Контрольная работа по "Культорологии"

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Сентября 2011 в 20:24, контрольная работа

Описание работы

Восток-Запад:цивилизационные типы. Эстетическая мысль Средневековой Японии. Культура Арабского Востока.

Работа содержит 1 файл

ЗАЧЕТ ПО КУЛЬТУРОЛОГИИ.doc

— 96.00 Кб (Скачать)

Федеральное агентство по образованию

Нижневартовский государственный  гуманитарный университет

Гуманитарный  факультет 

Отделение управления

Кафедра документоведения и всеобщей истории 
 
 
 
 
 
 
 
 

САМОСТОЯТЕльная работа

По  дисциплине: «КУЛЬТУРОЛОГИЯ» 
 
 
 
 

                                        Выполнила студент 2 курса

                                        ДиДОУ ОЗО 21 группа

                                        Шуваева Т.А. 

                                        Проверил преподаватель:

                                        Керн Л. А.  
 
 
 
 
 

Нижневартовск  2011

Восток - Запад: цивилизационные типы

Интерес на Западе к Востоку возник благодаря  свидетельствам христианских миссионеров XVI - XVII вв., которые первыми обратили внимание на существенные различия между регионами в политическом устройстве и ценностных ориентациях людей. Эти свидетельства положили начало двум направлениям в оценке Востока: панегирическому и критическому. В рамках первого Восток, и, прежде всего, Китай страна всеобщего благоденствия, учености и просвещенности, - ставился в пример европейским монархам как образец мудрости в управлении. В рамках второго внимание акцентировалось на духе застоя и рабства, царившем в восточных деспотиях.

При непосредственном столкновении двух типов цивилизационного развития, восточного и западного, в  условиях, когда сила государства  определялась технико-экономическими и военно-политическими преимуществами, обнаружилось явное превосходство  европейской цивилизации.

Это породило в умах европейских интеллектуалов иллюзию «неполноценности» восточного мира, на волне которых возникли концепции «модернизации» как способа  приобщения «косного» Востока к  цивилизации. С другой стороны, на Востоке  в отношении европейцев практически до конца XIX в. господствовало представление о подавляющем морально-этическом превосходстве восточной цивилизации, о том, что у «западных варваров» заимствовать нечего, кроме машинной технологии.

Примерно  до XIV - XVII вв. между Западом и Востоком было много общего. Культурные достижения на Востоке в это время были вполне сопоставимы по своему значению с успехами европейского Возрождения (система Коперника, книгопечатание, великие географические открытия). Восток это крупнейшие в мире гидротехнические и оборонительные сооружения; многопалубные корабли, в том числе и для океанского мореплавания; разборные металлические и керамические шрифты; компас; фарфор; бумага; шелк.

Более того, Европа, выступая наследницей  античной цивилизации, приобщалась к ней через мусульманских посредников, впервые познакомившись со многими древнегреческими трактатами в переводе с арабского. Многие европейские писатели-гуманисты эпохи Возрождения широко пользовались художественными средствами, разработанными в иранской и арабской поэзии, а само понятие «гуманизм» («человечность») впервые прозвучало и было осмыслено в творчестве Саади.

Однако  между Востоком и Западом в  рамках их традиционного в целом  развития были и существенные различия, прежде всего в плане духовного освоения аналогичных достижений. Так, в Европе, несмотря на господство латыни как элитарного языка эпохи Возрождения, книгопечатание развивалось на местных языках, что расширяло возможности «демократизации» литературы и науки. На Востоке сама мысль о том, что, например, корейский или японский язык может быть «ученым» языком конфуцианства, в то время вообще не возникала. Это затрудняло доступ к высокому знанию простых людей. Поэтому книгопечатание на Западе сопровождалось усилением авторитета книги, а на Востоке -- Учителя, «ученого-книжника», «последователя» и «правильного толкователя» какого-либо учения.

Однако  научная мысль Запада всегда была обращена вперед, и это проявилось в ее повышенном внимании к естествознанию, фундаментальным исследованиям, а  это требовало соответствующего уровня теоретического мышления.

