Контрольная работа по "Культорологии"

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Февраля 2011 в 20:59, контрольная работа

Описание работы

1-й вопрос. Массовая и элитарная культура.
2-й вопрос. Культура России 18 - 20 века

Работа содержит 1 файл

Моя контрольная.doc

— 152.00 Кб (Скачать)

    Таким образом, реформы затронули практически  все сферы жизни общества. Содержанием  их явились решающий сдвиг от средневековья  к новому времени и европеизация всех областей жизни. Происходила ломка старых государственных учреждений, замена их новыми, складывался современный административно-бюрократический аппарат. Важное место в преобразованиях Петра I занимала церковная реформа, в результате которой относительно независимая прежде церковь оказалась под властью государства. В итоге всех преобразований в политическом строе Русского государства завершилось оформление абсолютной монархии. Абсолютистское государство нуждалось в светской культуре.

    Пафос европейских учений, рождённых верой  во всемогущество человека и его способность силой разума устроить «жизнь без Бога», не заслонил исконно русских национальных ценностей. Светские формы культуры, заимствованные из Европы, в России были переосмыслены с учётом  традиционного православного духовного опыта. Противостояние добра и зла, борение света и тьмы обрело в искусстве XVIII века новое содержание. Человек ответственен за всё. Поэтому, человек, его пороки и добродетели становятся главным предметом отражения в произведениях искусства: в литературе, театре, живописи, скульптуре, музыке.

    Образование. Наука. Расширяются связи с западными странами. Контакты с Европой способствовали проникновению в Россию гуманистических и рационалистических учений. Идеология абсолютизма начала подкрепляться идеями рационализма, европейского Просвещения. Большую роль в этом сыграли реформы в области образования. Крупнейшим деятелем Просвещения  в России был журналист и издатель Н.И. Новиков. Его журналы «Трутень», «Живописец» высмеивали произвол властей, крепостничество. 

    Главным же центром научной деятельности была Академия наук. В 1755 г. к ней прибавился Московский университет, в1773 г. – горное училище в Петербурге, в 1783 г. – Российская академия, занявшаяся изучением языка. Выдающуюся роль в развитии отечественной науки сыграл М. Ломоносов (1711 - 1765), ученый необычайной широты интересов, который и стал первым русским академиком.

     Литература. Тяжелее всего приходилось литературе, ибо ее буквально захлестнул поток иностранных слов и целых выражений. Господство берёт в свои руки классицизм (творчество поэта Г. Державина (1743 - 1816), комедиографа Д. Фонвизина (1744 - 1792), а в самом конце столетия – Н. Карамзина (1726 - 1826), беллетриста и, по выражению А. Пушкина, «Колумба русской истории».), затем его сменяет сентиментализм, романтизм. Книги просветителей в XVIII в. читали в России, главным образом, дворяне. У большинства из них не появилось желания поскорее уравняться в правах с мужиками и отменить самодержавие. Первое, что им легче всего было взять у просветителей, – это критическое отношение к религии. Этому часто сопутствовало вступление в какую-нибудь масонскую ложу. Так назывались завезенные из Европы тайные организации, стоявшие на позициях космополитизма и антиклерикализма.

     Живопись. Русское искусство эпохи поднималось на уровень высокого мастерства. Изобразительное искусство и архитектура России раньше, чем литература проявили свою национальную оригинальность и способность создавать шедевры. В числе самых талантливых представителей – живописцы Ф. Рокотов (1735 – 1808), Д. Левицкий (1735 - 1822), В. Боровиковский (1757 - 1825); скульпторы Ф. Шубин (1740 – 1805) и М. Козловский (1753 - 1802); зодчие В. Баженов (1737 - 1799) и М. Казаков (1738 - 1812). И уже к концу XVIII в. было понятно, что Петербург – молодая столица империи – становится одним из красивейших в художественном отношении городов Европы («Северной Венецией»). Наступает расцвет русской скульптуры. Э. Фольконе создаёт памятник Петру I на Сенатской площади.

     Яркая особенность высокой русской  культуры XVIII в. – ее тесная связь  с императорским двором и властью, которые ее буквально насаждали. Ведь, именно двор выступал в качестве главного носителя и распространителя в стране идей Просвещения. Императрица Екатерина II (1729 – 1796, правила с 1762), при которой феодально-крепостнический строй в России достиг своего апогея, находилась в переписке с Вольтером, Дидро и другими европейскими просветителями. А ведь Просвещение было движением принципиально антифеодальным, антиабсолютистским! 

