Контрольная работа по "Культорологии"

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Марта 2013 в 20:30, контрольная работа

Описание работы

1. Проблемы и феномены культуры изучают разные науки. Дайте определения культурологии и психологии культуры. В чем разница подходов и объектов изучения культуры в этих науках?
2. Дайте социологическое определение культуры.
3. Поясните и приведите примеры следующих функций культуры.
4. Докажите мифологизм первобытной культуры.
----
10. Прочитайте отрывок и ответьте на следующие вопросы: ....

Работа содержит 1 файл

Вариант 9 готов.doc

— 182.50 Кб (Скачать)


 

  1. Проблемы и феномены культуры изучают разные науки. Дайте определения культурологии и психологии культуры. В чем разница подходов и объектов изучения культуры в этих науках?

 

    Культурология— наука, изучающая культуру, наиболее общие закономерности её развития. В задачи культурологии входит осмысление культуры как целостного явления, определение наиболее общих законов её функционирования, а также анализ феномена культуры как системы.

    Психология культуры - одно из новейших направлений в современной гуманитарной науке, формирующееся на основе синтеза теоретико-методологических достижений культурологии и психологии. Возникновение психологии культуры во 2-ой половине XX в. связано с проблемами: как культура отражает внутренний психический мир человека, способствуя формированию и развитию его как субъекта культурной деятельности, каким образом человек способен вносить изменения в процесс познания и интерпретации культурных феноменов. Психология культуры изучает личность в ее функции создателя и потребителя культуры, механизмы социализации и инкультурации личности, генезис человеческой индивидуальности в культурном пространстве.

 

  1. Дайте социологическое определение культуры.

    Социологический подход рассматривает культуру как фактор образования и организации жизни общества. Организующим началом выступает система ценностей каждого общества. Культурные ценности создаются самим обществом, но затем они же и определяют развитие этого общества. Над человеком начинает господствовать то, что создано им самим. вкладываемый в термин "культура" во многом зависит от того какие позиции занимает автор. В большинстве определений, культура, как порождение человека, противостоит природе.

 

  1. Поясните и приведите примеры следующих функций культуры:

функция

характеристика

пример

нормативная

проявляется как система норм и  требований общества ко всем своим  членам во всех областях их жизни и  деятельности – труде, быте, семейных, межгрупповых, межнациональных, межличностных  отношениях. Нормы могут быть как  разрешительными, так и запретительными. В каждой культуре приняты свои нормы поведения. Посредством этих норм культура регулирует, координирует действия отдельных людей и социальных групп, находит оптимальные пути решения конфликтных ситуаций, дает рекомендации при решении жизненно важных вопросов.

напоминание культуры соблюдать элементарную опрятность

функция творческой реализации личности

составляет основу, изначальную  базу творческого акта, прививает субъекту творчества определенную психологическую установку, способствующую реализации тех или иных потребностей общества

комозитор создает оперу, прославляющую подвиг своего народа


 

  1. Докажите мифологизм первобытной культуры.

     Мир  для  первобытного  человека  был  живым  существом.  Эта   жизнь проявлялась в "личностях" - в человеке, звере и растении, в каждом  явлении, с которым человек сталкивался, - в ударе грома, в незнакомой лесной  поляне, в камне, неожиданно ударившем  его,  когда  он  споткнулся  на  охоте.  Эти явления воспринимались как своеобразный  партнер,  обладающий  своей  волей, "личностными" качествами,  а переживание  столкновения  подчиняло  себе  не только связанные с этим поступки и чувства, но,  не  в  меньшей  степени,  и сопутствующие мысли и объяснения.

Итак,  человек  сталкивается  с  бытием  окружающего  мира  и  целостно переживает это взаимодействие: эмоции и творческое воображение  вовлечены  в него в той же мере,  что  и  интеллектуальные  способности.  Каждое  событие обретает индивидуальность, требует своего описания и тем  самым  объяснения. Подобное единство возможно лишь в  форме  своеобразного  рассказа,  должного образно воспроизвести  и  переживаемое  событие  и  раскрыть  его  причинную обусловленность. Именно такой "рассказ" и имеют в  виду,  когда  употребляют слово "миф". Другими словами, рассказывая мифы,  древние  люди  использовали принципиально отличающиеся от привычных нам методы описания и интерпретации.   Роль абстрактного анализа играло метафорическое отождествление.  Например,  современный  человек  говорит,  что атмосферные изменения прекратили засуху и вызвали дождь. Но первые земледельцы Ближнего Востока, наблюдая подобное  событие,  внутренне  переживали  его совершенно иначе. Им на помощь  прилетела  долгожданная  птица  Имдугуд,  покрыла  небо черными грозовыми тучами и  пожрала Небесного быка,  чье горячее дыханиеспалило посевы.

В этом рассказе (мифе) главное - то единство, с каким  переживается, асоответственно  мыслится  и  описывается  реальное  взаимодействие  древнего человека и сил природы. Люди рассказывают о событиях,  от  которых зависело само  их существование.  Они  непосредственно  пережили  столкновение  двух одухотворенных, как им казалось,  сил:  враждебной,  губившей  их  урожай  и угрожавшей  тем  самым  их жизни,  и   другой, устрашающей (гром),   но доброжелательной к ним. Оставалось лишь назвать эти силы и построить  на  их именах  ассоциативно-метафизический  ряд умозаключений,   являющих   собой причудливую смесь фантазии и реальности.

