Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Февраля 2011 в 20:59, контрольная работа
1-й вопрос. Массовая и элитарная культура.
2-й вопрос. Культура России 18 - 20 века
В эти же годы на сцене московского Большого театра была поставлена опера М.И.Глинки «Жизнь за царя» (впоследствии на советской сцене она шла под названием «Иван Сусанин»).
В России очень немногие сознавали истинное значение его музыки. Но зарубежные ценители (французский романист П.Мериме, композиторы Г.Берлиоз и Ф.Лист) уже в то время высоко оценивали творчество Глинки.
Впервой половине XIX в. открылась новая страница в истории отечественной музыкальной культуры. Композиторы не стремились к заимствованиям у немецкой, итальянской и французской школ. Многовековое народное творчество создало основу для развития национальной музыкальной школы. Сочетание народных мотивов с романтизмом обусловило появление особого жанра – русского романса (А.А.Алябьев, А.Е.Варламов, А.Л.Гурилев). В это время русская музыкальная культура поднялась на невиданную еще высоту.
Литература. Именно рассвет литературы позволил определить первую половину XIX века как «золотой век» русской культуры. Писатели, отражавшие русскую действительность, занимали разные общественно-политические позиции. Существовали различные художественные стили (методы). В литературе первой половины XIX века закладывались те основополагающие принципы, которые определяли её дальнейшее развитие: народность, высокие гуманистические идеалы, гражданственность и чувство национального самосознания, патриотизм, поиски социальной справедливости. Литература становилась важным средством формирования общественного сознания.
На рубеже XVIII- XIX вв. классицизм уступил место сентиментализму. В конце своего творческого пути к этому методу пришел Г.Р.Державин. Главным представителем русского сентиментализма был писатель и историк Н.М.Карамзин (повесть «Бедная Лиза»).
Русский сентиментализм просуществовал недолго. Героические события войны 1812 года способствовали появлению романтизма. Он был широко распространен и в России, и в других европейских странах. В русском романтизме существовало два течения. В творчестве В.А.Жуковского проявился «салонный» романтизм – это баллады. Другое течение в романтизме представляли поэты и писатели-декабристы (К.Ф.Рылеев, В.К.Кюхельбекер, А.А.Бестужев-Марлинский). Они призывали к борьбе против самодержавно-крепостнических порядков, выступали за идеалы свободы и служения Родине. Романтизм оказал заметное влияние на раннее творчество А.С.Пушкина и М.Ю.Лермонтова.
Во второй четверти XIX в. в европейской литературе начал утверждаться реализм. В России его основоположником стал А.С.Пушкин. После создания романа «Евгений Онегин» этот художественный метод стал доминирующим. В творчестве М.Ю.Лермонтова, Н.В.Гоголя, Н.А.Некрасова, И.С.Тургенева, И.А.Гончарова отчётливо проявились характерные черты реализма: правдивое отображение действительности во всем её многообразии, внимание к простому человеку, обнажение отрицательных явлений жизни, глубокие раздумья о судьбах Родины и народа.
Развитие литературы происходило в сложных социально-политических условиях. Её постоянное соприкосновение с передовыми течениями общественной мысли вынуждало правительство применять к литераторам запретительные и репрессивные меры. В 1826 г. цензурный устав, названный современниками «чугунным», сменил прежний (1804г.), более либеральный. Теперь цензор мог по своему усмотрению кромсать текст, убирая из него все, что ему казалось оскорбительным для самодержавия и церкви.
Культура
России начала XX
в.
Начало 20 в. – новый расцвет русской культуры. Этот период охватил все виды творческой деятельности, породил выдающиеся художественные произведения и научные открытия, новые направления творческого поиска, открыл плеяду блестящих имён, ставших гордостью не только русской, но и мировой культуры, науки и техники. Этот социокультурный феномен вошёл в историю под названием «серебряного века» русской культуры.
Обзование. К началу XX в. Россия оставалась страной с низким уровнем образования. Неграмотность населения - 76%. Начальное образование разделялось на светское и церковное. А среднее делилось на классическое (гимназии) и реальное (реальные училища). В реальных училищах преимущественно изучались предметы физико-математического и естественного цикла. Обучение в средних учебных заведениях было платным (т.е. доступно было в основном детям дворян, чиновников, буржуазии, интеллигенции). Сюда принимались учащиеся лишь после сдачи экзаменов. Оживилась и деятельность высшей школы. К началу Первой мировой войны в России было более 100 вузов. Царское правительство разрешило студенческие организации, восстановило выборность деканов и ректоров.
Наука. Несмотря на отставание в области индустриального производства, Россия в начале XX в. произвела «революцию в естествознании». Имена: И.П. Павлов (разработал теорию условных рефлексов; Нобелевская премия), И.И. Мечников (обосновал теорию иммунитета, положив начало изучению проблемы предупреждения различных заболеваний; Нобелевская премия), К.А. Тимирзяев (исследовал процессы усвоения углекислоты зелёными растениями под воздействием света – крупный вклад в обоснование учения о единстве и связи жив и нежив природы), П.Н. Лебедев (сделал открытия в области физики волн; создал первую в России физическую школу), К.Э. Циолковского (обосновал возможность космических полётов), И.И. Сикорского (конструктор - создал четырёхмоторный самолёт, уехал в США и изобрел вертолет), А.С. Попов (радио), И.В. Мичурина.
Литература. Неоднозначный характер русского общества начала XX в. наиболее выпукло выразился в русской художественной литературе «серебряного века». С одной стороны, в произведениях писателей сохраняются устойчивые традиции «критического реализма» XIX в. (Л.Н. Толстой, А.П. Чехов, В.Г. Короленко, Д.М. Мамин-Сибиряк; на смену им идут И.А. Бунин, А.И. Куприн, М. Горький). Искусство может не только «отображать», но и «преображать» существующий мир.
