Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Февраля 2011 в 20:59, контрольная работа
1-й вопрос. Массовая и элитарная культура.
2-й вопрос. Культура России 18 - 20 века
Задание 17
1. Массовая и элитарная культура.
2. Культура Российской Империи (XVIII–начало XX в.).
1. Что такое культура.
Культура – это мир окружающих нас вещей, несущих на себе отпечаток человеческого труда, ума и таланта. Слово «культура» является одним из наиболее употребляемых в современном языке. Это говорит о многозначности и осмысленности этого явления. Разнообразие обыденного словоупотребления перекликается со множественностью научных определений. Такая неоднозначность говорит о многообразии самого понятия культуры.
Термин «культура» (от латинского «возделывать») имеет несколько определений. Первоначально «культура» (от лат. Colere) означало – обработка и уход за землей (лат. agricultura), с тем чтобы сделать ее пригодной для удовлетворения человеческих потребностей. Сейчас можно выделить следующие группы этих определений:
Многочисленность определений
Бурные
изменения культуры XX века выражаются
в разделении культуры. Если до середины
XIX века она была уделом исключительно
свободных и обеспеченных высших слоёв
общества, а народ довольствовался культурой
фольклорной, то с быстрым ростом «среднего
класса» ситуация кардинально меняется.
В городах появляется большое число людей,
которые имеют некоторое свободное (после
работы, в магазине, на заводе) время и
деньги для развлечения и отдыха, для потребления
доступных им по качеству (сложности восприятия)
и цене художественных произведений.
Так появляется массовая культура.
2.
Понятие и исторические
предпосылки возникновения
«массовой культуры».
«Массовая культура» (англ. mass culture), в философии, социологии понятие, обобщённо выражающее состояние буржуазной культуры с середины 20 века.
Массовая культура - это культура масс, культура, предназначенная для потребления народом; это сознание не народа, а коммерческой индустрии культуры; она враждебна подлинно народной культуре. Она не знает традиций, не имеет национальности, ее вкусы и идеалы меняются с головокружительной быстротой в соответствии с потребностями моды. Массовая культура обращается к широкой аудитории, апеллирует к упрощенным вкусам, претендует на то, чтобы быть народным искусством.
Существуют довольно противоречивые точки зрения по вопросу о времени возникновения «массовой культуры». Некоторые считают ее извечным побочным продуктом культуры и поэтому обнаруживают ее уже в античную эпоху. Гораздо больше оснований имеют попытки связать возникновение «массовой культуры» с научно-технической революцией, породившей новые способы производства, распространения и потребления культуры.
По поводу истоков возникновения массовой культуры в культурологии существует ряд точек зрения:
1.
Предпосылки массовой культуры
формируются с момента
2.
Истоки массовой культуры
3.
Большое влияние на развитие
массовой культуры оказал и
принятый в 1870 году в Великобритании
закон об обязательной
Небывалый «всплеск» массовой культуры произошёл в США в начале XX в. И впервые термин «массовая культура» был применен американским ученым Д. Макдональдом в 1944 году. Им подчеркивается распространенность и общедоступность духовных ценностей, легкость их усвоения, не требующая особо развитого, утонченного вкуса и восприятия. Известный американский политолог Збигнев Бжезинский любил повторять фразу: «Если Рим дал миру право, Англия — парламентскую деятельность, Франция — культуру и республиканский национализм, то современные США дали миру научно-техническую революцию и массовую культуру». И с этим нельзя не согласиться.
Феномен появления массовой культуры – характерная всеобъемлющая массовизация жизни. Она затронула все ее сферы: экономику и политику, управление и общение людей. Активная роль людских масс в различных социальных сферах была проанализирована в ряде философских сочинений XX века.
В работах же современных исследователей можно найти разные указания на время появления массовой культуры: некоторые полагают, что она существовала даже в древнейших цивилизациях. Я считаю, что массовая культура - продукт современной цивилизации с характерными для нее чертами урбанизации и всеобщего образования.
3. Экономические и социальные предпосылки «массовой культуры».
Истоки широкого распространения массовой культуры в современном мире кроются в коммерциализации всех общественных отношений.
Стремление видеть товар в сфере духовной деятельности в сочетании с мощным развитием средств массовой коммуникации и привело к созданию нового феномена - массовой культуры.
Спрос рождает предложение, и на смену свободному духовному творчеству приходит «духовное производство», живущее по законам рынка. Технические возможности тиражирования произведений культуры (радио, кино, полиграфия, видеопродукция и т.д.) растущий рынок сбыта этих произведений делают такое культурное производство бизнесом. Его главная цель, как и любого другого бизнеса, получение прибыли. Отсюда установка на массовое производство уже не художественных произведений, а «культтоваров»: в бизнесе главное не художественная ценность, а доход, который неизмеримо выше при массовой «штамповке» таких товаров.