     2.  XIX век. Особенности «Золотого века» классического русского искусства.

     Необычайный взлет отечественной культуры в  первой половине XIX в. позволил назвать  это время «золотым веком». Если в экономическом и социально-политическом развитии Россия отставала от передовых европейских государств, то в культурных достижениях она не только шла вровень с ними, но и часто опережала.

     Развитие  русской культуры в первой половине XIX в. опиралось на преобразования предшествующего времени. Проникновение элементов капиталистических отношений в экономику усилило потребность в грамотных и образованных людях. Города стали основными культурными центрами. Новые социальные слои втягивались в общественные процессы. Культура развивалась на фоне все возрастающего национального самосознания русского народа и в связи с этим имела ярко выраженный национальный характер. Существенное влияние на литературу, театр, музыку и изобразительное искусство оказала Отечественная война 1812 года.

     Однако  консервативные тенденции в политике императоров Александра I и Николая I сдерживали развитие культуры. Правительство активно боролось с появлением передовой мысли в литературе, публицистике, театре и живописи. Оно препятствовало широкому народному образованию. Крепостничество не давало возможности пользоваться высокими достижениями всему населению. Культурные запросы и потребности верхушки общества были иными, чем у народа, у которого складывались собственные культурные традиции.

     Архитектура и скульптура. Конец XVIII и начало XIX вв. – это эпоха классицизма в русском зодчестве, наложившая яркий отпечаток на архитектурный облик обеих столиц и других городов.

     Классицизм  – европейское культурно-эстетическое течение, которое ориентировалось  на античное (древнегреческое и древнеримское) искусство, на античную литературу и мифологию. В русской литературе век классицизма был сравнительно короток и неярок, в русской музыке почти не было классицизма, зато в живописи и, особенно в архитектуре, он оставил подлинные шедевры.

     Еще в середине XVIII в. Петербург был городом одиночных архитектурных ансамблей, утопал в зелени усадеб и был во многом похож на старую Москву. Затем началась регулярная застройка города. Петербургский классицизм – это архитектура не отдельных зданий, а целых проспектов и ансамблей, поражающих своей уравновешенностью, единством, гармоничностью.

     Работа  по упорядочению центра Петербурга началась с возникновения здания Адмиралтейства по проекту Андрея Дмитриевича Захарова (1761-1811). В громадном здании архитектор выделил центральную башню. Принципиальное значение имело возведение в начале XIX в. здания Биржи на стрелке Васильевского острова. Именно это здание должно было объединить ансамбли, сложившиеся вокруг самого широкого участка русла Невы. Проектирование  Биржи и оформление стрелки было поручено французскому архитектору Тома де Томону. В доработке проекта участвовал А.Д.Захаров.

     Невский проспект, приобрел вид цельного архитектурного ансамбля с постройкой в 1801 – 1811 гг. Казанского собора. Автор проекта Андрей Никифорович Воронихин (1759-1814), взял за образец собор св. Петра в Риме, творение великого Микеланджело. Перед собором были поставлены памятники Кутузову и Барклаю-де-Толли, выполненные Б.И.Орловским.

     В 40 – 50-е годы XIX в. Невский проспект украсили бронзовые скульптуры Петра Карловича Клодта (1805-1867) «Укротители коней», установленные на устоях Аничкова моста через Фонтанку. Еще одна работа Клодта – памятник Николаю I на Исаакиевской площади в Петербурге. Император изображен верхом на лошади.

     Нельзя  не восхититься величественной красоте  Исаакиевского собора, который строился сорок лет, с 1818 по 1858 г., в Петербурге – самое большое здание, возведенное в России в первой половине XIX в.. Внутри собора одновременно могут находиться 13 тысяч человек. Проект был разработан французским архитектором Огюстом Монферраном (17886-1858). Фигура ангела, держащего крест, была выполнена Б.И.Орловским.  Ему же принадлежит памятники М.И.Кутузову и М.Б.Барклаю де Толли в Петербурге.

     Карл  Иванович Росси (1775-1849), сын итальянской балерины, родился и жил в России. По проекту Росси были построены здания Сената и Синода, Александровского театра, Михайловского дворца (ныне – Русский музей). Не ограничиваясь возведением отдельных зданий, знаменитый маэстро перестраивал и переоформлял прилегающие к ним улицы и площади.

     Московский  классицизм был характерен отдельными зданиями, а не ансамблями. Трудно было создать архитектурные ансамбли на изогнутых улицах с наслоением разных эпох. Даже пожар 1812 г. не переломил традиционное разностилье московских улиц, живописную хаотичность застройки.

