Контрольная работа по "Культорологии"

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Февраля 2011 в 20:59, контрольная работа

Описание работы

1-й вопрос. Массовая и элитарная культура.
2-й вопрос. Культура России 18 - 20 века

Работа содержит 1 файл

Моя контрольная.doc

— 152.00 Кб (Скачать)

    Неудивительно, что наряду со «средним» человеком, одним из потребителей подобной продукции, является прагматически настроенная часть молодежи, не отягощенная жизненным опытом, не утратившая оптимизма и еще мало задумывающаяся над кардинальными проблемами человеческого существования.

    Массовая  культура в состоянии сегодня играть и положительную роль, приобщая массы к сложнейшим духовно-нравственным проблемам в адаптированном виде. Но оставит ли отдельная личность дальнейшие поиски культурных музыкальных ценностей, или будет довольствоваться обретенными суррогатами массовой культуры – это уже напрямую зависит от самой личности. Исключительная роль здесь принадлежит воспитанию, художественно-эстетическому образованию. 

Понятие элитарной культуры и элиты .   

    Разумеется, что не все художники с энтузиазмом  встретили эти рыночные процессы. В качестве своего рода реакции на неизбежно резкое падение художественного уровня и продукции массовой культуры (о чём более чем убедительно свидетельствует, например, современная популярная музыка, телесериалы и т.д.) возникает стремление части художников заниматься «высоким» искусством, искусством ради искусства, понятным лишь узкому кругу «избранных» и не приносящих денежных доходов. Это и есть элитарная культура (элита – лучшая часть).     

    Элитарная культура, ее сущность связывается с понятием элиты и обычно противопоставляется культурам народной и массовой. Элита (elite, франц.) - избранный, лучший, отборный, отборный. Элитарная культура – высшая культура. Создается привилегированной частью общества либо по ее заказу профессиональными творцами. Элитарная культура – это результаты производства и произведения искусства, выполненные мастерами, чьи имена человечество нередко хранит в памяти веками. Восприятие многих продуктов элитарной культуры требует специального образования.

    Элитарная культура рассчитана на «внутреннее» употребление и часто принципиально стремится усложнить свой язык, сделать его недоступным для большинства людей, воспринимаемым только избранным. 

Она включает изящное искусство, классическую музыку и классическую литературу. В последние несколько десятилетий к ней относят академическую музыку, литературу и изящные искусства.

    Производителем  и потребителем элитарной культуры является высший, привилегированный  слой общества – элита. Она представляет собой наиболее способную к духовной деятельности часть общества, одаренную высокими нравственными и эстетическими задатками. Именно эта элита стремится  показать возвышенность над толпой.

    Типичным  проявлением элитарной культуры является теория и практика «чистого искусства» или «искусства для искусства».

    Производителем  и потребителем элитарной культуры является высший, привилегированный  слой общества – элита. Она представляет собой наиболее способную к духовной деятельности часть общества, одаренную  высокими нравственными и эстетическими задатками. Именно эта элита стремится  показать возвышенность над толпой. Смысл элитарной культуры - поиск красоты, истины, воспитание нравственных качеств личности.

      «Элитарную культуру» ученые также толкуют по-разному. Одни под «элитарным» понимают модернистские формы современного искусства, доступные освоению лишь относительно узкой группой ценителей. Другими «элитарная культура» толкуется как культура привилегированных слоев, которым доступно приобретение высококачественного духовного товара.

    Элитарное искусство ориентировано на ту часть  общества, которое обладает особой художественной восприимчивостью (необходимо воспитывать эстетический вкус; восприятие красоты требует специальной  подготовки, работы ума и души; независимости  мировоззрения, философствования и т.д.). Если ты чувствуешь прекрасное, испытываешь эстетический восторг и наслаждение от увиденного или услышанного, то ты уже принадлежишь к элите.

