Контрольная работа по "Культорологии"

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Февраля 2011 в 20:59, контрольная работа

Описание работы

1-й вопрос. Массовая и элитарная культура.
2-й вопрос. Культура России 18 - 20 века

Работа содержит 1 файл

Моя контрольная.doc

— 152.00 Кб (Скачать)

Задание 17

1. Массовая и элитарная культура.

2. Культура Российской  Империи (XVIII–начало  XX в.).

1. Что такое культура.

    Культура  – это мир окружающих нас вещей, несущих на себе отпечаток человеческого  труда, ума и таланта. Слово «культура» является одним из наиболее употребляемых в современном языке. Это говорит о многозначности и осмысленности этого явления. Разнообразие обыденного словоупотребления перекликается со множественностью научных определений. Такая неоднозначность говорит о многообразии самого понятия культуры.

    Термин  «культура» (от латинского «возделывать») имеет несколько определений. Первоначально «культура» (от лат. Colere) означало – обработка и уход за землей (лат. agricultura), с тем чтобы сделать ее пригодной для удовлетворения человеческих потребностей. Сейчас можно выделить следующие  группы этих определений:

  1. Описательные. Культура — это сумма всех видов человеческой деятельности. Она включает в себя: язык, книги, картины, обычаи, религии. Следовательно, в музеях мы храним образцы деятельности человека.
  2. Исторические. Культура — это все то, что люди произвели искусственно.
  3. Нормативные. Культура — все то, что составляет ценности.
  4. Идеологические. Культура — это поток идей, переходящих от поколения к поколению. В этом случае в музеях хранятся идеи, опредмеченные в вещах — носителях идей.

        Многочисленность определений свидетельствует о том, что культура – сложное явление, и каждое определение подчеркивает какую-либо сторону культуры.

    Бурные  изменения  культуры XX века выражаются в разделении культуры. Если до середины XIX века она была уделом исключительно свободных и обеспеченных высших слоёв общества, а народ довольствовался культурой фольклорной, то с быстрым ростом «среднего класса» ситуация кардинально меняется. В городах появляется большое число людей, которые имеют некоторое свободное (после работы, в магазине, на заводе) время и деньги для развлечения и отдыха, для потребления доступных им по качеству (сложности восприятия) и цене художественных произведений.  Так появляется массовая культура. 

2. Понятие и исторические предпосылки возникновения «массовой культуры».  

     «Массовая культура» (англ. mass culture), в философии, социологии понятие, обобщённо выражающее состояние буржуазной культуры с середины 20 века.

     Массовая  культура - это культура масс, культура, предназначенная для потребления народом; это сознание не народа, а коммерческой индустрии культуры; она враждебна подлинно народной культуре. Она не знает традиций, не имеет национальности, ее вкусы и идеалы меняются с головокружительной быстротой в соответствии с потребностями моды. Массовая культура обращается к широкой аудитории, апеллирует к упрощенным вкусам, претендует на то, чтобы быть народным искусством.

     Существуют  довольно противоречивые точки зрения по вопросу о времени возникновения «массовой культуры». Некоторые считают ее извечным побочным продуктом культуры и поэтому обнаруживают ее уже в античную эпоху. Гораздо больше оснований имеют попытки связать возникновение «массовой культуры» с научно-технической революцией, породившей новые способы производства, распространения и потребления культуры.

    По  поводу истоков возникновения массовой культуры в культурологии существует ряд точек зрения:

    1. Предпосылки массовой культуры  формируются с момента рождения  человечества, на заре христианской цивилизации. В качестве примера обычно приводятся упрощенные варианты Священных книг (например, «Библия для нищих»), рассчитанные на массовую аудиторию.

    2. Истоки массовой культуры связаны  с появлением в европейской  литературе XVII—XVIII веков приключенческого, детективного романа, расширившего аудиторию читателей за счет огромных тиражей. Привести в качестве примера можно творчество писателей: Даниэля Дефо и его роман «Робинзон Крузо» и еще 481 жизнеописания людей рискованных профессий: следователей, военных, воров и т. д. и нашего соотечественника Матвея Комарова (1730— 1812) — создателя нашумевшего бестселлера XVIII—XIX веков «Повести о приключениях английского милорда Георга» и других не менее популярных книг. Книги обоих авторов написаны блестящим, простым и ясным языком.