Мифология - средство самовыражения  человека.  Это  древнейшая  и  вечная форма проявления творческих способностей человека.  Именно  поэтому  система мифов, мифологии разного типа обнаруживают себя в основе всех форм  и  типов человеческой культры.

 

Приведите примеры первобытного искусства. Каковы его функции?

 

К первобытному искусству относятся первобытная скульптура, наскальная живопись, мегалитическая архитектура, предметы быта. К искусству из предметов быта относят игрушки для детей, украшения, различные ритуальные статуэтки. Как правило украшения выполнялись из бронзы. Орнаментальные украшения состояли большей частью из кругов, спиралей, волнистых линий и тому подобных мотивов. Особое внимание уделяли украшениям — они были крупного размера и сразу бросались в глаза. Наряду с пещерными росписями и рисунками в ту пору изготовляли разнообразные изваяния из кости и камня. Их делали с помощью примитивных инструментов, и эта работа требовала исключительного терпения. Создание изваяний, без сомнения, тоже было связано с первобытными верованиями.

Первобытное искусство  выполняло следующие функции: познание, самоутверждение человека, систематизация картины мира, формирование эстетического  чувства. При этом социальная функция  тесно переплетается с магико-религиозной. Различные инструменты, оружие, сосуды украшаются изображениями, имеющими магическое и социальное значение.

 

  1. Дайте определение основных понятий культуры Древнего Китая и обозначьте функции следующих богов. Используя данные термины, составьте краткий рассказ о культуре Древнего Китая.

Дао

«путь человека», то есть нравственное поведение и основанный на морали социальный порядок

Шанди

«верховный владыка», «высший предок», «высшее божество»; в древнейших текстах часто просто Ди, в древнекитайской мифологии  и народной религии верховное  божество.

Дэ

манифестация Дао — одна из фундаментальных категорий китайской философии. Иногда отождествлялась с кармой. В самом общем смысле обозначает основное качество, обеспечивающее наилучший способ существования каждого отдельного существа или вещи. Будучи индивидуальным качеством, Дэ относительно, поэтому «благодать» для одних может негативно оцениваться другими.

Небо

воплощение космического верха. Восприятие неба приобщает к сфере величественного: все возвышенное духовное, божественное прописывается небесному. Небеса выступают как образ рая, непреходящего, неизменного, истинного, превосходящего все мыслимые оппозиции абсолюта.

Ян

одна из основных концепций китайской философии - белое, мужское, внешнее, небесное, доброе.

Дракон

в китайской мифологии и культуре символ мужского начала (ян) и китайской нации в целом. В отличие от европейского дракона, китайский представляет доброе начало.

Инь

одна из основных концепций китайской философии - чёрное, женское, внутреннее, земное, злое.

Кун-цзы

(Конфуций, ок. 551-479 до н. э.) - древнекитайский мыслитель, основатель конфуцианства. Основные взгляды Конфуция изложены в книге "Лунь юй" ("Беседы и суждения").

Ли 

Порядок, вежливость

Лао-цзы

(«старый младенец»,  «мудрый старец») древнекитайский философ VI—IV веков до н. э., один из основателей учения даосизма, автор трактата «Дао Дэ Цзин» («Канон Пути и благодати», другое название «Три телеги» — написанный на бамбуке занимал три телеги).

Жэнь

гуманность, основное понятие  конфуцианской философии. Конфуций, придавший этому понятию значение универсальной добродетели, интерпретировал его как "любовь к людям".

Цинь Шихуан

(«Первый император Цинь»,  259—210 гг. до н. э.) — правитель царства Цинь (с 246 г. до н. э.), положивший конец многовековой эпохе Воюющих Царств. К 221 г. до н. э. он установил единоличное господство на всей территории Внутреннего Китая и вошёл в историю как правитель первого централизованного китайского государства. Основанная им династия Цинь, планировавшая править Китаем на протяжении 10 тысяч поколений, была свергнута через несколько лет после его смерти.

Пагода

буквально — башня  сокровищ, тип буддийского культового сооружения в странах Дальнего Востока. Пагоды предназначаются для хранения буддийских реликвий, выполняют мемориальную функцию, обозначают "святые" места.

«Луньюй»

сборник изречений и  бесед Конфуция, составленный его  учениками и последователями.

Лама 

религиозный учитель в тибетском буддизме

Ван

китайская фамилия (клан), происходит от титула правителей государств и княжеств в Китае и Корее в древности и Средние века.

Вторая омонимичная  фамилия Ван имеет другое значение («пруд», «водоём»).


 

Китайская философия  создала самобытное представление о человеке и мире.

Особую роль в истории Китая сыграло учение Конфуция (Кун-цзы, 551–479 гг. до н. э.). Его взгляды изложены в книге «Лунь юй» («Беседы и высказывания»), составленной его учениками. В понимании Конфуция «ли» — руководящий принцип, призванный устанавливать гармонические отношения между людьми.

