медицина основана на древнеиндийской науке аюрведа.

Древнеиндийские медики считали, что в основе человеческого организма  лежат три главных жизненных  сока: ветер, желчь и флегма - их отождествляли с принципами движения, огня и размягчения. Индийская медицина особе внимание уделяла влиянию на человеческий организм природных условий, а также — наследственности. Существовали и трактаты по врачебной этики. Обобщая все эти факты, следует заметить, что почитание знаний - это отличительная черта индо-буддийской культуры. Учиться в Индию приезжали специалисты из многих стран. В ряде городов Индии функционировали университеты, в которых изучались религиозно- философские тексты, астрономия, астрология, математика, медицина и санскрит. Но характерно то, что в евклидовой геометрии в индийской науке не появилось. И это не случайно. Индо-буддийская культурная традиция не отличалась особым рационализмом. Индийских ученых не интересовала логика научных знаний, их больше волновали тайны вселенной и практические вопросы калькуляции, составление календаря и измерения пространственных форм.

Информация о работе Контрольная работа по "Культурологии"