    Сегодня в культурологии явно обозначился отход от подобных трактовок «элитарной культуры». Все больше утверждается понимание ее как «высокой культуры», сохраняющей преемственную связь с классической традицией, гуманистическими ценностями. 

Элита как сообщество «лучших», избранных. 

    Выделение элитарного слоя имеет немалую историю. Уже Конфуций видел общество, состоящим из благородных мужей, т.е. меньшинства, и народ, нуждающийся в постоянном моральном воздействии и руководстве со стороны этих благородных.

    Элитарная культура исторически формировалась в сословиях, имевших благоприятные условия приобщения к культуре, особый культурный статус и вкус. 

    В современной отечественной культурологии  элиту в целом понимают как высший привилегированный слой общества, осуществляющий важные социальные и культурные функции, прежде всего функции управления. Сообществом «лучших» избранных считаются наиболее искусные и талантливые художники, ученые, философы, литераторы.      

Элитарная культура формируется в рамках привилегированных  в какой-либо сфере (в политике, коммерции, искусстве) слоев, общностей и включает, как и культура народная ценности, нормы, идеи, представления, знания, образ жизни. Эта культура охватывает разные сферы социального пространства: политическую, экономическую, этико-правовую, художественно-эстетическую, религиозную и другие области общественной жизни.      

Примером  элитарной культуры может служить рыцарская культура Ее носитель - дворянско-военное сословие (рыцарство), в рамках которого сложились свои ценности, идеалы, свой кодекс чести (верность присяге, долгу и т.д.). Сформировались свои ритуалы (посвящение в рыцари), театрализованное проведение турниров для прославление рыцарских доблестей. Складываются особые манеры, умение вести светскую беседу, играть на музыкальных инструментах, сочинять стихи, чаще всего посвященные даме сердца. Рыцарское музыкально-поэтическое творчество, взращенное на национальных языках, составило целое направление в мировой культуре, но угасло с ослаблением и уходом данного сословия с исторической арены.      

Так же мне бы хотелось привести пример элитарной  русской дворянской культуры петровского времени. Она - дитя культурного раскола, результат насаждения сверху иноземных эталонов, норм поведения, обычаев. Эта культура оказалась отчужденной и противопоставленной культуре других слоев населения, прежде всего народной. В обиходе оказался не русский, а французский язык (специальными правилами предписывалось не говорить между собой по-русски в присутствии прислуги), одежда, манеры западного образца, увеселения (балы, маскарады), новые, заграничные танцы, которым обучались с детства, новые художественные эталоны. Эти новые культурные нормы отразились в руководствах для высшего слоя общества, в которых давались советы, ныне вызывающие улыбку: « В обществе в круг не плевать, а на сторону, …, перстом носа не чистить,… как свинья не чавкать».

    Наиболее  яркие примеры элитарной культуры, носящих особенно закрытый, (эзотерический) характер в рамках одного или разных социальных слоев можно обнаружить в художественной культуре. Это различные направления в искусстве, зарубежном и отечественном конца Х1Х и ХХ вв. Например, сообщество художников «Мир искусства», объединения символистов, авангардистские направления, где создаются свои типы культурных текстов, свой язык, специфические средства выражения. Для них главное - установка на самовыражение, самореализацию в творчестве, следовательно, на уникальность, неповторимость творческого результата.

    Итак, можно сделать вывод, что элитарная культура - это культура профессиональная, специализированная, требующая специального усвоения норм, ценностей, правил, навыков, технологий т.е. специального обучения. Здесь накопленный опыт (знания, навыки и приемы деятельности, образы). Элитарная культура противоречива. С одной стороны в ней  явно выражается поиск нового, еще неизведанного, с другой - установка на сохранение уже известного, привычного. Поэтому, вероятно в науке, художественном творчестве всё новое добивается признания, преодолевая немалые трудности.  