Понятия «ли» и «жэнь» родственны — оба предполагают человечность, гуманность. Люди, обделенные качеством «жэнь», не могут обладать «ли» и действовать в согласии с ним.

Одним из важнейших направлений развития философской мысли в Китае наряду с конфуцианством был даосизм. В центре внимания даосизма стоят природа, космос и человек. «Дао» – это понятие, при помощи которого возможно дать универсальный, всеобъемлющий ответ на вопрос о происхождении и способе существования всего сущего. Само «Дао» не имеет источников, начала, является корнем всего без собственной энергетической деятельности. «Дао» (пути) внутренне присуща собственная творческая сила «дэ», через которую дао проявляется в вещах при воздействии «инь» и «ян».

Лао-цзы считается старшим современником Конфуция. Лао-цзы означает «учитель Лао». В свою очередь, Лао — это прозвище и означает оно «Старец». Согласно легенде, мать носила его в чреве 81 год, и когда произвела его на свет, новорожденный был сед. Ему приписывается авторство книги «Дао дэ цзин», которая стала основой дальнейшего развития даосизма.

Одно из важных мест в  борьбе идей в течение VI-V вв. до н. э. занимал вопрос о небе и первопричине происхождения всего сущего. В  это время понятие неба включало и верховного владыку («Шан-ди»), и судьбу, и понятие первоосновы и первопричины всего сущего и одновременно было как бы синонимом естественного мира, «природы», окружающего мира в целом. Все свои помыслы, чаяния и надежды обращали древние китайцы к небу, ибо, по их представлениям, от неба (верховного) зависели и личная жизнь, и дела государства, и все природные явления.

В 221 г. до н. э. в Китае пришла к власти династия Цинь, первым императором которой был Цинь Шихуан. Время ее правления было весьма кратким (до 207 г. до н. э.), но значимым, так как за это время вновь произошло объединение Китая и формальная императорская власть наполнилась реальным содержанием.

После проникновения в Китай буддизма начинается строительство буддийских храмов, это прежде всего скальные храмы и пагоды, которые часто украшались скульптурами и изображениями драконов. Буддийские монахи-священники (ламы) считались сыновьями неба.

 

  1.  Назовите и объясните смысл и символику христианских заповедей Нагорной проповеди Христа (Евангелие от Матфея).

 

Основное содержание Своего учения Христос высказал в  знаменитой Нагорной проповеди (Евангелие от Матфея, главы 5-7). Эти заповеди можно назвать христианским учением о счастье.

Девять заповедей блаженства —  это не просто перечень христианских добродетелей или правил. Христовы заповеди отличаются от Моисеева Десятисловия тем, что они представляют собой конкретный путь, который проходит каждый человек, становясь христианином. Каждая последующая заповедь логически вытекает из предыдущей и служит основой для последующей, то есть является более высокой ступенью постижения Христа. Иными словами, заповеди блаженства — это лестница христианина.

С другой стороны, девять заповедей  блаженства имеют структурное сходство с Ветхозаветным "Нравственным Законом  Божьим" (Декалогом). Подобно ему  они разделены на две группы: первые четыре, как и в Ветхом Завете, касаются отношений человека с Богом, а последние пять — отношений между людьми. Такое деление не случайно и указывает на два объекта любви: Бога и человека. Каждая из двух групп заповедей чуть позже будет предельно кратко и точно сформулирована Христом в двух известных заповедях о любви. Проповедь искренней, чистосердечной любви к Богу и людям есть, по большому счету, основное содержание христианского учения. Отвечая на вопрос: "Учитель! какая наибольшая заповедь в законе?"

Иисус говорит: возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим,и всею душою твоею, и всем разумением твоим: Сия есть первая и наибольшая заповедь; вторая же подобная ей: ...возлюби ближнего своего как самого себя.12

Итак, перед нами христианское учение о блаженстве, иными словами — о счастье.

1. Блаженны нищие духом, ибо  их есть Царство Небесное

Заповедь на первый взгляд парадоксальная. Было бы проще понять, если бы речь шла  о нищих материально: это прямо  согласуется с отношением Иисуса к финансовому благосостоянию. Но здесь сказано "нищие духом", и это не случайно. Причем это то, с чего Христос начал излагать свое учение о счастье. Значит, именно с этого и начинается дорога к счастью. Даже более того, этим она и заканчивается, поскольку Иисус употребляет глагол "есть" в настоящем времени: то есть Царство Небесное уже принадлежит "нищим духом".

Прочитав все Евангелие, мы сможем понять, что под "нищетой духа" здесь подразумеваются основополагающие христианские добродетели: смирение, кротость, отсутствие гордости, покаяние. Действительно, чтобы начать движение в сторону Царства Небесного, необходимо начать исправляться, ибо от природы все люди рождаются грешными. Для этого необходимо увидеть пропасть между своим характером и характером Христа; необходимо задать себе вопросы: как я живу? Что я говорю? Как я думаю? Осознание своего греха  первое условие перерождения.

Информация о работе Контрольная работа по "Культорологии"