Рост прибыли зависит от объёма продаж. Поэтому в массовой культуре так важно не удовлетворять художественные потребности, а формировать их, воспитывать, готовить потребителя. Кроме того, массовость предполагает доступность культтоваров, поэтому в их производстве опираются на чувства, эмоции, потребности, присущие максимальному числу потребителей. Они хотят быть при культуре и не напрягаться, поэтому массовая культура – это производство простых, общедоступных образов с целью получения максимальной прибыли. (Яркий пример – реклама, шоу-бизнес, основная продукция Голливуда, комиксы, детективы, рок-музыка).
Аудитория, которая воспринимает данную культуру - это массовая, аудитория больших залов, стадионов, миллионы зрителей телевизионных и киноэкранов. В социальном плане массовая культура формирует новый общественный слой, получивший название «средний класс».
Таким
образом, массовая культура была необходима
как экономически, так и для
заполнения досуга, снятия напряжения
и стресса, стимулирования потребительского
сознания у зрителя, слушателя, читателя.
Но смогла ли массовая культура сделать
общество «культурным»? По моему мнению,
скорее всего, нет, так как она сформировала
пассивное, некритическое восприятие
этой культуры. Все это и создает личность,
которая достаточно легко поддается манипулированию.
Другими словами, происходит манипулирование
человеческой психикой и эксплуатация
эмоций и инстинктов подсознательной
сферы чувств человека, и, прежде всего,
чувств одиночества, вины, враждебности,
страха, самосохранения.
Всероссийский центр изучения общественного мнения (ВЦИОМ) в результате проведенного в 2003г. опроса пришел к такому результату: 34 % россиян считают, что массовая культура оказывает отрицательное влияние на общество, подрывает его моральное и нравственное здоровье.
О положительном влиянии массовой культуры на общество заявили 29 % опрошенных россиян, которые считают, что массовая культура помогает людям отдохнуть и развлечься. 24 % респондентов полагают роль шоу-бизнеса и массовой культуры сильно преувеличенной и убеждены, что серьезного влияния на общество они не оказывают.
80
% опрошенных настроены крайне
негативно к употреблению
13
% респондентов допускают
Негативное
отношение к использованию
47% опрошенных россиян считают, что яркие персонажи телеэкранов, будучи образцами и кумирами для значительной части молодежи, должны отвечать более высоким моральным требованиям, нежели те, которые предъявляются к обычным людям. 41 % считают звезд шоу-бизнеса такими же людьми, как и все остальные, а 6 % респондентов полагают допустимыми некоторые элементы вызывающего поведения со стороны поп-персонажей как людей творческих и неординарных.
Развитие средств массой информации привело к формированию так называемой массовой культуры, упрощенной в смысловом и художественном отношении, технологически доступной для всех. Массовая культура, особенно при ее сильной коммерциализации, способна вытеснять и высокую, и народную культуры.
С начала 1990-х гг. массовая культура в ее экранных, телевизионных видах приобретает все более негативный характер. Например, из 100 фильмов, наиболее популярных видеосалонах, 52 % имели все признаки боевиков, 14 фильмов ужасов, 18 фильмов-каратэ. При этом, по мнению экспертов-киноведов, не было ни одного фильма, отличающегося художественно-эстетической ценностью, и только 5 % обладали определенными художественными достоинствами. Репертуар кинотеатров на 80-90 % состоит из зарубежных фильмов.
Не менее негативные
Влияние массовой культуры на развитие современного общества является чрезвычайно противоречивым. Существуют как ее защитники, так и критики.
Отвечая общему духу времени, «массовая культура», в отличие от социальной практики всех предшествующих эпох, становится одной из прибыльнейших отраслей экономики и даже получает соответствующие названия: «индустрия развлечений», «коммерческая культура», «поп-культура», «индустрия досуга» и т.п. Особенно это касается кино, телевидения и, конечно, спорта (в его чисто зрительской части), собирающие огромные и не слишком разборчивые аудитории, движимые лишь стремлением к психологическому расслаблению.
Для выполнения своей функции - снятия сильных производственных стрессов - «массовая культура» должна быть как минимум развлекательной; обращенная к людям часто с недостаточно развитым интеллектуальным началом, она во многом эксплуатирует такие сферы человеческой психики, как подсознание и инстинкты. Всему этому соответствует и преобладающая тематика «массовой культуры», получающей большие доходы от эксплуатации таких «интересных» и понятных всем людям тем, как любовь, семья, карьера, преступность и насилие, приключения, ужасы и т.п. Любопытно и психотерапевтически положительно, что в целом «массовая культура» жизнелюбива, чурается по-настоящему неприятных или удручающих аудиторию сюжетов, а соответствующие произведения завершаются обычно счастливым концом.