  Заключение 

    Культура  современного общества сложна и многообразна. Человек, должен найти свое место под солнцем, свое социально-культурное пространство. Я рассмотрела развитие массовой и элитарной культуры и сделала следующие выводы. Массовая культура создает такое пространство (или его иллюзию), на первый взгляд уютное и комфортное, предоставляющее необходимую информацию, развлекающее, обеспечивающее отдых, психологическую разрядку. Массовая культура – закономерный этап в развитии человеческой культуры. Она не плоха и не хороша, в ней есть свои вершины и свои падения. Отношение к массовой культуре чаще всего неоднозначно: ее высокомерно презирают, выказывая обеспокоенность в связи с ее натиском, но еще никто не избежал с ней контакта.

    Распространение массовой культуры не означает исчезновения культуры элитарной. Было бы упрощением, однако, представлять массовую культуру только негативно, как чудовище, пожирающее в человеке все человеческое.

Нельзя  бояться массовой культуры, но сидеть только на ее «скудном пайке» - значит лишить себя возможности творческого  развития, способности постигать мир во всем его сложном многообразии. Нельзя пренебрегать и возможностями элитарной культуры, которая не только духовно обогащает человека, но и проникает в массовую культуру, оказывает влияние на ее развитие и глубину. Я считаю, что и получение высшего образования построено во многом на изучении элитарной культуры. Элитарная культура очень интересна, но для тех, кто умеет ее правильно воспринять, так как ее девиз «Искусство ради искусства». Нельзя не согласиться и с тем, что благодаря современным средствам массовой коммуникации людям стали доступны многие произведения искусства , имеющие высокую художественную ценность. 

2. Культура Российской  Империи (XVIII–начало  XX в.).

                                             О, Русь, волшебница суровая,

                                             Повсюду ты своё возьмёшь.

                                                                 Николай Гумилёв. 

    Русская культура на протяжении многих веков  пережила периоды расцвета и падения. Выходила из кризиса окрепшей и сильной. Она вбирает в себя всё: и государство, и технику, и дороги, и экономику, и музеи, и театр, и музыку, и саму речь, и мышление, и общение. Особая часть культуры – духовность человека. Всё это называется общей культурой. Политика, образование, искусство – существенные части этой культуры. Как культура в современном мире не может без политики, так и политика не может существовать без культуры. Если же национальная культура претендует на место общей культуры, то она должна выделить из себя политику, отвечающую этому национальному целому. Так было с русской культурой до революции 1917 года, после которой она была свергнута, унижена, задавлена и её место, не без усилий политиков, заняла интернациональная советская культура. А ведь истинная русская культура относится к духовным культурам. А стержнем её выступает православие.

    Культура  России от XVIII–начала XX в. охватывает огромный период культурных изменений от Петра Великого до революции 1917 года: петровские реформы, «век златой Екатерины», выдающийся учёный М.Ломоносов, победа в Отечественной войне1812 года, «золотой» и «серебряный» век русской литературы, театр и выдающийся Щепкин, эпоха великих реформ с именем Александра I, модернизм в искусстве.  

Культура  России  XVIII века. Эпоха просвещения. 

    XVIII столетие в истории России по аналогии с Европой принято называть «веком разума и просвещения». Однако процессы, питающие русскую и европейскую культуру, глубоко различны. Через «окно в Европу», «прорубленное» Петром Великим, Россия устремилась в «европейский дом», к ценностям западных стран, пытаясь окончательно освободиться от средневекового прошлого, расставание с которым началось ещё XVII в. Европейские формы светской культуры и просветительской теории стали эталоном, на который ориентировалось дворянское образованное общество, заворожённое высокими достижениями западных стран.

    Реформы. Начало «русской европейскости» было положено эпохой Петра I. Восхищаясь западным образом жизни, он энергично внедрял его в своей стране, прежде всего среди дворянства. Общение на французском, немецком, английском языках для господ стало модным. Но, заставляя бояр брить бороды и носить камзолы, не было важным для Петра I, он стремился изменить внутренний облик своих подданных.

Информация о работе Контрольная работа по "Культорологии"