Основоположником нового направления в искусстве стали поэты-символисты. Они внесли в своё слово художественны символы (А. Блок, В. Брюсов, А. Белый, Вячеслав Иванов, Ф. Сологуб, З. Гиппиус). Оппонентами символистов выступали акмеисты, которые отрицали мистические устремления символистов, провозглашали ценность земной жизни, призывая возвратить словам их изначальный, традиционный смысл, освободив от символических толкований. Основным критерием оценки художественного творчества для акмеистов был безупречный эстетический вкус, красота художественного слова (Н. Гумилев, С. Городецкий, А. Ахматова, О. Мандельштам, М. Зенкевич, В. Нарбут). Футуризм (авангардизм). Поэзия футуристов отличалась повышенным вниманием не к содержанию, а к форме стихосложения. Яркие представители: В. Хлебников, В. Маяковский, И. Северянин.
Живопись. Сходные процессы протекали и в русской живописи. Прочные позиции удерживали представители русской академической школы и наследники передвижников – И.Е. Репин, В.И. Суриков, С.А. Коровин. Но основным стилем в начале XX в. стал модерн. Последователи этого направления объединились в творческом обществе «Мир искусства» (1898 – 1924 гг.). Они считали своей целью восстановление связи живописи с культурой в целом; выступали резко против передвижников. ( А. Бенуа, С. Дягилев – основатели; К. Сомов, И. Грабарь, Н. Рерих). В это же время появляются группировки, представляющие авангардное направление в искусстве. 1910 г. в Москве, прошла выставка «Бубновый валет», а в 1911 г. организовано такое же общество. (П. Кончаловский, И. Машков, Р. Фальк, А. Лентулов, В. Рождественский) – стремились окончательно освободить живопись от воздействия политической и социальной жизни. Наиболее популярным их жанром становится натюрморт. Художники подражали упрощенным формам искусства - примитивизм. В целом же русская живопись начала века характеризовалась изобилием различных групп и художественных объединений. Многие мастера нового поколения пробовали себя в различных жанрах – от импрессионизма к модерну, затем к примитивизму, кубизму или экспрессионизму.
Музыка, балет, театр, кинематограф. Начало XX в. – время творческого взлёта великих русских композиторов-новаторов А. Скрябина, И. Стравинского, С. Танеева, С. Рахманинова. В своём творчестве они пытались создать новые музыкальные формы и образы. Достигла расцвета и музыкальная исполнительская культура. Русская вокальная школа была представлена Ф. Шаляпиным, А. Неждановой, И. Ершовой. Русский балет занял ведущие позиции в мировом балетном искусстве. Русская балетная школа дала миру плеяду блестящих артистов – А. Павлову, Т. Карсавину, В. Нежинского. Поиски нового театра связаны с именами великих режиссеров – К. Станиславского, В. Мейерхольда. Е. Вахтангова, Немировича-Данченко. Станиславский – основатель психологической актерской школы, считал, что будущее театра – в углублённом психологическом реализме. Начало XX в. – появление нового вида искусства – кинематографа, который быстро развивался и становился очень популярным, так как был доступен для всех слоёв населения.
Меценатство.
Одной из замечательных черт культурной
жизни этого периода было меценатство.
Меценаты принимали деятельное участие
в развитии образования, науки, искусства.
Благодаря участию просвещенных представителей
российского торгово-промышленного мира
были созданы Третьяковская галерея, Щукинское
и Морозовское собрания новой западной
живописи, Частная опера С.И.Мамонтова,
Московский художественный театр. Московский
предприниматель П.Г.Шелапутин пожертвовал
полмиллиона рублей на устройство учительской
семинарии.
Начало
XX в. стал чрезвычайно плодотворным периодом
в развитии отечественной культуры. Духовная
жизнь общества, отражая стремительные
перемены, которые произошли в стране
на рубеже двух столетий, бурную политическую
историю России в эту эпоху, отличалась
исключительным богатством и разнообразием.
А.Бердяев писал: «Только жившие в это
время знают, какой творческий подъем
был у нас пережит» Творчество русских
ученых, деятелей литературы и искусства
внесло огромный вклад в сокровищницу
мировой цивилизации.
Вывод:
Русская культура поражает своей
яркостью, богатством, обилием талантов
в самых разных сферах. В то же
время это была культура общества
обреченного на гибель, предчувствие
которой прослеживалось во многих ее произведениях.
Список
литературы
1. Пархоменко И.Т., Радугин А.А. «Культурология в вопросах и ответах», Москва «Центр» 2001 г.
2. Культурология»,// Ред. А.А. Радугина «Москва «Центр» 2001 г.
3. Смольская Е.П. «Массовая культура»: развлечение или политика? М.: Мысль, 1986. С.- 40-41.
4. Культурология. История мировой культуры. Учебник для вузов/ Под ред. Проф. А.Н. Марковой . - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Культура и спорт, ЮНИТИ, 1998.
5. www. 5ballov .ru
6. www. bankreferatov.ru
Философский
энциклопедический словарь. М., 1997
Подведем итог
всему вышеизложенному и
Специфические черты русской культуры определяются в значительной степени тем, что исследователи назвали “характером русского народа”. Об этом писали все исследователи “русской идеи”. Главной чертой этого характера называли веру. Альтернатива “вера-знание”, “вера-разум” решалась в России в конкретные исторические периоды по-разному, но чаще всего в пользу веры. Русская культура свидетельствует: при всем разночтении русской души и русского характера трудно не согласиться со знаменитыми строчками Ф. Тютчева: “Умом Россию не понять, аршином общим не измерить: у ней особенная стать — в Россию можно только верить”.