А научной  добродетелью Востока являлось углубление в древние этико-философские трактаты в поисках скрытых в них  предвосхищений. «Ученые»-конфуцианцы, демонстрируя свою идейную привязанность  к классическим авторитетам, постоянно вращались в кругу лишь «правильных» к ним комментариев, даже не помышляя о том, чтобы изменить не только дух, но и букву канона.

Поэтому на Востоке «наука» до приобщения ее к «западному» научно-рациональному  типу оставалась в рамках рецептурной, практико-технологической деятельности. Восток не знал такого логического феномена, как доказательство, там существовали лишь предписания, «что делать» и «как делать», и знания об этом в незыблемом виде передавались из поколения в поколение.

То есть на Востоке наука была не столько  теоретической, сколько практической, неотделимой от индивидуально-чувственного опыта ученого. Соответственно, в  восточной науке было иное понимание  истины, господствовал не логический, а интуитивный метод познания, что предполагало ненужность строгого понятийного языка и всякого формального знания. Естественно, что различные конфуцианские, будди-стские, даоссийские, синтоистские системы знаний, воспринимались европейцами как «вненаучные», «донаучные» или «антинаучные».

Восточному  человеку более свойственен предметно-образный стиль мышления. Для него истиной  является не то, что подвластно уму  и воле человека, а само бытие. Поэтому  истина не зависит ни от ума, ни от воли человека. Если западный человек нуждается в истинах, которые служат ему, то восточный человек - в истинах, которым можно служить всю жизнь. Поэтому процесс познания у восточного человека - это не столько анализ свойств объекта, сколько его духовное постижение на уровне, недоступном рациональному исследованию.

Если  европейский и российский миры в  цивилизационном отношении представляют собой относительное единство, то Восток в этом смысле единым никогда  не был. На Востоке существует несколько  религиозно-культурных цивилизационных  регионов, не только весьма своеобразных, но и в различной степени открытых вовне. Это - исламская, индо-буддийская и конфуцианская цивилизация.

Исламская цивилизация наименее открытая для  внешних воздействий, что обусловлено, прежде всего, особенностями религии, охватывающей все стороны жизни, включая экономику и политику. Мусульманский образ жизни не только традиционен, но и самоценен. Для исламской ментальности за пределами мусульманского мира нет ничего достойного для внимания и подражания.

Индо-буддийская цивилизация -- нейтральная по отношению к внешним воздействиям, что вызвано явным религиозным уклоном в сторону потусторонних проблем (поиски Абсолюта, забота об улучшении кармы и т. п.). Процветание в посюсторонней жизни не является сколь-нибудь значительной ценностью в рамках данной цивилизации, которая в связи с этим является традиционалистски пассивной цивилизацией.

Конфуцианская (дальневосточная) цивилизация - более  открытая по отношению к внешним  воздействиям и внутренним трансформациям, что обусловлено конфуцианским культом этики и самоусовершенствования, установкой на посюсторонние поиски гармонии в обществе (культ знаний, повышенное чувство долга и ответственности, крепкие патерналистские связи в семье и обществе, постоянная забота о повышении культуры и дисциплины труда). Это - активно-инновационная цивилизация.

Европейская цивилизация при соприкосновении  с иными цивилизациями обнаруживает тенденцию к социокультурной  экспансии, нетерпимость к иным культурам  как низшим и неразвитым.

Особенное в восточной эстетике состоит в том, что на Востоке никогда не знали эстетику как отдельную науку и никогда не занимались поисками универсальной и вечной нормы красоты.

Если  говорить о взаимоотношениях религии  и искусства, то на Западе -искусство  обслуживало религию (иллюстрации, фрески), а на Востоке религия через искусство находила своё завершение.

Эстетическая  мысль средневекового Китая

Многовековые  традиции великой китайской культуры в бурную эпоху Средневековья  не только не были прерваны, но, наоборот, обогатились новым содержанием. Большое влияние на весь строй жизни оказал буддизм, пришедший в Китай из Индии в 1 веке н.э. и приобретший здесь особую национальную окраску.