    3. Большое влияние на развитие  массовой культуры оказал и  принятый в 1870 году в Великобритании  закон об обязательной всеобщей  грамотности, позволивший многим  освоить главный вид художественного творчества XIX века — роман.

    Небывалый «всплеск» массовой культуры  произошёл в США в начале XX в. И впервые термин «массовая культура» был применен американским ученым Д. Макдональдом в 1944 году. Им подчеркивается распространенность и общедоступность духовных ценностей, легкость их усвоения, не требующая особо развитого, утонченного вкуса и восприятия. Известный американский политолог Збигнев Бжезинский любил повторять фразу: «Если Рим дал миру право, Англия — парламентскую деятельность, Франция — культуру и республиканский национализм, то современные США дали миру научно-техническую революцию и массовую культуру». И с этим нельзя не согласиться.

    Феномен появления массовой культуры – характерная всеобъемлющая массовизация жизни. Она затронула все ее сферы: экономику и политику, управление и общение людей. Активная роль людских масс в различных социальных сферах была проанализирована в ряде философских сочинений XX века.

  В работах же современных исследователей можно найти разные указания на время  появления массовой культуры: некоторые  полагают, что она существовала даже в древнейших цивилизациях. Я считаю, что массовая культура - продукт  современной цивилизации с характерными для нее чертами урбанизации и всеобщего образования.

     3. Экономические и  социальные предпосылки  «массовой культуры». 

    Истоки  широкого распространения массовой культуры в современном мире кроются  в коммерциализации всех общественных отношений.

    Стремление  видеть товар в сфере духовной деятельности в сочетании с мощным развитием средств массовой коммуникации и привело к созданию нового феномена - массовой культуры.

    Спрос рождает предложение, и на смену свободному духовному творчеству приходит «духовное производство», живущее по законам рынка. Технические возможности тиражирования произведений культуры (радио, кино, полиграфия, видеопродукция и т.д.) растущий рынок сбыта этих произведений делают такое культурное производство бизнесом. Его главная цель, как и любого другого бизнеса, получение прибыли. Отсюда установка на массовое производство уже не художественных произведений, а «культтоваров»: в бизнесе главное не художественная ценность, а доход, который неизмеримо выше при массовой «штамповке» таких товаров.

    Рост  прибыли зависит от объёма продаж. Поэтому в массовой культуре так  важно не удовлетворять художественные потребности, а формировать их, воспитывать, готовить потребителя. Кроме того, массовость предполагает доступность культтоваров, поэтому в их производстве опираются на чувства, эмоции, потребности, присущие максимальному числу потребителей. Они хотят быть при культуре и не напрягаться, поэтому массовая культура – это производство простых, общедоступных образов с целью получения максимальной прибыли. (Яркий пример – реклама, шоу-бизнес, основная продукция Голливуда, комиксы, детективы, рок-музыка). 

    Аудитория, которая воспринимает данную культуру - это массовая, аудитория больших залов, стадионов, миллионы зрителей телевизионных и киноэкранов. В социальном плане массовая культура формирует новый общественный слой, получивший название «средний класс».

     Таким образом, массовая культура была необходима как экономически, так и для   заполнения досуга,  снятия напряжения и стресса, стимулирования потребительского сознания у зрителя, слушателя, читателя. Но смогла ли массовая культура сделать общество «культурным»? По моему мнению, скорее всего, нет, так как она сформировала пассивное, некритическое восприятие этой культуры. Все это и создает личность, которая достаточно легко поддается манипулированию. Другими словами, происходит манипулирование человеческой психикой и эксплуатация эмоций и инстинктов подсознательной сферы чувств человека, и, прежде всего, чувств одиночества, вины, враждебности, страха, самосохранения. 

  1. Негативное  влияние массовой культуры на общество.
 

  Всероссийский центр изучения общественного мнения (ВЦИОМ) в результате проведенного в 2003г. опроса пришел к такому результату: 34 % россиян считают, что массовая культура оказывает отрицательное влияние на общество, подрывает его моральное и нравственное здоровье.