     После пожара в Москве были возведены такие  выдающиеся по красоте здания, как  Большой театр, Александровский  сад и Манеж (архитектор О.И.Бове, инженер А.А.Бетанкур), Опекунский дворец на Солянке (архитектор Д.И.Жидярди). На Красной площади был воздвигнут памятник Минину и Пожарскому – произведение Ивана Петровича Мартоса (1754-1835). Следуя традициям классицизма, скульптур облачил своих героев в античные одежды.

     Но  всё-таки мне кажется, что московский классицизм не отличался такой величественной монументальностью, как петербургский. Для Москвы были характерны небольшие особняки усадебного типа. Московский классицизм более свободен и более приближен к человеку.

     В 1839-1852 гг. по проекту немецкого архитектора Лео Кленце в Петербурге было построено здание Нового Эрмитажа. Спокойное равновесие его частей, декоративное оформление в новогреческом стиле, мощные гранитные атланты у входа – все это создавало впечатляющий образ музея – хранилища шедевров мирового искусства.

     Работа  Тона понравились Николаю I. Архитектор получил два крупных заказа для Москвы. В 1838-1849 гг. под его руководством был построен Большой Кремлевский дворец и здание Оружейной палаты. В 1839 г. на берегу Москвы-реки был заложен храм Христа Спасителя. Торжественное освящение храма Христа Спасителя состоялось в 1883 г. В его строительстве участвовали многие талантливые русские скульпторы, художники, инженеры, литейщики, каменотесы. В храме были установлены мраморные доски с именами убитых и раненых офицеров, сообщалось о числе погибших солдат в каждом сражении, были увековечены имена людей, пожертвовавших свои сбережения на дело победы. Величественная стометровая громада храма органично вписалась в силуэт Москвы.

     Русская живопись.  Для русского изобразительного искусства также были характерны романтизм и реализм. Однако официально признанным методом был классицизм. Академия художеств стала консервативным и косным учреждением, препятствовавшим любым попыткам свободы  творчества. Она требовала строго следовать канонам классицизма, поощряла написание картин на библейские и мифологические сюжеты. Молодых талантливых русских художников не удовлетворяли рамки академизма. Поэтому они чаще, чем прежде, обращались к портретному жанру.

     Два замечательных портретиста своего времени – Орест Адамович Кипренский (1782-1836) и Василий Андреевич Тропинин (1776-1857) – Оставили нам прижизненные портреты Пушкина.

     Карл  Петрович Брюллов создаёт «Последний день Помпеи». В это время начинается эпоха академической живописи.

     Своей вершины академическая живопись достигла в творчестве Александра Андреевича Иванова (11806-1858). Более 20 лет работал  он над картиной «Явление Христа народу», в которую вложил всю мощь и  яркость своего таланта.

     В первой половине XIX в. в русскую живопись входит бытовой сюжет. Одним из первых к нему обратился А.Г.Венецианов. Он посвятил свои картины изображению крестьян: «На пашне», «Захарка», «Утро помещицы». Его традиции продолжил Павел Андреевич Федотов (1815-1852). В 1842 г. на академической выставке была представлена его картина «Свежий кавалер».

     Лучшие  творения художников попали в коллекции  вельмож, оседали в запасниках Академии художеств. Их мало кто видел. Создание общедоступных художественных музеев в России началось в 1852 г., когда открыл свои двери Эрмитаж. Дворцовое собрание художественных сокровищ было превращено в национальный музей, доступный для публики.

     Театр и музыка. В первой половине XIX в. в России театральная жизнь вступает в новую фазу. Существовали различные виды театров. По прежнему широко были распространены крепостные театры, принадлежавшие русским аристократическим фамилиям (Шереметьевым, Апраксиным, Юсуповым). Государственных театров было немного (Александринский и Мариинский в Петербурге, Большой и Малый в Москве). Начали появляться  частные театры, которые то разрешались, то запрещались властями.

     Драматический театр развивался под воздействием тех же тенденций, что и литература. В нем в начале XIX в. господствовали классицизм и сентиментализм. Позднее появились романтические пьесы. Ставились произведения европейских (Ф.Шиллер, В.Шекспир) и отечественных авторов.. Большим успехом пользовались сатирические комедии Д.И.Фонвизина и И.А.Крылова. В 30 – 40-е годы 19 в. под влиянием отечественной литературы в театральном репертуаре стали утверждаться реалистические традиции.

     Большим событием в театральной жизни  России была премьера гоголевского «Ревизора» – сначала в петербургском  Александринском театре, а затем  в московском Малом, где роль Городничего  играл Щепкин.

Информация о работе Контрольная работа по "Культорологии"