Эпоха классического Средневековья была временем высочайшего взлёта китайской  культуры - «золотым веком» литературы и живописи. В годы господства монгольской династии, когда Китай стал частью обширной империи завоевателей, особенно интенсивно развивались культурные связи, рушилась многовековая замкнутость народа. Культура зрелого Средневековья подошла к пределу развития своих многовековых традиций, претерпев неизбежные при этом превращения и обратив свой лик вспять, к истокам народной жизни, глубинам национального сознания.

Эпоха раннего Средневековья.

Литература: Литература в Китае всегда занимала уникальное по значимости место. Ведущей в этом смысле в китайской классической литературе была поэзия, её же основу составляла лирика, сущность которой китайцы усматривали в выражении чувств. Жанр литературной поэзии 3-6 веков прошёл несколько этапов развития.

К концу 2 началу 3 века относится творчество поэтов из семейства Цао. До наших дней дошло около 300 стихотворений той поры. Для их творчества были характерны подражание народной песне, усиление элементов реалистичности, сочувствие к бедам народа.

Событием  в истории китайской поэзии было рождение пятисловного стиха - фу, который пришёл на смену четырёхсловному. Пятый иероглиф приблизил поэтический язык к разговорной речи, народной песне.

«Золотой  век» пятисловного стиха фу начался  с Кун Жуна и Цао Чжи. Лучшие стихи самого смелого из поэтов Кун Жуна были написаны в тюрьме, куда его заточили за критику основателя династии Вэй. Через всё творчество Цао Чжи прошёл образ странствующего воина, мечтающего о героических делах.

Наряду  с литературной поэзией в 3-6 веках  развивался жанр народной песни. Произведения дошли до нас благодаря деятельности особого государственного учреждения - Музыкальной палаты, ведавшей сбором среди народа песенных текстов и мелодий. Основная часть песен относится к жанру любовной лирики.

Искусство: Многовековые традиции искусства в период раннего Средневековья обогатились новым содержанием. На стыке торговых путей началось бурное строительство грандиозных скальных буддийских монастырей с многочисленными пещерами, украшенными статуями, рельефами, фресками.

В изобразительном  искусстве центральное место  заняли образы небожителей и юных заступников за человечество. В скульптуре пещерных монастырей преобладали тяжеловесные и статичные, сросшиеся с массой скалы колоссальные статуи Будды, сидящего в строго фронтальной позе с поднятой в жесте поучения.

На юге  страны, где древние традиции не были прерваны иноземным нашествием, получил развитие не связанный с  буддийской тематикой тип иллюстрированной повести на горизонтальных свитках. Они выполнялись тушью и минеральными красками. От 5 века дошёл до нас самый древний сохранившийся целиком трактат о живописи, духовном назначении искусства и эстетических норм «Шесть правил живописи». Её автор Сё Хе оказал основопологающее влияние на теорию изобразительного искусства Китая.

Эпоха классического Средневековья (7-13 вв). начинается правлением династии Тан, продолжавшейся почти 300 лет.

Литература: Эпоха Тан считается «золотым веком» китайской поэзии. Это время  было расцветом пятисловных и  семисловных стихов с дустрочной рифмой. Расцвету поэзии способствовало появление в 7 веке первого крупного словаря литературного языка, включавшего 12 158 иероглифов. В танскую эпоху появляется новый прозаический жанр - новеллы. Характерная черта - тяготение к исторической точности повествования. Тема любви составляет более трети дошедших до нас новелл.

Музыка: В китайской традиционной культуре музыка издревле занимала одно из самых  почетных мест. Она была включена в  число шести конфуцианских экзаменов. Популярна была поговорка «слова могут обманывать, люди могут притворяться, только музыка не способна лгать». Музыка приносила китайцам не только эстетическое наслаждение, но и вызывала благоговейный страх. Её всегда почитали как одну из самых сильных разновидностей магии.

Информация о работе Контрольная работа по "Культорологии"