  О положительном влиянии массовой культуры на общество заявили 29 % опрошенных россиян, которые считают, что массовая культура помогает людям отдохнуть  и развлечься. 24 % респондентов полагают роль шоу-бизнеса и массовой культуры сильно преувеличенной и убеждены, что серьезного влияния на общество они не оказывают.

  80 % опрошенных настроены крайне  негативно к употреблению ненормативной  лексики в публичных выступлениях звезд шоу-бизнеса, считая употребление нецензурных выражений недопустимым проявлением распущенности, бесталанности.

  13 % респондентов допускают употребление  ненормативной лексики в тех  случаях, когда оно используется  в качестве необходимого художественного средства, а 3 % полагают, что если оно часто употребляется в общении между людьми, то попытки запретить его на эстраде, в кино, на телевидении  это просто ханжество.

  Негативное  отношение к использованию ненормативной  лексики отражается и в оценках  россиянами ситуации вокруг конфликта между журналисткой Ириной Ароян и Филиппом Киркоровым . 47 % опрошенных встали на сторону Ирины Ароян, тогда как поп-звезду поддержали только 6 %. 39 % респондентов вообще не проявили интереса к этому процессу.

  47% опрошенных россиян считают, что яркие персонажи телеэкранов, будучи образцами и кумирами для значительной части молодежи, должны отвечать более высоким моральным требованиям, нежели те, которые предъявляются к обычным людям. 41 % считают звезд шоу-бизнеса такими же людьми, как и все остальные, а 6 % респондентов полагают допустимыми некоторые элементы вызывающего поведения со стороны поп-персонажей как людей творческих и неординарных.

  Развитие  средств массой информации привело  к формированию так называемой массовой культуры, упрощенной в смысловом и художественном отношении, технологически доступной для всех. Массовая культура, особенно при ее сильной коммерциализации, способна вытеснять и высокую, и народную культуры.

  С начала 1990-х гг. массовая культура в ее экранных, телевизионных видах приобретает все более негативный характер. Например, из 100 фильмов, наиболее популярных видеосалонах, 52 %  имели все признаки боевиков, 14  фильмов ужасов, 18  фильмов-каратэ. При этом, по мнению экспертов-киноведов, не было ни одного фильма, отличающегося художественно-эстетической ценностью, и только 5 % обладали определенными художественными достоинствами. Репертуар кинотеатров на 80-90 % состоит из зарубежных фильмов.

    Не менее негативные последствия  можно отметить и в развитии музыкальной культуры. Например, в рок-музыке происходит потеря гуманистического содержания за счет искажения естественного человеческого голоса всевозможными хрипами и визгами, нарочно изломанными глумливыми интонациями, подмены мужских голосов женоподобными, и наоборот.

5. Положительные функции массовой культуры

    Влияние массовой культуры на развитие современного общества является чрезвычайно противоречивым. Существуют как ее защитники, так  и критики.

    Отвечая общему духу времени, «массовая культура», в отличие от социальной практики всех предшествующих эпох, становится одной из прибыльнейших отраслей экономики и даже получает соответствующие названия: «индустрия развлечений», «коммерческая культура», «поп-культура», «индустрия досуга» и т.п. Особенно это касается кино, телевидения и, конечно, спорта (в его чисто зрительской части), собирающие огромные и не слишком разборчивые аудитории, движимые лишь стремлением к психологическому расслаблению.

    Для выполнения своей функции - снятия сильных  производственных стрессов - «массовая культура» должна быть как минимум развлекательной; обращенная к людям часто с недостаточно развитым интеллектуальным началом, она во многом эксплуатирует такие сферы человеческой психики, как подсознание и инстинкты. Всему этому соответствует и преобладающая тематика «массовой культуры», получающей большие доходы от эксплуатации таких «интересных» и понятных всем людям тем, как любовь, семья, карьера, преступность и насилие, приключения, ужасы и т.п. Любопытно и психотерапевтически положительно, что в целом «массовая культура» жизнелюбива, чурается по-настоящему неприятных или удручающих аудиторию сюжетов, а соответствующие произведения завершаются обычно счастливым концом.

Информация о работе Контрольная работа по "Культорологии"